Рынки. Клининг
№ 27(204) от 18.07.2007
Женщина со шваброй против мужчины с машиной
За последний год число клининговых компаний в Омске увеличилось почти вдвое. Но спрос на их услуги за это время не вырос. По данным агентства "БК-рейтинг", услугами профессиональных уборщиков пользуются не более 5% омских компаний, остальные предпочитают мужчинам с машинами техничку со шваброй.
Омский рынок клининга переживает нелегкие времена. За те пять-шесть лет, что он существует (в 2002 году в нашем городе появилась первая компания, предложившая услуги профессиональной уборки), он практически не сдвинулся с мертвой точки и не претерпел сколько-нибудь заметных качественных изменений. До сих пор на рынке нет явных лидеров, не до конца распределены ниши и клиентская база, а главное - интерес к клининговым компаниям практически не растет. Участники рынка жалуются на привередливых клиентов, до сих пор предпочитающих услугам профессионалов бабушек-уборщиц, а клиенты сетуют на качество работы клинеров и "заоблачные" цены на услуги (в среднем 25-30 рублей за квадратный метр). И если в городах Центральной России счет числу клининговых фирм идет на десятки и сотни, например, в Москве их уже более 600, в Новосибирске - около 60, то в Омске пока 11. Причем, судя по словам самих участников рынка, этого уже более чем достаточно для провинциального города - конкуренция достаточно высока. Каждый новичок на рынке воспринимается почти "в штыки", потому что может "оттянуть" на себя часть клиентской базы у старожилов рынка, а порой использует не совсем честные способы борьбы (демпинг, переманивание персонала и прочее). Как утверждают старожилы рынка, за подавляющим большинством новых компаний стоят уже известные лица. Чаще всего бывшие сотрудники, которые, освоив несложные технологии и "поднаторев" в деле чистки домов и офисов, захотели самостоятельности. Мол, чем я-то хуже.
Одним словом, еще довольно молодой и "дикий" омский рынок клининга уже становится тесен его участникам. Правда, амбиций их пока хватает только на то, чтобы обеспечить себя работой "здесь и сейчас", и на междоусобную "войну" (за тендер, за крупных клиентов, то есть за место под солнцем). При этом о перспективе не думают: как зарекомендовать себя, сформировать положительную репутацию и отношение к услугам, повысить спрос. В результате не только интерес к клининговым услугам не растет, но их популярность снижается. Крупные заказчики, разочаровываясь в качестве работы одной компании, не спешат обратиться в другую. О конкуренции по качеству и спектру предлагаемых услуг, а не только по ценам большинство игроков, похоже, забыли.
Одним словом, еще довольно молодой и "дикий" омский рынок клининга уже становится тесен его участникам. Правда, амбиций их пока хватает только на то, чтобы обеспечить себя работой "здесь и сейчас", и на междоусобную "войну" (за тендер, за крупных клиентов, то есть за место под солнцем). При этом о перспективе не думают: как зарекомендовать себя, сформировать положительную репутацию и отношение к услугам, повысить спрос. В результате не только интерес к клининговым услугам не растет, но их популярность снижается. Крупные заказчики, разочаровываясь в качестве работы одной компании, не спешат обратиться в другую. О конкуренции по качеству и спектру предлагаемых услуг, а не только по ценам большинство игроков, похоже, забыли.
Чистка только начата
Основные игроки на омском рынке клининга - сравнительно немолодые компании "КЛИН-сервис", "Грей-клининг", "Просто Чисто", "Гарантия чистоты", Chistoff, "Чистка Про". Между ними поделены и наиболее крупные и интересные объекты: "Омскэнерго", "Водоканал", "Горгаз", "Энергосбыт", "Манрос М", банки и другие крупные промышленные объекты и финансовые учреждения. На долю новичков остаются частные заказчики (элитные квартиры, коттеджи, офисы) и небольшие разовые заявки в основном на проведение послеремонтных и сезонных работ (мойка окон, фасадов, вывесок, витрин). Новички не жалуются - на жизнь, если браться за любые заказы, хватает. Тем более что неосвоенных сегментов на рынке еще более чем достаточно. Практически не охвачены клинерами супермаркеты и гипермаркеты, торговые и развлекательные центры, рестораны, образовательные учреждения и административные здания, совсем не освоена ниша ЖКХ (обслуживание и уборка подъездов, подвалов), во многом именно на эти сферы в перспективе рассчитывают омские клинеры. Хотя пока напрасно. По данным опроса, проведенного агентством "БК-рейтинг", более 50% представителей омского бизнеса не видят смысла в услугах клининговых компаний и не планируют к ним обращаться. Еще четверть бизнесменов, возможно бы, и решилась на этот шаг, но услуги клинеров для них дороги, около 10% опрошенных сомневаются в качестве работы подобных компаний. Из тех клиентов, кто пользуется услугами клининговых компаний, полностью довольны сотрудничеством немногим более 40% бизнесменов, у большинства же нареканий пока больше, чем положительных впечатлений. Возможно, поэтому с точки зрения клиента привлекать к работе уборщиц не только финансово более выгодно, но и менее хлопотно. Так, труд одной технички, работающей на 100 кв. метрах (ежедневная сухая и влажная уборка, вынос мусора, уход за растениями), в месяц обойдется в 3000-3500 рублей. Этот же объем работ, выполненный клининговой компанией, будет стоить в полтора-два раза дороже. Конечно, качество работы клинеров скорее всего будет на порядок выше: профессиональная техника, чистящие средства и современные технологии работы не сравнятся с ведром и тряпкой бабы Маши, но желание сэкономить перевешивает стремление к идеальной чистоте - "сойдет и так", "все равно натопчут". "Пока местные бизнесмены не придут к тому, что чистота и порядок в офисе - это не только положительный имидж, но конкурентное преимущество, - рассуждает Евгений Козлов, директор компании "КЛИН-сервис", - технички и уборщицы будут продолжать работать, "развозить" тряпками грязь и путаться под ногами у клиентов. В Москве этот этап бизнесмены уже пережили, думаю, скоро "вырастут" омичи".
Два года на "отмывание"
Одной из особенностей клинингового бизнеса является сравнительно низкий порог входа. По оценкам специалистов, чтобы начать "чистое дело", достаточно инвестировать от 400-500 тысяч рублей до миллиона. Все зависит от специализации компании и масштаба. На эту сумму можно арендовать офис (площадью 30-40 квадратных метров), приобрести минимальный комплект оборудования, чистящие средства, нанять персонал (4-5 человек) и дать рекламу. И хотя рентабельность клинингового бизнеса относительно невысока (в среднем 10-15%, а чаще 8-12%), окупятся эти вложения при средней загруженности примерно через год. Реальную прибыль компания начнет приносить через два-три года при условии, что сумеет удержаться на рынке. Ведь кроме дефицита заказов возникают проблемы с подбором персонала. Набрать штат надежных (уборка проходит порой в шикарных домах и офисах) и исполнительных (бригада должна выезжать на объект оперативно) людей, преимущественно физически выносливых мужчин (оборудование довольно тяжелое) на зарплату 7000- 10 000 рублей очень непросто.
В финансовом отношении наиболее привлекательным для клининговых компаний является контракт на ежедневное обслуживание объекта - аутсорсинг, прибыль пусть и не самая высокая, зато стабильная.
В финансовом отношении наиболее привлекательным для клининговых компаний является контракт на ежедневное обслуживание объекта - аутсорсинг, прибыль пусть и не самая высокая, зато стабильная.
Все в порядке?
Наиболее оптимистичные омские клинеры предполагают, что ждать перемен к лучшему осталось пару-тройку лет. За это время успеет сдаться в эксплуатацию большая часть крупных объектов: "МЕГА", "Метро кеш енд Кери", "Планета", построятся элитные жилые комплексы "Александровская усадьба", "Старгород" и другие. "Вот тогда работы будет непочатый край, - делится мыслями Роман Ставровский, директор компании Chistoff, - тогда не придется воевать за каждого клиента, а сейчас главное для клинеров - "пережить" этот непростой период, "затянув пояса", и суметь не растерять заказчиков". В регионах развитие клининга действительно в большей степени зависит от состояния рынка коммерческой недвижимости, с приходом федеральных девелоперов и ритейлеров заметно меняется политика и культура ведения бизнеса. Сегодня в Омске явно недостаточно площадей класса А или В, нуждающихся в профессиональной чистке. С другой стороны, если за этот период уровень и спектр предлагаемых омичами услуг заметно не улучшится, а ценовая политика не выровняется, на федеральных клиентов рассчитывать им не стоит. Ведь зачастую разница на один и тот же вид услуг у участников рынка просто несопоставима. Например, можно почистить мягкую мебель за 50 рублей посадочное место, а можно и за 350-400 рублей, а помыть окно от 15 до 70 рублей за квадратный метр. Объясняется эта разница банально: производителем и функциональностью оборудования и качеством чистящих средств. Понятно, что ни в том, ни другом рядовой заказчик вряд ли может да и вряд ли должен детально разбираться. Но выбирая исполнителя, заказчики редко задумываются, что низкая цена порой обещает такое же качество работ. На поводу у демпинга идут не только новички, но и серьезные крупные компании. До сих пор некоторые клинеры в борьбе за тендер готовы предложить смету, по которой будут работать почти в убыток, "в минус", но от заказа не откажутся, главное - получить клиента, а когда тот до истечения срока разрывает договор или вновь объявляет тендер, выводов не делают. Или делают один - не повезло.
Привыкшие к московским стандартам чистящих работ федералы могут привести с собой проверенных уборщиков, вряд ли они будут искать исполнителя "методом проб и ошибок". К слову, в арсенале иногородних игроков помимо опыта и финансовых возможностей имеется немало "фишек". От особенных технологий до нестандартных услуг: "зеленая" (экологически безопасная для здоровья) уборка - для медицинских центров и детских садиков; уборка с минимальным числом персонала (чтобы не мешал), так называемая "невидимая", озеленение и полное обслуживание здания.
В подготовке материала принимали участие Екатерина Кукоба Лариса Шеметова
Привыкшие к московским стандартам чистящих работ федералы могут привести с собой проверенных уборщиков, вряд ли они будут искать исполнителя "методом проб и ошибок". К слову, в арсенале иногородних игроков помимо опыта и финансовых возможностей имеется немало "фишек". От особенных технологий до нестандартных услуг: "зеленая" (экологически безопасная для здоровья) уборка - для медицинских центров и детских садиков; уборка с минимальным числом персонала (чтобы не мешал), так называемая "невидимая", озеленение и полное обслуживание здания.
В подготовке материала принимали участие Екатерина Кукоба Лариса Шеметова
Мнение
Дмитрий Николаев, директор компании "Просто Чисто":
- По сравнению с другими городами клининговый рынок в Омске развивается медленно. Например, в Новосибирске сегодня работает 50-60 клининговых компаний, у нас - всего около 10. Одна из причин этого - низкий спрос. Именно поэтому федеральные компании не спешат открывать подразделения в Омске, хотя, судя по ассортименту услуг, у них есть все шансы, чтобы вытеснить местных игроков.
И все же конкуренция растет, заставляя клининговые компании предлагать все больший спектр услуг. И если два года назад компании, работающие с крупными заказчиками, не брались за "мелких" клиентов (например, не принимали заказ меньше двух тысяч рублей), то сегодня выбирать им не приходится. Да и среди самих заказчиков уже не только предприятия и преуспевающие бизнесмены, но и люди со средним достатком и даже ниже среднего, например все больше пенсионеров. А вот состоятельные люди как раз не очень часто обращаются в клининговые компании - многие из них просто предпочитают сменить ковры или мебель на новую, а не проводить постоянную их чистку.
И все же конкуренция растет, заставляя клининговые компании предлагать все больший спектр услуг. И если два года назад компании, работающие с крупными заказчиками, не брались за "мелких" клиентов (например, не принимали заказ меньше двух тысяч рублей), то сегодня выбирать им не приходится. Да и среди самих заказчиков уже не только предприятия и преуспевающие бизнесмены, но и люди со средним достатком и даже ниже среднего, например все больше пенсионеров. А вот состоятельные люди как раз не очень часто обращаются в клининговые компании - многие из них просто предпочитают сменить ковры или мебель на новую, а не проводить постоянную их чистку.
Роман Ставровский, директор компании Chistoff:
- Теоретически клининговых компаний в Омске явно недостаточно. Однако сейчас перспектив для появления новых участников рынка нет. Клининг - небыстро окупаемый бизнес. К тому же спрос на услуги клинеров в Омске только формируется, желающих воспользоваться профессиональной чисткой очень немного. Бизнесмены стараются сэкономить на уборке, по старинке пользуясь услугами бабушек-техничек. Поэтому пока положение многих участников рынка шаткое, каждый старается держаться за своего клиента. Полагаю, что такая ситуация продлится еще пару лет, затем положение улучшится. Сегодня для этого уже видны предпосылки. Сейчас в строительстве все активнее используются такие материалы, как стекло, керамогранит, вентилируемые фасады. Их применение предполагает профессиональную чистку и уход.
Справка
Клининговая компания в деталях:
Стартовые инвестиции: от 400 000 до 1 000 000- 2 000 000 рублей в зависимости от целевой аудитории и уровня клиентов.
Норма прибыли: 10-12% годовых.
Срок окупаемости: 1-2 года.
Аренда офиса: 16 500-32 000 рублей в месяц
(30-40 квадратных метров по 500-800 рублей за квадрат).
Реклама и продвижение: от 5 000 до 50 000 в месяц.
Стоимость оборудования: 200 000-300 000 рублей (комплект из роторной машины, химикатов).
Амортизация оборудования: 30 000-50 000 рублей в месяц.
Лицензии и разрешения: не нужны.
Стоимость услуг: от 25 до 50 рублей за квадратный метр.
Особенности рынка: низкий порог входа и демпинг со стороны крупных игроков.
Норма прибыли: 10-12% годовых.
Срок окупаемости: 1-2 года.
Аренда офиса: 16 500-32 000 рублей в месяц
(30-40 квадратных метров по 500-800 рублей за квадрат).
Реклама и продвижение: от 5 000 до 50 000 в месяц.
Стоимость оборудования: 200 000-300 000 рублей (комплект из роторной машины, химикатов).
Амортизация оборудования: 30 000-50 000 рублей в месяц.
Лицензии и разрешения: не нужны.
Стоимость услуг: от 25 до 50 рублей за квадратный метр.
Особенности рынка: низкий порог входа и демпинг со стороны крупных игроков.
ЦИФРА
40 %
клиентов клининговых компаний полностью довольны их услугами, у большинства же больше нареканий, чем положительных впечатлений.
Марина Жучкова, "БК-рейтинг"
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
- У звезды Омского музтеатра поинтересовались, когда она ведьма4225 декабря 2024
- Ксения Собчак показала, какой look она выбрала для встречи с Путиным98924 декабря 2024
- Возле бывшего ночного клуба "Атлантида" открывают новый ресторан124624 декабря 2024
- Звезда балета Полунин: "Мое время в России истекло"1187323 декабря 2024
- Дресс-код: глава федерального Минкульта продемонстрировала идеал офисного стиля230520 декабря 2024
- Омичи в этом году возжелали потрогать креативные елки: в "Искусстве Омска" «подЕЛЬники-6»230217 декабря 2024
- Омская художница участвует в выставке, где куратором выступил создатель масок для фильма Феллини257516 декабря 2024
Новости партнеров