Бизнес. Персонал
№ 12(239) от 02.04.2008
"Глаголом жечь", дабы прибыль извлечь
"Конечно, у нас есть корпоративная газета! Конечно, она поднимает командный дух! - радостно сообщали нам руководители омских компаний. И уже не так весело: "А кто ее делает? Как кто? Наши сотрудники. Из отдела персонала, сбыта, бухгалтерии... Нравится? Нет, им не очень нравится. Скорее, совсем не нравится. Из-под палки! Зачем мы вообще деньги тратим, непонятно".Вроде бы хорошее дело - корпоративное СМИ. И информацию можно оперативно донести, и сотрудников объединить. Только делать это надо с умом, чтобы не выбрасывать деньги на ветер.
На наш вопрос, сколько в Омске насчитывается корпоративных СМИ, в местном отделении Союза журналистов назвали цифру 40. В Торгово-промышленной палате - около 100. И это только зарегистрированные в ТПП издания, принадлежащие компаниям-членам палаты. Точное количество "многотиражек", как в советское время называли корпоративные издания, неизвестно. Нет таких данных и в целом по России.
Как детское кино, только лучше
Несмотря на то, что рынок корпоративных СМИ стремительно развивается, нельзя сказать, что здесь все гладко. Основная проблема - отсутствие профессиональных знаний о том, как правильно делать газету. По данным агентства "БК-рейтинг", только в 15% омских компаний есть сотрудник (как правило, PR-менеджер), основной обязанностью которого является подготовка корпоративного издания. В остальных к работе над "корпоративкой" привлекаются специалисты из отдела маркетинга (53% компаний), персонала (8%) или вовсе сотрудники из разных подразделений (что называется, "с миру по нитке"). Руководитель надеется, что сотрудники будут еженедельно сдавать материал в газету, а потом выясняется, что им не просто некогда, но и не хочется это делать.
- Необходимость корпоративных изданий очевидна и не оспаривается, - говорит журналист Сергей Шкаев, занимающийся выпуском корпоративных газет. - Малотиражные газеты должны развиваться по законам большой прессы, должны быть сделаны профессионально. Что такое детское кино? Такое же кино, как для взрослых, только лучше. Так и здесь. Почему выходят в свет плохие корпоративные СМИ? Потому что их делают энтузиасты-непрофессионалы, которым чужды законы газетного производства, и почти всегда - здравого смысла. Печатают все, что попадает под руку. Верстаются по принципу "все, что есть в печи, - на стол мечи".
На аутсорсинг большинство компаний предпочитает отдавать только верстку и печать издания. Омские рекламные агентства признаются, что сегодня они готовы принимать заказы и на подготовку текстов, но пока такие предложения поступают крайне редко.
- Необходимость корпоративных изданий очевидна и не оспаривается, - говорит журналист Сергей Шкаев, занимающийся выпуском корпоративных газет. - Малотиражные газеты должны развиваться по законам большой прессы, должны быть сделаны профессионально. Что такое детское кино? Такое же кино, как для взрослых, только лучше. Так и здесь. Почему выходят в свет плохие корпоративные СМИ? Потому что их делают энтузиасты-непрофессионалы, которым чужды законы газетного производства, и почти всегда - здравого смысла. Печатают все, что попадает под руку. Верстаются по принципу "все, что есть в печи, - на стол мечи".
На аутсорсинг большинство компаний предпочитает отдавать только верстку и печать издания. Омские рекламные агентства признаются, что сегодня они готовы принимать заказы и на подготовку текстов, но пока такие предложения поступают крайне редко.
Ни себе, ни людям
Другая проблема "корпоративок" - многообразие целевых аудиторий. СМИ может быть рассчитано на персонал, клиентов или партнеров. Задача издания, рассчитанного на персонал, - информирование сотрудников и поддержание командного духа. Клиентского - повышение лояльности к компании или реклама товаров и услуг.
Характерная черта региональной корпоративной прессы - совмещение информации для персонала и клиентов в одном издании. Таким образом мы убиваем двух зайцев: и компанию рекламируем, и сотрудников мотивируем, радостно говорят директора. С одной стороны, такой вариант может быть удачным при грамотном подходе. Есть материал про сотрудников - хорошо: клиент, приходя в компанию, уже будет знать, с кем ему придется работать. С другой стороны, не вся информация будет интересна клиентам или партнерам. Зачем им, спрашивается, знать график работы столовой на предприятии? Вот и получается, что, увлекаясь описанием внутренних процессов, редактор или тот, кто выполняет его функции, зачастую забывает об интересах клиента. Или наоборот - сотрудники получают совершенно ненужную информацию о том, какую прекрасную продукцию выпускает их предприятие.
Между тем мировая тенденция - противоположная. В отличие от региональной корпоративной прессы предприятия-гиганты как в России, так и за рубежом, наоборот, разводят понятия "внутренних" СМИ и "внешних". Так, например, у "Российских железных дорог" - 15 корпоративных газет для разных целевых аудиторий.
Характерная черта региональной корпоративной прессы - совмещение информации для персонала и клиентов в одном издании. Таким образом мы убиваем двух зайцев: и компанию рекламируем, и сотрудников мотивируем, радостно говорят директора. С одной стороны, такой вариант может быть удачным при грамотном подходе. Есть материал про сотрудников - хорошо: клиент, приходя в компанию, уже будет знать, с кем ему придется работать. С другой стороны, не вся информация будет интересна клиентам или партнерам. Зачем им, спрашивается, знать график работы столовой на предприятии? Вот и получается, что, увлекаясь описанием внутренних процессов, редактор или тот, кто выполняет его функции, зачастую забывает об интересах клиента. Или наоборот - сотрудники получают совершенно ненужную информацию о том, какую прекрасную продукцию выпускает их предприятие.
Между тем мировая тенденция - противоположная. В отличие от региональной корпоративной прессы предприятия-гиганты как в России, так и за рубежом, наоборот, разводят понятия "внутренних" СМИ и "внешних". Так, например, у "Российских железных дорог" - 15 корпоративных газет для разных целевых аудиторий.
Как заработать?
Другая тенденция: в Европе компании зарабатывают на корпоративных СМИ за счет размещения рекламы. Некоторые "корпоративки" не только окупают себя, но и приносят прибыль. Причем не только клиентские издания (что в общем понятно: любая сеть супермаркетов может разместить платную рекламу продающихся в ней товаров), но и "внутренние" СМИ. Например, рекламодателями становятся расположенные рядом с предприятием магазин или кафе.
В случае с омской прессой не так все просто. Во-первых, компании либо просто не умеют зарабатывать деньги на рекламе, либо предпочитают другие источники дохода. А во-вторых, при нынешнем развитии сибирских "многотиражек", когда читаемость, как и собственно длительность существования самой газеты находятся под сомнением, уговорить рекламодателей разместить там рекламу сложно. Пожалуй, единственный приемлемый на сегодняшний день вариант окупить расходы на издание СМИ - распространять издание по подписке.
- Получить какой-то мало-мальский доход от корпоративного издания можно, если предлагать читателям оформлять подписку. Например, у нас есть свои подписчики, хотя их и немного, - говорит Григорий Вставский, главный редактор газеты "Речник Иртыша".
Но для этого из корпоративного или клиентского оно должно вырасти в отраслевое и предлагать читателям информацию не столько о компании, сколько о событиях, происходящих в этой сфере экономики.
В случае с омской прессой не так все просто. Во-первых, компании либо просто не умеют зарабатывать деньги на рекламе, либо предпочитают другие источники дохода. А во-вторых, при нынешнем развитии сибирских "многотиражек", когда читаемость, как и собственно длительность существования самой газеты находятся под сомнением, уговорить рекламодателей разместить там рекламу сложно. Пожалуй, единственный приемлемый на сегодняшний день вариант окупить расходы на издание СМИ - распространять издание по подписке.
- Получить какой-то мало-мальский доход от корпоративного издания можно, если предлагать читателям оформлять подписку. Например, у нас есть свои подписчики, хотя их и немного, - говорит Григорий Вставский, главный редактор газеты "Речник Иртыша".
Но для этого из корпоративного или клиентского оно должно вырасти в отраслевое и предлагать читателям информацию не столько о компании, сколько о событиях, происходящих в этой сфере экономики.
Справка
36 %
омских компаний имеет свои корпоративные печатные СМИ. У 40% фирм есть корпоративный сайт для клиентов и партнеров. Еще 2% руководителей для информирования сотрудников используют внутреннее радио.
Ольга Вишнякова, Лариса Шеметова
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
-
Омский дизайнер предлагает альтернативный look для встречи Нового года175004 декабря 2025 -
Ситуация с квартирой лишила Долину популярного у россиян блюда282102 декабря 2025 -
В Донецке тепло принимают не посторонний Омску театр Вахтангова 419326 ноября 2025 -
Семейный набег на "поднебесную": Собчаки укрепляют российско-китайскую дружбу453425 ноября 2025 -
В баню, в кино, и со штангой: омский ФК «Иртыш» отдыхает и тренируется375624 ноября 2025 -
Омская «Кармен»(12+): обнародованы имена исполнителей главных партий409324 ноября 2025 -
Поднос на лацкане: экс-сотрудник омского музея Врубеля презентует авторские броши600617 ноября 2025
Новости партнеров










