Бизнес
№ 8(185) от 07.03.2007
Смешавшись с криминалом и госорганами, кубарем в светлое будущее...
Любят у нас юбилеи и даты… Ну как себя не порадовать? На фоне 90-летия судьбоносной февральской революции в России, шумных юбилеев ЗАО, ОАО, товариществ и прочих тихонько справили 20 лет национальному бизнесу. В то время это называлось кооперативами...
Сергей Евсеенко, обозреватель: |
Порадовались за российское предпринимательство, надо признать, скромно, без пафоса и восторгов. Похоже, этот юбилей пропустили: делом заняты, а власть, видимо, занята другим. В прессу просочилось несколько умильных статей и заметок о субъективном восприятии этих событий 20-летней давности, которые побудили меня как участника и современника высказать свою точку зрения. И прежде всего в отношении идеологической составляющей.
Кооператоры и их последователи-бизнесмены не обеспечили Россию-матушку товарами народного потребления собственного производства. Эта идеологическая цель, заложенная в нормативных документах, не нашла практического воплощения, но на это есть и объективные причины. У этих, смею заметить, предприимчивых людей не было никакого доступа ни к финансовым, ни к материальным ресурсам, ни тем более к средствам производства. Их удел по определению - ремесленничество. Это можно прочитать в скупых строках нормативной базы того времени. С некоторой натяжкой можно было занести в актив и оказание услуг. Вопрос: каких услуг? А так как государство не определилось с правилами "куда" и "как", то предприимчивый народец использовал ситуацию неопределенности и страшного разрыва от неудовлетворенного спроса как инструмент для воинствующего дилетантизма через профессиональный нигилизм и авантюризм.
Как многолетний итог эволюции бизнеса звучит диагноз ситуации: только треть из образованных - удачливые бизнесмены и только треть из успешных бизнесменов имеют образование.
Новоявленный бизнес в виде кооперативов, начав с видеопроката, "чебуреков" и "варенок", быстро скатился в сферу обращения и финансовую сферу. Моментально в стране сбилась армия банкиров из комсомольцев и коммунистов, финансистов - из отставных политработников и каскадеров, а торговля вообще приняла всех: от воспитателей детских садов до врачей всех специальностей без исключения, причем профессиональных навыков не было ни у кого. Вот так, смешавшись с криминалом и госорганами, кубарем в светлое будущее: сначала дела, потом правила, только затем ответственность за сделанное… Никто не вспоминает про потери: сколько на пути становления бизнеса было разочарований - коммерческая лихорадка об этом умалчивает. Главное - задор и инициатива, вперед к наживе! Инициатива заключалась в перераспределении ресурсов в пользу сферы обращения и банковской сферы, где достаточно быстро, с точки зрения макроэкономики, создались условия для утечки капитала из страны, чем, собственно говоря, и развлекается бизнес: от мелкого до вертикально интегрированных холдингов. Это сейчас понятно, а тогда неразбериху приняли за свободу; при жестких правилах для госсектора отсутствие каких-либо правил для своих создало вполне адекватный мотив поведения бизнеса: никаких обязательств, никаких налогов. И до сих пор в этой сфере мы находимся в двуполярной ситуации: с одной стороны, государство призывает бизнес быть социально ориентированным, с другой стороны, бизнес, особенно мелкий, требует к себе повышенного внимания.
Итак, конкурентоспособных товаров для народа кооператоры не наделали, зато широко освоили технологии перелива активов: организация продажи оргтехники крупным предприятиям за счет средств фондов развития этих предприятий, создание дочерних предприятий и продажа готовой продукции через них, создание непрофильных предприятий вокруг крупных и обеспечение льготных условий по получению необходимых инфраструктурных услуг от материнской компании. И это далеко не полный перечень.
Но все-таки большая часть предприимчивых людей рванула в торговлю: спрос позволял не обращать внимания ни на качество, ни на цены. Банковские кредиты давались под честное слово и откаты, под несусветные проценты. И, что удивительно, находились те, кто их возвращал в условиях галопирующей инфляции. "Челночество" и бартер - две могучие силы всенародной торговли - подогревали экономический интерес. Обыватель сталкивался с проявлением предпринимательства: торговые точки от ящика на тротуаре до вожделенной мечты любого кооператора - магазина! Эта голубая мечта кооператора стала сбываться только в начале 90-х. Модель коммерции в Омске того времени - "ГЕКОЛА". Что ни положишь на прилавок, сметают в момент.
Это даже не мечта, тут у кого хочешь голову от перспектив снесет. Зачем при таких условиях заниматься производством, тем более сложным и долгим? Напомню современникам, сколько раз перекраивали и переделывали ларьки. Кто посчитает? Сейчас они сбились в кучу на оптовках и ярмарках и ждут своего часа: когда над ними появится крыша, причем не криминальная, а реальная, и торговая точка превратится в бутик. Дальше, как вы догадались, мы догоняем дикий запад. Это уже не событие и не достижение.
Так что с той поры времени не так много прошло: каких-то 20 лет, которые не были просто календарями на стене. Страна переживала приватизацию, акционирование и банкротство. Идеализировать собственно пока нечего; интервьюироваться по поводу первоначального накопления капитала желающих мало, поэтому и праздник 20-летия кооперативного движения пока не тянет на народный, не говоря уже про любовь и уважение: откуда им взяться? Время еще не пришло
Кооператоры и их последователи-бизнесмены не обеспечили Россию-матушку товарами народного потребления собственного производства. Эта идеологическая цель, заложенная в нормативных документах, не нашла практического воплощения, но на это есть и объективные причины. У этих, смею заметить, предприимчивых людей не было никакого доступа ни к финансовым, ни к материальным ресурсам, ни тем более к средствам производства. Их удел по определению - ремесленничество. Это можно прочитать в скупых строках нормативной базы того времени. С некоторой натяжкой можно было занести в актив и оказание услуг. Вопрос: каких услуг? А так как государство не определилось с правилами "куда" и "как", то предприимчивый народец использовал ситуацию неопределенности и страшного разрыва от неудовлетворенного спроса как инструмент для воинствующего дилетантизма через профессиональный нигилизм и авантюризм.
Как многолетний итог эволюции бизнеса звучит диагноз ситуации: только треть из образованных - удачливые бизнесмены и только треть из успешных бизнесменов имеют образование.
Новоявленный бизнес в виде кооперативов, начав с видеопроката, "чебуреков" и "варенок", быстро скатился в сферу обращения и финансовую сферу. Моментально в стране сбилась армия банкиров из комсомольцев и коммунистов, финансистов - из отставных политработников и каскадеров, а торговля вообще приняла всех: от воспитателей детских садов до врачей всех специальностей без исключения, причем профессиональных навыков не было ни у кого. Вот так, смешавшись с криминалом и госорганами, кубарем в светлое будущее: сначала дела, потом правила, только затем ответственность за сделанное… Никто не вспоминает про потери: сколько на пути становления бизнеса было разочарований - коммерческая лихорадка об этом умалчивает. Главное - задор и инициатива, вперед к наживе! Инициатива заключалась в перераспределении ресурсов в пользу сферы обращения и банковской сферы, где достаточно быстро, с точки зрения макроэкономики, создались условия для утечки капитала из страны, чем, собственно говоря, и развлекается бизнес: от мелкого до вертикально интегрированных холдингов. Это сейчас понятно, а тогда неразбериху приняли за свободу; при жестких правилах для госсектора отсутствие каких-либо правил для своих создало вполне адекватный мотив поведения бизнеса: никаких обязательств, никаких налогов. И до сих пор в этой сфере мы находимся в двуполярной ситуации: с одной стороны, государство призывает бизнес быть социально ориентированным, с другой стороны, бизнес, особенно мелкий, требует к себе повышенного внимания.
Итак, конкурентоспособных товаров для народа кооператоры не наделали, зато широко освоили технологии перелива активов: организация продажи оргтехники крупным предприятиям за счет средств фондов развития этих предприятий, создание дочерних предприятий и продажа готовой продукции через них, создание непрофильных предприятий вокруг крупных и обеспечение льготных условий по получению необходимых инфраструктурных услуг от материнской компании. И это далеко не полный перечень.
Но все-таки большая часть предприимчивых людей рванула в торговлю: спрос позволял не обращать внимания ни на качество, ни на цены. Банковские кредиты давались под честное слово и откаты, под несусветные проценты. И, что удивительно, находились те, кто их возвращал в условиях галопирующей инфляции. "Челночество" и бартер - две могучие силы всенародной торговли - подогревали экономический интерес. Обыватель сталкивался с проявлением предпринимательства: торговые точки от ящика на тротуаре до вожделенной мечты любого кооператора - магазина! Эта голубая мечта кооператора стала сбываться только в начале 90-х. Модель коммерции в Омске того времени - "ГЕКОЛА". Что ни положишь на прилавок, сметают в момент.
Это даже не мечта, тут у кого хочешь голову от перспектив снесет. Зачем при таких условиях заниматься производством, тем более сложным и долгим? Напомню современникам, сколько раз перекраивали и переделывали ларьки. Кто посчитает? Сейчас они сбились в кучу на оптовках и ярмарках и ждут своего часа: когда над ними появится крыша, причем не криминальная, а реальная, и торговая точка превратится в бутик. Дальше, как вы догадались, мы догоняем дикий запад. Это уже не событие и не достижение.
Так что с той поры времени не так много прошло: каких-то 20 лет, которые не были просто календарями на стене. Страна переживала приватизацию, акционирование и банкротство. Идеализировать собственно пока нечего; интервьюироваться по поводу первоначального накопления капитала желающих мало, поэтому и праздник 20-летия кооперативного движения пока не тянет на народный, не говоря уже про любовь и уважение: откуда им взяться? Время еще не пришло
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров