Новости. Омск

Бизнес
№ 8(185) от 07.03.2007

Содержание

Смешавшись с криминалом и госорганами, кубарем в светлое будущее...

Любят у нас юбилеи и даты… Ну как себя не порадовать? На фоне 90-летия судьбоносной февральской революции в России, шумных юбилеев ЗАО, ОАО, товариществ и прочих тихонько справили 20 лет национальному бизнесу. В то время это называлось кооперативами...

 Сергей Евсеенко, обозреватель:

Порадовались за российское предпринимательство, надо признать, скромно, без пафоса и восторгов. Похоже, этот юбилей пропустили: делом заняты, а власть, видимо, занята другим. В прессу просочилось несколько умильных статей и заметок о субъективном восприятии этих событий 20-летней давности, которые побудили меня как участника и современника высказать свою точку зрения. И прежде всего в отношении идеологической составляющей.
Кооператоры и их последователи-бизнесмены не обеспечили Россию-матушку товарами народного потребления собственного производства. Эта идеологическая цель, заложенная в нормативных документах, не нашла практического воплощения, но на это есть и объективные причины. У этих, смею заметить, предприимчивых людей не было никакого доступа ни к финансовым, ни к материальным ресурсам, ни тем более к средствам производства. Их удел по определению - ремесленничество. Это можно прочитать в скупых строках нормативной базы того времени. С некоторой натяжкой можно было занести в актив и оказание услуг. Вопрос: каких услуг? А так как государство не определилось с правилами "куда" и "как", то предприимчивый народец использовал ситуацию неопределенности и страшного разрыва от неудовлетворенного спроса как инструмент для воинствующего дилетантизма через профессиональный нигилизм и авантюризм.
Как многолетний итог эволюции бизнеса звучит диагноз ситуации: только треть из образованных - удачливые бизнесмены и только треть из успешных бизнесменов имеют образование.
Новоявленный бизнес в виде кооперативов, начав с видеопроката, "чебуреков" и "варенок", быстро скатился в сферу обращения и финансовую сферу. Моментально в стране сбилась армия банкиров из комсомольцев и коммунистов, финансистов - из отставных политработников и каскадеров, а торговля вообще приняла всех: от воспитателей детских садов до врачей всех специальностей без исключения, причем профессиональных навыков не было ни у кого. Вот так, смеша­вшись с криминалом и госорганами, кубарем в светлое будущее: сначала дела, потом правила, только затем ответственность за сделанное… Никто не вспоминает про потери: сколько на пути становления бизнеса было разочарований - коммерческая лихорадка об этом умалчивает. Главное - задор и инициатива, вперед к наживе! Инициатива заключалась в перераспределении ресурсов в пользу сферы обращения и банковской сферы, где достаточно быстро, с точки зрения макроэкономики, создались условия для утечки капитала из страны, чем, собственно говоря, и развлекается бизнес: от мелкого до вертикально интегрированных холдингов. Это сейчас понятно, а тогда неразбериху приняли за свободу; при жестких правилах для госсектора отсутствие каких-либо правил для своих создало вполне адекватный мотив поведения бизнеса: никаких обязательств, никаких налогов. И до сих пор в этой сфере мы находимся в двуполярной ситуации: с одной стороны, государство призывает бизнес быть социально ориентированным, с другой стороны, бизнес, особенно мелкий, требует к себе повышенного внимания.
Итак, конкурентоспособных товаров для народа кооператоры не наделали, зато широко освоили технологии перелива активов: организация продажи оргтехники крупным предприятиям за счет средств фондов развития этих предприятий, создание дочерних предприятий и продажа готовой продукции через них, создание непрофильных предприятий вокруг крупных и обеспечение льготных условий по получению необходимых инфраструктурных услуг от материнской компании. И это далеко не полный перечень.
Но все-таки большая часть предприимчивых людей рванула в торговлю: спрос позволял не обращать внимания ни на качество, ни на цены. Банковские кредиты давались под честное слово и откаты, под несусветные проценты. И, что удивительно, находились те, кто их возвращал в условиях галопирующей инфляции. "Челночество" и бартер - две могучие силы всенародной торговли - подогревали экономический интерес. Обыватель сталкивался с проявлением предпринимательства: торговые точки от ящика на тротуаре до вожделенной мечты любого кооператора - магазина! Эта голубая мечта кооператора стала сбываться только в начале 90-х. Модель коммерции в Омске того времени - "ГЕКОЛА". Что ни положишь на прилавок, сметают в момент.
Это даже не мечта, тут у кого хочешь голову от перспектив снесет. Зачем при таких условиях заниматься производством, тем более сложным и долгим? Напомню современникам, сколько раз перекраивали и переделывали ларьки. Кто посчитает? Сейчас они сбились в кучу на оптовках и ярмарках и ждут своего часа: когда над ними появится крыша, причем не криминальная, а реальная, и торговая точка превратится в бутик. Дальше, как вы догадались, мы догоняем дикий запад. Это уже не событие и не достижение.
Так что с той поры времени не так много прошло: каких-то 20 лет, которые не были просто календарями на стене. Страна переживала приватизацию, акционирование и банкротство. Идеализировать собственно пока нечего; интервьюироваться по поводу первоначального накопления капитала жела­ющих мало, поэтому и праздник 20-летия кооперативного движения пока не тянет на народный, не говоря уже про любовь и уважение: откуда им взяться? Время еще не пришло

Просмотров: 241 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru