Бизнес. Фитнес-клубы
№ 49(226) от 19.12.2007
Рассчитайся, если хочешь быть здоров
Фитнес-индустрия в Омске развивается семимильными шагами: по некоторым оценкам, ее ежегодный прирост - не менее 25-30%. Однако специалисты уверены, рынок еще далек от насыщения. Более-менее освоена только ниша клубов премиум-класса, тогда как сегменты эконом и медиум развиты крайне слабо.
По данным агентства «БК-рейтинг», ноябрь 2007 г. Опрошено 200 сотрудников офисов компаний Омска. Метод опроса - телефонное интервью. |
Сегодня в Омске работают около 50 фитнес-клубов, для сравнения: в Москве - почти 500, в Петербурге - не менее 200, в Новосибирске и Екатеринбурге - более 100. Почти четверть из работающих заведений открылась за последние два-три года: "Адреналин", "В Долине", "Импульс", "Эль", "Хит Фитнесс", "Тонус" и другие. Среди старожилов отрасли (опыт работы от 5 до 12 лет): "Парк Фитнесс", "Планета Фитнесс", "Озон", "О2", "Пятый элемент", "Эгоист", "Энерджи зон", "Империя", "Золотой зал", "Велл Сити", "Атлант", "Мадонна", "Барбара", "Форма". В подавляющем большинстве местные заведения рассчитаны на состоятельных клиентов (месячный абонемент от 1500 до 2000 рублей). Сегмент демократичных залов долгое время практически не осваивался. Виной устойчивое мнение, что занятие фитнесом - привилегия богатых, а потому залы оборудовались под элитную публику и цена карты ориентировалась на возможности их тугого кошелька. В свою очередь, горожанам со скромным достатком оставалось или дома пресс качать, или в полуподвальные залы ходить. Однако в последнее время сегмент клубов "премиум-класса" приблизился к насыщению, поэтому владельцы тренажерных залов начали присматриваться к нише клубов-дискаунтов.
Движение - прибыль?
По мнению участников рынка, желающих зарабатывать на здоровом образе жизни гораздо больше, чем открывающихся в городе залов. Многих сдерживают два фактора: высокий порог входа и нестабильность спроса. Вложения в фитнес-клуб окупаются не очень быстро, через 5-6 лет, а размер инвестиций достаточно внушителен. Судите сами, для открытия клуба "премиум-класса" площадью 1000 кв. метров потребуется от 10 до 15 млн. рублей. Цифры достаточно условны и подвержены колебанию, слишком большой разброс цен на недвижимость и оборудование. Однако если открывать тренажерный зал эконом-класса на арендованных площадях (например в школе или детском саду), можно прилично сэкономить. В этом случае потратиться придется только на аренду (800-1000 руб. за кв. метр) и нехитрое оборудование (скакалки, мячи, гантели, коврики и прочее). При этом прибыль от элитного клуба и дискаунта может быть вполне равноценна. Если клубы для VIPов в основном "зарабатывают" на стоимости клубной карты (от 5000 до 37 000 рублей) и дополнительных услугах, то заведения эконом-класса берут оборотом. Меж- ду тем рентабельность фитнес-клуба, начинающаяся с показателя 10%, весь- ма непостоянна и зависит от степени раскрученности заведения. 20-процентной рентабельности достигают клубы с заполняемостью один человек на квадратный метр. Впрочем, эксперты уверены: при грамотной организации и удачной концепции рентабельность может достигать 30-35%. "Может, - соглашаются участники омского рынка, - но при условии стабильно высокого спроса и низкой конкуренции". Пока же ни тем, ни другим местный рынок похвастаться не может.
Ни дня без тренировки
По данным агентства "БК-рейтинг", около 12% опрошенных омичей регулярно посещают фитнес-клубы. При этом более половины занимаются в клубах три раза в неделю, 35% - два раза в неделю, еще 11% - один раз в неделю. Истинными фанатами фитнеса являются 7% респондентов. Их жизненный девиз - ни дня без тренировки. Популярность занятий спортом среди омичей неуклонно растет. "Ежегодно число клиентов увеличивается на 10%, - рассказывает Андрей Данилов, директор "Парк Фитнесса". - Впрочем, это невысокий показатель. Для сравнения: в крупных городах ежегодный прирост клиентов - 30-35%". Россияне при выборе клуба консервативны, место занятий меняют крайне редко, скорее вынужденно. Чего не скажешь про жителей Омска. Почти треть меняет место тренировок ежегодно, более четверти - раз в 2-3 года, около 10% опрошенных - каждые полгода. Основные причины: переезд, недовольство тренерским составом, появление нового клуба, высокие цены. Более того, некоторые омские поклонники фитнеса готовы и вовсе отказаться от занятий. Почти четверть, не задумываясь, расстанется с тренировками при смене работы, 12% - по состоянию здоровья, еще 10% - если изменится место жительства или уйдет любимый тренер. Ни при каких условиях не отказываться от занятий спортом готовы лишь 3% оп- рошенных. Что ж, весьма скромное число истинных приверженцев спортивных занятий. Основная причина, по мнению большей части игроков, - не сформирован культ здорового образа жизни. "Рынок не настолько активен, как хотелось бы, - рассказывает Андрей Данилов, директор "Парк Фитнесса", - особой прибыли бизнес пока не приносит. Хотя мы стараемся предвосхищать потребности и желания клиентов, вводим новые услуги, направления. Активно рекламируемся". Эту мысль разделяет и Сония Назимова, директор клуба "Хит Фитнесс": "Наш клуб работает уже полтора года, и пока мы не ощутили заметной прибыли. Думаю, что в ближайшие несколько лет ситуация не изменится".
Клиент на вес золота
Стабильности фитнес-индустрии не добавляет и сезонность спроса. Пик популярности спортивных занятий приходится на весну, зимой наступает затишье. Пережить "мертвый сезон" владельцам клубов помогают дополнительные источники дохода: сауна, бассейн, фито-бар или кафе, бильярд, парикмахерская, салон красоты, массажный кабинет, солярий, продажа спортивного питания, одежды и аксессуаров. В идеале каждый метр занимаемой фитнес-центром площади должен работать. "Стоять на месте и не развивать дополнительный сервис на рынке фитнес-услуг нельзя, - считает Оксана Таран, руководитель клуба "Успех", - конкуренция ощущается жестко, не расслабишься". Помимо сервиса за клиента пытаются держаться дисконтом, клубными картами, бонусами и всевозможными программами лояльности. Одни предлагают бесплатное пробное занятие, вторые - 5-10-процентную скидку на абонемент за приведенного друга, третьи - семейные клубные карты. Иными словами, клиент для фитнес-клуба "на вес золота". Несмотря на трудности, участники местного рынка не сомневаются, индустрия будет активно развиваться. Сегмент фитнеса на рынке услуг в крупных городах явля- ется едва ли не самым динамичным. Причем в ближайшее время, по прогнозам экспертов, число заведений вырастет, как минимум, в полтора-два раза. Но даже в случае удвоения рынка до европейских показателей будет очень и очень далеко, особенно в сегменте дискаунта.
Марина Жучкова,"БК-рейтинг", В подготовке материала принимала участие Юлия Белим
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров