Новости. Омск

Бизнес. Закон
№ 9(236) от 12.03.2008

Содержание

Почему омские предприниматели "обкрадывают" Розенбаума и Максим

Государство решило установить жесткий контроль за соблюдением закона об авторских и смежных правах. Уже с этого лета за возможность использования музыки в коммерческих целях бизнесменам придется платить, иначе кафе или магазин будут просто закрывать.

 Игорь Горбик

 Игорь Колесников

Одним из главных условий вступления России в ВТО было требование привести законодательство в области защиты авторского и смежных прав в соответствие с европейским. С 1 января вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса, в которой были изложены нормы в области авторских и смежных прав. Следующий шаг - сделать так, чтобы закон исполнялся.
Сейчас отчислениями в пользу авторов и звукозаписывающих компаний занимаются общественные организации, но рычагов воздействия на неплательщиков у них недостаточно. С ужесточением наказаний за нарушение закона их прибавится. На данный момент идет разработка закона, по которому предприятия, публично транслирующие музыку, изначально должны будут иметь лицензию, позволяющую это делать.
Собирать отчисления в пользу авторов и звукозаписывающих компаний станут представители двух общественных организаций. Самыми крупными на сегодня являются Российское авторское общество (РАО) и Российская фонографическая ассоциация (РФА), имеющие свои представительства и в Омске.
По закону легальное использование фонограмм на территории России возможно только при заключении соглашения с РАО в части авторских прав и с РФА в части смежных прав (в нашем случае - прав звукозаписывающих компаний). Если проще, то платить нужно и РАО, и РФА.
В теории все просто, однако на практике предприниматели не спешат делить доходы с авторами или фонограм­мщиками.
Кокорин задолжал авторам песен 800 тысяч рублей?
По словам защитников авторских и смежных прав, злостными неплательщиками у них числятся "Каскад", "Атриум-кино", "Тинто", радио ГТРК "Иртыш", "Камелот", "Три толстяка", "Командор", "Дагомыс", "Луговская слобода".
- Чем богаче организация, тем сложнее заставить ее платить авторские отчисления, - сетует представитель РАО в Омске Игорь Горбик. - Вот недавно открыли культурно-досуговый центр "Атриум-кино" (владелец - ООО "Ваш дом", руководит которым депутат Горсовета Сергей Дроздов). Заключить с ним соглашение нам никак не удается. Мы даже ходили к г-ну Дроздову на личный прием: "Мы обращаемся к вам как к депутату: помогите нам заключить с вами договор, чтобы согласно закону были защищены авторские права". В ответ - тишина. С 2006 года ведется переписка с руководством ТК "Континент", претензий к которому накопилось уже на 800 тысяч рублей.
У представителя РФА Игоря Колесникова в архиве хранится целый талмуд переписки со всеми КДЦ, кафе и торговыми точками Омска, однако длительная и затратная переписка не принесла новых договоров в пользу "смежников".
По словам представителей РФА и РАО, бороться с неплательщиками довольно муторно: приходится долго объяснять, что из себя представляет каждая из организаций. Осложняет работу то, что омские бизнесмены с законом об авторских и смежных правах знакомы плохо и путают правообладателей с производителями.
В свое время РАО с трудом добилось того, чтобы администрация Омска платила за использование музыкальных произведений во время городских праздников. А уж если госслужащим так трудно доказать, что закон нужно выполнять, что говорить о предпринимателях. Хотя их тоже можно понять - не счесть те инстанции, которые на законных основаниях взимают с них поборы.
- Вот вы говорите "бедные бизнесмены"! - не согласен г-н Горбик. - И налоговой они платят, и СЭС, и пожарным, и коммунальщикам, а тут еще авторы песен. Но вы посмотрите на все это с другой стороны: может ли существовать ресторан без музыки? Нет! Так кто кого кормит?
Иван Белоусов: "Я буду платить только по решению суда!"
За два года существования омского представительства Российского авторского общества с желанием платить авторские отчисления в него обратилось всего четыре организации.
- Почему я должен платить какой-то общественной организации? - высказывал в беседе с журналистом распространенное мнение генеральный директор радио "Милицейская волна" Иван Белоусов. - У меня есть все лицензии, которые пре­дусмотрены законодательством для моего вида деятельности. Если бы нужно было что-то еще, мне бы просто не разрешили ретранслировать передачи. Поэтому я сказал всем организациям (авторским или смежным), которые на меня выходили, что я буду платить только по решению суда. Пока же мне непонятно, как будет высчитываться процент от оборота, который я должен платить, и кому потом пойдут эти средства. И где гарантия, что в какой-то момент не появятся еще организации с теми же претензиями?
С г-ном Белоусовым солидарен директор КДЦ им. Маяковского Владимир Ямпольский, который решительно держит оборону против РАО и РФА, хотя в свое время по решению суда выпла- чивал 90 тысяч за отказ платить авторское вознаграждение:
- На каждый фильм мы заключаем договор с обладателем прав на показ. В нем все прописано до мелочей - вплоть до согласованной стоимости билетов и количества показов. Поэтому платить еще кому-то - это глупость. Мы отказались платить, так как непонятно, куда идут деньги!
Любопытно, что даже те предприниматели, которые выплачивают деньги, не всегда знают, кому и зачем они платят. Например, директор по кинопрокату КДЦ "Галактика" Борис Собко и владелец кафе "Провиант" Юрий Чащин затруднились назвать корреспонденту "БК" организации, которым они платят вознаграждение за использование музыки.
- Но сумма для меня небольшая - несколько тысяч рублей, поэтому в вопрос могу особенно не вникать, - признался г-н Чащин.
Как у китайцев отобрали компьютер с музыкой
В среде предпринимателей сборщиков вознаграждений в пользу авторов, исполнителей и звукозаписывающих компаний иначе как опричниками не называют. Бизнесменов смущают методы работы представителей обществ по коллективному управлению правами, действующих, казалось бы, на вполне законных основаниях.
По словам Игоря Колесникова, жесткий подход в приобщении предпринимателей к закону обусловлен нежеланием последних добровольно выплачивать деньги "авторам" и "смежникам". В своей работе он делает ставку на карательные меры и суды. За три года арбитражным судом было вынесено 16 решений в пользу РФА и его участников.
"За месяц моими сотрудниками были подписаны договоры только с двумя кафе и пятью точками по продаже дисков", - приводит г-н Колесников в пример мизерные, на его взгляд, результаты полюбовного сотрудничества. Гораздо эффективнее, по мнению представителя РФА, поймать предпринимателя на незаконной продаже контрафакта или использовании фонограммы и подать на него в суд - таким образом в его список попали 66 организаций, с которыми у него имеются договоры. Игорь Колесников признается, что не расстается с диктофоном и камерой - только так можно доказать незаконное использование чужого права продавцами дисков, владельцами кафе и магазинов.
Так, на днях сотрудниками УВД Октябрьского округа совместно с г-ном Колесниковым была проведена проверка КДЦ "Новый век". В результате излюбленное место досуга граждан Китая и Казахстана было закрыто. В ходе операции был изъят компьютер и жесткий диск с музыкой, так что владельца "Нового века" ждет серия исков от РФА.
Представитель РАО Игорь Горбик, напротив, считает, что насаждать закон насильственными методами нельзя ни в коем случае - даже в ущерб прибыли он предпочитает решать дело мирным путем. Ведь можно много раз ходить к неплательщику, пока он не поймет, что от закона так просто не отмахнешься... Или показать провинившемуся цифру, на которую он "влетел", а потом "простить" - в обмен на договор и свое­временную плату в будущем. Показательным примером "мирного" метода можно считать историю с компанией "ТелеОмск-Акмэ", с которой, по словам г-на Колесникова, г-н Горбик заключил договор от имени РФА и "простил" ей внушительный долг, набежавший за три года. Г-н Горбик утверждает, что эта история выдумана его "конкурентом", поскольку лично он не имеет доверенности от РФА.
Такие лакомые смежные права
Закон об авторских и смежных правах не только защищает авторов и фонограммщиков, но и, как водится, "кормит" людей, которые этот закон исполняют. Наместник РФА в Омске Игорь Колесников и представитель РАО Игорь Горбик не могут поделить сферы влияния на омском рынке. Конфликт начался из-за того, что экс-глава омского представительства РАО, а ныне инспектор этой организации Галина Миценко получила из Москвы доверенность на то, чтобы попутно представлять интересы РФА. Игорь Колесников воспринял это как посягательство на свою территорию. Особенно возмутило юриста, что сеть быстрого питания "Курочка рядом", на которую он давно имел виды, заключила договор с РФА через Галину Миценко, а значит, и комиссионные ушли к последней.
Игорь Колесников считает, что доверенность на "смежников" нужна омским представителям РАО исключительно из соображений личной выгоды - гонорар представителей российской "фонограм­мной" организации составляет 25% от собранных средств против 10%, которые идут от "авторов". Г-н Горбик же объясняет этот шаг своего инспектора тем, что ее об этом просили постоянные клиенты, поскольку им удобнее работать с одной организацией.
Летом должна состояться процедура аккредитации организаций, занимающихся сбором вознаграждений в пользу авторов, исполнителей и звукозаписывающих компаний. После этого в Омске должен остаться только один представитель смежных прав. Пока претендентов двое. Решение будет вынесено в пользу того, кто представит к этому времени больше договоров. Начинается охота за головами.
Справка

Российская фонографическая ассоциация (РФА)
является организацией, управляющей имущественными правами исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе. Совокупный объем управляемого РФА каталога составляет около 80% от рынка фонограмм на территории России. Участниками РФА являются 47 крупных российских компаний-производителей фонограмм. Также имеет договоры с 18 иностранными организациями.

Российское Авторское Общество (РАО)
- некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, имеет 20 тысяч договоров с авторами и их представителями и 167 договоров с зарубежными авторско-правовыми обществами.

Ольга Данилова, Юлия Стрельская, Константин Кунгуров, Алена Булавка

Просмотров: 305 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru