Культура
№ 24(201) от 27.06.2007
"Онегина" в Омске осовременивать не будут... пока
В реанимации постановок, утративших признаки жизни, режиссеры все чаще прибегают к шоковой терапии. В Большом театре хулиган из режиссуры Дмитрий Черняков закрутил интригу "Евгения Онегина" вокруг обеденного стола, где подвыпившие ларинские гости горланят песни, а Ленский у него погибает в результате неосторожного обращения с ружьем. В Омске, напротив, верны традициям и Ленского убивают на дуэли, но спекталь и без наворотов пользуется спросом.
Сцена из спектакля "Евгений Онегин" Музыкального театра |
В "главной русской опере главного русского композитора на главной сцене страны" нет ни традиционного варенья, ни сада с лавочками, ни дуэли среди сугробов, ни малинового берета. Зато есть немытая и нечесаная Татьяна, которая, взгромоздившись на стол, поет: "Я здесь одна, меня никто не понимает". Сразу после премьеры в сентябре 2006 года одни назвали черняковские экзерсисы "надругательством над русской культурой", а другие - смелым экспериментом, припомнив, что зарубежные режиссеры вообще садили бедную Ларину в клетку, загоняли на дерево и заставляли писать эсэмэски. Ничего подобного в спектакле, идущем почти двадцать лет на сцене омского Музыкального театра, нет. К сожалению одних и к счастью других. И тем не менее у публики "Онегин" пользуется спросом. А к 60-летию театра "лирические сцены в трех действиях" (так Чайковский обозначил жанр своего творения) стали своеобразной поздравительной открыткой от солистов Саратовского академического театра оперы и балета Ольги Кочневой и Дмитрия Соловьева и главного дирижера Пермского театра оперы и балета, народного артиста Республики Башкортостан Валерия Платонова.
- Вопрос, насколько оперной классике необходима ревизия, остается открытым последние десять лет, - поделился своими мыслями с "БК" известный дирижер, чей спектакль Ballet Imperial на музыку Чайковского два года назад получил "Золотую маску". - Самое главное здесь - степень талантливости режиссера и команды, которые делают спектакль, и степень убежденности, что партитуру можно увидеть в ином свете. Среди театральных критиков есть понятие "актуализация классики", когда классическое произведение максимально приближается к восприятию современного зрителя. Для режиссера это очень тернистый путь, на котором возможны как грандиозные провалы, так и фантастические открытия. В нашем театре много спектаклей, поставленных не в русле традиций. Но мы экспериментируем не с хрестоматийными, а с малоизвестными вещами.
"Перелицовывать" классику можно, но не могу сказать, что это необходимо.
Все зависит от того, для какой аудитории поставлен ваш спектакль. Если публика на него приходит, значит, он нужен в таком виде. Если возникнет ситуация, что потребуется другой "Онегин", то, я думаю, в Омск пригласят режиссера, который придумает постановку и похлеще Чернякова.
Пока, правда, не пригласили. То ли жалеют Чайковского, то ли играть неоклассику в Музыкальном просто некому.
- Вопрос, насколько оперной классике необходима ревизия, остается открытым последние десять лет, - поделился своими мыслями с "БК" известный дирижер, чей спектакль Ballet Imperial на музыку Чайковского два года назад получил "Золотую маску". - Самое главное здесь - степень талантливости режиссера и команды, которые делают спектакль, и степень убежденности, что партитуру можно увидеть в ином свете. Среди театральных критиков есть понятие "актуализация классики", когда классическое произведение максимально приближается к восприятию современного зрителя. Для режиссера это очень тернистый путь, на котором возможны как грандиозные провалы, так и фантастические открытия. В нашем театре много спектаклей, поставленных не в русле традиций. Но мы экспериментируем не с хрестоматийными, а с малоизвестными вещами.
"Перелицовывать" классику можно, но не могу сказать, что это необходимо.
Все зависит от того, для какой аудитории поставлен ваш спектакль. Если публика на него приходит, значит, он нужен в таком виде. Если возникнет ситуация, что потребуется другой "Онегин", то, я думаю, в Омск пригласят режиссера, который придумает постановку и похлеще Чернякова.
Пока, правда, не пригласили. То ли жалеют Чайковского, то ли играть неоклассику в Музыкальном просто некому.
Оксана Дубонос
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл860021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии682021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись670021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2733314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6976114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2213013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2568013 ноября 2024
Новости партнеров