Главная тема
№ 7(234) от 27.02.2008
Новосибирский транспорт после монетизации
За последние два года мэрия Новосибирска кнутом и пряником, но заставила частных перевозчиков включиться в решение транспортных проблем. Для города положительные результаты налицо, но сколько в результате реформ ушло (и уйдет) на дно мелких транспортных компаний - сказать не может никто.
Частный автобус перевозит в день в среднем 200 льготников |
Точное количество мелких перевозчиков назвать не может никто, однако известно, что их осталось очень мало. Именно поэтому повышение "вмененки" для Новосибирска прошло практически безболезненно.
Чего не скажешь о других изменениях в системе городского транспорта. Однако они, в отличие от омских, уже сейчас приносят положительные результаты.
Транспортные эксперименты власть Новосибирска начала проводить в 2006-м. Чтобы разгрузить магистрали и сделать движение на дорогах более упорядоченным, департамент транспорта и дорожно- благоустроительного комплекса принял своеобразные меры. "Был проведен тендер, где разыгрывались выгодные маршруты. Победители обязывались заменить свои ПАЗы на автобусы большей вместимости - НефАЗы и ЛиАзы", - рассказала "БК" Светлана Буцких, директор ПАТП-6.
У победителей конкурса в руках оказалась палка о двух концах. С одной стороны, компании смогли воспользоваться финансовыми инструментами. "Мы привлекли 2 миллиона долларов, чтобы выполнить требование мэрии и купить автобусы. Произошло укрупнение компании", - отмечает Николай Самойлов, директор ГК "ПАТП". С другой - предприятия, купившие русские автобусы, оказались в непростой ситуации. "Бизнесмены взяли технику в кредит и лизинг на пять-семь лет. Но она себя не оправдала - сейчас во многих транспортных парках половина автобусов простаивает, им нужен постоянный ремонт, - рассказала г-жа Буцких. - Мы купили китайские автобусы, за три года вернем средства банку и оставшиеся три года уже будем получать прибыль".
Мэрия, стремительно проводя свою инновационную политику, судя по всему, результатами довольна. На недавнем президиуме, посвященном итогам 2007 года, Андрей Ксензов, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Новосибирска, с удовлетворением отмечал, что "в прошлом году бизнес приобрел более 450 автобусов". "Общие затраты на обновление подвижного состава составили 1 млрд. 250 млн. рублей, в том числе за счет бюджета - 250 млн. руб.", - отметил на президиуме заместитель мэра Виктор Воронов. Однако бизнесу не до восторгов: если автобусы ПАЗ обходились частному перевозчику примерно в 600 тыс. рублей и окупались за два года, то автобус большой вместимости стоит примерно 2 млн. рублей (более дешевые китайские модели - от 1 млн. 800 тыс. рублей) и окупаются не менее 5-7 лет.
Второй "удар" ждал компании через полгода, в июне 2006-го. Мэрия стала вводить единую систему безналичного расчета как в муниципальном, так и в коммерческом транспорте. Бизнес к замене "живых денег" терминалами и транспортными картами отнесся с опаской, но после разъяснений и силового давления мэрии "подключился". И даже, как рассказал один из экспертов, вздохнул относительно свободно и... "получил возможность решать политические вопросы".
Но на этом реформирование транспортной отрасли в Новосибирске не закончилось. Весной прошлого года власти стали вводить социальные карты - электронные проездные для льготников, действующие в том числе и на коммерческих маршрутах. Первые месяцы монетизация льгот по-новосибирски дорого обошлась предпринимателям.
"Механизм, как перевозить эту категорию людей в частном транспорте, мы искали вместе с мэрией, - рассказал "БК" г-н Самойлов. - В результате договорились: за каждую поездку льготника мы получаем компенсацию из бюджета. Было страшно: до осени компенсация составляла 4-5 рублей (проезд в коммерческих автобусах стоил тогда уже 12 рублей - прим. "БК"), лето отработали в убыток. Водители, не выдержав, стали массово увольняться. Мы терпели - власти обещали решить проблему, кроме того, мы понимали, что без перевозки льготников не выжить. Осенью ситуация стала стабильнее - власти подняли компенсацию до муниципального тарифа - 8 рублей". По словам Светланы Буцких, к 700-800 пассажирам в день, которых перевозит автобус городского типа, прибавилось около 200 пассажиров - льготников, которые стали приносить предпринимателю дополнительные деньги.
"Сейчас социальные карты получили уже 217 тысяч человек. Они действуют во всем муниципальном транспорте, их принимает 417 частных автобусов, еще 117 должны подключиться к системе в течение этого полугода", - рассказал "БК" мэр города Владимир Городецкий.
По словам Светланы Буцких, в 50-60% случаев транспортные проблемы Новосибирска решают именно частные перевозчики. По ее словам, они не ропщут - перераспределение бюджетных средств пошло на пользу города - ремонтируются дороги, строятся объезды, новые станции метро etc.
Чего не скажешь о других изменениях в системе городского транспорта. Однако они, в отличие от омских, уже сейчас приносят положительные результаты.
Транспортные эксперименты власть Новосибирска начала проводить в 2006-м. Чтобы разгрузить магистрали и сделать движение на дорогах более упорядоченным, департамент транспорта и дорожно- благоустроительного комплекса принял своеобразные меры. "Был проведен тендер, где разыгрывались выгодные маршруты. Победители обязывались заменить свои ПАЗы на автобусы большей вместимости - НефАЗы и ЛиАзы", - рассказала "БК" Светлана Буцких, директор ПАТП-6.
У победителей конкурса в руках оказалась палка о двух концах. С одной стороны, компании смогли воспользоваться финансовыми инструментами. "Мы привлекли 2 миллиона долларов, чтобы выполнить требование мэрии и купить автобусы. Произошло укрупнение компании", - отмечает Николай Самойлов, директор ГК "ПАТП". С другой - предприятия, купившие русские автобусы, оказались в непростой ситуации. "Бизнесмены взяли технику в кредит и лизинг на пять-семь лет. Но она себя не оправдала - сейчас во многих транспортных парках половина автобусов простаивает, им нужен постоянный ремонт, - рассказала г-жа Буцких. - Мы купили китайские автобусы, за три года вернем средства банку и оставшиеся три года уже будем получать прибыль".
Мэрия, стремительно проводя свою инновационную политику, судя по всему, результатами довольна. На недавнем президиуме, посвященном итогам 2007 года, Андрей Ксензов, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Новосибирска, с удовлетворением отмечал, что "в прошлом году бизнес приобрел более 450 автобусов". "Общие затраты на обновление подвижного состава составили 1 млрд. 250 млн. рублей, в том числе за счет бюджета - 250 млн. руб.", - отметил на президиуме заместитель мэра Виктор Воронов. Однако бизнесу не до восторгов: если автобусы ПАЗ обходились частному перевозчику примерно в 600 тыс. рублей и окупались за два года, то автобус большой вместимости стоит примерно 2 млн. рублей (более дешевые китайские модели - от 1 млн. 800 тыс. рублей) и окупаются не менее 5-7 лет.
Второй "удар" ждал компании через полгода, в июне 2006-го. Мэрия стала вводить единую систему безналичного расчета как в муниципальном, так и в коммерческом транспорте. Бизнес к замене "живых денег" терминалами и транспортными картами отнесся с опаской, но после разъяснений и силового давления мэрии "подключился". И даже, как рассказал один из экспертов, вздохнул относительно свободно и... "получил возможность решать политические вопросы".
Но на этом реформирование транспортной отрасли в Новосибирске не закончилось. Весной прошлого года власти стали вводить социальные карты - электронные проездные для льготников, действующие в том числе и на коммерческих маршрутах. Первые месяцы монетизация льгот по-новосибирски дорого обошлась предпринимателям.
"Механизм, как перевозить эту категорию людей в частном транспорте, мы искали вместе с мэрией, - рассказал "БК" г-н Самойлов. - В результате договорились: за каждую поездку льготника мы получаем компенсацию из бюджета. Было страшно: до осени компенсация составляла 4-5 рублей (проезд в коммерческих автобусах стоил тогда уже 12 рублей - прим. "БК"), лето отработали в убыток. Водители, не выдержав, стали массово увольняться. Мы терпели - власти обещали решить проблему, кроме того, мы понимали, что без перевозки льготников не выжить. Осенью ситуация стала стабильнее - власти подняли компенсацию до муниципального тарифа - 8 рублей". По словам Светланы Буцких, к 700-800 пассажирам в день, которых перевозит автобус городского типа, прибавилось около 200 пассажиров - льготников, которые стали приносить предпринимателю дополнительные деньги.
"Сейчас социальные карты получили уже 217 тысяч человек. Они действуют во всем муниципальном транспорте, их принимает 417 частных автобусов, еще 117 должны подключиться к системе в течение этого полугода", - рассказал "БК" мэр города Владимир Городецкий.
По словам Светланы Буцких, в 50-60% случаев транспортные проблемы Новосибирска решают именно частные перевозчики. По ее словам, они не ропщут - перераспределение бюджетных средств пошло на пользу города - ремонтируются дороги, строятся объезды, новые станции метро etc.
Справка
По данным первого заместителя мэра Виктора Воронова, перевозки пассажиров ежегодно увеличиваются на 2-3%. Всеми видами муниципального наземного транспорта в 2007-м перевезено 152 млн. человек, не муниципальным - 162 млн., метро - 70 млн.
дарья жиганова, собкор "бк" в новосибирске, елена краснова, новосибирск
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов730025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1707021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1472021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1444021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3438314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7614114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2815013 ноября 2024
Новости партнеров