Новости. Омск

Рынки. Оптики
№ 11(188) от 28.03.2007

Содержание

Бизнес сквозь розовые очки

резкий рост спроса на услуги оптик пришелся на 2006 год. По данным "БК-рейтинг", 43% омичей, имеющих проблемы со зрением, стали носить очки или линзы­ не больше года назад. Однако большинство продавцов ­хорошего зрения заметили лишь небольшое (на 5, максимум­ 10%) увеличение продаж. Дело в том, что значительную долю потребителей оттянули на себя активно появлявшиеся в 2006-м новички.

Омский рынок оптик привык жить спокойно. Его еще не потрясли своим появлением амбициозные федералы, а пытающиеся захватить значительную долю рынка местные новички, как правило, уже через первые месяцы работы сворачивают свою рекламную активность, а то и закрывают уже открытые, но не слишком успешные точки. Не особенно динамичный на фоне других розничных рынков 2006-й показался размеренному оптическому бизнесу насыщенным событиями. Появление новых, пусть небольших, но достаточно серьезных оптик ("У Крота", "Семейная", "Оптик-центр" и нового салона оптики "Прима"), открытие в разных концах города небольших безымянных оптик где-нибудь в небольших торговых комплексах не могло не сказаться на перераспределении спроса. Следуя логике развития все насыщающегося розничного рынка, оптики стали осваивать спальные районы города, большинство новичков начали открывать точки "рядом с домом". Причем точки с практически аналогичным "центральным" оптикам ассортиментом. Стало ясно, первое: стремление открыть десяток салонов вдоль центральной магистрали оказалось не самой состоятельной идеей, отток клиентов ощутили в первую очередь неоригинальные оптики, расположенные на второй линии центральных магистралей. Второе: центру города надо соответствовать не только ценой, но и статусом, интерьером, качеством обслуживания, спектром дополнительных услуг, ассортиментом. Кстати, об ассортименте. Это, пожалуй, самое слабое место омских продавцов оптики. Разнообразием он не отличается: дилеры у всех практически одни и те же, каждый старается привезти более раскрученные марки из мира моды, парфюмерии, спорта, на которые уже есть спрос. "Продавать в Омске ­нераскрученные дорогие бренды крайне невыгодно, - говорит Сергей Лазарев, владелец сети "Монель". - Например, мы привезли в Омск марку Jean ­Renau, однако она стабильным спросом не пользуется, чтобы ее раскрутить, нужны ­серьезные вложения, которых мы при существующей рентабельности не можем себе позволить". Понятно, что об оперативном появлении новинок говорить в таком случае не приходится. Подобным образом рассуждают многие ­руководители омских оптик, а потому уникальным ассортимент большинства из них не назовешь. Не назовешь уникальной и ценовую политику омских оптик: цифра, указанная на ценнике на одни и те же очки в разных оптиках, зависит от маржинальных амбиций их продавцов. Простой пример: новая коллекция солнцезащитных очков марки Polaroid в находящихся друг от друга в пределах двух остановок общественного транспорта оптиках может отличаться в цене почти на 70%. В одной точке очки Polaroid стоят 2500 рублей, в другой ровно 2000, в третьей - 1500. А все дело в том, что большинство брендированных омских оптик работает в одном ценовом сегменте и ориентируется на одну (причем не самую многочисленную) аудиторию - средний класс.
Как не ослепнуть от цен
Омский рынок оптик не знает как бурных расцветов и амбициозных лидеров, так и ярких провалов. Одной из первых оптик, предложивших омичам альтернативу государственным оптикам, была открывшаяся в середине 90-х "Прима". Вслед за ней продавать очки, которые нельзя было купить в госоптике, стала "Монель" (имя это, правда, появилось только несколько лет спустя). Периодом активного развития для этого рынка стал 2004 год, когда появилось сразу несколько серьезных конкурентов у крепко стоящих на ногах и пользующихся известностью среди омичей оптик. В это время вышла на рынок Vidial, несколько удивив своих конкурентов рекламным напором, имеющие казахстанские корни "Глэр" и Optilens. Все эти оптики ориентируются сегодня на покупателя с доходом средним и выше среднего, отводя заметную долю в ассортименте брендированной продукции. Пожалуй, это сегодня самый насыщенный сегмент рынка, и конкуренция в нем самая жесткая. По оценкам экспертов, на брендовые оправы приходится не более 30% в общем объеме выручки, в то время как в большинстве оптик они занимают значительно большую торговую площадь. Продукцию класса "премиум" (в том числе и ювелирных брендов) предлагает сегодня только одна оптика - ­Vidial, работающая сразу в нескольких сегментах - от "премиум" до "медиум".
В сегменте "масс-маркет" известных брендов оптик сегодня практически нет. Самые известные из работающих в нем - это "Народная оптика" и "У Крота", остальные предпочитают работать под скромной вывеской "Оптика". Работа в этом сегменте кажется самой оптимальной для омского рынка: по данным "БК-рейтинг", на него приходится основной процент спроса. 48% омичей, носящих очки, потратили на их приобретение не более 500 рублей, не более тысячи отдала за "вторые глаза" четверть опрошенных. В стоимостном выражении цифры в общем-то сопоставимые, но не сопоставимые в существующем на рынке предложении. Перекос в сторону товара, который большинство омичей не может себе позволить, очевиден. Тем не менее ­прогнозы по развитию этого сегмента скорее положительны. За последнее время культура ношения очков заметно изменилась. Если еще в прошлом году, по оценкам экспертов, на уличные лотки приходилось около 50% рынка, то сего­дня, как показал опрос омичей, таким торговцам доверяют не более 4% респондентов. Отказавшись от покупки очков (в том числе и солнцезащитных) на уличных стендах, омичи пришли в первую очередь в салоны оптики. Сегодня только здесь покупают очки 53% респондентов. Смещение спроса в сторону более качественного и более дорогого товара связано, бесспорно, и с более активным развитием рынка. 66% жителей Омска уверены, что дефицита специализированных салонов в нашем городе нет.
Что, влип, очкарик?!


Как ни парадоксально, но сегодня при достаточно высоком уровне спроса на оптику большинство участников омского рынка "жалуются" на сравнительно невысокую рентабельность бизнеса. Доходность очкового бизнеса, по оценкам операторов, составляет не более 10-15%, в лучшем случае в сезон доходит до 20-25%. Это при том, что более или менее солидные оптики держатся на "трех китах". Первый вид деятельности - ­непосредственно производство очков. Торговать готовыми коррекционными очками сегодня официально запрещено. Между тем оборудование для их производства, равно как и получение лицензии на этот вид деятельности, - весьма затратное дело. По некоторым оценкам, стоимость комплекта оборудования составляет от двух до пяти миллионов рублей. Получение лицензии федерального значения помимо того, что выливается в "кругленькую" сумму, занимает еще и достаточно продолжительное время. Кроме того, приобретенное оборудование нуждается в амортизации и обновлении, поскольку достаточно быстро технологически устаревает. Поэтому омские продавцы непосредственно на производстве очков больших денег не зарабатывают - надо хотя бы покрыть расходы.
Ни один респектабельный салон оптики не может существовать без врача-офтальмолога, а зачастую требуется даже несколько квалифицированных специалистов. Оказание медицинских услуг - это второй основной вид деятельности оптик. Причем квалифицированный врач иногда оказывается ценнее дорогостоящего аппарата и самого современного оборудования. Зачастую постоянные клиенты появляются в оптике не благодаря "уникальному" ассортименту и "супернизким" ценам, а приходят к профессиональному специалисту-офтальмологу, которому доверяют. По данным агентства "БК-рейтинг", сего­дня около 60% опрошенных омичей приходят в оптики не за покупкой товара, а на консультацию врача-офтальмолога, еще 57% проверяют зрение, измеряют глазное давление и пр. (К слову эти услуги также оказывает врач-офтальмолог.) И хотя цены на медицинские услуги в омских оптиках существенно отличаются, например подбор очков стоит от 50 до 350 рублей, получить ощутимую прибыль на этом виде деятельности у владельцев омских оптик тоже пока не получается. А потому можно констатировать тот факт, что офтальмолог - это в определенном смысле маркетинговый ход для формирования имиджа оптики и повышения лояльности покупателей. Поэтому проблема подбора хорошего специалиста-офтальмолога сегодня в Омске стоит достаточно остро и, по оценкам участников рынка, со временем еще обострится. Профессиональные офтальмологи - наперечет, и потому, "обзаведясь" ценным кадром, участники рынка стараются за него держаться (чтобы не переманили). К тому же в него вкладываются деньги (ежегодное обучение - 25000-30000 рублей, получение лицензий - от 50000 рублей). Прибавьте к этому заработную плату и оснащение его рабочего места (щелевая лампа, рефрактометр-кератометр, офтальмоскоп, проектор знаков и другое).
Единственное, на чем оптики сегодня реально зарабатывают деньги, - это реализация товара (очков, оправ, контактных линз, аксессуаров). При этом стараются заработать столько (читай, накрутить товарную наценку - иногда до 100-200%), чтобы покрыть расходы на содержание офтальмолога, приобретение оборудования, аренду помещения, рекламу и прочее, да еще и получить прибыль. И если ценовая конкуренция еще хоть сколько-нибудь заметна, то конкурировать по спектру дополнительных услуг (ремонт очков, замена очковых линз, доставка на дом и прочее), то есть тех услуг, в которые нужно вкладывать дополнительные средства, омские оптики пока не торопятся. Хотя эти виды услуг достаточно востребованы у омичей:согласно опросу, около 32% обращаются за ремонтом очков и заменой линз.
Будущее омского рынка оптики большинство операторов связывает с развитием крупных сетевых салонов, причем не исключено, что нашим регионом всерьез заинтересуются федералы. За последние несколько лет тенденция освоения регионов федеральными игроками становится все более заметной и активной. И хотя участники омского рынка уже ожидают появления серьезных соперников, они понимают, что с их приходом скорее всего придется пересмотреть как ценовую политику, так и несколько неразвитый дополнительный сервис. Но пока к их приходу никак не готовятся (не проводят переговоры и не пытаются объединиться между собой). Между тем время мобилизоваться у них пока еще есть, главное - его не упустить, в противном случае "тягаться" с амбициозными "варягами" будет достаточно сложно. Вторая тенденция рынка оптик - это переход к более "квалифицированному спросу". То есть формирование у потребителей культуры приобретения средств для коррекции зрения. Как следствие - рост спроса на продукцию высокого ценового сегмента и более качественные товары
Мнение

Сергей Лазарев, владелец сети оптических салонов "Монель": "Нам надо пережить бум потребительского кредитования"

- В последнее время на оптическом рынке города наблюдался небольшой спад, хотя в настоящее время покупательская активность снова стабилизируется, - считает г-н Лазарев.
- И в чем причина?
- Причиной могут служить многие факторы. К ним можно отнести сезонность этой группы товара, немалую роль сыграло и открытие других оптик, которые забрали на себя некоторую часть потребителей. Не стоит забывать и о том, что основу практически любого потребительского рынка составляет средний класс. С активным развитием потребительского кредитования произошло смещение приоритетов в сторону потребления более дорогих товаров: автомобилей, квартир… При этом многие заемщики не смогли правильно оценить свою платежеспособность, тем самым ограничив себя в потреблении других не менее нужных товаров. В частности, оптики…
- Качественная оптика (очки и линзы) - в общем-то достаточно дорогостоящий товар.
- С каждым годом оптический товар становится все дороже. Кроме общей инфляции на рост цен оказывает влияние и появление более высокотехнологичных материалов и оборудования.
- Для потребителя это важно, или ему хочется купить прежде всего красивые и модные очки, а только потом качественные?
- Наши клиенты стали чаще проявлять интерес к товарам от производителей мировых модных брендов. Очки давно уже стали неотъемлемым атрибутом модников. При этом в той же степени люди стали обращать внимание на качество товара и обслуживания, дополнительный сервис и услуги. А потому омскому рынку оптик сегодня необходимо прежде всего качественное развитие. Именно оно поможет сформировать культуру хорошего зрения и отношения к очкам как к модному аксессуару современного человека.


Ольга Левина, директор по развитию сети салонов Vidial:
Рынок оптики в Омске еще довольно перспективен и интересен. Ежегодно спрос на коррекционные очки, контактные линзы, солнцезащитные очки и аксессуары увеличивается. При этом популярностью пользуется как высокий ценовой сегмент (элитные стильные аксессуары, оправы и прочее от ведущих мировых производителей), так и демократичная продукция массового потребления. Сегодня отношение омичей к своему зрению становится все более ответственным, формируется культура потребления. Наблюдается тенденция к квалифицированному спросу. Поэтому, на мой взгляд, участникам омского рынка сегодня целесообразно развиваться как количественно (наращивать число салонов), так и качественно (расширять спектр дополнительных услуг, улучшать сервис). Чтобы соответствовать растущему уровню спроса и потребностям клиента. Оптика сегодня - это продуманный и основательный бизнес. "По-быстрому" и "влегкую" на нем денег не заработаешь: чтобы утвердиться на рынке, нужно много работать, сформировать репутацию и имидж, завоевать доверие клиентов. Это в свою очередь требует серьезных финансовых вливаний и ответственного отношения к делу.


Сергей Калачев, директор лаборатории контактной коррекции зрения "Ликонтом":
На омском рынке мы работаем уже более 15 лет и на сегодняшний день являемся единственным производителем контактных линз. На мой взгляд, у оптического бизнеса есть определенная особенность: это достаточно рентабельно, если заниматься только продажей, и почти убыточно, если специализироваться на производстве и консультировании. Дело в том, что приобретение необходимого оборудования, его амортизация - это финансово достаточно затратно. Прибавьте к этому подбор персонала, его обучение и получение различных лицензий, и вы поймете, почему достойных оптик, оказывающих квалифицированные услуги, у нас в городе единицы. А вхождение на рынок довольно проблематично - нужно не только быть хорошим специалистом и понимать все тонкости этого направления, но и отчасти альтруистом: осознавать, что очень больших денег не будет. Основное вознаграждение в этом бизнесе - благодарность клиентов.
Нина Бузанова, директор сети "Народная оптика": "Я врач, а не бизнесмен, а в медицине­ не бывает соревнований"


Я считаю, что конкуренцию на омском рынке оптик нельзя назвать острой. Я врач-педиатр, много лет работала в больнице, а врачи не умеют и не должны соревноваться. Оптика - это прежде всего медицина и потом уже бизнес. Мы поставили себе цель стать постоянным и надежным партнером омичей, у которых есть проблемы со зрением. Прежде всего стать нужными людям. Только добившись этого, в нашем бизнесе можно эффективно работать и развиваться.
А что касается рентабельности, то она не очень высокая, но, на мой взгляд, вполне достаточная. На наши услуги сегодня стабильный спрос. Более того, я считаю, что сегодня уже нет смысла развиваться количественно. По крайней мере пока. Например, наше производство­ сегодня загружено оптимально, чтобы справиться с большим объемом заказов, нам нужно будет расширяться. Мы на­шли своего клиента, как и большинство других крупных салонов оптики. Это говорит о стабильности на омском рынке оптики, и не думаю, что в ближайшее время на нем произойдут заметные изменения. Спрос на услуги оптик постоянно растет, а потому я полагаю, что конкуренция обострится. Мой прогноз - оптики в Омске будут развиваться прежде всего качественно. Благодаря появлению новых материалов и новых технологий ассортимент будет расширяться современной продукцией.

Екатерина Кукоба, Марина Жучкова,"БК-рейтинг"

Просмотров: 808 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru