Новости. Омск

Рынок. Молоко и молочная продукция
№ 45(222) от 21.11.2007

Содержание

"Молочные реки" меняют русла

В ближайшие два-три года омский рынок молока и молочной продукции ждет передел: из почти 20 переработчиков молока останутся три-четыре крупных игрока. По оценкам экспертов, сегодня для этого имеются все предпосылки: острый дефицит сырья и рост цен на него, изменение покупательского спроса и экспансия федеральных мультибрендовых молочных монстров.

Первые отголоски преобразований в молочной индустрии Омска были слышны еще несколько лет назад, когда регионом активно заинтересовались серьезные федеральные игроки: "Юнимилк" и "Вимм-Билль-Данн". Наиболее лакомым куском местного рынка для варягов, бесспорно, стал "Манрос-М" (объем переработки молока - порядка 250 тонн в сутки, торговые марки "На здоровье", "Молочная долина", "Вкусника"). Лидер омского молочного рынка сначала почти было уже "ушел" под "Юнимилк", но в итоге неожиданно достался его главному конкуренту. По итогам сделки "Манрос-М" стал седьмым молокоперерабатывающим пред­приятием "Вимм-Билль-Данна" в сибирском и дальневосточном округах. В свою очередь "Любинский МКК" (ТМ "ЛюбиМо", "Для удовольствия"), по словам начальника отдела продаж "Любинского МКК" Владимира Смирнова, летом подписал договор с компанией "Юнимилк" об использовании ТМ "Простоквашино". "За использование бренда мы платим "Юнимилку" определенную сумму, - рассказывает г-н Смирнов, - не исключено, что в ближайшее время под брендом "Простоквашино" появятся кроме молока и сметаны, которые мы производим с сентября, и другие цельномолочные продукты. Зачем производим продукцию под чужим брендом? Он раскрученный, рекламируется по федеральным каналам, так что мы надеемся на взаимовыгодное сотрудничество. Кроме того, мы проводим модернизацию нашего предприятия, в частности закуплены автоматы для фасовки". После начала сотрудничества "Юнимилка" с "Любинским МКК" некоторые специалисты высказали предположение, что вполне вероятна продажа "Любинского" "Юнимилку" (по похожей схеме холдинг уже приобретал региональные производства). Однако г-н Суворов резко опроверг эти предположения: "В модернизации "Любинского МКК" компания "Юнимилк", естественно, не участвует и ни о какой продаже комбината речь не идет".
В свою очередь, хозяин другого местного производителя молока - "Лузинского молочного комбината" (холдинг "Омский бекон", ТМ "Крыночка") - компания "ПРОДО менеджмент" открыто заявил о его продаже. По последней информации, покупатель молочного производства "Омского бекона" пока не появился, но специалисты утверждают, что произойти это может в любой момент, скорее всего омичами заинтересуются федералы.
В прошлом году московская компания "СпецМолПродукт" купила местный молочный завод "Браво". Сделка прошла тихо, условия продажи и сумму покупки представители завода "Браво" до сих пор не разглашают. Однако, по оценкам некоторых участников рынка, после продажи завод несколько утратил свои позиции на рынке.
Эксперты утверждают, в последнее время активность федеральных сетей в плане покупки местных переработчиков не утихает. Представители федеральных и иностранных молочных холдингов ("Юнимилк", "Вимм-Билль-Данн", "Данон") неоднократно заявляли: для наращивания оборотов они готовы более пристально присмотреться практически ко всем омским переработчикам молока, а их насчитывается порядка двадцати.
Самая большая доля омского рынка, по их собственным оценкам, у филиала "Вимм-Билль-Данна" - компании "Манрос-М" - 30%. По оценкам экспертов, на втором месте - предприятие известных омских предпринимателей Андрея Голушко и Сергея Калинина ООО "Вита" (ТМ "Утренняя Зорька") - рыночная доля порядка 18-19%, на третьем - "Любинский МКК" (доля присутствия на рынке  - 8-12%), на четвертом - молочное подразделение "Омского бекона" (рыночная доля - 4,8-6%). Рыночная доля "Браво", по мнению игроков рынка, в последнее время имеет тенденцию к сокращению, поэтому сегодня определить ее сложно. Набирают обороты "Русско-Полянский МСК" и молочный комбинат "Калачинский" (ТМ "Свеженька"). Более мелкими игроками пока являются "Сибиряк", "Омский завод плавленых сыров", ГУП ВНИМИ-Сибирь РАСХН, "МСК "Тюкалинский", "МСК "Муромцевский", "МСК "Москаленский", "МСЗ "Нижнеомский", "Азовский".
Обжегшись на молоке...
По данным ACNielsen, в последнее время темпы роста российского молочного рынка заметно снижаются: 7% в 2006 году против 13 в 2005-м в объем-­ ном выражении и 16% против 30 - в денежном. Стагнация и затухание спроса на молоко и молочную продукцию наблюдаются во всех регионах и практически во всех сегментах молочной продукции. Омская область, производя ежегодно порядка 130 тысяч тонн молока и занимая третью строку в "молочном" рейтинге Сибири после Новосибирска и Томска, не стала исключением из правил. Дефицит молока и резкое повышение закупочных цен на него (вызванные, с одной стороны, отменой ЕС субсидий сельхозпроизводителям и 30‑50-процентным повышением цен на корма, а с другой стороны - резким увеличением спроса на молочную продукцию в азиатском регионе) стали основной тенденцией развития местной молочной индустрии в этом сезоне. Сложившу­юся ситуацию переработчики молока характеризуют как жесткую конкуренцию за сырье: практически одновременно с началом осени производители сырья подняли отпускные цены в полтора-два раза - с 6-6,5 до 11,5-12,5 руб./литр. Традиционно с началом осеннего сезона, когда удои у коров заметно снижаются, отпускная стоимость сырья росла на 20-30%, однако к такому резкому скачку цен местные переработчики молока были не готовы. Более того, по оценкам специалистов, до конца года отпускные цены на сырое молоко поднимутся еще, как минимум, два раза. В результате их совокупный рост составит еще 5-10%, то есть отпускная цена сырья нормальной жирности достигнет отметки 13-13,5 рубля за литр. Учитывая, что стоимость молока занимает 65-70% в себестоимости готовой продукции, нетрудно представить, какие цены ожидают рядовых потребителей. Уже сегодня аналитики в один голос твердят, что стоимость молочных продуктов в рознице поднялась на 35-40%. Например, литр молока нормальной жирности поднялся в цене с 18-20 до 23-24 рублей. В результате потребление молока и молочных продуктов снижается. Как вариант некоторые покупатели либо переходят на более низкую ценовую категорию молочной продукции, либо покупают менее раскрученные марки. "В связи с осенним ростом цен на молоко и молочные продукты мы ощутили снижение спроса почти на 30%, - рассказывает директор по производству молочного завода "Браво" Лариса Стрияшко. - Думаю, это не окончательная цифра, все большее число омичей стали отказывать себе в покупке молочной продукции, потому что дорого".
Молочные "быки"
По мнению некоторых производителей молочной продукции, игру на повышение цен на молоко во второй половине этого года начали переработчики из соседних регионов, прежде всего, из Тюмени, активизировавшие скупку молока у омских хозяйств. Однако существует и полярное мнение. По словам заместителя генерального директора компании "АгроСоюз" Константина Валухова, на омском рынке "законодателями цен" на сырое молоко стали компании "Вимм-Билль-Данн" и "Любинский МКК". "Они первые предложили омским производителям молочного сырья выгодные условия сотрудничества, стали общаться "на равных", - рассказывает г-н Валухов, - а не с позиции силы, как до этого пытались вести диалог некоторые местные переработчики. Более того, они не скрывают своей решительности в завоевании местного рынка и для осуществления этих целей готовы на первом этапе поступиться прибылью (покупая сырье по более высокой цене и тем самым меняя ценовую политику региона)". В результате омские переработчики молока "средней руки" практически забили тревогу: "Мы испытываем острый дефицит сырья, особенно качественного, хозяйства активно продают сырье в другие регионы по более высокой цене, а нам приходится либо покупать дорогое по цене сырье, либо снижать объемы производства". Ситуация усугубляется еще тем обстоятельством, что цены на готовую продукцию производителям пока приходится сдерживать. В рамках соглашения, инициированного минсельхозом, цены на нежирное молоко и кефир заморожены с 15 октября предположительно до конца нынешнего года. Хотя, возможно, в связи с предстоящими президентскими выборами мораторий продлится вплоть до марта. Кстати, ритейлерам также "порекомендовали" не делать наценку на молоко более 10%.
Не торговля оружием, но уже хоть что-то
Впрочем, как говорится, нет худа без добра. Если омские производители молочной продукции активно жалуются на трудности с дефицитом сырья и рост цен на него, то сельхозпроизводители, напротив, довольны: впервые за долгое время хозяйственнику наконец дали рыночную цену за продукт. До последнего времени производить сырое молоко многим было просто неинтересно и невыгодно. Более того, местные производители сырья уверены, цены на сырое молоко в регионе более чем достойные. В Новосибирске и Томске переработчики готовы покупать сырье по 14-14,5 рубля за литр, в Татарстане цена уже достигла отметки 17 рублей за литр, и его охотно покупают. Между тем, несмотря на нынешние высокие цены на молоко, воспользоваться ситуацией для резкого увеличения численности молочного стада хозяйства скорее всего не смогут. По словам производителей, процесс увеличения надоев дорогостоящий и долгосрочный. "Чтобы из теленка вырастить дойную корову, требуется, как минимум, три года, поэтому увеличения надоев в краткосрочной перспективе быть не может", - утверждают хозяйственники. Иными словами, несмотря на то, что сегодня рыночная ситуация дает сельхоз­производителям реальный шанс увеличить рентабельность молочного производства с привычных 6-7 до рыночных 20-25%, говорить о том, что все они смогут им воспользоваться для развития в перспективе, чересчур оптимистично.
Все равно хотят по-белому

Как бы там ни было, эксперты утверждают, развитие молочной индустрии напрямую связано с уровнем потребления молочных продуктов. Сегодня в России самый низкий показатель потребления молока и кисломолочных продуктов, потребление молока на душу населения в 2006 году составило 250 кг при рацио-нальной норме 392 кг. По сравнению с 2005 годом динамика роста этого показателя - 3,7%. При этом темпы роста молочной отрасли - одни из самых низких в мире. Согласно опросу, проведенному агентством "БК-рейтинг", за последние годы степень и частота потребления молочных продуктов в Омске изменилась весьма незначительно. Порядка 44% опрошенных омичей покупают молоко и молочные продукты каждый день, еще 38% - два-три раза в неделю, стабильно раз в неделю молочную продукцию приобретает 13% горожан. Чаще всего омичи приобретают молоко в супермаркете  - 63% опрошенных, несколько реже  - в продуктовом магазине "у дома"  - 40%, на рынок за молоком ходит еще порядка 18% горожан. Хотя местные переработчики молока уверены, что омский покупатель чуток к новинкам и менее консервативен в своих "молочных предпочтениях", чем среднестатисти­ческий россиянин, реально в ходе опроса выяснилось, что свои вкусовые привычки подавляющее число омичей меняют неохотно. Безусловное лидерство принадлежит молоку - 90% опрошенных, на втором месте по частоте покупок  - сметана (61% опрошенных), кефирные продукты и питьевые йогурты в потребительской корзине омичей занимают почти равные доли - 46 и 42% соответственно. Частота покупок сливочного масла - на уровне 16%, творога и творожных масс - 14%. Заметно возросла доля потребления различных обогащенных молочных продуктов ("имунеле", "актимель", "мажитель", "био-макс" и прочих) - с 7 до 13%. Участники рынка утверждают, что основная причина их растущей популярности - активная рекламная кампания. Вкладываясь в рекламу высокомаржинальных продуктов (по некоторым оценкам, рентабельность их производства 20-40%), производители надеются получить более высокую прибыль. И хотя создание новинок процесс весьма затратный, "молочники" уверены, что "овчинка стоит выделки". "Спрос на инновационные продукты растет, - объясняет Антон Калтыгин, руководитель по внешним связям ОАО "Вимм-Билль-Данн", - эта тенденция сегодня уже явно прослеживается в центре и начинает набирать силу в регионах. Спрос на них растет вместе с развитием тренда здорового образа жизни, это касается в первую очередь крупных городов". Однако далеко не все производители уверены в перспективности инновационных предложений, ведь до сих пор "хиты продаж" - белые (без добавок) молочные продукты, а всевозможные новинки покупают в основном молодежь и дети. Более того, в тех странах, где потребление молочных продуктов находится на довольно высоком уровне, все отчетливее прослеживается тенденция к потреблению "традиционных" продуктов. Как бы там ни было, сходятся "молочники" в одном: перспективы омского рынка молочной продукции сравнительно неплохие, рынок развивается, по некоторым оценкам, пока он насыщен на 60-70%. Так что еще имеется резерв для наращивания мощностей и укрепления позиций для его участников. Сложность в другом  - в так называемой "войне за сырье", особенно за качественное сырье, которого становится все меньше и меньше, победят наиболее сильные игроки. Они впоследствии и будут диктовать условия на рынке и поделят его между собой

Марина Жучкова, "БК-рейтинг"

Просмотров: 858 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru