Авиаперевозки
№ 4(231) от 06.02.2008
Евгений Романюк похоронил омский хаб?
Омский аэропорт еще пять лет назад мог стать первым в стране хабом, что однозначно положительно сказалось бы и на имидже города, и на финансовых показателях "Омск-авиа". Почему это не произошло и какую выгоду из этой ситуации смог извлечь "первый в России хаб" в Калининграде, выяснил корреспондент "БК" у коммерческого директора "КД Авиа" Виталия Головина.
Евгений Романюк |
- Виталий Александрович, вы специалист по теории хабов. Как вы относитесь к идее создания хаба на базе омской Федоровки?
- О Федоровке говорить пока рано. Да и каждый понимает слово "хаб" по-своему. Видите ли, в Калининграде этот хаб работает на международные рейсы. И для удобства транзитных пассажиров, летящих в Европу, мы, получается, жертвуем местными пассажирами. А вот, скажем, базовый аэропорт "КрасЭйр" тоже может считаться хабом, только на внутренних и грузовых линиях. Что же касается Омска, то омский аэропорт мог стать в свое время первым в стране хабом. Дело в том, что я разрабатывал идею хаба для Бориса Абрамовича, владельца "КрасЭйра", еще пять лет назад, так что я действительно в теме. На тот момент я был директором авиационного консалтингового агентства и как-то познакомился с сыном Евгения Романюка, директора "Омскавиа". Я изучил работу аэропорта и понял, что условия для создания там хаба вполне подходящие. И предложил это Романюку. Но тот отказался. У него тогда самолеты были в аренде в Иране, и он себя чувствовал очень хорошо - прибыль увеличивалась, можно было вообще не работать. А сотрудники аэропорта в это время сидели без работы, получая мизерную зарплату! Да и если бы не его сын, который являлся коммерческим директором и был самым активным работником, я бы даже и не узнал о ситуации в Омске. Но затем компанию купил Борис Абрамович, включив ее в свою "Эйр Юнион", и идея омского хаба была похоронена совсем.
- А дальнейшая судьба вашей идеи с хабом? Насколько я понимаю, вы пробовали реализовать ее еще где-то?
- Да, я предлагал эту идею не только Абрамовичу и Романюку - были проекты в Самаре и еще нескольких городах. Ведь хаб - это всего лишь транспортный узел, в который пассажиры прилетают не только как в конечную точку, а продолжают через него поездку в каком-либо направлении. Часть этих идей мы все же реализовали в Красноярске. А затем калининградскую авиакомпанию-банкрот купил местный бизнесмен Сергей Грищенко, который поддержал наш проект. Так что в каком-то смысле хабом мог стать какой угодно аэропорт. Правда, в случае с Калининградом мы понимали, что собственный поток из этого города будет очень незначительным, поэтому необходимо рассчитывать в основном на транзитных пассажиров. Как только идея была принята Грищенко, вся моя команда перешла в "КД Авиа", так как изнутри работать над проектом проще и логичнее.
- Судя по загрузке рейсов, скажем на омском направлении, прибыль компании невелика?
- Дело в том, что сейчас не сезон - загрузка у всех авиаперевозчиков в это время года низкая. Но тем не менее омское направление - одно из самых эффективных. Там стабильно большой поток пассажиров в Германию: так уж исторически сложилось, что в Омской области проживает много немцев.
- А какова средняя загрузка? Насколько я знаю, авиакомпании начинают работать "в плюс" при средней загрузке 70%. Вы же используете более экономичные суда, какова у вас эта планка?
- Такой загрузкой в стране мало кто может похвастаться. У нас планка рентабельности - 55-60%. С такой загрузкой мы и летаем. Даже немного большей. Но это ведь только начало - в ближайшем будущем мы планируем увеличить загрузку до уровня 65%.
- Омск - самый восточный город на карте перелетов вашей компании. Насколько я понимаю, дальнейшее развитие на Восток сдерживается отсутствием дальне- магистральных лайнеров?
- Да, вы совершенно правы. К примеру, мы уже вели переговоры с новосибирским "Толмачево", и они просят нас начать летать к ним. Но, по расчетам, наши боинги не долетают до Новосибирска - топлива не хватает.
- А с пересадкой?
- Это будет для нас затратно. Ведь вся экономия в том, что мы летим без промежуточных посадок. В противном случае возрастет цена билета.
- Когда же в вашем парке появятся дальнемагистральные суда?
- Надеюсь, что к 2009 году. До этого мы вряд ли сможем летать дальше Омска.
- О Федоровке говорить пока рано. Да и каждый понимает слово "хаб" по-своему. Видите ли, в Калининграде этот хаб работает на международные рейсы. И для удобства транзитных пассажиров, летящих в Европу, мы, получается, жертвуем местными пассажирами. А вот, скажем, базовый аэропорт "КрасЭйр" тоже может считаться хабом, только на внутренних и грузовых линиях. Что же касается Омска, то омский аэропорт мог стать в свое время первым в стране хабом. Дело в том, что я разрабатывал идею хаба для Бориса Абрамовича, владельца "КрасЭйра", еще пять лет назад, так что я действительно в теме. На тот момент я был директором авиационного консалтингового агентства и как-то познакомился с сыном Евгения Романюка, директора "Омскавиа". Я изучил работу аэропорта и понял, что условия для создания там хаба вполне подходящие. И предложил это Романюку. Но тот отказался. У него тогда самолеты были в аренде в Иране, и он себя чувствовал очень хорошо - прибыль увеличивалась, можно было вообще не работать. А сотрудники аэропорта в это время сидели без работы, получая мизерную зарплату! Да и если бы не его сын, который являлся коммерческим директором и был самым активным работником, я бы даже и не узнал о ситуации в Омске. Но затем компанию купил Борис Абрамович, включив ее в свою "Эйр Юнион", и идея омского хаба была похоронена совсем.
- А дальнейшая судьба вашей идеи с хабом? Насколько я понимаю, вы пробовали реализовать ее еще где-то?
- Да, я предлагал эту идею не только Абрамовичу и Романюку - были проекты в Самаре и еще нескольких городах. Ведь хаб - это всего лишь транспортный узел, в который пассажиры прилетают не только как в конечную точку, а продолжают через него поездку в каком-либо направлении. Часть этих идей мы все же реализовали в Красноярске. А затем калининградскую авиакомпанию-банкрот купил местный бизнесмен Сергей Грищенко, который поддержал наш проект. Так что в каком-то смысле хабом мог стать какой угодно аэропорт. Правда, в случае с Калининградом мы понимали, что собственный поток из этого города будет очень незначительным, поэтому необходимо рассчитывать в основном на транзитных пассажиров. Как только идея была принята Грищенко, вся моя команда перешла в "КД Авиа", так как изнутри работать над проектом проще и логичнее.
- Судя по загрузке рейсов, скажем на омском направлении, прибыль компании невелика?
- Дело в том, что сейчас не сезон - загрузка у всех авиаперевозчиков в это время года низкая. Но тем не менее омское направление - одно из самых эффективных. Там стабильно большой поток пассажиров в Германию: так уж исторически сложилось, что в Омской области проживает много немцев.
- А какова средняя загрузка? Насколько я знаю, авиакомпании начинают работать "в плюс" при средней загрузке 70%. Вы же используете более экономичные суда, какова у вас эта планка?
- Такой загрузкой в стране мало кто может похвастаться. У нас планка рентабельности - 55-60%. С такой загрузкой мы и летаем. Даже немного большей. Но это ведь только начало - в ближайшем будущем мы планируем увеличить загрузку до уровня 65%.
- Омск - самый восточный город на карте перелетов вашей компании. Насколько я понимаю, дальнейшее развитие на Восток сдерживается отсутствием дальне- магистральных лайнеров?
- Да, вы совершенно правы. К примеру, мы уже вели переговоры с новосибирским "Толмачево", и они просят нас начать летать к ним. Но, по расчетам, наши боинги не долетают до Новосибирска - топлива не хватает.
- А с пересадкой?
- Это будет для нас затратно. Ведь вся экономия в том, что мы летим без промежуточных посадок. В противном случае возрастет цена билета.
- Когда же в вашем парке появятся дальнемагистральные суда?
- Надеюсь, что к 2009 году. До этого мы вряд ли сможем летать дальше Омска.
Справка
Калининградская авиакомпания "КД АВИА" основана в 2005 г. Основной владелец Сергей Грищенко (88% акций). Выручка за 2006 год 2,4 млрд. руб., за 2007 г. по предварительным подсчетам - 5,4 млрд. руб. В 2006 году компания перевезла на внутренних и международных линиях 564 000 человек. Занимает 18-е место по количеству обслуженных пассажиров в рейтинге российских перевозчиков. Парк воздушных судов - 16 среднемагистральных Боингов-737-300.
Максим Богатырев,Фото автора
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов713025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1697021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1464021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1434021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3430314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7608114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2808013 ноября 2024
Новости партнеров