8 Бизнес. Таинственный покупатель: Магазины года
№ 51(227) от 09.01.2008
Магазины стали удобнее...для продавцов
Работу продавцов-консультантов магазинов Омска, равно как и эффективность мерчендайзинга, по итогам 2007 года нельзя назвать успешной. Похоже, что в этом году местные ритейлеры были больше заняты увеличением числа точек, не особенно заботясь о качественной работе персонала и комфорте покупателей. В результате большинство местных бутиков по уровню обслуживания и комфорту больше похоже на карикатуру европейских или столичных магазинов.
Методика рейтинга:
Рейтинг составлен по методике «Таинственный покупатель» на основании трех визитов в каждую торговую точку. В течение года в исследовании принимали участие магазины бытовой техники и электроники, сотовой связи, магазины парфюмерии и косметики, продуктовые супермаркеты, магазины компьютерной техники, свадебные салоны, ювелирные салоны, салоны света, аптеки. В публикации указаны первые шесть отраслей, которые заработали большее количество баллов. Наблюдатели агентства «БК-рейтинг» оценивали работу продавцов-консультантов и мерчендайзинг по специально разработанным методикам, указывающим специфику каждой из отраслей. «Магазинами года» стали те, которые в сумме (работа продавцов и мерчендайзинг) набрали наиболее высокие баллы.
Несмотря на то, что продавцы-консультанты омских магазинов компьютерной техники в этом году по сравнению с прошлым несколько улучшили свои показатели (перестали использовать сленг и изъясняться специфическими терминами), ошибки и огрехи в их работе все равно есть. Судите сами: практически в каждом втором магазине «таинственных покупателей» агентства «БК-рейтинг» встречали отрешенный взгляд продавцов и их тотальная занятость, чаще всего, личными делами. Однако по сравнению с оценками мерчендайзинга, которые заработали салоны компьютерной техники, оценки продавцов еще довольно сносны. Проще говоря, в этом году находиться в компьютерных салонах «таинственным покупателям» было менее удобно и комфортно. Почему? Первая причина – отсутствие в большинстве из них зон отдыха для покупателей. Вторая – духота, теснота, наличие посторонних предметов в торговом зале. Не добавило радости наблюдателям и отсутствие информационных стендов, подарочных акций, распродаж и скидок. Словом, в прошлом году результат по оценке удобства и комфорта компьютерных магазинов «таинственными агентами» был более высоким. Тогда по этому критерию особенных претензий к магазинам не было. Видимо, улучшив работу продавцов-консультантов, владельцы компьютерных бутиков упустили из виду заботу о комфорте покупателей.
Главная неожиданность итогового топа магазинов парфюмерии и косметики Омска – лидерство сети «Парфюм-Лидер». Магазин этого оператора сумел вытеснить с первого места таких маститых игроков, как «Каприз» и «Л,Этуаль». Справедливости ради нужно отметить, что победу динамичная сеть заработала в основном благодаря высоким оценкам мерчендайзинга (93 балла из 110 возможных), поскольку ее результаты по работе продавцов оказались несколько хуже. Однако нельзя не отметить, что в целом по итогам года омские продавцы косметики и парфюмерии улучшили свои показатели в работе, набрав более высокие баллы по сравнению с прошлогодними показателями. Сегодня с уверенностью можно сказать, что продавцам парфюмерии почти удалось избавиться от заученных фраз, вопиющей некомпетентности и порой проскальзывающего беспардонства: «Я бы вам посоветовала шампунь от перхоти, и нечего стесняться, надо от нее избавляться». Впрочем, чего по-прежнему не хватает парфюмерным бутикам, так это стабильности показателей в работе. Пока же, если один магазин сети занимает более высокую строчку топа, продавцы другого не могут «дотянуться» даже до средних показателей. Между тем отношение покупателя к сети в целом формируется по работе всех магазинов. В оценке мерчендайзинга парфюмерных магазинов хочется отметить злободневные проблемы: перепутанные ценники, отсутствие информации на них, переполненные товаром полки, узкие проходы и неудобные камеры хранения.
Исследование свадебных салонов Омска полученными результатами вне всякого сомнения удивило «таинственных наблюдателей» агентства «БК-рейтинг». Продавцы-консультанты большинства магазинов заработали крайне низкие оценки. Причем, основная причина таких результатов не отсутствие знаний или профессионализма продавцов, а элементарный дефицит этикета. «Не поздоровались и не попрощались», – так охарактеризовал «таинственный агент» визит в один из известных омских салонов. Примечательно, что продавцами подвенечных нарядов в расчет не принимались даже торжественность момента и особый настрой клиенток. В некоторых салонах все поставлено на поток: пришла, померила одно платье, другое, купила/не купила, ушла. Исключением стали консультанты салонов «Флер», «Флер-Люкс», «Триумф». В ходе общения с ними у «таинственных агентов» сложилось впечатление, что они вместе с клиентом чувствуют важность момента, придирчиво подбирают, интересуются. Для них важен не только результат, но и сам процесс. Вероятно, поэтому практически без борьбы все три салона, принадлежащие Ольге Марьенко, сумели занять первые строчки топа, вытеснив конкурентов. Причем, и за номинации салоны г-жи Марьенко боролись в основном друг с другом, а не с остальными участниками рынка свадебной моды.
В прошедшем году тон на омском рынке ювелирной розницы задавали новички. Причем, успехов недавно открывшимся ювелирным магазинам удалось добиться не столько благодаря удобству, комфорту и роскошному интерьеру (богатым убранством и внешним лоском ценителей украшений сегодня не удивишь), сколько профессиональной и грамотной работе персонала. В свою очередь, старожилы рынка позволили себе несколько расслабиться. В результате консультанты давно известных омичам ювелирных салонов заработали сравнительно невысокие баллы. Их общий минус – незаинтересованность в покупателе, пассивность и скучающий вид. Помимо этого, в некоторых магазинах продавцы навязчиво советовали купить изделие на свой вкус, видимо, считая его эталоном.
В этом году состав победителей итогового топа омских аптек кардинально изменился. Сохранить свои позиции не удалось ни одному из прошлогодних победителей. На этот раз сразу две строчки рейтинга принадлежат одному оператору – аптечной сети «Здрава». Победителем оказался еще один старожил местной фармацевтической индустрии – «Натур-продукт». Причем, по работе фармацевтов, внешнему виду и внутреннему удобству самих аптек нынешним победителям топа удалось существенно уйти вперед от прошлогодних призеров: сетей «Медуника», «Медикея» и аптеки №101. Не удалось в этом году выбиться в лидеры еще одному динамичному игроку местного фармацевтического рынка –сети аптек «Семейная». За этот год число «Семейных» значительно увеличилось, однако качество работы фармацевтов по сравнению с прошлогодними показателями улучшилось крайне незначительно. Не сумели высоких оценок заработать и недавно появившиеся на омском рынке сети «36.6», «Мелодия здоровья», «Линия жизни». Возможно, в следующем году новички сумеют показать более высокие результаты, и борьба за лидерство развернется более остро.
Мнение
Слово победителей:
Ольга Марьенко, владелица салонов "Флер", "Флер-Люкс", "Триумф"
Найти готовых специалистов невозможно – нет образовательных учреждений, которые обучали бы технологии продаж, разрешению конфликтных ситуаций. Поэтому долгое время занималась персоналом лично – хотела увидеть личностные качества человека, почувствовать, какое впечатление он производит. «Сторожей товара» на работу не беру. Убеждена: одна невеста, настроение которой испорчено, стоит всех консультантов! Это свадьба, и здесь ошибки быть не может! Как бы ни было тяжело мне принять такое решение, но за ошибку я уволила не самых плохих сотрудников. Сегодня мои консультанты – хранительницы очага, той маленькой сказки, куда приходят принцессы. Когда-то сама разработала балльную систему, по которой оцениваю консультантов. Кроме того, мы проводим конкурсы. Раз в квартал подводим итоги и выбираем «Мисс Продажа», «Мисс Сервис», «Мисс Дружба», «Мисс Улыбка». Победившие участники получают ценные призы и подарки, например отдых за городом, поход в ресторан.
Светлана Калинина, исполнительный директор АС "Здрава"
В нашу аптечную сеть принимаем и молодых специалистов, и сотрудников со стажем. Мудрость и молодость – вот эффективный рецепт успеха. Обучаем не только молодых сотрудников – у нас предусмотрено постоянное повышение квалификации уже опытного персонала. Регулярные лекции организуются как своими сотрудниками, так кандидатами и докторами медицинских наук. Если специалист показывает высокий уровень профессионализма, мы можем перевести его в другую аптеку, чтобы он поделился опытом, или рассматриваем его продвижение по карьерной лестнице. Дополнительная мотивация персонала – традиционные конкурсы на лучшего специалиста и лучшую аптеку сети.
Марина Жучкова
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров