Новости. Омск

8 Бизнес. Малый бизнес
№ 51(227) от 09.01.2008

Содержание

Малый бизнес и власть. Параллельные пространства

В прошлом году малый и средний бизнес в Омске в основном развивался за счет менеджмента и роста покупательской активности клиентов. Государственные и региональные целевые программы в свою очередь не мешали, но и не поддерживали предпринимателей: их эффективность большинство оценивает как нулевую. "БК-рейтинг" подводит итоги развития малого и среднего предпринимательства омского региона в 2007 году.
Принятие Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», курс на создание по всей стране бизнес-инкубаторов, гарантийных фондов по поддержке малого и среднего бизнеса – все это было направлено на увеличение и поддержку предпринимательства. Но, как утверждают бизнесмены, успехи власти по созданию равных возможностей для всех предприятий пока мало заметны, и в ближайшее время вряд ли что-то изменится. Настрой предпринимателей на будущий год тоже нельзя назвать оптимистичным: почти 40% руководителей омских компаний уверено, что доля малого и среднего бизнеса в общем количестве предприятий региона по-прежнему будет уменьшаться.

Малый и растет помаленьку
За последние три года, с 2004-го по 2007-й, количество предприятий малого бизнеса в Омске увеличилось всего на 19%. Наиболее заметный рост – на 15,5% – произошел в 2005 году, далее динамика оказалась не столь впечатляющей. За два последних года их число увеличилось лишь на 3,5%. Всего по данным Федеральной налоговой службы по Омской области насчитывается 14,8 тысяч предприятий, то есть в среднем 13 на каждую тысячу жителей. Для сравнения: в соседнем Новосибирске этот показатель равен 10.
По данным минэкономразвития, в РФ – миллион малых предприятий и три миллиона индивидуальных предпринимателей. Примерно столько же – в Сингапуре, Финляндии, Франции и Германии, хотя численность трудоспособного населения там в разы меньше.
Поддержать или не мешать?
Удовлетворительное – так можно охарактеризовать текущее положение малого бизнеса в нашем регионе. Так говорит о своем бизнесе и большая часть самих предпринимателей (52,5%). И это с учетом того, что за прошлый год 46% малых компаний свое положение улучшили. Но только около 5% предпринимателей одним из стимулов развития своего бизнеса считает государственные и региональные целевые программы поддержки, остальные уверены, что достигли всего только благодаря собственным усилиям.
«Пока все живут по закону «помоги себе сам», – утверждает коммерческий директор компании «Союз» Данил Кобяков. Получается, что «поддержку» чувствует только небольшая часть малых предприятий. А остальные?
На словосочетание «поддержка малого бизнеса» малые и средние бизнесмены реагируют по-разному. Реакция, скорее всего, измеряется степенью доверия к региональной и муниципальным властям. А доверия, как показал опрос агентства «БК-рейтинг», у бизнеса к ним сегодня просто нет: те, кто устанавливает правила поведения в бизнесе (так называемые «слуги народа»), сами являются активными участниками «сражений». И, как не раз писал «Бизнес-курс», власти всякий раз устанавливают правила как под себя, так и под своих фаворитов.
Так было, например, на «мусорном рынке», когда два года назад появилась компания «ЭкоПРОГРЕСС». 51% компании принадлежит мэрии, остальное – некоммерческой организации «Углеродный фонд технологий и инвестиций». Тогда в интервью «БК» арбитражный управляющий Владимир Виноградов заявил: «Передача муниципаль- ного имущества «ЭкоПРОГРЕССу» – дело решенное. Мэрия даже с серьезными нарушениями норм закона стремится установить монополию на услуги, которые теперь может оказывать любой частник. При этом ущемляются интересы как рядовых потребителей, так и бизнеса».
Возможно поэтому так сложно было предпринимателям назвать хоть один областной или муниципальный орган власти, которому они всесторонне доверяют, и работа которого способствует развитию малых предприятий. Очень робко были названы министерство финансов Омской области и налоговые органы (по 3,5 и 5% соответственно).

Каждый восьмой рубль – налево
«Ладно не помогают, лишь бы не мешали», – такая мысль посещает почти каждого представителя малого бизнеса, столкнувшегося с бюрократическими препонами. Любопытно, что даже птенцы бизнес-инкубатора, на создание и развитие которого министерство экономики тратит деньги (на конец 2006-го сумма вложений в него составила 67,7 миллиона рублей плюс 10,5 миллиона на приобретение оборудования), не могут похвастаться, что перед ними открываются двери всех чиновников.
– Не сказал бы, что вопросы стало легче решать, – огорчается директор «Промышленных технологий» Константин Белоусов. – Бюрократия по-прежнему очень мешает бизнесу. Все, что связано с разрешительной документацией, получением лицензий, – вечная морока. Хотя у «птенцов» есть все же преимущество перед их коллегами из мира свободной конкуренции. И это не только офис со связью и консультации квалифицированных экспертов – бухгалтеров, экономистов и юристов.
– Благодаря бизнес-инкубатору многие вопросы, рассмотрение которых зависит от чиновников, решаются быстрее, – признает Георгий Джгаркава, директор «РУМ Медиа-групп». – Просто потому, что инкубатор берет часть общения с чиновниками на себя.
До сих пор большинство бизнесменов решает все проблемы через «своих людей» в администрациях: 49% «частников» уверено, что в нашем регионе можно все свои проблемы решить, потолковав с чиновником «с глазу на глаз». 55% бизнесменов призналось, что им на практике приходилось сталкиваться с противоправными действиями чиновников. Таковы данные опроса, проведенного исследовательской компанией ВЦИОМ по заказу министерства экономического развития и торговли РФ. По их же данным, доля от общего объема выручки малого бизнеса, расходуемая на разного рода незаконные выплаты, составляет 13,7%. Наибольший показатель у Нижегородской области – 30, наименьший в Удмуртии –1,8.
Негде взять, чтоб начать
Несмотря на поддержку региональных властей, а также видимую доступность кредитов для малого и среднего бизнеса, сложности возникают сразу же, как только предприниматель обращается в банк. «Вопервых, с нас потребовали залог коммерческой недвижимости, а таковой у нас тогда не было, помещение первого магазина мы арендовали. Во-вторых, решения банка и оформления документов нужно ждать определенное время, а деньги были нужны срочно», – рассказывает частный предприниматель Ирина Крылова. Для тех же, кто только собирается начать свое дело, получить кредит вообще не реально. Поэтому и вынуждены начинающие обращаться за помощью к своим родственникам и знакомым. Порой складывается смешная ситуация, когда человек может без проблем оформить ипотеку или выступить поручителем, но на развитие бизнеса ему денег никто не дает.
Тем не менее по данным опроса омских бизнесменов, 76% имеют опыт получения кредита в банке, причем основная часть (58% от всего числа) делала это неоднократно. Чаще всего занимают на пополнение оборотных средств – половина от числа получавших кредит. Расширение бизнеса побудило обратиться в финансовое учреждение 19% заемщиков. Гораздо реже приходят для того, чтобы получить деньги на новое оборудование или недвижимость (по 13%). На то, чтобы открыть свой бизнес, де-факто кредит берут лишь единицы.

Когда торг неуместен
Нередко от предпринимателей можно услышать критику и по проведению государственных и муниципальных конкурсов. «Система тендеров, проводимых в городе, должна стать более прозрачной, торги – открытыми и доступными всем компаниям в равной степени», – считает г-н Кобяков («Союз»).
В подтверждение слов можно добавить: в июне 2007 года в редакцию журнала «Бизнес-курс» обратилась столкнувшаяся с несправедливостью частный предприниматель Татьяна Трофимова, которая решила публично выступить с критикой существующих конкурсов. В течение нескольких лет она занималась поставкой продуктов питания в детские сады Ленинского округа, затем от этого отказалась. Вот как она комментирует ситуацию: «До выхода в свет закона 94-ФЗ каждое детское учреждение самостоятельно выбирало себе поставщика продуктов питания. Существовала свободная конкуренция, и нам, поставщикам, приходилось и ценой, и качеством, и сроками доставки бороться за каждый детский сад. А теперь наши детские сады в буквальном смысле «задушили» монополисты, выигравшие тендер».
В сентябре прошлого года «БК-рейтинг» сам решил поучаствовать в открытом конкурсе на проведение социологического исследования по теме «Экстремизм». Собрав всю необходимую документацию, мы дважды были готовы отправить ее организаторам. Но по каким-то причинам сроки подачи документов постоянно откладывались. Когда в третий раз мы обратились к организаторам конкурса за разъяснениями, оказалось, что на проведение всего многоступенчатого исследования заказчик отводит исполнителю около месяца. В таких условиях результаты явно окажутся такими, как будет выгодно заказчику, потому что реальную ситуацию при таких условиях оценить просто невозможно, а ведь сумма контракта не маленькая. Так ли уж неправы оказались те, кто задолго до подведения результатов этого конкурса уверял: его условия чиновники «заточили» под своих (победителем конкурса стал ОмГУ им. Ф.М. Достоевского).
Во всем мире конкурсы проводятся по иным схемам: для выполнения сложных работ выбирают поставщика или производителя, исходя из его квалификации, не обращая особого внимания на стоимость продукта или услуги. «У нас же ищут самую дешевую продукцию, не рассматривая ни качество, ни удобство эксплуатации, ни возможность ремонта, то есть не учитывая все возможные дополнительные траты», – недоумевают бизнесмены. Кроме того, нередко власти создают преференции отдельным («своим») компаниям. В регулярности этих процессов уверен каждый третий (36%) руководитель малого предприятия.


Кто у нас главный тормоз?
Регулярные трудности преследуют не только молодые предприятия, есть они и у тех, кто собирается расширять свой бизнес или инвестировать в другой. Мало того, что качественных производственных помещений в городе не хватает, поучаствовать в муниципальных торгах по их приватизации удается немногим, равно как и получить разрешение на строительство собственной коммерческой недвижимости в городе. В 2006 году городские власти предприняли попытку привлечь крупные инвестиции в парк 30-летия ВЛКСМ. В качестве инвестора выступило ООО «Парк-Сити», с которым город создал ОАО «Сити-Парк». В планах предпринимателей было открытие омского Диснейленда на базе любимой омичами зоны отдыха. Однако дальше одного аттракциона дело не пошло. По словам Ольги Цирикидзе, гендиректора компании «Парк-Сити», они были готовы вкладывать и дальше средства в современные аттракционы, однако муниципалитет не дал им в аренду землю. Подтверждает это и предприниматель Крылова: «После окончания строительных работ возникли трудности с оформлением разрешительной документации на магазин. Оформление документов и беготня по инстанциям заняли больше времени, чем само строительство». Предприниматели называют и виновников всех их бед – министерство имущественных отношений и городской департамент имущественных отношений. По мнению почти 20% опрошенных бизнесменов, эти два органа власти своими действиями затрудняют развитие бизнеса в нашем регионе.

Гладко было на бумаге...

Особые надежды чиновники связывают с федеральным законом №209, вступающим в силу с 1 января 2008 года. Закон выделяет три критерия – численность сотрудников, объем выручки и объем основных фондов. «Принятый закон не несет ничего фундаментального: реальных механизмов помощи предпринимателю в нем нет», – сетует г-жа Крылова. По мнению российских законодателей, конкретные меры должны закладываться в специальных программах, которые каждый из регионов должен разрабатывать самостоятельно. В Омской области она есть, какие-то мероприятия по поддержке малого бизнеса намечены и у муниципальной власти. Вопрос в том, действуют ли они или остаются только на бумаге?

Спросите, что нам нужно

Впрочем, бездействие существующих документов не отнимает у предпринимателей веры в силу законов. О том, что они нужны, говорят все без исключения бизнесмены. Вот только принимать их надо бы не с подачи чиновников, считают бизнесмены, а руководствуясь мнением предпринимателей. Тем более, что решения каких-то глобальных проблем бизнесмены не требуют. Власть вполне способна, например, находить дополнительные рынки сбыта. А еще регулировать методы конкурентной борьбы на том или ином рынке. Не менее важно помогать малому бизнесу в приобретении или строительстве коммерческой недвижимости.
Кроме этого, упростить систему взимания налогов и работать в направлении уменьшения процентной ставки по кредитам и смягчения условий их получения. И все же «Главное – бизнесу не мешать», – резюмирует предприниматель Крылова.
Справка

Типичные представители малого бизнеса Омска
Группа компаний «СОЮЗ», коммерческий директор – Данил Кобяков
В группу входят три предприятия: «Союз безопасности», «Просикс» и «Союз». Сфера деятельности: установка систем безопасности, электромонтажные работы, установка систем отопления, водоснабжения и канализации, строительство бассейнов, фонтанов, прудов.
На рынке с 2005 года.
В группе компаний работают 50 человек.
Вышли на региональные рынки Нового Уренгоя и Сургута.

ИП Ирина Крылова
Сфера деятельности: розничная торговля продуктами питания.
На рынке с 1997 года.
В компании работают 10 человек.
Среди сопутствующих услуг – доставка и выгрузка товара.

Наталья Лазарева

Просмотров: 254 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru