Новости. Омск

Автокурс. Интервью
№ 43(220) от 07.11.2007

Содержание

ОСАГО: нет предела совершенству

В октябре Госдума приняла очередные поправки в закон об ОСАГО. В России это, пожалуй,­ единственный закон, который столь бурно обсуждался в обществе и который претерпел самое большое количество поправок за время своего действия. О том, когда наконец ­появится "правильный" закон и почему на рынке страхования нет фирм-однодневок, "БК" рассказал Станислав Хомяков, директор Омского филиала ООО "Росгосстрах-Сибирь".

 Станислав Хомяков

- Станислав Петрович, как вы считаете, насколько необходимо было введение "сырого" закона об ОСАГО­ четыре года назад, если до сих пор вносятся правки?
- Я не считаю, что он был принят "сырым". Впервые в мире закон об ОСАГО заработал сразу на такой огромной территории с таким большим количеством транспортных средств. Подобного опыта не было ни у одной из стран, но закон был необходим - на тот момент мы были единственной европейской страной, за исключением Албании, которая не имела подобного закона. Естественно, предусмотреть все нюансы и проблемы, которые могли возникнуть, было невозможно. За четыре года действия закона было внесено всего лишь несколько поправок, и самая значительная из них - корректировка региональных коэффициентов, которые в ряде регионов были рассчитаны не совсем корректно. Поправки действительно достаточно долго обсуждались, обобщались, учтен опыт проведения ОСАГО, и сейчас предлагается целый ряд изменений и дополнений в закон.
- После вступления закона в силу в 2003 году с какими трудностями в первую очередь столкнулись страховые компании?
- Первое - большинство страхователей не знало всех пунктов закона об ОСАГО, соответственно, своих прав и обязанностей. Закон воспринимался как "обязаловка". Во-вторых, на тот момент не был прописан весь механизм действия закона, были разночтения между самим законом и Гражданским Кодексом.
- Есть ли исключительно ­омские проблемы?
- В нашем регионе достаточно низкий уровень жизни, слабо развито предпринимательство, мало программ, поддерживающих развитие среднего и малого бизнеса. А страхование - это часть экономического механизма, работа которого напрямую зависит от доходов населения. Вторая проблема - отсутствие системной подготовки квалифицированных кадров в сфере страхования. На омском рынке помимо нас страховщиков готовит только одна компания, это, естественно, сказывается на уровне сервиса и обостряет борьбу за компетентных сотрудников среди остальных страховых компаний.
- Есть мнение, что изна­чально закон "соответствовал интересам" страховых компаний, однако после вступления его в силу многие внесенные поправки "встали" на за­щиту потерпевших.
- Закон изначально защищал инте­ресы потерпевших. С момента вступления в действие и по 1 июня 2007 года было заключено более 112 млн. договоров ОСАГО, урегулировано свыше четырех млн. страховых случаев, сумма страховых выплат по которым ­составила более 92 млрд. рублей. ­Думаю, эти цифры свидетельствуют сами за себя. По данным ФССН, лишь сотые доли процента страхователей обратились в надзор с жалобами на страховые компании. По опросам общественного мнения, проводимым различными социологическими службами, удовлетворенность ОСАГО испытывает более половины всех страхователей. То есть общество демонстрирует явно позитивные настроения в отношении этого закона. Впервые в современной истории России цивилизованно защищаются интересы пострадавших - пока пострадавших в ДТП, но мы надеемся, что подобная практика в ближайшее время будет распространена и на пострадавших при других обстоятельствах, например, авиапассажиров или граждан, пострадавших в результате­ техногенных катастроф.
- Однако, по данным Федеральной службы страхового надзора, 59% всех жалоб омичей за первые шесть месяцев 2007 года связаны с ОСАГО. Как вы можете прокомментировать данную ситуацию?
- В этом нет ничего удивительного. Дело в том, что количество договоров по ОСАГО в разы, если не в десятки раз превышает количество договоров по другим видам страхования. Поэтому 59% - это лишь отражение количества заключенных договоров.
- Насколько фирмы-однодневки, предлагающие страховые услуги, мешают работать стабильным и серьезным компаниям?
- Фирм-однодневок в страховании не бывает, это дорогой бизнес. Для того чтобы выйти на рынок, нужен уставной капитал, и начинается он от 30 миллионов. Другое дело, что на рынке есть компании, которые занимаются псевдострахованием, так называемые кэптивные компании. Их деятельность, конечно, подрывает суть страхования как защиту имущественных интересов.
- В результате увеличения суммы страховой выплаты по жизни и здоровью, а также постановления Верховного суда о добровольной компенсации страховщиками утраты товарной стоимости стоит ли ожидать повышения стоимости полиса?
- Да, поправка, предложенная страховщиками, предполагает установление размера страховой выплаты до 160 тысяч руб. каждому потерпевшему в случае причинения вреда жизни и здоровью. Пока страховые компании могут выдержать эту нагрузку. Что же ­касается УТС и износа, при расчете базового тарифа по ОСАГО выплаты по ним не предусматривались. Таким образом, внесение в закон поправки по УТС - если такое произойдет - может привести к удорожанию полиса на 20%, а по износу - еще больше.
- С 1 августа текущего года заметно ужесточились правила дорожного движения, вторая часть нововведений вступит с 1 января, заметен ли результат "ужесточений" для страховых компаний?
- Пока результат не виден. Но мы считаем это шагом в правильном направ­лении. Именно экономическое принуждение к соблюдению правил только и может дать необходимый результат. Поэтому в очередной раз хотелось бы заявить, что необходимо серьезное увеличение "штрафных санкций" к нарушителям через повышение коэффициента "малус". Потому что именно страховщики больше всех заинтересованы (и в первую очередь финансово) в снижении аварийности на дорогах.
- Какие пункты закона об ОСАГО вы считаете самыми удачными и неудачными? Почему?
- Новые поправки обобщили опыт действия "автогражданки" и должны решить проблему в целом. Конечно, проблемные моменты остаются, например, не решен вопрос по индексации. С каждым годом взносы дешевеют за счет инфляции и системы "бонуса-малуса", а выплаты с каждым годом дорожают за счет той же инфляции. Рост цен на запчасти, работу СТО, электроэнергию - это не было учтено. В законе было упущение по требованиям к страховщикам. Так, требование по обязательному наличию представительства в каждом регионе было обойдено путем заключения договоров-поручений с другими компаниями. Процесс получения лицензии был на начальном этапе слишком простым, если бы формальные требования изначально были более жесткими, то страховщиков на региональном рынке было бы гораздо меньше. Новые требования к уставному капиталу приведут к тому, что в ближайшее время количество страховых компаний сократится, в первую очередь с рынка уйдут страховщики, не имеющие представительств в регионах. Процесс глобализации ведется не только в сфере страхования, но и в банковской сфере. На сегодняшний день приоритет у федеральных программ и проектов, за которыми, безусловно, будущее.
- По вашему мнению, сколько времени уйдет еще на формирование "правильного" и "действенного" закона об "автогражданке"?
- Нет предела совершенству. Закон - живой организм, он будет изменяться постоянно, в соответствии с развитием законодательства и общества. Изменяются требования людей, повышаются потребности, меняется структура рынка, соответственно, будет меняться и закон об ОСАГО.

Анна Закарлюка, Фото из архива "БК"

Просмотров: 153 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru