Новости. Омск

8 Бизнес. Ритейл
№ 51(227) от 09.01.2008

Содержание

Одним время продавать, другим - продаваться

Сразу несколько знаковых событий произошло в 2007-ом на омском рынке продуктовой розницы. В регион наконец зашли федеральные "монстры": "Лента", METRO, "АЛПИ". Явный интерес к Омску озвучили иногородние игроки - "Кора", "Ашан", "Мосмарт", "Седьмой Континент" (их появление намечено на 2008-2009 гг.). На рынке четко обозначилась тенденция к смене и укрупнению формата.

Эксперты по разному оценивают успешность 2007 года для развития местной продуктовой розницы. Для одних игроков он оказался более результативным (увеличилось число точек, повысилось качество обслуживания, расширился спектр дополнительных услуг), для других менее. Единодушны аналитики в одном: минувший год никого из ритейлеров не оставил равнодушным, все они в той или иной степени ощутили влияние новичков и «ветер перемен» (новые рыночные тенденции, условия конкурентной борьбы). По оценкам самих операторов, с приходом в город «Ленты», «Алпи» и Metro изменилась сама структура рынка, он стал более цивилизованным, жестким и бескомпромиссным.

Предупрежден – не всегда «вооружен»
Долгое время единственной федеральной сетью в Омске была работающая по франшизе «Пятерочка», остальные иногородние операторы долго грозились, но так и не появились в регионе. Вероятно, поэтому некоторые местные ритейлеры расслабились. большинство из омских игроков вели себя скорее инертно: недостаточно активно наращивали обороты и укрепляли позиции (за год нисколько не приросли сети «Ваш дом», «Семейный», «Провиантъ», «Омич и К»). Иными словами, встретить конкурентов во «всеоружии» удалось далеко не всем. Впрочем, и подготовленные, и неподготовленные старожилы отнеслись к «варягам» весьма настороженно, если не сказать в штыки: затаились в ожидании их первых шагов и первых ошибок.
Ритейлеров подначивали и некоторые поставщики, которым не удалось наладить контакт с жесткими федералами, диктующими свои условия и правила игры на рынке. Напомним, до этого почти никто из омских ритейлеров не пытался их «строить». Сотрудничество развивалось исключительно на межличностных отношениях, договоры были скорее формальностью. Федеральные сети с первого дня поставили поставщиков в жесткие рамки: хочешь работать на рынке – четко соблюдай условия договора. Помимо этого, федералы привнесли на рынок новые стандарты обслуживания покупателей, ассортиментную матрицу и моду на крупный формат. До прихода новичков гипермаркеты или магазины-склады (кэш-энд-кэри) в Омске не появлялись. В этом сегменте несколько лет работал только «Геомарт». То ли местные игроки сомневались в успешности формата, то ли не находили подходящих площадей, итог один – сегмент остался на откуп новичкам. Но с появлением «варягов» к этому формату неподдельный интерес пробудился и у омичей. Ситуация напомнила детский мультик: «Такая корова нужна самому». В результате вскоре после начала работы федеральных гипермаркетов открылся новый местный «АТ-маркет» («Агр о-Траст»).

Много места и консерваторов
Впрочем, первые месяцы работы федеральных сетей в Омске показали – опасались «варягов» омские старожилы зря.
Во-первых, не достиг еще местный рынок такого этапа развития, когда с каждой открывшейся торговой точкой на нем становится все теснее и теснее. Степень насыщения Омска супермаркетами, по оценкам экспертов, пока порядка 55-60%. Формат гипермаркета освоен на 4-5%. Магазины формата «у дома» на уровне 3-5%. Практически совсем не освоен сегмент дискаунтеров. До сих пор в Омске не прижились распространенные в столицах форматы гастрономического бутика, дрогера, суперстора. Иными словами, для желающих успеть занять свою нишу на рынке варианты еще есть, главное – не опоздать.
Во-вторых, очевидно, что в одночасье покупательские предпочтения омичей на сторону федералов не сместятся. По данным агентства «БК-рейтинг», несколько лет подряд лидерство по узнаваемости и посещаемости прочно удерживают три игрока: «Астор», «Наш магазин», «Пятерочка». Им же принадлежит первенство по рекламной активности, уровню обслуживания и ценам. Эксперты утверждают: омичи консервативны при выборе супермаркета, свои покупательские предпочтения они быстро не меняют. К тому же привычка закупаться на неделю в Омске пока не прижилась, более актуальны ежедневные мелкие покупки.

Гиганты пролезут в любую лазейку
Рост сетевых форматов на протяжении всего года диктовал условия развития одиночных супермаркетов. По оценкам специалистов, доля организованного формата ежегодно прирастает на 30-35%. В связи с этим для небольших игроков (одиночных маркетов) настал оптимальный момент для выхода из этого бизнеса. Крупные сети готовы переплатить за перспективы быстрого развития (иными словами – выгодно их купить). Причем как только конкуренция ужесточится, а темпы роста отрасли упадут, цены на розничные активы начнут резко снижаться. По данным Aquila Capital Group, если сейчас рынок продуктовой розницы растет на 19-20% в год, то к 2010-2011 годам темпы упадут до 11-12%. С точки зрения статистики продовольственные сети вытесняют «одиночек» достаточно медленно, но этот процесс неизбежен. Тем более, что для потребителя более удобны и выгодны именно сети. В сетевых магазинах обычно поддерживаются определенные стандарты качества продуктов и обслуживания: покупатель уверен, что завтра он купит такой же продукт, что и вчера, здесь работает дисконт. Однако, опасаясь доминирования сетей в продуктовом ритейле, правительство решило несколько умерить их пыл. Уже в феврале 2008-го намечено рассмотрение Госдумой законопроекта «Об основах регулирования торговой деятельности», согласно которому порог доминирования одного оператора с 35% cнизится до 15%. По одним оценкам, это может помочь «одиночкам» удержаться на рынке, по другим – динамика роста сетевых проектов не замедлится («монстры» продуктовой розницы найдут лазейку в любом законе).
Номинации:
Самая динамичная сеть:
«Пятерочка»,
по темпам ежегодного прироста в этом году ей нет равных: число «Пятерочек» выросло на 35 новых магазинов.

Лидер покупательских предпочтений:
сеть «Астор», по данным агентства «БК-рейтинг», ежедневные покупки в ней совершают порядка 35% омичей.

Лидер по узнаваемости:
сеть «Астор», по данным опроса 47% омичей знают эту сеть.

Лучший ассортимент:
«Ваш дом»
, согласно данным ритейл-аудита, проведенного агентством «БК-рейтинг», в этой сети наиболее разнообразный выбор продуктов и непродовольственных товаров.

Самая рекламируемая:
эту номинацию разделили «Пятерочка» и «Наш магазин», по итогам рекламного мониторинга в 2007 году именно они наиболее часто и ярко заявляли о себе при помощи рекламных носителей.

Самые доступные цены:
уже не один год лидерство в этой номинации удерживает сеть «Пятерочка», по данным ценового мониторинга, проведенного агентством «БК-рейтинг» совершать покупки в этой сети наиболее выгодно для кошелька.

Методика рейтинга:
при составлении рейтинга во внимание принимались места, занимаемые продуктовыми сетями Омска в течение года по различным критериям: узнаваемость, посещаемость, дополнительный сервис, широта ассортимента, работа персонала, эффективность мерчендайзинга. Место, занятое сетью по различным критериям, переведено в баллы. Баллы, набранные сетями на каждом этапе, суммировались с учетом весовых коэффициентов в зависимости от степени их значимости. Максимальная оценка по каждому критерию – 6 баллов, минимальная – 0 баллов.

Марина Жучкова, Ольга Билаш

Просмотров: 190 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru