Новости. Омск

Рынки
№ 8(185) от 07.03.2007

Содержание

КАРТЫ, ДЕНЬГИ, ГОРОДА

На IP-карте Омска сегодня не так много амбициозных игроков, которые боролись бы друг с другом не только жалобами в Россвязьнадзор, но и маркетинговыми приемами.

В начале прошлого года на рынке IP-телефонии (технология передачи голосовых данных через интернет, обывательским языком говоря, "межгород" по карточке) возникла паника. Проект нового закона "О связи", по которому передача голосовых данных по интернет-каналам фактически окажется вне закона, обещал поставить крест на IP-телефонии. По этому закону осуществлять услуги междугородной и международной телефонной связи имеют право только операторы, владеющие соответствующей лицензией и имеющие собственные телефонные сети общего доступа. Иными словами, продавать межгород смогут только две российские компании: государственный "Ростелеком" и МТТ. IP-операторам пришлось бы либо отказаться от своего бизнеса, либо заключить соответствующие договоры с вышеназванными компаниями. Однако "всемирного потопа" не произошло, IP-рынок отделался легким испугом и $5000, IP-операторы просто получили новые лицензии, дающие право на передачу голосовых данных по сетям передачи данных, иными словами, по интернету.
Однако это не все. Новый закон "О связи" еще окажет свое влияние на омский IP-рынок, как минимум, сокращением маржи операторов. Суть IP-услуг в предоставлении более дешевой по сравнению с традиционными операторами междугородней связи. Теперь, когда оплачивается не только интернет-трафик, но и каждая минута городского соединения, IP-операторы оказались в достаточно непростой ситуации. Если их клиент оплачивает городское соединение (звонок по IP-карте в любом случае происходит посредством соединения с городской телефонной сетью), IP-звонки практически не выигрывают по цене у традиционной "8". Омские IР-операторы пошли по другому пути: практически все крупные участники рынка заключили договоры с "Сибирьтелекомом" и платят за городское соединение сами, что, разумеется, весьма ощутимо сократило их прибыль. Грубый подсчет: одна минута городского соединения для IP-оператора стоит около 10-16 копеек, разговор с Москвой по карте для конечного потребителя стоит от 90 копеек до 4,5 рублей. Несложно подсчитать, насколько сокращается прибыль. Однако большинство IP-операторов заверили "БК", что не будут повышать цены на свои услуги. Так, по словам Лилии Ибатуллиной, и.о. коммерческого директора "ОмКомТел", подведя финансовые итоги первого месяца "повременки", руководство компании приняло решение не менять тарифные планы: "То, что мы потеряли в денежном эквиваленте, наверстаем объемами". "Говорить о конкретных цифрах пока рано, но мы не исключаем возможности, что пересмотрим свои тарифы", - комментирует ситуацию Владимир Савенко, технический директор GM-Telecom.
БОНУС НЕ В МИНУСЕ
Омский рынок IP-телефонии очень молод: первые операторы, предлагающие междугородние/международные переговоры по карте, появились в 2000-2001-х. "ОмКомТел", ­GM-Telecom,­ "Инфосвязь" были на этом рынке первыми из тех, кто до сих пор успешно работает. Последним из заметных игроков в 2005 году вышел на рынок IP-телефонии интернет-провайдер "Сибинтерком", расширивший таким образом спектр услуг, которые возможно оказывать на базе интернета. По оценкам Александра Гаврилова, начальника отдела надзора и контроля Россвязьнадзора по Омской области, сегодня в Омске 20 компаний имеют необходимые лицензии. Заметны из них не более десятка. За шесть лет работы IP-операторы, по экспертным оценкам, отобрали у традиционной телефонии 10-15% рынка междугородных переговоров, на рынке международных переговоров доля IP-операторов еще более заметна. По самым приблизительным оценкам, месячный оборот рынка IP-телефонии в "частном" сегменте в Омске - более 10 миллионов рублей. Заметный объем голосового трафика, передающегося по IP-технологиям, приходится на корпоративных клиентов. Этот сегмент растет в последнее время особенно активно, потому как экспансия омского бизнеса в другие регионы все более агрессивна. Однако наиболее крупные компании сегодня заключению договоров с IP-операторами предпочитают устанавливать собственное оборудование. По словам Сергея Антонова, технического директора компании "Новый телефон", работающей на рынке IP-оборудования, на 2006 год пришелся особенно бурный рост спроса на их услуги со стороны корпоративных ­клиентов.
На этом фоне самый лакомый для IP-операторов сегмент корпоративного рынка - малый и средний бизнес. За него между поставщиками интернет-межгорода идет особенно активная конкуренция. Если вообще можно назвать активной позицию хотя бы одного из участников IP-рынка. Как-то интуитивно и неамбициозно они развиваются. Видимо, потому что практически для владельцев всех крупных омских IP-компаний этот бизнес "побочный". Секретари всех компаний скептически отнеслись к надеждам "БК" пообщаться с владельцами бизнеса: "Генеральный директор? Так он здесь крайне редко появляется. Может, раз в неделю, может, раз в две". Этой спецификой обусловлен и маркетинг: практически все дополнительные услуги и скидки предоставляются либо потому, что это бизнес одного хозяина (скидка не накладна), либо потому, что "мой друг Сережа бизнесмен тоже, его контора моим клиентам без проблем скидки даст".
БОЛЬШАЯ ПРИБЫЛЬ ПО НИЗКОЙ ЦЕНЕ
В продукте, УТП которого в дешевизне услуг, ценовая конкуренция, казалось бы, должна быть крайне жесткой. Участники рынка с этим в общем-то согласны. "Фактически мы спорим только тарифами, каждая копейка на счету", - в голос утверждают они. "У нас самые низкие цены", - повторяют в унисон. "Найдите у кого-нибудь еще Москву за 99 копеек", - предлагают одни. "...За 1,5 рубля", - хвастают другие. "...За 4", - говорят третьи… Только можно ли назвать жесткой конкуренцию, при которой стоимость услуги одного IP-оператора может в четыре (!) раза отличаться от стоимости той же услуги его ближайшего конкурента? И это, если говорить о востребованных направлениях, таких, например, как Москва или Германия.
Разница в цене на услуги IP-операторов видна невооруженным глазом. Что же участники рынка? Не анализируют тарифы конкурентов? Или на самом деле вполне довольны тем, что имеют: занижать цены, чтобы набрать как можно больше клиентов, которые просто не смогут никуда дозвониться ("мощности" омских IP’ишников сегодня в общем-то не пустуют), не в их интересах. А ценой они мерятся не между собой, а с оператором традиционной связи - "Сибирьтелекомом". Своим основным конкурентом IP-компании считают не столько друг друга, сколько привычную омичам "8". Если сравнивать с ней, то разница здесь действительно есть, причем иногда даже не в четыре раза… Та же Москва у самого дешевого IP-оператора стоит в дневные часы рубль, у самого дорогого - 4,6 рубля, при звонке через "8" абонент отдаст 6,5 рублей. Экономия при звонках в дальнее зарубежье по IP-карте еще более очевидна. Средняя стоимость одной дневной минуты разговора с Германией у IP-операторов - 5,5 рубля, абоненты "8" заплатят за ту же минуту больше 13 рублей. Пожалуй, одно из немногих популярных у омичей направлений, по которому­ цены IР’ишников сопоставимы с "8", - Казахстан. Дневные переговоры с этой страной дешевле всего предлагает "Сибинтерком" - 7 рублей за минуту, дороже всего "ОмКомТел" - 9,9 рублей, тариф "Сибирьтелекома" даже немного ниже - 9,75. Столь небольшая разница объясняется тем, что казахстанское законодательство запрещает IP-телефонию как таковую, а потому технологическое УТП, позволяющее IP’ишникам предлагать недорогие разговоры, здесь не работает.
Самые низкие тарифы практически на всех популярных направлениях (по словам экспертов, основной трафик IP-разговоров приходится на Москву, Германию и Китай) предлагает самый молодой участник омского рынка IP-телефонии - "Сибинтерком". Ценовая политика этой компании производит впечатление демпинговой. Однако в "Сибинтеркоме" объясняют столь невысокие цены своих услуг особенностями бизнеса. "В отличие от других участников рынка, мы - интернет-провайдеры, а потому у нас интернет дешевле, чем у всех", - объяснил Максим Волохов, представитель ­"Сибинтеркома". Тарифную политику омских IР-операторов сложно назвать разнообразной или четко продуманной. Только три оператора предлагают сегодня разные тарифные линейки: GM-Telecom, "ОмКомТел" и "Сибтелефон". Однако они, скорее, сбивают абонентов с толку, чем привлекают внимание к IP-услугам. Разница между тарифами заключается в том, что на некоторых, как правило, наиболее востребованных направлениях, например, таких, как Москва или Германия, цены в прайм-тайм на одном тарифе на несколько копеек подешевле, чем на другом.
Основная конкуренция на этом рынке происходит в несколько иной плоскости. Пытаясь отстоять свои позиции на рынке, его участники заметно облегчают жизнь Россвязьнадзору. Новичкам на рынке выжить сложно (может, поэтому они практически не появляются?), более сильные конкуренты охотно "сдадут" их надзорным органам - технические проблемы у новичков найти несложно. То есть сегодня теоретически новичку войти на рынок можно (он еще далек от насыщения), а фактически ужиться со старожилами крайне непросто. Большинство последних заняты сегодня прежде всего улучшением качества связи: существующим операторам все сложнее справляться с динамично растущим объемом IP-переговоров в Омске. Качество страдает, клиенты от таких услуг могут и вовсе отказаться. Однако новичков на этот рынок стараются не пускать: чтобы, не дай бог, из "массовки" на главные роли не ­вышли.
НЕ КОНКУРЕНТЫ, А КОНКУРСАНТЫ
Как изменит ситуацию на рынке появление в нашем городе МТТ - серьезного оператора на рынке межгорода, который составляет серьезную конкуренцию не только "Ростелекому",­ предоставляющему те же услуги, но и IP-операторам? Однозначных прогнозов нет. Ясно одно: все крупные участники местного IP-рынка считают возможность стать эксклюзивным представителем этой компании перспективной, но без нескольких весомых "но". Независимые эксперты даже сомневаются в том, что объявленный конкурс серьезно заинтересует омских предпринимателей. По словам участников омского рынка IP-телефонии (потенциальных участников конкурса), с одной стороны, условия для открытия представительства приемлемые и даже крайне выгодные. С другой, региональному представительству МТТ придется выдержать жесткую конкуренцию не только с ­"Ростелекомом", но и с IP-игроками. Кроме того, существует мнение, что на деле ожидаемой конкуренции между МТТ и "Ростелекомом" может и не быть (например, тарифы МТТ окажутся столь же высокими, что и у "Ростелекома", или маркетинговую активность МТТ не проявит). Тем не менее практически все крупные IP-операторы заверили "БК", что примут участие в конкурсе

Мнение

Максим Волохов, "Сибинтерком":
- Мы пришли на омский рынок IP-телефонии последними, а потому должны были предложить клиенту то, чего до сих пор никто предложить не мог. И мы нашли свою "фишку": по одной карте можно и выйти в интернет, и позвонить по межгороду. Бесспорно, и цены мы должны были предложить уникальные, что мы и сделали. Ведь ценовая конкуренция на рынке IP-телефонии сегодня наиболее острая, она не позволит нам повысить тарифы и в связи с переходом на оплату каждой секунды разговора.
Лилия Ибатуллина, и. о. коммерческого директора компании "Горизонт-Тур", торговая марка "ОмКомТел":

- Омский рынок IP-телефонии весьма перспективен и интересен, однако выйти новому игроку на него сегодня довольно проблематично. Это связано даже не столько с внушительными финансовыми затратами, сколько с определенным дефицитом свободной клиентской базы. Дело в том, что сегодня почти весь корпоративный сектор уже поделен между крупными игроками, например только наша компания работает с 2000 предприятиями и организациями города. Сегмент населения также находится в основательной "проработке" наиболее крупными участниками рынка. Поэтому, чтобы "зайти" на этот рынок, новичку придется предложить что-то принципиально новое и по тарифам, и по качеству связи, и по сервису. Пока таких предпосылок нет, уже действующие игроки усиливают свое влияние и набирают обороты. Кроме того, конкуренция между уже действующими "поставщиками дальней связи" с каждым годом все более усиливается.
Владимир Савенко, технический директор GM-Telecom:
- Сегодня на омском рынке IP-телефонии конкуренция идет прежде всего на ценовом уровне: предоставляя практически одинаковую по качеству связь, омские операторы IP-телефонии стараются завоевать свою долю прежде всего низкими тарифами. Но с изменениями в законе о связи, я думаю, темпы ценовой конкуренции несколько снизятся. Да, мы можем сделать разговоры еще дешевле, но как бы это не привело к ситуации, которая сложилась на сотовом рынке, когда демпинг приведет не к сокращению прибыли, а к убыткам. Я думаю, что нам имеет смысл договориться о ценах, потому что бояться нам надо не друг друга, а московских и западных инвесторов. Велика вероятность того, что со вступлением России в ВТО западные IP-компании придут и в Омск с совсем другими деньгами и другими амбициями.
Еще один серьезный недостаток омского рынка IP-телефонии в том, что у всех операторов практически одинаковый и при этом достаточно бедный набор услуг. Уверен, что свою долю на нем все активнее будут увеличивать те компании, которые пойдут по пути расширения дополнительных услуг и сервисов.

Екатерина Кукоба, Марина Жучкова, "БК-рейтинг"

Просмотров: 411 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru