Новости. Омск

Спецпроект. Бизнес-союзы
№ 47(274) от 03.12.2008

Содержание

Развода бояться - в бизнес не ходить

Начинать бизнес в одиночку или с кем-то - вопрос не менее сложный, чем решение ­жениться или навсегда остаться холостяком. Как бы ни старались учесть сходящиеся стороны всевозможные моменты и закрепить их в договорах, никогда заранее нельзя сказать, с какими потерями впоследствии выйдешь из союза, если все сложится не так, как задумывал. Но развода бояться - в ЗАГС не ходить.
Понятно, что основная причина, по которой бизнес начинают вдвоем, втроем или большой компанией, тривиальна - не хватает собственных ресурсов. В зависимости от того, каких именно ресурсов не хватает - денег, связей, своей руки во власти или элементарного чувства локтя, привлекается соответствующий партнер. В первом случае богатый, во втором и третьем - влиятельный, а в четвертом - эмоционально близкий. А уж потом жизнь вносит свои коррективы в эту логичную схему.
Представители одного из самых прочных и успешных бизнес-союзов Омска Виктор Шкуренко и Дмитрий ­Шадрин в интервью нашему корреспонденту сказали, что прочным их бизнес-партнерство делает единое мировоззрение. То, как г-да Шадрин и Шкуренко­ буквально заканчивают друг за друга предложения, не нуждается в комментариях. Опыт показывает, что рано или поздно разница в мировоззрениях может привести к краху партнерства.
Успешное предприятие НПО "Мир" ­начиналось с того, что семь инженеров зарегистрировали товарищество "­БеланкЪ" в 1991 году. История умалчивает, как развивались их отношения, но известно, что из них только двое - ­Александр Беляев и Владимир ­Валиков  - спустя два года учредили "Фирму "Мир". Говорят, одной из причин стало то, что г-да Беляев и Валиков­ оказались большими приверженцами православных традиций, нежели остальные партнеры, и традиционно жертвовали десятую часть ­прибыли церкви, что в ­конечном итоге и привело к разрыву отношений с менее религиозными компаньонами.
Это еще раз подтверждает мысль, что в союзе - как в семье. Общение очень тесное, и любые разногласия, даже мелкие, могут перерасти в "развод", если партнеры не проявят терпение. Например, банкир ­Владимир ­Волков признавался "БК", что политическая активность его компаньона Юрия Федотова не всегда идет на пользу их бизнесу, однако с этим приходится мириться. Наверняка­ в каждом бизнес-союзе есть нечто подобное. Кто-то любит светские тусовки, кто-то считает их потерей времени, кто-то ходит в офис ежедневно, кто-то предпочитает более свободный график. Кто-то любит "светиться", как, например, директор "Миэль-недвижимости" ­Павел ­Кручинский, а кто-то больше держится в тени, как его партнер ­Владимир Анисимов. Еще более яркий пример - компаньоны "Омь-Инвест": публичный Илья Иванов и закрытый для прессы Петр Варнавский.
Важным свойством, скрепляющим бизнес-союзы, является четкое разделение ролей. Так, Сергей Калинин ничуть не стесняется своей роли "комиссара" при "командире" Андрее Голушко. "Когда в бизнесе двое хотят быть первыми номерами, он просто распадается", - считает бизнесмен.
Примеров, когда отношения между акционерами заканчиваются судами, предостаточно. Один из самых последних - ситуация вокруг Модного дома Роба. Его акционеры Вячеслав ­Шибаев и Руслан Константинов подали иск в арбитражный суд на нынешнего председателя совета директоров Модного дома Роба Анатолия Барановского. Заявители утверждают, что в течение трех лет акционерное общество потеряло 25 млн. рублей в связи с "неумелым" ведением бизнеса его бывшим гендиректором Николаем Сениным. Последний - дво­юродный брат г-на Барановского. Против общей беды братья-бизнесмены сплотились, хотя еще недавно г-н Барановский­, говорят, мог в сердцах воскликнуть: "Профукал Николай (Сенин­  - "БК") все деньги на поездки в Милан". Любопытно, что сам Сенин во всем обвиняет рейдеров.
"Осада" строительной фирмы ООО "Сибстрой" юристами компании "Ты прав!" закончилась тем, что ее учредители и близкие друзья Игорь Михеев и Павел Тиль начали активно давать показания друг против друга в правоохранительных органах по уголовному делу о растрате денег дольщиков.
Однако внешняя угроза бизнесу может не только помешать, но и помочь. Она заставляет забыть о внутренних противоречиях. Возможно, это причина того, что о конфликтах акционеров "­Техуглерода" никогда не слышно. Владельцы "Омского бекона" Андрей ­Бесхмельницкий и Андрей Блох хоть и продали свой бизнес, не выдержав напора "парней" из "Сибнефти", умудрились не только не поссориться, но и основать второй по величине молочный холдинг России ООО "Юнимилк". Кстати, их партнером в этом стал... хозяин (на тот момент) "Сибнефти" Роман Абрамович.
Владимир Волков уверен, что большой бизнес в одиночку не осилить. Семейный ресторанчик, бутик, пекарню - да. Завод, холдинг, добывающую компанию даже самому крутому бизнесмену без партнеров основать, а тем более сохранить сложно. И дело не всегда только в деньгах, хотя и этот фактор скинуть с чаши весов невозможно.
- Дело в том, что это просто небе­зопасно, - считает г-н Волков. - С одним легче расправиться - надавить, запугать и даже убить. Для крупного бизнеса лучше, когда партнеров несколько.
Заявление справедливо и тогда, когда бизнесмен хочет поучаствовать сразу в нескольких проектах. Тут ему без партнеров точно не обойтись. Но при этом ему стоит помнить о так называемом числе Миллера - 7 ± 2, согласно которому есть пределы нашей способности держать под контролем информацию. Большое количество объектов наш мозг просто не может контролировать одновременно. Превышение допустимого уровня чревато тем, что ­человек теряет контроль над каким-то объектом, а это уже грозит тем, что партнеры могут его "исключить". Конечно, для разных людей число объектов может быть разным.
Например, Александр Грохотов, увлекшись в далекой Литве рыболовным бизнесом, теряет омские активы. Это как в известной песне - "Эй, моряк, ты слишком долго плавал, я тебя успела позабыть". В частности, речь идет о построенном компанией "Каменщик"  - в ее учредителях состоят ­Александр Грохотов, Евгений Цемент и Валерий ­Казимиров - административно-деловом центре на ул. Пушкина, 67 (находится рядом с ОАО "Омская энергосбытовая компания"). Г-ну Грохотову через арбитраж пришлось требовать с партнеров бухгалтерские документы. Судя по всему, предприниматель оттеснен от непосредственного управления компанией. Его бизнес-партнеры, вероятно, решили, что вполне могут обойтись и без вечно разъезжающего компаньона. Бизнесмен издалека не может уследить за развитием событий в Омске. Похожим образом сложились и его отношения с Виталием Путинцевым и К0 в споре за компанию "Чистый город".
Это как в анекдоте, когда один человек перечисляет свои заслуги перед другим, а тот только кивает, а потом выдает резюме: "Это все так, но что ты сделал для меня сегодня?" Первоначальный внушительный взнос не означает, что партнеры преисполнятся к компаньону благодарности на весь срок ­существования бизнеса и не выкинут его "за борт". О ролях и участии полезно договариваться на берегу.
- Есть женитьба по любви, а есть по расчету, - считает бывший партнер Андрея Стрельца Виктор Полукаров. - Говорят, по расчету браки крепче. Нельзя принимать просто "хорошего парня". Компания создается для решения конкретных задач, но для этого нужны деньги, а в нашем обществе - еще и влияние на внешние структуры. Поэтому если брать компаньона, то только исходя из той задачи, которую нужно решать: что есть у тебя и что есть у него. Тебе надо $100 млн., а у тебя только $50 млн. Твой компаньон должен ­прийти с $50 млн., если он хочет получить 50%. Либо со способностью привлечь эти заемные деньги, чтобы бизнес-план в конечном итоге был реализован. Это задача №1.
Сам гендиректор "Омсквинпрома" ­Андрей Стрелец, по его словам, сегодня предпочитает стратегически управлять своей компанией в одиночку (наемных менеджеров мы выносим за рамки статьи).
- Мне проще все решать самостоятельно и самому нести ответственность за свои ошибки, - сказал "БК" предприниматель. - Если честно, я знаю мало случаев, когда компаньоны расходятся миром. Очень часто люди идут на союз, не понимая, зачем он им вообще нужен.
Тем не менее, когда цель понятна, г-н Стрелец не отказывается от помощи компаньонов. Например, выход на рынок США он планировал начать с американским партнером (проект был отложен из-за кризиса), который мог бы существенно облегчить ему вхождение. Так поступают многие, входя на незнакомое поле. Проще найти проводника, нежели тратить дополнительные ресурсы. Но тут подстерегают свои опасности  - у партнеров могут быть слишком разные мировоззрения и цели. В свое время сеть Spar рассталась с холдингом "­Марта" и была вынуждена свернуть свою деятельность в России, несмотря на то, что эксперты считали партнерство очень перспективным.
"Развод" партнеров в эмоциональном и материальном плане порой становится­ едва ли не самым страшным испытанием в жизни. Многие, понимая это, несмотря на очевидные плюсы сотрудничества, предпочитают барахтаться в одиночку.
- Являются ли гарантией правильно составленные юридические документы?  - говорит Андрей Стрелец. - На пятьдесят процентов. Все равно ты не учтешь всего. Кроме того, может так получиться, что ты просто потеряешь желание с этим человеком общаться.
Конечно, есть способы разойтись менее болезненно. Например, привлечь к переговорам фассилитатора - специалиста по переговорам, которому ­доверяют оба партнера. При организации же бизнеса следует учитывать возможность "развода" и формировать резервный фонд реорганизации компании. Однако для Омска фассилитаторы  - это непонятная экзотика.
- Чаще всего любой компромисс при "разводе" воспринимается обеими сторонами как не справедливый, - уверена психолог Марина Мораш. - Нам свойственно с большей легкостью отмечать собственные заслуги и чужие ошибки.
Отношения в бизнес-союзе, как и в браке, со стороны понять невозможно. Никто не может сказать, почему в компании "Музыка и кино" шесть совершенно непохожих людей, с разным образованием, мировоззрением и ценностями, уже много лет вместе и решают все вопросы успешно, показывая постоянный рост бизнеса, а два лучших друга, развивавших сеть супермаркетов "Семейный", расстаются врагами. Один из них, Олег Усачев, наотрез отказался говорить на тему бизнес-союзов, даже отвлеченно. Большинство наших ­респондентов сказало, что дело все в доверии. Но материя эта слишком сложна для анализа.
  Андрей Стрелец

Юлия Стрельская, Виталий Ганнащук, Наталья Данилова

Просмотров: 493 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Юлия Стрельская   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru