Культура
№ 34(211) от 05.09.2007
КАК ДОСТАТЬ ЗВЕЗДУ?
Буквально каждый из фестивалей "Молодые театры России" почтила своим присутствием, осветила, прославила или по-отечески благословила столичная звезда первой величины. Гостями форума в разное время были Вениамин Смехов, Александр Калягин, Рустам Ибрагимбеков, Сергей Юрский, Константин Райкин, Александр Филиппенко. Накануне VI театрального праздника, который пройдет в Омске с 26 октября по 1 ноября, директор фестиваля Александра Юркова поделилась с "БК" секретами "удачной охоты" на звезд.
- Александра Илларионовна, нынче омичи увидят один из лучших отечественных театров - "Мастерскую Петра Фоменко". Но Омск не Европа, чего ради москвичам сюда ехать?
- Большие гонорары такие коллективы зарабатывают за границей, а в Сибирь они едут из чувства патриотизма. Для них существуют определенные обязательства перед своим народом, можно назвать это чувством долга. Надо быть не знаю кем, чтобы не думать о российских зрителях. Конечно, "Мастерская" едет сюда не бесплатно - артисты получат достойные гонорары, равные стоимости спектакля в Москве. В Омске актеры будут три дня: 28, 29 и 30 октября. День на репетицию и два на спектакль "Семейное счастье", который можно будет увидеть на сцене театра драмы. Петр Наумович обещал быть лично. Он хочет посетить наш город, потому что ему важно видеть публику и ее реакцию на спектакль. В столице Фоменко уже объявил, что едет на фестивали в Омск и в Таллин, так что Сибирь и Европа для него равнозначны.
- Вы всегда договариваетесь с тем артистом, которого хотите видеть на своем фестивале?
- Я всегда нахожу способы и возможности для встречи. Если я решила, что хорошо бы видеть того или иного артиста в Омске, а его рабочий график позволяет это сделать, то ничего невозможного нет. Другое дело, что настоящие артисты очень трепетно относятся ко всему новому. Они тщательно изучают репертуар фестиваля, подробно узнают о нем. Я всегда предоставляю возможность актеру до личной встречи узнать о фестивале все. И те, кто соглашается, едут к нам с огромным удовольствием.
- Как вам удалось "выловить" Константина Райкина, чей рабочий график расписан по минутам на годы вперед?
- Мы встретились в поезде на железнодорожном вокзале. Костя ехал откуда-то с Востока, и в Омске у него была пятнадцатиминутная остановка. Он был предупрежден о встрече и в первую очередь поинтересовался, что это за фестиваль, кто его участники и зачем он проводится. Мы общались каких-то 10-12 минут, а потом еще полгода я решала организационные вопросы с его помощником и директором театра. Артисты такого ранга очень тщательно готовятся к встрече со зрителем.
- А с Александром Филиппенко трудно было договориться?
- Легко. Мы встретились в Союзе театральных деятелей в одном из кабинетов. Меня представили, и я пригласила его на фестиваль. Он тут же согласился: "С огромным удовольствием".
Я всегда удивлялась невероятной работоспособности Александра Георгиевича. Например, он прилетает в Омск в пять утра, четыре часа спит и встречается с труппой. Три часа без перерыва он читает актерам Достоевского, разбирает с ними текст, потом два часа - отдых и снова три с лишним часа выкладывается на сцене перед публикой. Филиппенко очень ответственно относится к своим выступлениям. Перед концертом народный артист целый час репетировал свою программу!
- Обывателей всегда интересует "сколько"? Сколько денег нужно заплатить заслуженному или народному артисту, чтобы он согласился приехать в Сибирь?
- Во-первых, это дурной тон - заглядывать в чужой кошелек, и ни один порядочный продюсер не станет афишировать гонорары актеров. А во-вторых… Может, я кого-то разочарую, если скажу, что к нам на фестиваль великие артисты едут не за деньги, а к зрителю. Я говорю в первую очередь о людях высококультурных, интеллигентных и талантливых, для которых гонорар - не главное. Разумеется, артисты едут не бесплатно - за свою работу они получают достойные деньги. Все актеры выкладываются на двести процентов, и зрители тому свидетели, так что это честно заработанные гонорары. Театр - это не шоу-бизнес, и люди, которые соглашаются к нам приехать, прекрасно это понимают.
Мне доводилось общаться и с теми артистами, у кого на первом месте гонорар, но, как правило, первая встреча оказывалась последней.
- Вытянуть фестиваль самостоятельно не под силу ни одному театру - требуются спонсоры. Легко ли быть спонсором "Молодых театров России"?
- Спонсоры нужны в антрепризных спектаклях, а на фестиваль составляется смета. Наш фестиваль находится под патронатом губернатора Омской области Леонида Полежаева. Но мы с удовольствием принимаем помощь от омских компаний, которые, к примеру, поставляют продукты на неофициальные мероприятия: капустники, переговоры, фуршеты. Иногда спонсоры могут вручить спецприз. Фестивалю помогают Банк Москвы, Внешторгбанк, мы получали помощь от Омскпромстройбанка.
Для любого банкира молодой фестиваль - это полная неизвестность: получится - не получится. Люди привыкли вкладывать деньги в успешный проект, а здесь банк не получает никакой выгоды, кроме небольшой рекламы. Правда, у кого-то возникает ощущение причастности к высокому искусству, театру, культуре. Как говорит Алла Демидова, памятны только те деньги, которые вкладываются в культуру. Хотелось бы, чтобы среди омских банкиров было побольше театралов. Результат таких инвестиций проявится не через год и не через два…
- Много компаний стремится помочь театру?
- У нашего театра есть постоянные партнеры. Это "Омскэнерго", "Партнер- Омск", "Омскбланкиздат", и мы очень признательны им за участие в жизни театра. Публика идет в театр, чтобы почувствовать силу искусства. Театр - это трибуна, с которой можно вещать простые истины посредством режиссера и актеров. Театр одухотворяет, воспитывает, простите за пафос, делает человека человеком. Люди должны ходить в театр. Но к сожалению, сегодня существует недоверие между публикой и тем, что происходит на сцене. Как сказал драматург Григорий Горин, какая публика, такие и спектакли. В театр сейчас приходит процентов семьдесят потребителей, жаждущих веселья и развлечений. А хороший вкус и отношение к театру воспитываются через серьезную классику. Пошлости у нас хватает везде: и на телевидении, и в интернете, а театру надо стремиться говорить о серьезных вещах.
Как после 1917 года Станиславскому приходилось напоминать публике об элементарных правилах поведения: не курить, не плевать на пол, громко не разговаривать, снимать верхнюю одежду, так и сегодня нам приходится постоянно напоминать, чтобы зрители отключали сотовые телефоны. Но мобильники все равно звонят, и люди все равно умудряются вести деловые переговоры во время спектакля.
- Кого бы вам хотелось пригласить на следующий фестиваль, который состоится в 2009 году?
- Пожалуй, один из спектаклей Марка Захарова с участием Сергея Чонишвили.
- Большие гонорары такие коллективы зарабатывают за границей, а в Сибирь они едут из чувства патриотизма. Для них существуют определенные обязательства перед своим народом, можно назвать это чувством долга. Надо быть не знаю кем, чтобы не думать о российских зрителях. Конечно, "Мастерская" едет сюда не бесплатно - артисты получат достойные гонорары, равные стоимости спектакля в Москве. В Омске актеры будут три дня: 28, 29 и 30 октября. День на репетицию и два на спектакль "Семейное счастье", который можно будет увидеть на сцене театра драмы. Петр Наумович обещал быть лично. Он хочет посетить наш город, потому что ему важно видеть публику и ее реакцию на спектакль. В столице Фоменко уже объявил, что едет на фестивали в Омск и в Таллин, так что Сибирь и Европа для него равнозначны.
- Вы всегда договариваетесь с тем артистом, которого хотите видеть на своем фестивале?
- Я всегда нахожу способы и возможности для встречи. Если я решила, что хорошо бы видеть того или иного артиста в Омске, а его рабочий график позволяет это сделать, то ничего невозможного нет. Другое дело, что настоящие артисты очень трепетно относятся ко всему новому. Они тщательно изучают репертуар фестиваля, подробно узнают о нем. Я всегда предоставляю возможность актеру до личной встречи узнать о фестивале все. И те, кто соглашается, едут к нам с огромным удовольствием.
- Как вам удалось "выловить" Константина Райкина, чей рабочий график расписан по минутам на годы вперед?
- Мы встретились в поезде на железнодорожном вокзале. Костя ехал откуда-то с Востока, и в Омске у него была пятнадцатиминутная остановка. Он был предупрежден о встрече и в первую очередь поинтересовался, что это за фестиваль, кто его участники и зачем он проводится. Мы общались каких-то 10-12 минут, а потом еще полгода я решала организационные вопросы с его помощником и директором театра. Артисты такого ранга очень тщательно готовятся к встрече со зрителем.
- А с Александром Филиппенко трудно было договориться?
- Легко. Мы встретились в Союзе театральных деятелей в одном из кабинетов. Меня представили, и я пригласила его на фестиваль. Он тут же согласился: "С огромным удовольствием".
Я всегда удивлялась невероятной работоспособности Александра Георгиевича. Например, он прилетает в Омск в пять утра, четыре часа спит и встречается с труппой. Три часа без перерыва он читает актерам Достоевского, разбирает с ними текст, потом два часа - отдых и снова три с лишним часа выкладывается на сцене перед публикой. Филиппенко очень ответственно относится к своим выступлениям. Перед концертом народный артист целый час репетировал свою программу!
- Обывателей всегда интересует "сколько"? Сколько денег нужно заплатить заслуженному или народному артисту, чтобы он согласился приехать в Сибирь?
- Во-первых, это дурной тон - заглядывать в чужой кошелек, и ни один порядочный продюсер не станет афишировать гонорары актеров. А во-вторых… Может, я кого-то разочарую, если скажу, что к нам на фестиваль великие артисты едут не за деньги, а к зрителю. Я говорю в первую очередь о людях высококультурных, интеллигентных и талантливых, для которых гонорар - не главное. Разумеется, артисты едут не бесплатно - за свою работу они получают достойные деньги. Все актеры выкладываются на двести процентов, и зрители тому свидетели, так что это честно заработанные гонорары. Театр - это не шоу-бизнес, и люди, которые соглашаются к нам приехать, прекрасно это понимают.
Мне доводилось общаться и с теми артистами, у кого на первом месте гонорар, но, как правило, первая встреча оказывалась последней.
- Вытянуть фестиваль самостоятельно не под силу ни одному театру - требуются спонсоры. Легко ли быть спонсором "Молодых театров России"?
- Спонсоры нужны в антрепризных спектаклях, а на фестиваль составляется смета. Наш фестиваль находится под патронатом губернатора Омской области Леонида Полежаева. Но мы с удовольствием принимаем помощь от омских компаний, которые, к примеру, поставляют продукты на неофициальные мероприятия: капустники, переговоры, фуршеты. Иногда спонсоры могут вручить спецприз. Фестивалю помогают Банк Москвы, Внешторгбанк, мы получали помощь от Омскпромстройбанка.
Для любого банкира молодой фестиваль - это полная неизвестность: получится - не получится. Люди привыкли вкладывать деньги в успешный проект, а здесь банк не получает никакой выгоды, кроме небольшой рекламы. Правда, у кого-то возникает ощущение причастности к высокому искусству, театру, культуре. Как говорит Алла Демидова, памятны только те деньги, которые вкладываются в культуру. Хотелось бы, чтобы среди омских банкиров было побольше театралов. Результат таких инвестиций проявится не через год и не через два…
- Много компаний стремится помочь театру?
- У нашего театра есть постоянные партнеры. Это "Омскэнерго", "Партнер- Омск", "Омскбланкиздат", и мы очень признательны им за участие в жизни театра. Публика идет в театр, чтобы почувствовать силу искусства. Театр - это трибуна, с которой можно вещать простые истины посредством режиссера и актеров. Театр одухотворяет, воспитывает, простите за пафос, делает человека человеком. Люди должны ходить в театр. Но к сожалению, сегодня существует недоверие между публикой и тем, что происходит на сцене. Как сказал драматург Григорий Горин, какая публика, такие и спектакли. В театр сейчас приходит процентов семьдесят потребителей, жаждущих веселья и развлечений. А хороший вкус и отношение к театру воспитываются через серьезную классику. Пошлости у нас хватает везде: и на телевидении, и в интернете, а театру надо стремиться говорить о серьезных вещах.
Как после 1917 года Станиславскому приходилось напоминать публике об элементарных правилах поведения: не курить, не плевать на пол, громко не разговаривать, снимать верхнюю одежду, так и сегодня нам приходится постоянно напоминать, чтобы зрители отключали сотовые телефоны. Но мобильники все равно звонят, и люди все равно умудряются вести деловые переговоры во время спектакля.
- Кого бы вам хотелось пригласить на следующий фестиваль, который состоится в 2009 году?
- Пожалуй, один из спектаклей Марка Захарова с участием Сергея Чонишвили.
Оксана Дубонос
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров