Расследование
№ 47(224) от 05.12.2007
Зерна мало - плохо,а много - еще хуже
Большинство элеваторов Омской области перегружено, так как у железной дороги не хватает вагонов-зерновозов. По словам участников рынка, такого серьезного транспортного дефицита они не помнят.
![]() |
Версия первая
Об этой проблеме корреспонденту "БК" рассказал один крупный сельхозпроизводитель, который пожелал остаться неизвестным. Кстати, большинство лиц, которые впоследствии подтвердили эту информацию, просили нас ни в коем случае на них не ссылаться. Единственное, что не требовали предоставить им бронированную камеру, как пострадавшие от действий шайки Воланда. Оно и понятно: с железной дорогой ссориться опасно, она как-никак монополист.
Версию отсутствия вагонов информатор предложил следующую: вагоны, в которых перевозят зерно, и вагоны для транспортировки цемента конструктивно ничем друг от друга не отличаются. И когда в этом году начался ажиотаж с цементом и для его транспортировки потребовались дополнительные составы, железнодорожники рассудили, что выгоднее перевозить цемент круглый год, чем зерно три месяца в году, и отдали часть зерновозов на растерзание строителям. Размыть же вагон после токсичного стройматериала не намного проще, чем сделать новый. А московским мельницам железнодорожники порекомендовали обзавестись собственными вагонами... "Хорошо, что осень сухая была, зерно не гниет", - добавил он оптимизма под конец беседы.
Версию отсутствия вагонов информатор предложил следующую: вагоны, в которых перевозят зерно, и вагоны для транспортировки цемента конструктивно ничем друг от друга не отличаются. И когда в этом году начался ажиотаж с цементом и для его транспортировки потребовались дополнительные составы, железнодорожники рассудили, что выгоднее перевозить цемент круглый год, чем зерно три месяца в году, и отдали часть зерновозов на растерзание строителям. Размыть же вагон после токсичного стройматериала не намного проще, чем сделать новый. А московским мельницам железнодорожники порекомендовали обзавестись собственными вагонами... "Хорошо, что осень сухая была, зерно не гниет", - добавил он оптимизма под конец беседы.
Версия вторая
Для подтверждения этой информации мы обратились сначала в Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги. Его начальника сразу застать нам не удалось, зато начальник станции "Омск-Восточная" Сергей Зубанов, на которого удалось выйти случайно, заявил, что проблемы с зерновозами нет и что, во всяком случае, "те элеваторы, которые работают со мной, такой беды не знают".
Тогда мы позвонили в крупнейший городской элеватор Кирово-Омский, принадлежащий ОАО "Омскхлебопродукт". Директор Валентина Жираковская оказалась недоступна, но человек, с которым нас соединили, после того как мы изложили суть вопроса, так прокомментировал заявление железнодорожника:
- Пусть не врет!
Заинтригованные, мы все-таки сумели встретиться с г-жой Жираковской, которая рассказала, что СЕЙЧАС такой проблемы нет.
- Где вы были в октябре? - спросила она. - Вот когда это было актуально!
Директор одного из крупнейших элеваторов области в Москаленках Сергей Шкурай также отрицал наличие дефицита вагонов на своем предприятии:
- Из 15 вагонов, которые мы заказываем в сутки, мы получаем 15.
Связавшись с другими элеваторами, мы получили разноплановые ответы: от "Все прекрасно!" до "Полный п...!" Сторонники пессимистического отношения к вопросу просили, чтобы мы их в статье не упоминали. Директор одного небольшого элеватора рассказал, что "2-3 вагона, которые нужны нам, мы всегда найдем, а вот у крупных - проблемы..." Директор другого предприятия, занимающегося в том числе зернохранением, заявил, что "из 240 вагонов в сутки, которые требуются элеваторам области, подается всего 95. Это происходит из-за того, что вагоны-зерновозы скопились в Новороссийске, где они дожидаются разгрузки. Путин даже ввел мораторий на отправку зерна в этот порт".
И только конкурсный управляющий Марьяновского элеватора Андрей Шипицын подтвердил наличие проблемы. Он дал раскладку по дням, начиная с 1 ноября по 22, из которой следовало, что из 167 вагонов, которые он заказывал, пришло только 79. В октябре, по его словам, из 160 вагонов железной дорогой было предоставлено 110.
Тогда мы позвонили в крупнейший городской элеватор Кирово-Омский, принадлежащий ОАО "Омскхлебопродукт". Директор Валентина Жираковская оказалась недоступна, но человек, с которым нас соединили, после того как мы изложили суть вопроса, так прокомментировал заявление железнодорожника:
- Пусть не врет!
Заинтригованные, мы все-таки сумели встретиться с г-жой Жираковской, которая рассказала, что СЕЙЧАС такой проблемы нет.
- Где вы были в октябре? - спросила она. - Вот когда это было актуально!
Директор одного из крупнейших элеваторов области в Москаленках Сергей Шкурай также отрицал наличие дефицита вагонов на своем предприятии:
- Из 15 вагонов, которые мы заказываем в сутки, мы получаем 15.
Связавшись с другими элеваторами, мы получили разноплановые ответы: от "Все прекрасно!" до "Полный п...!" Сторонники пессимистического отношения к вопросу просили, чтобы мы их в статье не упоминали. Директор одного небольшого элеватора рассказал, что "2-3 вагона, которые нужны нам, мы всегда найдем, а вот у крупных - проблемы..." Директор другого предприятия, занимающегося в том числе зернохранением, заявил, что "из 240 вагонов в сутки, которые требуются элеваторам области, подается всего 95. Это происходит из-за того, что вагоны-зерновозы скопились в Новороссийске, где они дожидаются разгрузки. Путин даже ввел мораторий на отправку зерна в этот порт".
И только конкурсный управляющий Марьяновского элеватора Андрей Шипицын подтвердил наличие проблемы. Он дал раскладку по дням, начиная с 1 ноября по 22, из которой следовало, что из 167 вагонов, которые он заказывал, пришло только 79. В октябре, по его словам, из 160 вагонов железной дорогой было предоставлено 110.
Версия третья
Чтобы получить полную картину происходящего, мы обратились к сельхозпроизводителям. Информация от них также оказалась разноплановой: кто-то не испытывает дефицита транспорта, потому что имеет возможность переработать его в муку и отправить вагоном другого типа, кто-то скотине зерно скармливает, а кто-то (эти в один голос просили сохранить их инкогнито) не может сдать зерно на элеватор - так его там попросту не принимают из-за перегрузки.
В надежде на то, что получим официальную информацию по этому поводу, мы обратились к Владимиру Пушкареву, генеральному директору ЗАО "Нива" и по совместительству депутату Законодательного Собрания области. И не ошиблись.
- Несмотря на то, что теперь тарифы на дальние железнодорожные перевозки снизились, появился огромный дефицит подвижного состава, - поведал "БК" г-н Пушкарев. - Многие хозяйства уже продали зерно трейдерам, а отгрузить его не могут. Платежи останавливаются, перекупщики расторгают контракты.
Г-н Пушкарев подтвердил версию с превращением зерновозов в цементовозы. "Это видно, когда вагон раньше использовался под перевозку зерна, а теперь в нем возят цемент. Я видел такие вагоны", - рассказал он.
В надежде на то, что получим официальную информацию по этому поводу, мы обратились к Владимиру Пушкареву, генеральному директору ЗАО "Нива" и по совместительству депутату Законодательного Собрания области. И не ошиблись.
- Несмотря на то, что теперь тарифы на дальние железнодорожные перевозки снизились, появился огромный дефицит подвижного состава, - поведал "БК" г-н Пушкарев. - Многие хозяйства уже продали зерно трейдерам, а отгрузить его не могут. Платежи останавливаются, перекупщики расторгают контракты.
Г-н Пушкарев подтвердил версию с превращением зерновозов в цементовозы. "Это видно, когда вагон раньше использовался под перевозку зерна, а теперь в нем возят цемент. Я видел такие вагоны", - рассказал он.
Главный стрелочник
Когда мы уже не надеялись, что нам удастся получить официальный комментарий со стороны железной дороги, Александр Грицай, исполняющий обязанности начальника омского отделения Запсиба, сумел-таки выделить в своем напряженном графике пару минут для того, чтобы ответить на наши вопросы. Выслушав все версии, объясняющие нехватку зерновозов, он сказал:
- Все верно. С вагонами были перебои. Но на возросшие объемы предъявления зерна этой осенью омское отделение отреагировало оперативно. Зерновозы стали поступать. Информацию о том, что зерновозы отдали под цемент, я подтвердить не могу. Сейчас мы подаем на элеваторы по 200 зерновозов в сутки, что составляет 170% к аналогичному периоду прошлого года. В декабре вывезем все требуемые к вывозу объемы зерна. Кроме того, большинство поставок этого года производится на дальние расстояния: Москва, Новороссийск, Питер. Посчитайте, сколько времени нужно, чтобы вагон обернулся... Со своей стороны у нас есть претензии к грузоотправителям. Из всего количества вагонов 4/5 составляют поставки по срочным заявкам. Для всех было бы лучше, если бы большее количество вагонов поставлялось в соответствии с предварительным основным планом, который предоставляют нам грузоотправители.
- Все верно. С вагонами были перебои. Но на возросшие объемы предъявления зерна этой осенью омское отделение отреагировало оперативно. Зерновозы стали поступать. Информацию о том, что зерновозы отдали под цемент, я подтвердить не могу. Сейчас мы подаем на элеваторы по 200 зерновозов в сутки, что составляет 170% к аналогичному периоду прошлого года. В декабре вывезем все требуемые к вывозу объемы зерна. Кроме того, большинство поставок этого года производится на дальние расстояния: Москва, Новороссийск, Питер. Посчитайте, сколько времени нужно, чтобы вагон обернулся... Со своей стороны у нас есть претензии к грузоотправителям. Из всего количества вагонов 4/5 составляют поставки по срочным заявкам. Для всех было бы лучше, если бы большее количество вагонов поставлялось в соответствии с предварительным основным планом, который предоставляют нам грузоотправители.
Наша версия
Судя по всему, зерно мы вывезем. На западе неурожай, а у нас его девать некуда. Придется... Но жертвы уже есть, и в первую очередь в лице многострадальных хлеборобов, которым и так несладко приходится: то засуха, то осень дождливая, а когда и лето хорошее и уборочная под солнцем - так не вывезешь. Контракты срываются. Не готовы мы, как всегда, ни к хорошему, ни к плохому...
Алексей Брусницын
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
-
Омский дизайнер предлагает альтернативный look для встречи Нового года167204 декабря 2025 -
Ситуация с квартирой лишила Долину популярного у россиян блюда275302 декабря 2025 -
В Донецке тепло принимают не посторонний Омску театр Вахтангова 414926 ноября 2025 -
Семейный набег на "поднебесную": Собчаки укрепляют российско-китайскую дружбу448825 ноября 2025 -
В баню, в кино, и со штангой: омский ФК «Иртыш» отдыхает и тренируется370624 ноября 2025 -
Омская «Кармен»(12+): обнародованы имена исполнителей главных партий404624 ноября 2025 -
Поднос на лацкане: экс-сотрудник омского музея Врубеля презентует авторские броши596917 ноября 2025
Новости партнеров











