Автокурс. Интервью
№ 43(220) от 07.11.2007
ОСАГО: нет предела совершенству
В октябре Госдума приняла очередные поправки в закон об ОСАГО. В России это, пожалуй, единственный закон, который столь бурно обсуждался в обществе и который претерпел самое большое количество поправок за время своего действия. О том, когда наконец появится "правильный" закон и почему на рынке страхования нет фирм-однодневок, "БК" рассказал Станислав Хомяков, директор Омского филиала ООО "Росгосстрах-Сибирь".
Станислав Хомяков |
- Станислав Петрович, как вы считаете, насколько необходимо было введение "сырого" закона об ОСАГО четыре года назад, если до сих пор вносятся правки?
- Я не считаю, что он был принят "сырым". Впервые в мире закон об ОСАГО заработал сразу на такой огромной территории с таким большим количеством транспортных средств. Подобного опыта не было ни у одной из стран, но закон был необходим - на тот момент мы были единственной европейской страной, за исключением Албании, которая не имела подобного закона. Естественно, предусмотреть все нюансы и проблемы, которые могли возникнуть, было невозможно. За четыре года действия закона было внесено всего лишь несколько поправок, и самая значительная из них - корректировка региональных коэффициентов, которые в ряде регионов были рассчитаны не совсем корректно. Поправки действительно достаточно долго обсуждались, обобщались, учтен опыт проведения ОСАГО, и сейчас предлагается целый ряд изменений и дополнений в закон.
- После вступления закона в силу в 2003 году с какими трудностями в первую очередь столкнулись страховые компании?
- Первое - большинство страхователей не знало всех пунктов закона об ОСАГО, соответственно, своих прав и обязанностей. Закон воспринимался как "обязаловка". Во-вторых, на тот момент не был прописан весь механизм действия закона, были разночтения между самим законом и Гражданским Кодексом.
- Есть ли исключительно омские проблемы?
- В нашем регионе достаточно низкий уровень жизни, слабо развито предпринимательство, мало программ, поддерживающих развитие среднего и малого бизнеса. А страхование - это часть экономического механизма, работа которого напрямую зависит от доходов населения. Вторая проблема - отсутствие системной подготовки квалифицированных кадров в сфере страхования. На омском рынке помимо нас страховщиков готовит только одна компания, это, естественно, сказывается на уровне сервиса и обостряет борьбу за компетентных сотрудников среди остальных страховых компаний.
- Есть мнение, что изначально закон "соответствовал интересам" страховых компаний, однако после вступления его в силу многие внесенные поправки "встали" на защиту потерпевших.
- Закон изначально защищал интересы потерпевших. С момента вступления в действие и по 1 июня 2007 года было заключено более 112 млн. договоров ОСАГО, урегулировано свыше четырех млн. страховых случаев, сумма страховых выплат по которым составила более 92 млрд. рублей. Думаю, эти цифры свидетельствуют сами за себя. По данным ФССН, лишь сотые доли процента страхователей обратились в надзор с жалобами на страховые компании. По опросам общественного мнения, проводимым различными социологическими службами, удовлетворенность ОСАГО испытывает более половины всех страхователей. То есть общество демонстрирует явно позитивные настроения в отношении этого закона. Впервые в современной истории России цивилизованно защищаются интересы пострадавших - пока пострадавших в ДТП, но мы надеемся, что подобная практика в ближайшее время будет распространена и на пострадавших при других обстоятельствах, например, авиапассажиров или граждан, пострадавших в результате техногенных катастроф.
- Однако, по данным Федеральной службы страхового надзора, 59% всех жалоб омичей за первые шесть месяцев 2007 года связаны с ОСАГО. Как вы можете прокомментировать данную ситуацию?
- В этом нет ничего удивительного. Дело в том, что количество договоров по ОСАГО в разы, если не в десятки раз превышает количество договоров по другим видам страхования. Поэтому 59% - это лишь отражение количества заключенных договоров.
- Насколько фирмы-однодневки, предлагающие страховые услуги, мешают работать стабильным и серьезным компаниям?
- Фирм-однодневок в страховании не бывает, это дорогой бизнес. Для того чтобы выйти на рынок, нужен уставной капитал, и начинается он от 30 миллионов. Другое дело, что на рынке есть компании, которые занимаются псевдострахованием, так называемые кэптивные компании. Их деятельность, конечно, подрывает суть страхования как защиту имущественных интересов.
- В результате увеличения суммы страховой выплаты по жизни и здоровью, а также постановления Верховного суда о добровольной компенсации страховщиками утраты товарной стоимости стоит ли ожидать повышения стоимости полиса?
- Да, поправка, предложенная страховщиками, предполагает установление размера страховой выплаты до 160 тысяч руб. каждому потерпевшему в случае причинения вреда жизни и здоровью. Пока страховые компании могут выдержать эту нагрузку. Что же касается УТС и износа, при расчете базового тарифа по ОСАГО выплаты по ним не предусматривались. Таким образом, внесение в закон поправки по УТС - если такое произойдет - может привести к удорожанию полиса на 20%, а по износу - еще больше.
- С 1 августа текущего года заметно ужесточились правила дорожного движения, вторая часть нововведений вступит с 1 января, заметен ли результат "ужесточений" для страховых компаний?
- Пока результат не виден. Но мы считаем это шагом в правильном направлении. Именно экономическое принуждение к соблюдению правил только и может дать необходимый результат. Поэтому в очередной раз хотелось бы заявить, что необходимо серьезное увеличение "штрафных санкций" к нарушителям через повышение коэффициента "малус". Потому что именно страховщики больше всех заинтересованы (и в первую очередь финансово) в снижении аварийности на дорогах.
- Какие пункты закона об ОСАГО вы считаете самыми удачными и неудачными? Почему?
- Новые поправки обобщили опыт действия "автогражданки" и должны решить проблему в целом. Конечно, проблемные моменты остаются, например, не решен вопрос по индексации. С каждым годом взносы дешевеют за счет инфляции и системы "бонуса-малуса", а выплаты с каждым годом дорожают за счет той же инфляции. Рост цен на запчасти, работу СТО, электроэнергию - это не было учтено. В законе было упущение по требованиям к страховщикам. Так, требование по обязательному наличию представительства в каждом регионе было обойдено путем заключения договоров-поручений с другими компаниями. Процесс получения лицензии был на начальном этапе слишком простым, если бы формальные требования изначально были более жесткими, то страховщиков на региональном рынке было бы гораздо меньше. Новые требования к уставному капиталу приведут к тому, что в ближайшее время количество страховых компаний сократится, в первую очередь с рынка уйдут страховщики, не имеющие представительств в регионах. Процесс глобализации ведется не только в сфере страхования, но и в банковской сфере. На сегодняшний день приоритет у федеральных программ и проектов, за которыми, безусловно, будущее.
- По вашему мнению, сколько времени уйдет еще на формирование "правильного" и "действенного" закона об "автогражданке"?
- Нет предела совершенству. Закон - живой организм, он будет изменяться постоянно, в соответствии с развитием законодательства и общества. Изменяются требования людей, повышаются потребности, меняется структура рынка, соответственно, будет меняться и закон об ОСАГО.
- Я не считаю, что он был принят "сырым". Впервые в мире закон об ОСАГО заработал сразу на такой огромной территории с таким большим количеством транспортных средств. Подобного опыта не было ни у одной из стран, но закон был необходим - на тот момент мы были единственной европейской страной, за исключением Албании, которая не имела подобного закона. Естественно, предусмотреть все нюансы и проблемы, которые могли возникнуть, было невозможно. За четыре года действия закона было внесено всего лишь несколько поправок, и самая значительная из них - корректировка региональных коэффициентов, которые в ряде регионов были рассчитаны не совсем корректно. Поправки действительно достаточно долго обсуждались, обобщались, учтен опыт проведения ОСАГО, и сейчас предлагается целый ряд изменений и дополнений в закон.
- После вступления закона в силу в 2003 году с какими трудностями в первую очередь столкнулись страховые компании?
- Первое - большинство страхователей не знало всех пунктов закона об ОСАГО, соответственно, своих прав и обязанностей. Закон воспринимался как "обязаловка". Во-вторых, на тот момент не был прописан весь механизм действия закона, были разночтения между самим законом и Гражданским Кодексом.
- Есть ли исключительно омские проблемы?
- В нашем регионе достаточно низкий уровень жизни, слабо развито предпринимательство, мало программ, поддерживающих развитие среднего и малого бизнеса. А страхование - это часть экономического механизма, работа которого напрямую зависит от доходов населения. Вторая проблема - отсутствие системной подготовки квалифицированных кадров в сфере страхования. На омском рынке помимо нас страховщиков готовит только одна компания, это, естественно, сказывается на уровне сервиса и обостряет борьбу за компетентных сотрудников среди остальных страховых компаний.
- Есть мнение, что изначально закон "соответствовал интересам" страховых компаний, однако после вступления его в силу многие внесенные поправки "встали" на защиту потерпевших.
- Закон изначально защищал интересы потерпевших. С момента вступления в действие и по 1 июня 2007 года было заключено более 112 млн. договоров ОСАГО, урегулировано свыше четырех млн. страховых случаев, сумма страховых выплат по которым составила более 92 млрд. рублей. Думаю, эти цифры свидетельствуют сами за себя. По данным ФССН, лишь сотые доли процента страхователей обратились в надзор с жалобами на страховые компании. По опросам общественного мнения, проводимым различными социологическими службами, удовлетворенность ОСАГО испытывает более половины всех страхователей. То есть общество демонстрирует явно позитивные настроения в отношении этого закона. Впервые в современной истории России цивилизованно защищаются интересы пострадавших - пока пострадавших в ДТП, но мы надеемся, что подобная практика в ближайшее время будет распространена и на пострадавших при других обстоятельствах, например, авиапассажиров или граждан, пострадавших в результате техногенных катастроф.
- Однако, по данным Федеральной службы страхового надзора, 59% всех жалоб омичей за первые шесть месяцев 2007 года связаны с ОСАГО. Как вы можете прокомментировать данную ситуацию?
- В этом нет ничего удивительного. Дело в том, что количество договоров по ОСАГО в разы, если не в десятки раз превышает количество договоров по другим видам страхования. Поэтому 59% - это лишь отражение количества заключенных договоров.
- Насколько фирмы-однодневки, предлагающие страховые услуги, мешают работать стабильным и серьезным компаниям?
- Фирм-однодневок в страховании не бывает, это дорогой бизнес. Для того чтобы выйти на рынок, нужен уставной капитал, и начинается он от 30 миллионов. Другое дело, что на рынке есть компании, которые занимаются псевдострахованием, так называемые кэптивные компании. Их деятельность, конечно, подрывает суть страхования как защиту имущественных интересов.
- В результате увеличения суммы страховой выплаты по жизни и здоровью, а также постановления Верховного суда о добровольной компенсации страховщиками утраты товарной стоимости стоит ли ожидать повышения стоимости полиса?
- Да, поправка, предложенная страховщиками, предполагает установление размера страховой выплаты до 160 тысяч руб. каждому потерпевшему в случае причинения вреда жизни и здоровью. Пока страховые компании могут выдержать эту нагрузку. Что же касается УТС и износа, при расчете базового тарифа по ОСАГО выплаты по ним не предусматривались. Таким образом, внесение в закон поправки по УТС - если такое произойдет - может привести к удорожанию полиса на 20%, а по износу - еще больше.
- С 1 августа текущего года заметно ужесточились правила дорожного движения, вторая часть нововведений вступит с 1 января, заметен ли результат "ужесточений" для страховых компаний?
- Пока результат не виден. Но мы считаем это шагом в правильном направлении. Именно экономическое принуждение к соблюдению правил только и может дать необходимый результат. Поэтому в очередной раз хотелось бы заявить, что необходимо серьезное увеличение "штрафных санкций" к нарушителям через повышение коэффициента "малус". Потому что именно страховщики больше всех заинтересованы (и в первую очередь финансово) в снижении аварийности на дорогах.
- Какие пункты закона об ОСАГО вы считаете самыми удачными и неудачными? Почему?
- Новые поправки обобщили опыт действия "автогражданки" и должны решить проблему в целом. Конечно, проблемные моменты остаются, например, не решен вопрос по индексации. С каждым годом взносы дешевеют за счет инфляции и системы "бонуса-малуса", а выплаты с каждым годом дорожают за счет той же инфляции. Рост цен на запчасти, работу СТО, электроэнергию - это не было учтено. В законе было упущение по требованиям к страховщикам. Так, требование по обязательному наличию представительства в каждом регионе было обойдено путем заключения договоров-поручений с другими компаниями. Процесс получения лицензии был на начальном этапе слишком простым, если бы формальные требования изначально были более жесткими, то страховщиков на региональном рынке было бы гораздо меньше. Новые требования к уставному капиталу приведут к тому, что в ближайшее время количество страховых компаний сократится, в первую очередь с рынка уйдут страховщики, не имеющие представительств в регионах. Процесс глобализации ведется не только в сфере страхования, но и в банковской сфере. На сегодняшний день приоритет у федеральных программ и проектов, за которыми, безусловно, будущее.
- По вашему мнению, сколько времени уйдет еще на формирование "правильного" и "действенного" закона об "автогражданке"?
- Нет предела совершенству. Закон - живой организм, он будет изменяться постоянно, в соответствии с развитием законодательства и общества. Изменяются требования людей, повышаются потребности, меняется структура рынка, соответственно, будет меняться и закон об ОСАГО.
Анна Закарлюка, Фото из архива "БК"
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл860021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии682021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись670021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2733314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6976114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2213013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2568013 ноября 2024
Новости партнеров