Бизнес. Замороженные овощи
№ 37(214) от 26.09.2007
"Заморозку" разогревают не местные
Только за последний год, по оценкам ритейлеров, спрос на замороженные овощи и фрукты увеличился на 20%. Тем не менее в Омске до сих пор нет ни одного местного производителя. И, судя по всему, их появление в ближайшее время не предвидится.
Еще несколько лет назад замороженные продукты казались омичам недоступными, сегодня же ситуация изменилась. Менеджер по работе с VIP-клиентами ИП Воят Николай Рыбников так объясняет эту тенденцию: "Люди все больше стремятся экономить время на приготовлении пищи, и производители замороженных продуктов не преминули этим воспользоваться. Они делают все возможное, чтобы потенциальные покупатели обратили внимание на их товар: увеличивают число каналов сбыта (за счет появления на рынке новых супермаркетов), используют грамотный мерчендайзинг, а также активную рекламу".
Сегодня в омских магазинах представлено более десятка торговых марок замороженных овощей и фруктов. Около трети всего ассортимента представлено продукцией польского холдинга Hortex, производящего товар под одноименным названием. Лишь немного отстает подмосковный завод "Инко" (бренд "Краски лета"). На другие известные марки приходится чуть более трети полочного пространства магазинов. Основные среди них - "Бондюэль" (Краснодарский край), "Четыре сезона" (Одинцово), "Есть идея!" (производитель - польская компания Oerlemans Foods Siemiatycze по заказу ОАО "Инмарко"), "Дикорос" (Кострома).
Сегодня в омских магазинах представлено более десятка торговых марок замороженных овощей и фруктов. Около трети всего ассортимента представлено продукцией польского холдинга Hortex, производящего товар под одноименным названием. Лишь немного отстает подмосковный завод "Инко" (бренд "Краски лета"). На другие известные марки приходится чуть более трети полочного пространства магазинов. Основные среди них - "Бондюэль" (Краснодарский край), "Четыре сезона" (Одинцово), "Есть идея!" (производитель - польская компания Oerlemans Foods Siemiatycze по заказу ОАО "Инмарко"), "Дикорос" (Кострома).
Не нашего поля ягодка
Несмотря на активно растущий спрос на замороженные продукты, в Омске до сих пор не появилось ни одного местного производителя, в отличие, например, от соседнего Новосибирска. Омские компании занимаются только дистрибьюцией товара. Наиболее крупные из них - ИП Воят и "Милена". Особое положение на рынке занимает новосибирская компания "Инмарко", имеющая филиал в Омске: ей принадлежит торговая марка "Есть идея!", но производится продукция в Польше, как и большинство рыночного ассортимента.
Создавать собственные торговые марки замороженных полуфабрикатов в Омске невыгодно, считает менеджер по закупке продуктовой сети "Пятерочка" Павел Катунин. Основная причина этого - слишком сильные позиции федеральных игроков. Но препятствие состоит не только в экспансии федералов, но и в отсутствии необходимого количества сырья для собственного производства. По словам экспертов, проще приобретать уже фасованную продукцию извне, чем построить завод по производству.
Другая причина нежелания омичей производить полуфабрикаты - неустойчивый спрос, целиком и полностью зависящий от сезона. Содержать же инфраструктуру (склады, производственное оборудование) приходится весь год. Наиболее активно приобретают замороженные продукты в период с января по апрель. И если пельмени, к примеру, востребованы круглый год, то доля потребителей и объем потребления овощей и фруктов снижаются летом и осенью, в период изобилия свежих овощей и ягод. Так, по данным "БК-рейтинг", в это время почти половина омичей сокращает объемы покупок замороженных продуктов, а 20,5% перестает их покупать вовсе. Так что Омск по-прежнему остается столицей пельменей и котлет, а вот перспективы развития производства замороженных овощей и фруктов пока невелики.
Создавать собственные торговые марки замороженных полуфабрикатов в Омске невыгодно, считает менеджер по закупке продуктовой сети "Пятерочка" Павел Катунин. Основная причина этого - слишком сильные позиции федеральных игроков. Но препятствие состоит не только в экспансии федералов, но и в отсутствии необходимого количества сырья для собственного производства. По словам экспертов, проще приобретать уже фасованную продукцию извне, чем построить завод по производству.
Другая причина нежелания омичей производить полуфабрикаты - неустойчивый спрос, целиком и полностью зависящий от сезона. Содержать же инфраструктуру (склады, производственное оборудование) приходится весь год. Наиболее активно приобретают замороженные продукты в период с января по апрель. И если пельмени, к примеру, востребованы круглый год, то доля потребителей и объем потребления овощей и фруктов снижаются летом и осенью, в период изобилия свежих овощей и ягод. Так, по данным "БК-рейтинг", в это время почти половина омичей сокращает объемы покупок замороженных продуктов, а 20,5% перестает их покупать вовсе. Так что Омск по-прежнему остается столицей пельменей и котлет, а вот перспективы развития производства замороженных овощей и фруктов пока невелики.
Смешать и не "париться"
По данным "БК-рейтинг", 47% потребителей замороженных продуктов стали покупать этот товар более трех лет назад. Примерно четверть респондентов ест овощи, фрукты и ягоды из пакетов уже около трех лет. Большинство омичей "моноовощам" предпочитает смеси ("весенние овощи", "американская смесь", "итальянская смесь", "соте с баклажанами"), а вот фрукты на рынке представлены только в моновариантах, так что выбора у потребителей нет.
18% омичей потребляют продукт торговой марки Hortex, 7% - "Краски лета", 12% - "Бондюэль", 2% - "Есть идея!". Тем не менее "Бондюэль" - самая узнаваемая на рынке марка. Причина кроется в том, что под ней производятся не только замороженные овощи и фрукты, но и другие товарные категории, например консервированная продукция. Зонтичный бренд - один из основных факторов, который позволил компании занять нишу на рынке замороженных продуктов. Узнаваемость других брендов несколько ниже. "Краски лета" знакомы 10,5% потребителей, Hortex - 20%, "Четыре сезона" - 6,5%, "Есть идея!" - 3,5%.
Для большинства омичей при выборе пакета с быстрозамороженными овощами бренд не имеет первостепенного значения: главное, чтобы удовлетворяло качество и нравилось содержимое упаковки. "Можно целыми блоками пускать рекламу, но если качество товара не будет устраивать потребителя, то брать эту продукцию не будут", - утверждает г-н Рыбников.
По словам экспертов, основные инструменты конкурентной борьбы на рынке - расширение ассортиментной линейки и совершенствование качества продукции. Тем не менее некоторые ритейлеры делают ставку на более низкие цены. Так, относительно недавно появившийся на рынке бренд "Краски лета" сразу привлек к себе внимание достаточно большой части потребителей, ориентированных на цену: продукция новичков стоит в среднем на 15% дешевле. Супермаркеты, работающие в эконом-сегменте, в свое время откликнулись на эту тенденцию, заменив более дорогой Hortex "Красками лета".
18% омичей потребляют продукт торговой марки Hortex, 7% - "Краски лета", 12% - "Бондюэль", 2% - "Есть идея!". Тем не менее "Бондюэль" - самая узнаваемая на рынке марка. Причина кроется в том, что под ней производятся не только замороженные овощи и фрукты, но и другие товарные категории, например консервированная продукция. Зонтичный бренд - один из основных факторов, который позволил компании занять нишу на рынке замороженных продуктов. Узнаваемость других брендов несколько ниже. "Краски лета" знакомы 10,5% потребителей, Hortex - 20%, "Четыре сезона" - 6,5%, "Есть идея!" - 3,5%.
Для большинства омичей при выборе пакета с быстрозамороженными овощами бренд не имеет первостепенного значения: главное, чтобы удовлетворяло качество и нравилось содержимое упаковки. "Можно целыми блоками пускать рекламу, но если качество товара не будет устраивать потребителя, то брать эту продукцию не будут", - утверждает г-н Рыбников.
По словам экспертов, основные инструменты конкурентной борьбы на рынке - расширение ассортиментной линейки и совершенствование качества продукции. Тем не менее некоторые ритейлеры делают ставку на более низкие цены. Так, относительно недавно появившийся на рынке бренд "Краски лета" сразу привлек к себе внимание достаточно большой части потребителей, ориентированных на цену: продукция новичков стоит в среднем на 15% дешевле. Супермаркеты, работающие в эконом-сегменте, в свое время откликнулись на эту тенденцию, заменив более дорогой Hortex "Красками лета".
"Проморозились..."
Эксперты уверяют, что производители замороженных овощей появятся в Омске только тогда, кода это направление начнет более активно развиваться в центральных регионах России. Вообще, специалисты полагают, что в определенный момент потенциальные омские производители замороженных овощей "прозевали" рынок. "Если бы бизнесмены раньше разглядели заманчивые перспективы этого рынка, то успели бы занять немалую долю на нем. Теперь же правят бал на нем европейские компании", - считает Николай Рыбников. По словам г-на Катунина, новым игрокам придется инвестировать немалые средства не только в производство, но и в раскрутку компании: "Только при наличии яркого бренда компания имеет шансы выйти на рынок"
Лариса Шеметова, Ольга Матросова,"БК-рейтинг"
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
- Звезды футбола и ММА на время стали сотрудниками омской полиции103625 декабря 2024
- У звезды Омского музтеатра поинтересовались, когда она ведьма85525 декабря 2024
- Ксения Собчак показала, какой look она выбрала для встречи с Путиным172924 декабря 2024
- Возле бывшего ночного клуба "Атлантида" открывают новый ресторан207824 декабря 2024
- Звезда балета Полунин: "Мое время в России истекло"1452723 декабря 2024
- Дресс-код: глава федерального Минкульта продемонстрировала идеал офисного стиля278420 декабря 2024
- Омичи в этом году возжелали потрогать креативные елки: в "Искусстве Омска" «подЕЛЬники-6»274217 декабря 2024
Новости партнеров