8 Бизнес. Ритейл
№ 51(227) от 09.01.2008
Лидерство - дело техники. Бытовой
На омском рынке бытовой техники и электроники (БТЭ) в минувшем году тон также задавали амбициозные федералы. Один за другим в регион зашли лидеры российского рынка - "Эксперт", "М-Видео", "Техносила".
Едва освоившись на омском рынке, «варяги» тут же заявили, что намерены активно наращивать обороты и укреплять позиции. По словам Александра Афонина, директора филиала компании «Эксперт» в Омске, их программа минимум по развитию – завоевание 20% омского рынка, программа максимум, естественно, в разы больше. Сеть «Техносила», по оценкам специалистов, собирается «откусить» не меньше чем треть рынка. Представители «М-Видео» пока просто озвучили намерение открыть в нашем городе еще 2-3 магазина. Не стоит забывать и о уже присутствующих в Омске сильных федералах – «Эльдорадо» и Dомо. И это при том, что, по словам экспертов, омский рынок БТЭ уже близок к насыщению – по некоторым группам товаров типовой спрос удовлетворен на 120-130%.
Смерть «динозавров» рынка
На активизацию федералов омские торговцы БТЭ в «глухую оборону», другие мобилизовались и нацелились на борьбу с конкурентами, что называется, их же оружием (увеличили торговые площади и ассортимент), третьи решили ретироваться. По пути наименьшего сопротивления пошла компания, владеющая монобрендовыми магазинами LG и Samsung. Она закрыла свои филиалы практически одновременно с приходом «Эксперта».
Не многим дольше задержалась на рынке сеть «Телетекст». По оценкам некоторых экспертов, именно приход федералов подтолкнул этого игрока уйти с рынка. Для большинства омичей закрытие «Телетекста» стало неожиданностью. По данным агентства «БК-рейтинг», в 2006-ом эта сеть занимала ведущие строчки рейтинга по широте и разнообразию ассортимента и даже третью строчку топа покупательских предпочтений (17% голосов) и имела неплохие результаты по узнаваемости сети (31% омичей). Есть мнение, что наиболее сильными позиции «Телетекста» были во времена, когда она предлагала только видео- и аудиоаппаратуру. Расширив ассортимент за счет мелкой и крупной бытовой техники, сеть подутратила свои позиции. И, не имея желания и возможностей бороться с внешними завоевателями рынка, не нашла ничего лучше, как уйти.
Еще одна местная сеть – «Телемир» – также «понесла потери». В этом году закрылись сразу два ее магазина. Фактически «Телемир» перестал существовать как сеть, пополнив ряды одиночных специализированных магазинов.
Менять формат или название?
Потягаться с федералами решили два старожила местного рынка: «Технопарк» (ныне «Технософия») и «Электронный рай». В борьбе за «место под солнцем» они выбрали принципиально разные стратегии.
«Электронный рай» принялся переводить магазины в более перспективный формат гипермаркета. Следуя этому принципу, сеть без сожаления расставалась с уже действующими точками и активно открывала новые, ради этого даже вступая в конфликты с другими бизнесменами и местной властью. Сегодня в городе работает пять гипермаркетов этой сети.
Система магазинов «Технопарк», по словам руководства сети, не нашла оптимальных площадей для развития гипер-формата, хотя и здесь его считают более успешным и жизнеспособным. Вероятно, поэтому для преобразования был выбран ребрендинг. За месяц до конца года магазины этой системы стали работать под вывесками «Технософия». Насколько этот шаг удачный – покажет время. Скептики уверены: это решение опрометчиво, узнаваемость бренда «Технопарк» была достаточно высокой, а сама сеть имела стабильные позиции на рынке. Во многом благодаря активной рекламной поддержке, удачному расположению магазинов и развитому дополнительному сервису. Согласно данным агентства «БК-рейтинг», по эффективности мерчандайзинга именно магазины системы «Технопарк» стали лидерами. По данным потребительского опроса, проведенного в начале 2007-го, по узнаваемости бренд «Технопарк» был третьим, уступив «Электронному раю» и «Эльдорадо».
Единственные сети, в работе которых за год принципиально ничего не изменилось, – казанцы DОMО и новосибирцы «Сибвез». Их спокойствие и бездействие одни специалисты объясняют солидным опытом работы на региональных рынках и уверенностью в своих силах. Другие – ленью и безрассудством: за несколько лет работы в Омске показатели по потребительским предпочтениям жителей к этим сетям остались практически неизменными. Впору задуматься о дальнейшей стратегии развития и усилении позиций, конечно, если в планах компаний – серьезная работа на омском рынке.
Новички еще себя покажут
По итогам 2007-го лидеры российского рынка БТЭ – сети «Эксперт», «М-Видео» и «Техносила» в Омске пока не успели проявить себя. Вероятно, поэтому лидерство по результатам годовой работы разделили две сети: «Эльдорадо» и «Электронный рай». Немного уступает им «Технософия». Новички пока далеки от первых позиций, но эксперты предупреждают: это дело времени. Уже совсем скоро между операторами БТЭ в регионе развернется нешуточная борьба за «кошелек» покупателя. По мнению экспертов, большинству из местных игроков придется «не сладко». Количество операторов скорее всего сократится еще. Тяжелее всего придется мелким одиночным точкам и магазинам формата «у дома». Уже сегодня они не могут удовлетворить квалифицированный спрос омичей и предложить дополнительный сервис. И держатся в основном на товарах эконом-класса, которые постепенно теряют свою актуальность для покупателей.
Смерть «динозавров» рынка
На активизацию федералов омские торговцы БТЭ в «глухую оборону», другие мобилизовались и нацелились на борьбу с конкурентами, что называется, их же оружием (увеличили торговые площади и ассортимент), третьи решили ретироваться. По пути наименьшего сопротивления пошла компания, владеющая монобрендовыми магазинами LG и Samsung. Она закрыла свои филиалы практически одновременно с приходом «Эксперта».
Не многим дольше задержалась на рынке сеть «Телетекст». По оценкам некоторых экспертов, именно приход федералов подтолкнул этого игрока уйти с рынка. Для большинства омичей закрытие «Телетекста» стало неожиданностью. По данным агентства «БК-рейтинг», в 2006-ом эта сеть занимала ведущие строчки рейтинга по широте и разнообразию ассортимента и даже третью строчку топа покупательских предпочтений (17% голосов) и имела неплохие результаты по узнаваемости сети (31% омичей). Есть мнение, что наиболее сильными позиции «Телетекста» были во времена, когда она предлагала только видео- и аудиоаппаратуру. Расширив ассортимент за счет мелкой и крупной бытовой техники, сеть подутратила свои позиции. И, не имея желания и возможностей бороться с внешними завоевателями рынка, не нашла ничего лучше, как уйти.
Еще одна местная сеть – «Телемир» – также «понесла потери». В этом году закрылись сразу два ее магазина. Фактически «Телемир» перестал существовать как сеть, пополнив ряды одиночных специализированных магазинов.
Менять формат или название?
Потягаться с федералами решили два старожила местного рынка: «Технопарк» (ныне «Технософия») и «Электронный рай». В борьбе за «место под солнцем» они выбрали принципиально разные стратегии.
«Электронный рай» принялся переводить магазины в более перспективный формат гипермаркета. Следуя этому принципу, сеть без сожаления расставалась с уже действующими точками и активно открывала новые, ради этого даже вступая в конфликты с другими бизнесменами и местной властью. Сегодня в городе работает пять гипермаркетов этой сети.
Система магазинов «Технопарк», по словам руководства сети, не нашла оптимальных площадей для развития гипер-формата, хотя и здесь его считают более успешным и жизнеспособным. Вероятно, поэтому для преобразования был выбран ребрендинг. За месяц до конца года магазины этой системы стали работать под вывесками «Технософия». Насколько этот шаг удачный – покажет время. Скептики уверены: это решение опрометчиво, узнаваемость бренда «Технопарк» была достаточно высокой, а сама сеть имела стабильные позиции на рынке. Во многом благодаря активной рекламной поддержке, удачному расположению магазинов и развитому дополнительному сервису. Согласно данным агентства «БК-рейтинг», по эффективности мерчандайзинга именно магазины системы «Технопарк» стали лидерами. По данным потребительского опроса, проведенного в начале 2007-го, по узнаваемости бренд «Технопарк» был третьим, уступив «Электронному раю» и «Эльдорадо».
Единственные сети, в работе которых за год принципиально ничего не изменилось, – казанцы DОMО и новосибирцы «Сибвез». Их спокойствие и бездействие одни специалисты объясняют солидным опытом работы на региональных рынках и уверенностью в своих силах. Другие – ленью и безрассудством: за несколько лет работы в Омске показатели по потребительским предпочтениям жителей к этим сетям остались практически неизменными. Впору задуматься о дальнейшей стратегии развития и усилении позиций, конечно, если в планах компаний – серьезная работа на омском рынке.
Новички еще себя покажут
По итогам 2007-го лидеры российского рынка БТЭ – сети «Эксперт», «М-Видео» и «Техносила» в Омске пока не успели проявить себя. Вероятно, поэтому лидерство по результатам годовой работы разделили две сети: «Эльдорадо» и «Электронный рай». Немного уступает им «Технософия». Новички пока далеки от первых позиций, но эксперты предупреждают: это дело времени. Уже совсем скоро между операторами БТЭ в регионе развернется нешуточная борьба за «кошелек» покупателя. По мнению экспертов, большинству из местных игроков придется «не сладко». Количество операторов скорее всего сократится еще. Тяжелее всего придется мелким одиночным точкам и магазинам формата «у дома». Уже сегодня они не могут удовлетворить квалифицированный спрос омичей и предложить дополнительный сервис. И держатся в основном на товарах эконом-класса, которые постепенно теряют свою актуальность для покупателей.
Номинации:
Самая смелая:
сеть «Технопарк», сменившая в конце года свой узнаваемый бренд на новое имя – «Технософия».
Самая узнаваемая:
сеть магазинов «Эльдорадо». Согласно опросу, проведенному агентством «БК-рейтинг», 73% омичей знают эту сеть.
Самая посещаемая:
сеть года – «Электронный рай». В магазинах этой сети закупаются 38% омичей.
Самые лучшие продавцы:
в сети «Электронный рай». Эта сеть получила самый высокий балл по методике «Таинственный покупатель».
Самый широкий ассортимент:
по мнению жителей нашего города, у сети «Эльдорадо». Так считают 37% опрошенных.
сеть «Технопарк», сменившая в конце года свой узнаваемый бренд на новое имя – «Технософия».
Самая узнаваемая:
сеть магазинов «Эльдорадо». Согласно опросу, проведенному агентством «БК-рейтинг», 73% омичей знают эту сеть.
Самая посещаемая:
сеть года – «Электронный рай». В магазинах этой сети закупаются 38% омичей.
Самые лучшие продавцы:
в сети «Электронный рай». Эта сеть получила самый высокий балл по методике «Таинственный покупатель».
Самый широкий ассортимент:
по мнению жителей нашего города, у сети «Эльдорадо». Так считают 37% опрошенных.
Методика рейтинга:
при составлении рейтинга во внимание принимались места, занимаемые сетями БТЭ Омска в течение года по различным критериям: узнаваемость, посещаемость, дополнительный сервис, широта ассортимента, работа персонала, эффективность мерчендайзинга. Место, занятое сетью по различным критериям, переведено в баллы. Баллы, набранные сетями на каждом этапе, суммировались с учетом весовых коэффициентов в зависимости от степени их значимости. Максимальная оценка по каждому критерию – 7 баллов, минимальная – 0 баллов.
Марина Жучкова, Ольга Билаш
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл860021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии682021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись670021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2733314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6976114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2213013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2568013 ноября 2024
Новости партнеров