Новости. Омск

Спецпроект. Бизнес-союзы
№ 47(274) от 03.12.2008

Содержание

ВИП-"разводы"

Самые интригующие, по оценке "БК", "разводы" в бизнес-союзах во всероссийском масштабе произошли по политическим соображениям, и в каждом из них одной из сторон был Роман Абрамович. Так или иначе все эти перипетии связаны с Омской областью. Речь идет о пятилетнем альянсе господина Абрамовича с Борисом Березовским и двух недолговечных союзах с ­Михаилом Ходорковским. А из последних "разводов" самым громким стал конфликт Михаила Прохорова с Владимиром Потаниным.
  Роман Абрамович
А. и Б. сидели на трубе
Борис Березовский и Роман Абрамович, по уверению Александра Хинштейна, автора книги об этих олигархах, познакомились 25 декабря 1994 года. Вскоре после того г-н Березовский был назначен первым заместителем председателя совета директоров ОРТ, у г-на Абрамовича в ту пору жизненные вехи были менее глобальны - у него как раз родился второй ребенок.
Само понятие "олигарх" появилось применительно к ним. Старая детская считалка про А и Б, которые сидели на трубе, позже стала ассоциироваться с ними (труба - это нефть).
Хронология их взаимоотношений - это вехи в жизни страны. Подчас эти повороты в истории государства подготовлены двумя предпринимателями. После убийства 1 марта 1995 года гендиректора ОРТ Владислава Листьева г-на Березовского пытаются задержать, чтобы привезти на допрос, он в ответ обвиняет в преступлении Владимира Гусинского. Все это не мешает Березовскому уже 25 мая совместно с Абрамовичем создать некое ЗАО "П.К.-Траст".
19 августа еще одна таинственная гибель в бизнес-проектах г-на Березовского: тонет гендиректор Омского НПЗ Иван Лицкевич, который, как считается, противился созданию "Сибнефти" - самого крупного совместного проекта двух олигархов. И уже 24 августа президент Борис Ельцин подписал указ о создании ОАО "Сибнефть". Другие враги этой идеи также были сметены. 28 декабря 1995 года залоговый аукцион по "Сибнефти" выигрывает ЗАО "Нефтяная финансовая компания", учрежденное Борисом Березовским и Романом Абрамовичем.
Когда 19 июня следующего года служба безопасности президента задерживает активистов предвыборного штаба Ельцина при выносе из Дома Правительства $500 тыс., в Доме приемов "ЛогоВАЗа" срочно собирается штаб сопротивления, в составе которого Борис Березовский и Владимир Гусинский уже действуют вместе.
20 сентября аукцион по продаже 19% акций "Сибнефти" выигрывает фирма Березовского-Абрамовича "Синс", 26 сентября они оба введены в совет директоров "Сибнефти". 24 октября на аукционе по продаже еще 15% акций "Сибнефти" побеждает другая фирма Романа Абрамовича - "Рифайн-Ойл".
Накануне наступления 2007 года Роман Абрамович становится президентом трэйдинговой компании Runicom S.A., зарегистрированной в Гибралтаре. Через эту компанию будут продавать за рубеж нефть с месторождений "Сибнефти".
Осенью 1998 года у г-на Березовского промахи один за одним: Госдума дважды отказалась утверждать в должности председателя правительства Виктора Черномырдина, кандидатуру которого лоббировал олигарх. Более того, сформировано правительство под руководством враждебно настроенного к предпринимателю Евгения Примакова. В начале 1999 года Генпрокуратура возбуждает дела по структурам Бориса Березовского: авиакомпании "Аэрофлот" и охранному предприятию "Атолл". По свидетельству автора этих строк, в корпоративной газете "Сибнефти" даже выходит тревожная заметка о последнем событии ("Атолл" находился рядом с офисом нефтяной компании).
Тем не менее "звездный час" г-на Березовского только наступает - он фактически сколачивает партию "Единство", позже ставшую "Единой Россией", и через подконтрольное ОРТ "раскручивает" прежде малоизвестного Владимира Путина. Однако стоит г-ну Путину прийти к власти, как влияние Бориса Березовского резко слабеет, а избегающего политики г-на Абрамовича, напротив, растет.
В то время как Роман Абрамович становится другом президента и выступает неофициально уже от его имени, Борис Березовский вынужден бежать из страны. Бизнес-союз постепенно перерастает в свою противоположность - бывшие партнеры играют за разными сторонами доски.
По версии самого г-на Березовского, в 2000 году, после того как телеканал ОРТ сделал ряд критических репортажей о действиях властей в ходе трагедии с подлодкой "Курск", на него вы­шли от президента с предложением в ультимативной форме: либо продать акции государству, либо разделить судьбу Владимира Гусинского, который все-таки продал компанию НТВ "Газпрому" после нескольких дней в СИЗО. В декабре г-н Абрамович встретился с Березовским, когда тот был уже во Франции, и убедил его согласиться.
Похожим образом Борис Березовский лишился и "Сибнефти". По его словам, в 1998 г. 43% компании "Сибнефть" принадлежало Роману Абрамовичу, 21,5% - Березовскому. Однако управлял компанией и акциями партнеров Абрамович. С августа 2000 года г-н Абрамович на нескольких встречах с третьим совладельцем - Бадри Патаркацишвили - предупреждал его, что "давление Кремля растет" и что доли Березовского и Патаркацишвили в "Сибнефти" "могут быть экспроприированы". В результате на переговорах с Абрамовичем в аэропорту Мюнхена в мае 2001 г. Патаркацишвили попросил за акции $2,5 млрд., но Абрамович предложил $1,3 млрд. "Если бы не угрозы... я не продал бы свои акции, по крайней мере, по назначенной цене", - заявил позже олигарх. Разрыв завершился в суде. В октябре прошлого года в одном из лондонских бутиков между миллиардерами Борисом Березовским и Романом Абрамовичем произошла сцена. Первый старался лично вручить владельцу "Челси" повестку в суд. После стычки с охранниками Борис Березовский прорвался к бывшему партнеру, но тот спрятал руки за спину, и бумаги упали на пол. Впрочем, видеозапись была сделана, иски были поданы.
Увлекающийся и переменчивый Березовский, прагматичный и жесткий Абрамович - конечно, долго вместе они быть не могли
  Борис Березовский
"Конечно, всегда можно пойти и отнять акции у кого-то"
С Ходорковским личного было меньше. Первый союз между компаниями Романа Абрамовича ("Сибнефть") и Михаила Ходорковского (ЮКОС) был заключен в январе 1998 года. Руководители нефтяных компаний ЮКОС и "Сибнефть" Михаил Ходорковский и Евгений Швидлер подписали протокол об объединении своих активов в единый холдинг ЮКСИ. По информации "БК", ревизоры ЮКОСа приезжали с длительными проверками в омский офис. В мае того же года слияние было остановлено. Официально причина не называлась, эксперты объясняли разрыв различными подходами к управлению компаниями.
Сам г-н Швидлер позже объяснял неудачу стремлением разделить полномочия в единой структуре: "В ней менеджеры из "Сибнефти" отвечают, к примеру, за сбыт, а из ЮКОСа - за финансы. Такую схему мы пытались применить в ЮКСИ, и это было неудачной идеей. Менеджмент, состоящий из двух частей, не работает, он должен быть единым".
Спустя пять лет была предпринята попытка номер два. Газете "Ведомости" президент "Сибнефти" рассказывал в июне 2003 года, что "две компании объединяют активы в новый холдинг, в котором основные владельцы "Сибнефти" получат чуть более 26%. Мы остаемся в нефтяном бизнесе".
Г-н Швидлер не уставал хвалить команду Ходорковского: "Мы давно знакомы с владельцами ЮКОСа, хорошо понимаем друг друга и ставим перед собой примерно одинаковые задачи в бизнесе. Все эти годы мы плотно работали вместе, много времени (на переговоры  - "БК") потребовалось".
И, наконец, главное: "Сделка находится в такой стадии, когда расторгнуть ее уже невозможно. Сделка полностью закрыта, все бумаги подписаны  - основной договор и ряд дополнительных соглашений. Конечно, всегда можно пойти и отнять акции у кого-то, даже после завершения всех формальностей. В этом смысле любая сделка не закрыта никогда. Но это не наш с ЮКОСом случай", - подчеркнул Евгений Швидлер.
Спустя пять месяцев - дружба врозь. К этому времени г-н Ходорковский уже был арестован, что, возможно, многое и объясняет. В конце ноября внеочередное собрание акционеров ЮКОСа должно было утвердить последние решения по объединению двух компаний: пере­именовать ЮКОС в "ЮКОСибнефть" и избрать новый состав совета директоров. Возглавить его должен был президент "Сибнефти" Евгений Швидлер. Однако вскоре после начала собрания "Сибнефть" выпустила заявление о том, что "завершение слияния ЮКОСа и "Сибнефти" приостанавливается по взаимной договоренности акционеров". Для собравшихся в зале это стало полной неожиданностью.
По одной из версий, переговоры велись с самим арестованным Михаилом Ходорковским. И после его отказа передать управление компанией в руки "людей "Сибнефти" с ним якобы было согласовано расторжение сделки.
  Владимир Потанин и Михаил Прохоров
Куршавель раздора
Напротив, Владимир Потанин и Михаил Прохоров прозорливо чурались игры в политику, первый из них иногда заметен только на съездах "Единой России". Без лишнего шума работали, о разногласиях ничего известно не было. Отличались только семейным положением: если г-н Потанин - примерный семьянин, то г-н Прохоров - любящий гульнуть холостяк.
Так совпало или в этом есть связь, но разделить бизнесы они решили сразу после попадания г-на Прохорова в историю с задержанием проституток на французском курорте Куршавель. С этих пор экс-партнеры в течение долгого времени на потеху публике делили нажитые за годы сотрудничества совместные активы. Больше всего копий было сломано из-за актива мирового масштаба - ГМК "Норильский никель", которая в результате, по сути, оказалась в руках г-на Потанина (около 30% акций). В начале этого года эпопея с "разводом" партнеров закончилась, остались только мелкие нерешенные проблемы.
Однако выяснилось, что не все так просто. "Ведомости" позже раскопали курьезный случай, достойный рубрики "Нарочно не придумаешь". Владимир Потанин оказался совладельцем квартиры и дома Михаила Прохорова. Они вместе с другими общими активами бизнесменов на сумму $2 млрд. принадлежат некоему трасту.
Спор из-за контроля над трастом может затянуться надолго. Покой бывшим друзьям только снится.

Борис Эдуардов

Просмотров: 249 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru