Новости. Омск

Рынок. Кинотеатры
№ 12(239) от 02.04.2008

Содержание

Вот такое кино...

Согласно опросу, проведенному агентством "БК- рейтинг", почти 40% омичей не посещают кинотеатры. Около 70% опрошенных уверены, что действующих кинозалов городу вполне хватает. Между тем уже к 2010 году в Омске должны начать работу сразу девять мультиплексов (многозальных кинотеатров). Если эти планы осуществятся, то по степени насыщения местный рынок приблизится к столичному.

 * По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – телефонное интервью. Опрошено 200 человек. Февраль 2008 г.

 * По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – телефонное интервью. Опрошено 200 человек. Февраль 2008 г.

 * По данным агентства «БК-рейтинг». Мониторинг цен на услуги кинотеатров. Февраль 2008 г.

 * По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – телефонное интервью. Опрошено 200 человек. Февраль 2008 г.

Эксперты утверждают: девять новых проектов не предел, вполне возможно, что число новых кинотеатров увеличится. По всей России индустрия кинопроката набирает обороты, ежегодно рынок прирастает на 20-30%, по самым смелым подсчетам - и на 40%. При этом до точки насыщения далеко: среднее количество посещений киносеансов в России составляет 0,5 раза в год, в то время как общемировой показатель равен 2,6, в европейских странах - три-пять посещений в год. Неудивительно, что сфера кинопроката сегодня привлекательна для омских инвесторов и девелоперов: кинокомплексы пытаются включать практически в каждый строящийся ТРЦ (это в планах компаний "Мостовик", "Стройреммонтаж", "Верный-Сибирь", "РосЕвроДевелопмент", "Торговый квартал" StroinRos Group, AIM Property Development). О намерении попробовать силы в кинопрокате уже заявили фирмы "Музыка и кино" (планирует реанимировать кинозал в КДЦ "Кристалл"), "Корстонстрой" (откроет шесть кинозалов в гостиничном комплексе "Орленок") и холдинговая группа предприятий "Миллениум" (из старых муниципальных заведений "Первомайский" и "Сатурн" планирует сделать многозальные современные кинотеатры).
Фильм, фильм, фильм!...
Пока по количеству кинотеатров на человека Омск на 12 месте среди городов России. Но уже сейчас, еще до начала фактической реализации вышеупомянутых проектов, некоторые аналитики дают пессимистичные прогнозы: "Как бы местный рынок не перенасытился и не повторил судьбу Казани, где число кинотеатров в расчете на 100 тысяч человек выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, а платежеспособность населения и соответственно посещаемость кинотеатров гораздо ниже". Мнения экспертов разделяются. Одни полагают, что скорее всего новые и уже существующие кинотеатры не останутся пустыми (клиентов в большей или меньшей степени хватит на всех), другие - что увеличение числа участников рынка приведет к немыслимой конкуренции, снижению цен на билеты и падению прибыли игроков. В итоге кинотеатры попросту начнут копировать друг друга, основным и едва ли не единственным конкурентным преимуществом может стать выгодное расположение. Уже сейчас в омских кинотеатрах репертуар довольно схожий, причем достаточно убогий по сравнению с московским. В Омске редко показывают даже фильмы-номинанты на "Оскар", не говоря уже об участниках и лауреатах других, менее "попсовых" киноконкурсов (Берлинского, Каннского). Так, в 2006 году демонстрировать фильм "Горбатая гора", получивший три "Оскара" и вызвавший шумиху среди общественности, решились только в кинотеатре "Маяковский". За редким исключением омичи практически лишены возможности просмотра арт-хаусных фильмов. Причем речь не идет о какой-то экзотике, в Омске не видят многое из того, что официально идет в российском прокате: местные прокатчики не стремятся выходить далеко за рамки блокбастеров, ссылаясь на невостребованность зрителем "другого кино".
Утро вечера не мудренее. А убыточнее
Сегодня в Омске работают шесть современных кинотеатров с 18 кинозалами: пионер рынка - КДЦ "Маяковский", мультиплексы "Галактика" и "Атриум-кино", кинотеатры "Космос", "Иртыш" и "Планета Кино". Но и эти считаные заведения бывают незаполненными даже в часы пик (вечера пятницы и субботы). Утром и днем же залы зачастую вообще стоят пустыми. "На утренние и дневные сеансы мало кто ходит, поэтому стараемся проводить благотворительные акции, чтобы привлечь посетителей", - рассказывает Сергей Лухменев, исполняющий обязанности директора культурного центра "Атриум-кино". В результате игроки вынуждены расширять спектр дополнительных услуг, делать скидки, проводить промоакции и пр. Коллеги из других городов, где конкуренция жестче, уже пробуют диверсифицировать бизнес, делая ставку на развлекательные проекты, самостоятельно управлять боулингом, кафе и ресторанами, детскими аттракционами и пр. В таком формате работают уже "Планета развлечений", "Инвесткинопроект" и "Русский кинопрокат". Другие крупные федеральные игроки стали активнее оснащать свои залы ­цифровыми проекторами с возможностью 3D- показа (средняя цена билетов на 3D- сеансы в цифровых кинотеатрах России на 70% выше, чем на обычные показы). То есть уже сегодня перед потенциальными "бизнесменами от кино" встает задача не просто развернуть кинотеатр, но еще и сформировать спрос на свои услуги.
Не блокбастером единым
По оценкам специалистов, строительство кинотеатра "с нуля" занимает в среднем 1,5-2 года. Конечная стоимость и сроки реализации проекта зависят от ряда факторов: сколько залов, на сколько посадочных мест, в собственности недвижимость или в аренде и т.д. В среднем один зал на 100-120 посадочных мест обходится в 10-12 миллионов рублей. Причем если раньше срок окупаемости объекта составлял три-четыре года, то сегодня в силу растущей конкуренции он уже увеличился до пяти-шести лет. Рентабельность бизнеса, составляющая сейчас 40-50%, по оценкам экспертов, уже в ближайшем будущем может снизиться до 30%. Основной статьей доходов у большинства игроков традиционно является выручка от реализации билетов, цены на которые в омских кинотеатрах колеблются (в зависимости от места в зале и времени посещения) от 50 до 150 рублей. Раньше относительно неплохой дополнительный доход давала реклама (показ роликов перед фильмами, размещение внутри ­кинотеатров постеров, визуальных объектов, проведение презентаций), но сегодня с введением запретов на рекламу алкоголя и сигарет даже на вечерних и ночных сеансах он заметно сократился. Значительная доля доходов поступает от сторонних арендаторов (кафе, рестораны, детские развлекательные центры типа "Трансформер" и т.п.).
Темнота в зале - друг молодежи
Согласно опросу, проведенному агентством "БК-рейтинг", киносеансы в Омске  - привилегия молодежи. Люди старшего поколения посещают кинотеатры довольно редко. Это одновременно и плюс, и минус для участников рынка. Плюс в том, что молодежь - зритель неиску­шенный, нетребовательный и активно тратящий деньги на дополнительные услуги. Минус: молодежи со временем значительно не прибавится. По данным исследования "РосБизнесКонсалтинг", прирост молодежи уже замедлился, в последние несколько лет с 2003 по 2005 год количество молодого населения в возрасте от 15 до 24 лет даже сокращалось с темпом в 2%. Согласно прогнозу РБК, дальнейшее сокращение численности молодежи нарастающим темпом, вызванное падением рождаемости в конце 80-90-х годах, негативно скажется на темпах роста рынка кинопоказа, и в долгосрочной перспективе игрокам придется прилагать все больше усилий для того, чтобы удержать свои позиции. Либо они будут вынуждены делать ставку на зрителей среднего и даже зрелого возраста.
С Запада - только фильмы. Пока
В отличие от ритейлеров, жалующихся на засилье иностранных конкурентов, владельцы российских сетей кинотеатров пока не имеют подобных соперников на рынке. Но ждать осталось недолго. Некоторые крупные федеральные игроки даже не скрывают, что начали готовить свой бизнес для выгодной перепродажи иностранным инвесторам (в числе потенциальных покупателей - сети Odeon, UCI, National Amusements, Regal Entertainment, AMC Entertainment). Участники омского рынка также не исключают, что в ближайшее время начнется его консолидация. Чтобы увеличить количество экранов, крупные игроки начнут скупать небольших дистрибьюторов и одиночные кинотеатры
Мнение

ДМитрий Савельев, заместитель ген­директора холдинга "Миллениум":
- Омский кинорынок еще не насыщен. Мировые стандарты: на каждые 40 тысяч жителей - один кинозал. В Омске на полтора миллиона человек пока всего 18 залов. Поэтому можно говорить о том, что кинобизнес в Омске имеет хорошие перспективы и при правильном, комплексном подходе хорошо окупается. Я имею в виду, что в кинотеатре должен быть не только зал, но и сопутствующие услуги - детский игровой комплекс, фуд-корт, боулинг. Мы планируем закончить реконструкцию кинотеатров "Cатурна" и "Первомайский" к концу 2010-началу 2011 годов. В "Сатурне" будет четыре зала, в "Первомайском" - пять, будет установлено новейшее оборудование. После реконструкции площадь увеличится до 18 тыс. кв. м в каждом. Так как эти муниципальные кинотеатры переданы нам администрацией по договору доверительного управления, в каждом из них по 2000 кв. м останутся за городом. На этих площадях будут работать кружки и балетная школа.
Сегодня мы ведем переговоры с федеральными сетями: "Каро Фильмом", "Формулой кино", Рос­кинопрокатом, "Планетой Кино", "Синема Парком". Однако не исключено, что мы сами будем заниматься кинопрокатом. Что касается якорных арендаторов, нам важно, чтобы это были федеральные игроки, с которыми мы также сейчас ведем переговоры.
В общем вложения составят 18 млн. евро. Собственно в кинобизнес - от 2,5 до 5 млн. евро. Срок окупаемости проектов - 4-5 лет.
Сергей Китин, генеральный директор компании "Синема Парк": "Возможно, мы откажемся открывать в Омске кинотеатр".
Нам поступило 10 предложений от омских девелоперов: каждый из них мечтает видеть в своем будущем торговом центре кинотеатр. Если отказываемся зайти мы, зайдет кто-то другой: свято место пусто не бывает. Однако построить и открыть одновременно 10 мультиплексов в одном городе - это серьезное испытание для кинобизнеса. Если есть вопросы в рентабельности и получении прибыли, лучше отказаться от этого города и построить в другом: ниша пустая. Сегодня рынок кинопоказа фрагментирован, четко выделен географически: это города-миллионники. Однако это всего лишь порядка 25% аудитории, вся остальная Россия смотрит фильмы вторым экраном, поэтому возможности, куда расширяться, очень большие. Сегодня мы очень быстро растем, а между тем открыть мультиплекс довольно непросто - это еще одна причина, по которой мы не хотим втягиваться в ненужные конфликты с конкурентами. В свое время мы выиграли тендер в Казани и... приняли мужественное решение не открывать кинотеатр: со временем там оказалось в два раза больше экранов на единицу населения, чем в Москве. Мы создаем бизнес и хотим, чтобы он был окупаемым, поэтому зачем изначально создавать проблему излишней конкуренции? Омские девелоперы должны сесть за стол переговоров и к чему-то прийти, должны понять, что нельзя строить кинотеатры друг напротив друга, что нельзя слепо копировать концепцию "в торговом центре должен быть кинотеатр". Как раз в этом мы их сейчас и убеждаем. Если получим определенность, что в Омске не будет строиться 10 кинотеатров, или нам предложат абсолютно беспроигрышный вариант в самом центре, тогда мы придем в Омск.
Анна Погорелая, PR-менеджер КДЦ "Галактика":
- В ближайшее время ожидается заход на омский рынок кинотеатров крупных региональных и федеральных сетей, в первую очередь из Москвы и Питера. Но я уверена, что залы пустовать не будут. Зато у людей появится возможность выбирать. У каждого кинотеатра есть свой, так сказать, прайм-тайм, когда спрос на билеты превышает предложение - так вот, с появлением новых кинотеатров произойдет перераспределение зрительского потока. В отличие от многих других городов, где кинорынок находится на стадии зрелости, омский рынок пока лишь на этапе роста. Омичи, увы, еще не сильно избалованы хорошим кино в качественном исполнении.
Владимир Герчик, директор Холдинга SIBTEX:
- Сегодня омский рынок кинотеатров находится на начальном этапе развития. Его формирование и насыщение будут происходить в ближайшие пять лет, после он заполнится на 70-80%. Большинство кинотеатров, появляющихся в новых ТРЦ, будет многозальным. Так как мультиплексы удобнее обычных кинотеатров, постепенно они вытеснят последние. Сейчас в кинотеатры вкладываются деньги, значит, можно судить о некоторой выгодности этих инвестиций. Конечно, если сравнивать с торговлей, окупаемость ниже. Обычно в крупных торговых центрах кино­театр играет роль якоря для при­влечения покупателей.
Справка

По данным "Невафильм Research", в 2007 году в России работало 640 кинотеатров (1476 залов). Из них 29 комплексов (144 зала) приходится на крупнейшую российскую киносеть "Каро Фильм", занимающую 9,8% рынка по количеству залов. На втором месте - сеть "Киномакс" с 20 кинотеатрами (66 залов, доля рынка - 4,5%), на третьем  - "Синема Парк" с семью кинотеатрами (57 залов, 3,9%). Всего на два зала (12 кинотеатров, 55 залов, 3,7%) от­стает сеть "Формула кино", занима­вшая в прошлом году третье место. Пятое место - у петербургской сети "Кронверк Синема" (10 кинотеатров, 54 зала, 3,7% рынка).

Марина Жучкова, Ольга Билаш,"БК-рейтинг"

Просмотров: 586 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Марина Жучкова    Ольга Билаш   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2025 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Грязнов Георгий Игоревич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru