Новости. Омск

Политика. Первые лица
№ 27(204) от 18.07.2007

Содержание

Николай Харитонов: "Для меня это непросто: туда-сюда"

Едва ли не самый известный российский "аграрий", депутат Госдумы ­Николай Харитонов выходит из Аграрной партии России. Об этом он заявил журналистам на недавней ежегодной конференции областной организации КПРФ в Новосибирске. Считая последующее вступление в КПРФ делом необязательным, беспартийный Харитонов на ближайших выборах намерен поддерживать коммунистов.

 Николай Харитонов

Корреспонденту "БК" удалось взять эксклюзивное интервью у депутата.
- Николай Михайлович, какова дальнейшая судьба Аграрной партии России, учитывая, что представляющие ее депутаты Госдумы входят в идеологически диаметрально противоположные думские фракции, а в большинстве регионов партийные ячейки либо отсутствуют, либо бездействуют. Не проще ли прекратить ее существование и присоединиться полностью к одной из реальных политических сил? Почему вы приняли решение выйти из рядов Аграрной партии (АПР)?
- Надо начать рассказ с того, как создавалась АПР. Когда в начале 90-х над коммунистической партией занесли политический топор, надо было провести перерегистрацию (КПСС в КПРФ - прим. "БК"). Я тогда был народным депутатом РСФСР. Опасаясь того, что КПРФ не зарегистрируют, мы решили создать новую партию, чтобы сохранить активную часть населения, близкую к "левой" идеологии в своей обойме. Собирались неоднократно, обсуждали и пришли к выводу, что название "Крестьянская" не пойдет, отклонили "Социалистическую" и сошлись во мнении - надо создавать партию Аграрную: вроде как созвучно серпу и молоту. Предполагалось, что в случае запрета КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов пойдет по спискам Аграрной партии в первую Госдуму. Но потом все разрешилось, КПРФ была признана. Когда избирали лидера "аграриев", кандидатур было много, в том числе и я. Но остановились на Михаиле Лапшине. Для пользы партии лидеру нужно часто бывать в Москве, а он как раз был из Московской области. Мне же было далековато, да и в то время я работал народным депутатом РСФСР. Решили признать, что Аграрная партия и КПРФ - это братские политические партии "левого" толка, и действовать по методу деревенского невода: крыла два, а мотня, куда собирается вся рыба, или голоса избирателей, одна. "Аграрии" "подбирают" избирателей малых населенных пунктов, рабочих поселков, а компартия - рабочий класс больших городов. После выборов президента, в которых я участвовал, Кремль, видя, какой колоссальный результат я получил, дал команду ни в коем случае не подпускать Харитонова к руководству партии. Это было выполнено: Лапшина убрали, поставили Владимира Плотникова. А он все эти три года был в составе "Единой России". Кто будет голосовать за АПР (Аграрная партия России   - "БК") в такой ситуации? Плотников же, пытаясь оправдать свое пребывание в ЕР, говорит, мол, мне так легче с губернаторами работать. Аграрной партии в администрации президента дали указание колоть левый фланг. Теперь АПР стала фактически политическим союзником Кремля.
- Что мешает лично вам получить сейчас партбилет КПРФ?
- Я не готов сейчас на эту тему говорить, потому что для меня это непросто: менять членство в парторганизациях, туда-сюда, туда-сюда. Я был и остаюсь сельским коммунистом.
- Есть ли у вас какие-то принципиальные расхождения с Зюгановым и его окружением?
- Нет, и я практически всю первую Госдуму, которая работала всего два года, был во фракции КПРФ. И неслучайно я от коммунистов шел на выборы кандидатом в президенты, по сути спасая компартию, которой предрекали 1,5-2%. Тогда раскручивали Геннадия ­Семигина, внутреннюю оппозицию, но я пошел, и нам удалось вновь доказать состоятельность компартии. После выборов я поехал по регионам, был в том числе и в Омской области, посетил почти все сельские районы. Когда я встречался с руководителями на селе, мне прямо говорили: "Понимаем. Но дана жесткая команда, нужен такой-то процент голосов за тех-то". Сегодня более или менее уязвимый класс - сельское население. Оно подвержено колоссальному влиянию, административному давлению.
- За последний год в каких выборных кампаниях вам приходилось участвовать? Кандидатов каких партий вы обычно поддерживаете?
- Безусловно, кандидатов от КПРФ. Я ездил с отчетом в период избирательной кампании как член коммунистической думской фракции. Во всех регионах, где проходили региональные выборы в областные парламенты и где я побывал, компартия вошла в тройку лидеров. Даже в Коми, где у коммунистов сроду ничего не было, впервые в парламенте появилась фракция КПРФ. На селе меня всегда хорошо встречают. Правда, в Омской области в один из сельских клубов меня даже не пустили: говорят, дескать, распоряжение губернатора. Я потом в телефонном разговоре Леониду Полежаеву сказал: "Вы сделали выборы без выборов". Надо хотя бы раз дать людям свободно выбрать. Мы никогда не сможем поднять страну в экономическом развитии, потому что мы не даем партиям в соревновательном режиме управлять государством, управлять народно-хозяйственным комплексом. Мы осудили 70 лет хозяйствования советской власти, а сегодня повторяется то же самое, только в кубе и в извращенном виде под руководством "Единой России". И Ельцину, и Путину я говорил, что у нас ничего не получится, пока мы не поднимем роль партий и не будем формировать правительство по итогам думских выборов. Только тогда появится реальная возможность для той или иной политической силы влиять на народно-хозяйственный комплекс. Мы даже министра снять не можем! Против Зурабова в одно время даже "Единая Россия" подписалась, мол, он такой-сякой. Но его никто не прогнал.
- Какие законодательные инициативы вы выдвинули, работая в этом созыве Госдумы? Есть ли у коммунистов какие-то способы проводить свои инициативы или они заранее обречены на провал?
- Я участвовал вместе со многими депутатами в разработке закона "О государственной поддержке сельского хозяйства". Но наш законопроект ­"обрезало" правительство, убрав оттуда все статьи о реальной поддержке села. А вообще, нашу законотворческую работу, нудную, практически никогда не видно по телевидению, там показывают, как ты в носу ковыряешь или как ты высказался удачно-неудачно. Я от фракции КПРФ - первый зампредседателя комитета по аграрным вопросам, но за три с половиной года меня никто не пригласил на телевидение! Все журналисты знают, уважают, хорошо относятся, но говорят: "Дана команда вас не показывать". То, что происходит в Госдуме, глаголится только устами "единороссов" и иногда ЛДПР. Неслучайно на последнем заседании даже Жириновский возмутился, мол, надо "Парламентский час" назвать "Часом "Единой России". Да, любой депутат обладает законодательной инициативой, но любая инициатива, если не получит финансового обоснования и заключения правительства, никогда не выйдет на трибуны Государственной Думы и даже не выйдет на трибуны того или иного комитета. Наши законодательные инициативы отшибают еще на взлете. Сегодня в Госдуме все комитеты возглавляют представители "Единой России", у нас остается лишь право публичного выступления, публичного возмущения в рамках комитета. Мне немало удается сделать на своем округе, но в целом политику развития агропромышленного комплекса повернуть так, как хотелось бы, не удается. Пока... Я пять раз избирался по одномандатному округу у себя в Новосибирской области и понимаю, что теперь так не просочиться в Думу, теперь нет одномандатных округов, поэтому областная парторганизация делегировала меня идти по спискам КПРФ.
- Вы - кандидат от Новосибирской области. С избирателями доводится общаться только здесь или в других регионах? Как вы для себя определяете, что не оторвались от народа и не "страшно далеки" от него? Что реально за последние годы вы смогли сделать для своего округа?
- На протяжении всех лет депутатской деятельности ежемесячно на одну неделю выезжаю на округ и всегда встречаюсь с избирателями. Наверное, нет такого округа, как мой: 650 километров в длину, 450 в ширину, 22 района, три города областного подчинения. И практически везде меня знают, везде я чем-то помогал. Сейчас я должен проехать 200 километров в районный центр, где помогаю строить школу. Еще примеры: за семь лет на федеральные деньги удалось построить более ста километров дороги в асфальтовом покрытии. Почти в каждом хозяйстве имеются мельницы, первую мельницу мне удалось построить в колхозе "Заря" Татарского района, удалось "толкнуть" Дом культуры. В Татарске сегодня можете заехать посмотреть больницу. Я активно участвую в социально-экономическом развитии своего избирательного округа. Вообще-то не люблю я говорить, что я сделал и как сделал.
- Есть ли у вас какие-то отношения с Омской областью? Как оцениваете работу местных отделений Аграрной партии и КПРФ?
- В Омске бывал, и не раз. У Кравца мощная партийная организация. Я в этом убедился.
- Поддерживаете ли вы отношения со своими омскими коллегами по фракции? Как оцениваете их работу? Приходилось ли вам сталкиваться с другими думцами-омичами?
- В 93-м, когда я увел 169 депутатов верховного совета РСФСР в Белый дом, помню, более 250 работников аппарата Верховного совета РСФСР разбежались кто куда. А Олег Смолин пришел и сказал: "Николай Михайлович, давайте мне поручения, давайте мне работать". Я испытываю к нему особое уважение, это авторитетный человек, он курирует образование и любому депутату сто очков даст вперед. Кстати, у нас с ним граничат округа. С Александром ­Харитоновым у меня особые, очень добрые отношения, и, насколько я знаю, он сейчас выпадает из обоймы "Единой России". Он мне об этом говорил. У меня хорошие отношения с омичами, все деловые, нормальные ребята. Мы разных взглядов, разных идейных убеждений, но в целом болеем за родную Сибирь.
- Николай Михайлович, как вы относитесь к тому, что Путин продлил полномочия омского губернатора, впрочем, как и большинства других?
- Сегодня власть делает все, чтобы сделать законодательно необратимым все то, что произошло. А для этого в регионах необходима гарантия желанного результата на выборах за "Единую Россию". А Леонид Полежаев почти безошибочно может смоделировать результат на выборах, что он и доказал на последней избирательной кампании в областной парламент Омской области. Как к человеку я отношусь к нему нормально. Хотя того развития агропромышленного комплекса, которое было при его предшественнике Сергее Манякине, в Прииртышье пока не наблюдается.
- Как вы оцениваете работу на "левом" фланге партий Сергея ­Миронова и Дмитрия Рогозина ("Справедливая Россия" и "Великая Россия")? Насколько они "мешают" коммунистам?
- Рогозин - это кремлевский вариант. Я хорошо помню, когда съезд КПРФ меня выдвинул кандидатом в президенты, я зашел к тогдашнему соратнику Рогозина Сергею Глазьеву и говорю: "Смотри, какой шанс, Сергей. Всем "левым" объединиться на моей кандидатуре". Но вдруг через два дня выдвигается Виктор Геращенко. Это все кремлевские проекты. Я их называю "Родина без Родины". Процент отдали, прошли, раздробились, опять размножаются. Я думаю, сейчас выйди на улицу и спроси, мало кто ответит, кто они.
- Последний вопрос. Что вам дал опыт участия в президентской кампании? Не хотели бы его повторить?
- Это бесценный опыт. Мне, пожалуй, единственному кандидату в президенты, утром 15 марта позвонил Владимир Владимирович, поблагодарил за тактичное ведение избирательной кампании. Я ему сказал: "Владимир Владимирович, я вам скажу то, что вам не скажет никто". "Говорите", - отвечает. "Не знаю, как вы, но я получаю в день 150-180 писем. Людей сегодня беспокоит три "Б": бедность, безопасность, безработица. Но мой вам совет: займитесь еще и деревней. Такая страна, как Россия, сама себя должна кормить, а еще и вывозить. Если будете продолжать заигрывать с олигархами, то, боюсь, рано или поздно народ будет недоволен". Мы еще кое о чем говорили - не все для печати. В любом случае, у нас отношения нормальные. На открытии нового Оперного театра (Новосибирского государственного академического театра оперы и балета - прим. "БК") я его окликнул, он остановился, повернулся ко мне, подошел и поздоровался.

Дарья ЖИГАНОВА, собкор журнала "Бизнес-курс" в Новосибирске; Станислав ЖОГЛИК, Виктор ЧЕСАКОВ

Просмотров: 394 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru