Новости. Омск

Культура
№ 37(214) от 26.09.2007

Содержание

СТОИМОСТЬ ВЫСТАВКИ ГЕНРИ МУРА МОЖЕТ ПОСЧИТАТЬ КАЖДЫЙ

Очень дорогой и невероятно плодовитый Генри Мур заглядывает в Россию крайне редко. В 1991-м его работы впервые увидели Москва и Ленинград. Спустя 16 лет графическое творчество одного из самых известных английских художников в мире смогут наконец оценить жители 12 российских городов, среди которых есть и Омск. Собственно это в стенах Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля родилась идея познакомить соотечественников с наследием британца, освободившего скульптуру от формального подхода.

Мура так любят во всем мире, что с удовольствием подделывают. Однако вопрос о подлинности омских экспонатов может не вызывать сомнения у публики, ибо сам художник очень тщательно документировал свое творчество (что художникам как-то несвойственно). Поэтому, даже когда на рынке всплывают "неизвестные" работы мэтра, эксперты легко могут их проверить.
По словам искусствоведа Энн Эллиот, в России в общественных собраниях скульптур чтимого в Англии Мура нет, однако сегодня так много богатых людей, что она не удивится, если творения художника уже просочились в частные коллекции. Кстати, Мур "породнился" с Россией еще в 1929-м, взяв в жены очаровательную студентку Лондонского Королевского колледжа искусств Ирину Радецкую, однако побывать на родине супруги смог только после смерти - своими работами.
У нас знаменитый англичанин больше известен как автор "дырявой" скульптуры, но как раз ее на выставке и не будет. Британский совет счел нужным начать знакомство с творчеством своего гениального соплеменника с графики. Она охватывает множество сюжетов, занимавших художника на протяжении жизни: скелеты животных, черепа и кости, древние скалы и памятники, лежащие фигуры, взаимоотношения матери и ребенка.
Мур создавал свои работы в мастерских деревушки Перри Грин, раскинувшейся в тридцати милях от Лондона, там, где он жил и где теперь располагается Фонд его имени. В омском музее попытались воспроизвести макет одной из них, где он лепил модели для будущих скульптур. Специально для выставки в России куратор проекта Харджит Каур сняла часовой фильм про любимых моделей Генри Мура - овец, которых он каждый день наблюдал из окна своей мастерской. ("Загонять в кадр овец - это тоже одна из обязанностей куратора", - посетовала на пресс-конференции Харджит.) Фильм можно увидеть в медиа-окне, устроенном прямо на стене одного из залов.
Прежде чем разместить экспозицию из Фонда Генри Мура в омском музее, англичане удостоверились в надежности ее охранных систем. По словам куратора проекта Russian Ring Ларисы Тимковой, ей пришлось честно заполнять множество бумаг, касающихся пожарной и охранной сигнализаций.
"Генри Мур: мастер гравюры" - первая из выставок долгосрочного проекта Russian Ring, замысел которого принадлежит Британскому совету. Впоследствии англичане хотят познакомить русских с современной детской иллюстрацией и работами ведущих видеохудожников Великобритании.
"Нам бы очень хотелось привезти скульптуру Мура, - говорили англичане, - но подготовка проекта заняла бы гораздо больше времени. Думаем, публика не разочаруется, увидев его графику".
Почему МУР?
Генри Мур - знаковая фигура для старушки Англии. Охваченный пластическими поисками, мэтр ушел далеко вперед от статической викторианской скульптуры и тем самым, по мнению искусствоведов, изменил курс британской истории. "Мур очень много сделал для скульптуры, - говорит г-жа Эллиот. - Однако он не призывал следовать за собой, поэтому в Англии сегодня такая богатая и разнообразная скульптура. В его работах заключена невероятная человечность. Мур понятен всем культурам, и за это мы так долго с ним сотрудничаем. Даже после его смерти".
Почем МУР?
Вопрос о цене выставки привел ее организаторов в легкое замешательство: "Неужели публике это интересно?!" Англичане по-английски норовили уйти от прямого ответа, явно предпочитая культурную сторону вопроса финансовой. Единственное, что удалось узнать от г-жи Эллиот, так это то, что графические работы Мура с овцами стоят дороже абстрактных и что пару лет назад на аукционе "Кристи" его графика оценивалась в сумму от одного до пяти тысяч фунтов стерлингов. "Однако сегодня,  - подчеркнула искусствовед, - цены на работы Мура выросли не меньше чем на три тысячи. Так что теперь всяк приходящий на выставку может прикинуть ее суммарную стоимость".
Сумма страховки также осталась тайной за семью печатями, ибо, по словам менеджера проектов в области искусства Британского совета Марины Сенатской, она не имеет права разглашать коммерческую информацию без разрешения руководства.
МУР - путешественник
Восемь десятков графических работ Генри Мура отправились в двухлетнее путешествие по России, дабы познакомить публику с творчеством признанного во всем мире британского мэтра. Проект "Генри Мур: мастер гравюры" стартовал 2 февраля в Иркутске. Омск - пятый по счету город, в котором выставляются творения "национального достояния Англии". Работы будут украшать залы врубелевского музея до 4 ноября, а далее отправятся удивлять Екатеринбург, Самару, Волгоград, Нижний Новгород, Сочи, Ростов-на-Дону. Вояж по России завершится 10 января 2009 года в Ярославском художественном музее.
Справка

Генри Мур родился в 1898 году в Каслфорде, на севере Англии, в многодетной семье горнорабочего. Вдохновившись примером Микеланджело, мальчик захотел стать художником, но отец предпочел для него карьеру учителя. Только после службы в армии на пособие для ветеранов войны Генри смог поступить в Школу искусств Лидса, где стал первым студентом-скульптором. Выигранная вскоре стипендия позволила ему продолжить обучение в Королевском колледже искусств в Лондоне. Здесь он познакомился с русской художницей Ириной Радецкой, которая стала его женой и спустя 17 лет родила ему единственную дочь Мэри. Во время войны студия Мура в Лондоне была разрушена, и супруги перебрались в деревушку Перри Грин, где счастливо прожили до конца своих дней. Генри ушел из жизни в 1986 году, а его жена - в 1989-м.
Официальное признание к художнику пришло в 1945-м, когда он представил два альбома рисунков из лондонских бомбо­убежищ. В 1948-м Мур начал сотрудничать с Британским советом, который организовал его выставку в Венеции. Там Мур получил международную премию за лучшую скульптуру. Мэтр слыл непритязательным человеком и черпал вдохновение в том, что попадалось ему под ноги: в камнях, костях, раковинах. Из этих предметов он вырезал небольшие, размером с ладонь, модели, которые впоследствии увеличивал до размеров монументальной скульптуры.
Ежегодно Британский совет выставлял работы Мура по всему миру, поэтому скульптору удалось скопить огромное состояние. Однако жил художник скромно и единственным поводом для расточительства считал свою коллекцию работ Дега, Пикассо, Виллара, Родена и Сезанна.

Оксана Дубонос

Просмотров: 279 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru