Новости. Омск

Рынок. Факторинг
№ 47(224) от 05.12.2007

Содержание

Другая сторона отсрочки платежа

Сегодня факторинговые операции востребованы омскими предприятиями, признают все участники рынка. Однако, как и пару лет назад, развитие факторинга тормозит низкая информированность потребителей об услуге и нехватка квалифицированных кадров в банковской сфере.

 * Данные предоставлены финансовыми учреждениями Омска

 * По данным «БК-рейтинг», метод опроса – телефонное интервью. Опрошено 200 руководителей омских предприятий. Ноябрь 2007 года.

 * По данным РА «Эксперт»
** Все указанные финансовые учреждения представлены в Омске

 *Источник: журнал «Финанс», 2007 г.

Новичкам ничего не светит
Если для других регионов России факторинг - услуга привычная (он начал развиваться более десяти лет назад), то в Омске о нем впервые услышали лет пять назад, когда ее стал продвигать банк "Сибирское О.В.К.". В середине 2004 года на рынок пришла "Операционная Факторинговая Компания "Уралсиб-НИКойл" - ныне Банк НФК. Примерно с 2005 года отчетливо прослеживается тенденция увеличения количества участников - по сравнению с предыдущим периодом число факторов выросло почти в два раза. "Однако их могло быть и больше, если бы в городе было достаточно специалистов по факторингу", - говорят банковские служащие.
Тем не менее, те, кто уже работают с факторингом, говорят о положительной динамике, чему в немалой степени способствовала отмена необходимости получения лицензии для оказания факторинговых услуг. Причем прирост рынка происходил в основном за счет увеличения числа банков, где открывались факторинговые подразделения (сегодня среди наиболее активных игроков специалисты называют Пром-­ связьбанк), а не независимых факторинговых компаний. По данным ЦБ, общее число участников - более ста компаний. В Омске на сегодняшний день представлены все банки и факторинговые компании, которые входят, по данным РА "Эксперт", в пятерку крупнейших российских факторов по количеству обслуженных компаний в I полугодии 2007 года: ФК "Еврокоммерц", Банк НФК, АКБ "Промсвязьбанк", МФК ТРАСТ, НОМОС-БАНК.
Осваивать новое направление банки подстегивает и рост числа факторинговых операций на протяжении нескольких лет. Максимальное увеличение объема сделок было зафиксировано в 2005 году, тогда в денежном выражении он увеличился в три раза. А уже за первое полугодие текущего года, по данным РА "Эксперт", объем рынка факторинга составил $7,3 млрд., на 97% покрыв результаты прошлого. Возможно, все эти факторы и приблизили выход на рынок еще одного участника  - Банка Сибирь.
В то же время результаты исследования, проведенного РА "Эксперт", показывают, что состав основных игроков рынка уже сложился и угнаться за лидерами рынка новичкам будет очень сложно.
Не путайте с кредитом


Причина быстрого роста числа факторинговых операций - уникальные пре- имущества, которые отличают факторинг от других инструментов корпоративного финансирования. Главное из них - эта услуга, в отличие от кредита (схожего с ней по принципу действия), не требует залога. Если сумма кредита всегда ограничена размером залога, то денежное выражение факторингового финансирования - только объемом продаж. Другими словами, фактор кредитное прошлое не интересует: главное - чтобы была уверенность в стабильном будущем компании-клиента. "Это делает факторинг доступным для компаний малого и среднего бизнеса, чем они активно пользуются", - говорит Татьяна Ластовская, старший специалист ОКО Банка НФК. Уже сегодня предприятия работают над привлечением к факторинговым сделкам среднего и малого бизнеса: такого рода финансированием могут воспользоваться предприятия, чей стаж работы не превышает один год. Сокращается и минимальная сумма требований для рассмотрения заявки (менее 300 тысяч рублей). Но есть и другое мнение. Как рассказала начальник отдела факторинга омского филиала Промсвязьбанка Наталья Петрова, мелкие предприятия в большинстве случаев не могут позволить себе участвовать в факторинговых операциях из-за своих небольших оборотов. "Поэтому на деле клиентами факторинговых компаний становятся в основном крупные компании", - говорит г-жа Петрова.
Еще одно немаловажное достоинство факторинга - косвенно он способствует увеличению объемов продаж. "Используя инструмент факторинга, предприятие получает возможность превратить дебиторскую задолженность в свободные денежные средства на своем расчетном счете. А это шанс решить проблему нехватки оборотных средств компаний, работающих с покупателями на условиях отсрочки платежа. Кроме того, появляется возможность направить свободные средства на развитие компании", - резюмирует Наталья Петрова. Максимальный срок отсрочки платежа в Омске предлагает ФК "Еврокоммерц" - 210 дней, возможно и более года, другие в основном от 90 до 120 дней. В то же время сам договор факторинга между поставщиками и факторами, как указывают последние, обычно носит бессрочный характер.
Как считают специалисты, идеальная среда для применения факторинга  - торговля потребительскими товарами. На долю оптовых продаж, по данным РА "Эксперт", в первом полугодии текущего года пришлось почти 70% всех факторинговых сделок на территории России. На втором месте - промышленность и строительство. За ними, по оценкам экспертов, следуют транспорт, ИТ, телекоммуникации и связь. Подобная тенденция характерна и для омского региона.
Неизвестное внушает страх
Несмотря на явные преимущества факторинговых операций, говорить о его сверхпопулярности пока рано  - о нем мало информированы как потенциальные клиенты, так и те, кто мог бы предоставлять такие услуги. Во время опроса, проводимого агентством "БК-рейтинг", специалисты некоторых финансовых учреждений на вопрос "Предоставляете ли вы услуги факторинга?" искренне спрашивали: "А что это такое?" Отказ некоторых банков от столь казалось бы прибыльной услуги, с одной стороны, вполне понятен: работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего скоринговых систем оценки. В большинстве банков такой системы нет, используется система оценки, близкая к кредитной. Поэтому многие руководители финансовых учреждений просто не понимают, как должен функционировать такой продукт. Кроме того, развитие факторинга сдерживает и то, что у банков есть альтернативные источники высокодоходного вложения средств: куда интереснее предоставлять кредиты, которые для клиента понятней, чем факторинг. Многих пугают и риски невозврата, которые для факторинга обеспечены уступленным денежным требованием, для кредита - залогом. Поэтому факторинг может казаться банкам привлекательным лишь в качестве нового продукта для расширения линейки услуг.
Отпугивает малоизвестный термин и потенциальных клиентов: за последние два года, по данным "БК-рейтинг", только чуть более 1% омских предприятий воспользовались факторингом. Остальные либо вообще не знакомы с данной финансовой операцией, либо их настораживает высокая процентная ставка за услуги. По данным опрошенных факторинговых компаний и банков, стоимость факторингового финансирования составляет 20-25% годовых, что несколько дороже кредита. И пока не каждый потенциальный клиент знает, что соглашаясь на более высокую ставку, он "бонусом" получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска.
На кону - миллиарды
По оценкам аналитиков РА "Эксперт", объем российского рынка факторинга в 2006 году составил 297,2 млрд. рублей (1,1% ВВП) против 147,1 млрд. рублей (0,9% ВВП) в 2005 году. Основной прирост (70%) дало увеличение оборотов трех участников: Промсвязьбанка, банка "Петрокоммерц" и компании "Еврокоммерц". Уже сейчас российский рынок факторинга на порядок больше рынков Восточной Европы как по объему, так и по доле в ВВП. В Сибири тоже наблюдается прогресс.
По подсчетам специалистов, сего­дня спрос на данный вид услуг в Омске по сравнению с прошлым годом вырос на 40-60%. Однако явная заинтересованность в этом финансовом продукте у омских компаний возникнет не ранее чем в следующем году, уверены участники. По оценкам аналитиков факторинговой компании "Еврокоммерц", к 2009 году объем рынка факторинга в Сибирском регионе превысит $7,7 млрд. При этом рынок факторинга реализует более 20% своего потенциального объема, рассчитанного как доля объема товарных отсрочек, приходящаяся на этот регион. По данным рейтингового агентства РА "Эксперт", на конец 2006 года объем факторингового рынка в Сибирском регионе составил чуть менее $1 млрд. и реализовал не более 2% своего потенциала в регионе n
Мнение

Наталья Петрова, начальник отдела факторинга омского филиала Промсвязьбанка:


- На мой взгляд, несмотря на относительно невысокую насыщенность омского факторингового рынка, новым его участникам уже сложно будет занять сильные позиции. Ведь региональный рынок  - это все-таки не масштаб целой страны: количество потенциальных клиентов ограничено, и наиболее крупные из них уже работают с имеющимися факторинговыми компаниями. Да и сама услуга пока не так популярна среди омских компаний: недостаточная информированность потенциальных клиентов серьезно тормозит развитие рынка.
Татьяна Ластовская, старший специалист ОКО Банка НФК:
- Успех факторинговых компаний определяется многими факторами: это и сезонность (пик приходится на осенние месяцы, спад  - на несколько месяцев, начиная с февраля), и общее состояние экономики страны (если хорошо идет розничная торговля, то и у факторинговых компаний много клиентов). На мой взгляд, омский факторинговый рынок сейчас как раз на подъеме: постоянно приходят новые игроки, подчас ведущие агрессивную маркетинговую политику при вхождении на рынок (например, заманивают клиентов выгодными процентными ставками). Думаю, уже через год-два рынок насытится.
Справка

Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Он включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по свое­временной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки. Другими словами, это форма беззалогового кредитования, обычно продавца к покупателю.

Наталья Лазарева, Лариса Шеметова, "БК-рейтинг"

Просмотров: 314 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru