Новости. Омск

Рынки. Мебельные магазины
№ 32(209) от 22.08.2007

Содержание

китайско-шведская борьба без участия омичей?

Ощутимый удар по омскому рынку магазинов мягкой и корпусной мебели раньше нанесет не приход шведcкой IKEA, а экспансия китайских производителей и "серый" импорт. Все они сегодня претендуют на самый лакомый кусок рынка - средний ценовой сегмент.

В последние годы омский рынок магазинов мягкой и корпусной мебели, насчитывающий более полусотни игроков, в определенной степени закостенел. Пожалуй, наиболее знаковыми событиями стали открытие масштабного мебельного рынка "Южный", мегамолла "Триумф" и закладка первого камня гипермаркета IKEA. После чего рынок замер в предвкушении: как развиваться дальше, что привнесут "долгожданные" шведы и чьи позиции они потеснят? Как отразится на объемах продаж китайское нашествие? Кто из местных удержит свои позиции, а кому придется потесниться и поделиться своими покупателями?
Ведь уже сегодня даже без участия новичков мебельная индустрия Омска более чем насыщена, почти в каждом ценовом сегменте предложение заметно превышает спрос. Это при том, что объемы потребления мебели в 2007-м по сравнению с 2006 годом в Омске заметно не возросли. Более 40% участников рынка отметили, что спрос остался без изменений, еще порядка трети говорят о некотором снижении объемов продаж.
Средний возраст омских магазинов мягкой и корпусной мебели 10-13 лет. Наиболее распространенный формат- - специализированный магазин площадью 450-500 кв. метров. Довольно скромно представлены форматы салона и бутика, не освоена ниша гипермаркета (по всей вероятности, омичи оставили ее на откуп шведам).
Порядка 65-70% участников рынка ориентируются на средний ценовой сегмент: "Гнездо", "Уют", "Дебют", "Шатура", "Кентавр-2000", "Хозмебельстройторг", "Союзмебель" и другие. К слову, этот сегмент и попадает под самый серьезный удар новичков - шведов и китайцев. По оценкам специалистов, когда в регион заходит IKEA, порядка 50% мелких частных предпринимателей-производителей мебели умирают. Еще часть рынка начинают оттягивать на себя китайские мебельщики.
Премиальную нишу осваивают не более 15-20% игроков: "Мебель Холл", "Монблан", "Статус", KASA NOVA, "Мебель Европы" и другие. На эконом- класс приходится около 15-20% рынка, в основном это кустари-"гаражники", сбывающие свой товар на рынках и через объявления в СМИ.
Ситуация на рынке еще более осложняется тем, что ассортимент омских продавцов мебели, работающих в нижнем и среднем сегментах, довольно схож - доминирует продукция омских и российских производителей: "Шатура", "Дядьково", "Иваново-мебель", "Лазурит", "Миасс-мебель" и другие. Всего в среднем 15-20 поставщиков. Из зарубежных производителей в лидерах Белоруссия, Польша, Италия, Германия, активно набирает обороты Китай.
диваны из поднебесной
По данным экспертов Российской ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, Китай пока не входит в тройку лидеров по ввозу мебели в Россию, а занимает шестую строчку после Италии, Белоруссии, Германии, Польши и Франции. Однако демонстрируемые Поднебесной темпы роста поставок, особенно на фоне снижения таковых из других стран, пугающе высоки и свидетельствуют об остроте проблемы. Китайцы весьма агрессивно рвутся на региональный мебельный рынок, их экспансию считают неизбежным злом, потому что конкурировать с Китаем достаточно сложно, а победить еще сложнее. Например, 10 лет назад все смеялись над вещами made in China, а сейчас 90% населения одеты именно в них. Попробуйте сейчас открыть фабрику по пошиву пуховиков, пиджаков, спортивных костюмов - конкуренцию Китаю вы вряд ли составите. Вероятно, по той же схеме пойдет "обработка" и мебельного рынка. Примечательно, что проблема конкуренции с производителями Поднебесной актуальна в основном в Сибири и за Уралом. В Москве же китайская мебель по причине высоких транспортных расходов и таможенных пошлин представлена в средневысоком и верхнем сегментах рынка, где тягаться с импортной продукцией из других стран, проигрывая по качеству и дизайну, ей весьма непросто. Российские продавцы утверждают, что китайский товар подкупает потребителя ценой (в среднем на 15-17% ниже аналогов из стран ближнего зарубежья, на 30-40% дешевле европейских образцов) и вполне эстетичным внешним видом. И если пока китайцы только присматриваются к местному рынку, выставляя свои образцы в магазинах омских предпринимателей, то, возможно, уже совсем скоро откроют и собственные торговые точки.
копируем и размножаем
Еще одна проблема - нелегальные производители и "черные" импортеры, которые наносят отрасли существенный вред. Например, по итальянским таможенным документам в регионы ввозится мебели в два раза больше, чем по российским. Помимо этого почти в каждом городе существует множество мини-фабрик и предприятий, располагающихся чуть ли не в сараях, где "народные умельцы" собирают мебель, на первый взгляд не отличимую от продукции "Шатуры", ИКЕА, "Молодечна". Разницу не в меру экономный потребитель чувствует потом, когда купленное кресло неожиданно распадается на составные части, а дверца псевдофирменного шкафа срывается с прикрученных кое-как петель. Механизм изготовления контрафактной продукции прост и доходен. В любом фирменном салоне крупного производителя приобретается одна единица мебели из последней коллекции маститого производителя, после чего "пираты" организуют конвейерное производство копий. В отсутствие необходимости платить налоги, обеспечивать качество и заботиться о репутации торговой марки себестоимость продукции "копиистов" оказывается минимум в два-три раза ниже оригинальной. И это мощный рычаг давления на рынок. Особенно заметно присутствие таких "производителей" в нижнем ценовом сегменте. Они концентрируются в основном в районных центрах и на окраинах. Другим фактором, способным серьезно пошатнуть ситуацию на отечественном мебельном рынке, остается ожидаемое вступление России в ВТО: отмена ввозных пошлин на доступную по цене мебель. Действующие сегодня пошлины создают барьер для массового потока иностранной мебели на российский рынок и помогают тем самым поддерживать отечественного производителя.
что ни стул, то "антиквариат"
Согласно опросу, проведенному агентством "БК-рейтинг", одна единица мебели в среднем служит омичам около 10-15 лет, в некоторых случаях срок эксплуатации достигает 20 лет и более. Омичи пока не переняли европейскую привычку обновлять обстановку. Регулярно пополнять интерьер мягкой и корпусной мебелью могут позволить себе не более 10% респондентов. Стимулом для приобретения мебели для значительной части горожан - 70% - является смена пришедшей в негодность старой мебели на новую. Почти 18% респондентов считают, что мебели много не бывает. Как только появляются лишние деньги, непременно покупают кровати, диваны и стенки. К слову, комплект мягкой мебели (диван и кресла) - один из наиболее востребованных омичами предметов мебели - покупает 61% горожан. Корпусная мебель (стенки, горки, шкафы) несколько менее актуальна - 34% респондентов. Вопреки ожиданиям мебельщиков, покупка нового жилья зачастую не мотивирует респондентов на шопинг по мебельным магазинам. Вероятно, после столь серьезных расходов, как покупка недвижимости, средств на новую обстановку у горожан не остается. Возможно, потребительское кредитование отчасти поможет разрешить финансовый кризис омичей. Около 30% опрошенных приходилось пользоваться этой услугой, еще почти 15% собираются купить мебель в кредит в ближайшее время.
Более половины опрошенных омичей предпочитают покупать мебель в специализированном салоне, на рынке предпочитают покупать мебель около 28% горожан. Популярность торговых комплексов еще на порядок ниже - 17%. Примечательно, но формат универсальных магазинов практически не востребован у омичей - на него приходится менее 5% покупок.
спокойствие, только спокойствие
По оценкам специалистов, в последние годы рентабельность мебельного рынка стала значительно ниже, чем несколько лет назад, когда в этом бизнесе можно было заработать 20-25% на каждый вложенный рубль. Сегодня размер прибыли колеблется на уровне 10-12%, при этом участники рынка уверены: рентабельность будет и дальше снижаться - конкуренция ужесточается. Уже сего­дня, по оценкам экспертов, минимальный срок окупаемости мебельного магазина с двух-трех лет возрос до четырех-пяти, а минимальные вложения с 700-800 тысяч рублей увеличились до 1,5-2 миллионов рублей. Начинать работу на небольших площадях и с минимальным числом поставщиков - себе в убыток. И хотя до столичной давки омским мебельщикам далеко, снижение уровня доходности заставляет некоторых игроков поступаться принципами: демпинговать, разрабатывать новые программы лояльности, порой даже закрывать глаза на качество предлагаемой продукции.
В этом году, как и в прошлые, не оправдались ожидания продавцов относительно интенсивного роста спроса на мягкую и корпусную мебель. Порядка 40% участников практически не заметили увеличения спроса. Вопреки ожиданиям, и бум новостроек кардинально не изменил спрос.
В этих, не самых благоприятных для местных продавцов мягкой и корпусной мебели, условиях их пассивность и инертность кажутся, как минимум, недальновидными. Вместо того чтобы использовать имеющееся в запасе время для укрепления собственных позиций, они предпочли затаиться и просто ждать, когда рыночные механизмы расставят свои точки над i. И не факт, что они будут в пользу омских продавцов
Мнение

Татьяна Ильиченко,
директор салона VIP-интерьеров "Монблан":

- Местные игроки к приходу федеральных монстров, таких как, например, IKEA, готовятся скорее морально, нежели практически. Каких-то конкретных действий с их стороны не видно. Пока же лидирующие позиции на рынке принадлежат местным продавцам, а с приходом федералов значительная часть потребителей перейдет к ним. У федералов есть свои плюсы: гибкая ценовая политика, внушительный рекламный бюджет, отлаженная логистика, более вертикально выстроенные структуры менеджмента. У местных игроков перед иногородними лишь одно преимущество: они, как говорится, "свои" - лучше знают рынок, менталитет покупателя, к ним привыкли.
С открытием IKEA рынок мебельных магазинов Омска полностью оформится. Такие магазины - это бренд, а русские люди - фанаты брендов. Поэтому, я полагаю, федералы соберут свою жатву, ничего сверхъестественного местные игроки противопоставить им не смогут.

Евгений Смирнов,
генеральный директор ЗАО "Поли Плюс":

- До цивилизованного развития омский рынок мебельных магазинов пока не дотягивает. Присутствует жесткая конкуренция, но с приходом новых сильных игроков будет еще жестче. Думаю, что в ближайшее время многие продавцы будут вынуждены уйти с рынка. Их заменят новые сильные игроки. Основная причина - падение рентабельности. Шансов стать лидерами значительно больше у крупных федеральных игроков. Они обладают значительным набором инструментов для вхождения на рынок и удержания своих позиций. Особое место на мебельном рынке сегодня занимает Китай. С одной стороны, много мебели, которую хотелось бы продавать, много интересных образцов, с другой - изделия могут непредсказуемо быстро развалиться, как в прямом, так и в переносном смысле - потерять товарный вид и эксплуатационные характеристики. Но китайцы очень быстро и самозабвенно учатся, и уже сегодня многие китайские фабрики выдают вполне качественный продукт. Не говоря уже о многих европейских брендах, которые перенесли свое производство в Китай. Ни для кого уже не секрет, что много мебели с надписью Made in Italу плывет из Китая в Европу, а затем уже ввозится в Россию.

Марина Жучкова,"БК-рейтинг"

Просмотров: 334 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru