Спецпроект. Экстремизм
№ 14(241) от 16.04.2008
Пока власти рапортуют, скинхеды планируют...
Представители федеральных и местных властей уверенно заявляют, что экстремизма в Омске нет. Соответственно, и экстремистов быть не должно. Так ли это на самом деле - решил проверить корреспондент "БК" методом внедрения в "несуществующую" группировку скинхедов.
Прямо скажем, найти рядового скинхеда в нашем городе не то же самое, что познакомиться с привлекательной девушкой. Для начала я решил заглянуть на омские интернет-форумы и сайты знакомств, но целый вечер в сети прошел зря. Пришлось перебраться к живым людям, для начала пройдясь по местам города, где, по слухам, бывают националисты. Маршрут проходил через Музыкальный театр, Концертный зал и улицу Чокана Валиханова.
На автобусной остановке "Площадь Ленина" заметил двух нестандартно одетых молодых людей. Внимание привлекли военные берцы на одном и бейсбольная бита в руках другого. Отозвав их в сторонку, я показал удостоверение и попросил помочь мне найти кого-нибудь из нацистов. Чутье не подвело - парень с битой оказался истым сторонником скинхедов. "Вообще-то нам про себя нельзя никому рассказывать, но журналисту немного расскажу. Только имя мое не называйте!" - согласился на диалог Ганс (назовем его так). Ганс предложил встретиться вечером на улице Чокана Валиханова, где была запланирована тусовка неформалов, в том числе и скинов. "Я вас представлю как своего старого знакомого. А на вопросы сам отвечу", - предупредил новый знакомый. Уверенности ради я попросил коллег из редакции "подстраховать" меня и погулять где-нибудь неподалеку. К моему приезду на ЧВ (так ул. Чокана Валиханова называют в народе) уже бродило человек 40-50 молодежи. Было заметно, что Ганс в народе нарасхват - со всеми успевал поздороваться и, что стало для меня неожиданностью, уверенно координировал (!) передвижения толпы.
Как мы и договаривались, поздоровались при всех, как старые добрые друзья. Ганс рассказал, что на тусовке присутствуют не только скинхеды - здесь были эмо, панки, готы и иже с ними. "Существует заблуждение, что скины враждуют со всеми группировками. На самом деле у нас враг один - антифа (антифашисты - ред.), а с остальными вполне мирно сосуществуем. И даже гуляем вместе, как видите", - объяснил Ганс.
"Я в движении уже более пяти лет - идеям нацизма не изменяю до сих пор. Как в будущем сложится - сказать сложно, но стремления обычные - профессия, семья, работа, - начал Ганс и, подумав, добавил: а вообще, к скинам от нечего делать не приходят. Должна быть какая-то причина: с кем-то поругались, кого-то убили"... Слово "убили" было сказано обыденно, словно речь шла о повседневных домашних заботах.
На вопрос об идеологии Ганс озвучил знакомые призывы - идея чистоты расы, нации и далее в том же духе. "Мы бьем и убиваем только тех, у кого не белый цвет кожи, иной разрез глаз и другие явные признаки, - рассказывает Ганс, - правда, иногда и русским достается, когда видим, что они общаются с людьми других национальностей".
Спустя полчаса после нашего разговора к тусовке подошли представители милиции. "Да они нам не помеха! В крайнем случае просто перемещаемся в другое место, - комментирует Ганс, - когда видим ментов, кричим "АЦэАБэ!" - аббревиатура итальянского выражения "Внимание, опасность!", все прячут пиво, биты, ножи". По словам Ганса, милиция останавливает скинхедов исключительно по внешним признакам: "Они пытаются найти у нас наркотики, а ведь скины наркотиков не употребляют, и мы везде об этом говорим".
За время беседы я понял, что Ганс был не из совсем рядовых скинов и у толпы пользовался авторитетом. Естественно, я спросил, кто же самый главный. Как выяснилось, у омских скинов нет конкретного лидера, но подобие иерархии все-таки существует. Низшей ступенью считаются "патриоты", или, как их еще называют, "покемоны". Следующий уровень - это "старшие" над патриотами, у каждого из которых в подчинении находится от 20 до 80 человек. Самые же главные в движении - "старшаки" - около двадцати человек, образующие так называемый Совет. Раз в месяц они собираются (места встреч Ганс категорически отказался назвать) и обсуждают будущее, планируют рейды, акции. Планируют убийства... На вопрос, кто привлекает к участию в акциях и сколько за это платят, Ганс ответил, что у движения всегда есть деньги, а про поддержку коротко заметил: "Кое-кто из власти".
По подсчетам Ганса, в Омске насчитывается около тысячи активных членов нацистского движения.
"Мы систематически устраиваем рейды - это когда большая группа скинов идет по улицам и бьет подряд всех нерусских. Иногда с такими рейдами выезжаем в другие города, последний пример - выезд в Новосибирск", - продолжил Ганс. Кроме "чистых" скинхедов в Омске также есть представители blue skins - скинхедов нетрадиционной ориентации.
Поговорив про друзей и соратников наци, я решил снова повернуть разговор к врагам движения. "Я уже говорил, наши основные враги - антифашисты. Внешне отличить от других неформалов можно по прямой красной шнуровке обуви. Есть такие антифа, которые одеваются, как обычные люди, но так делают и скинхеды - приходится быть осторожными, - продолжал делиться Ганс. - Существует еще такое движение, как "шарпы" - они против и скинхедов, и антифашистов. В Омске "шарпов" немного - около десяти человек. А на улице их можно узнать по нашивкам с изображением шлема римского легионера".
Под конец беседы я задал вопрос про громкие убийства в городе на почве расовой неприязни. "Конечно, я слышал про эти убийства! А Лома, Психа и Хлама знаю очень хорошо, - оживился собеседник, - и вообще, дело про убийство украинца - только верхушка айсберга! Многие из нас участвовали в убийствах и не жалеют об этом". То ли случайно проговорившись, то ли не увидев в своих словах секрета, Ганс обмолвился: "Из правоохранительных органов нам давали информацию о свидетелях..." На вопрос, убивал ли сам, Ганс ответил: "И не один раз".
Было ли это правдой или просто подростковой бравадой - не знаю. Больше я не стал рисковать, попрощался со всеми, с кем меня познакомили, и ушел от нацизма...
На автобусной остановке "Площадь Ленина" заметил двух нестандартно одетых молодых людей. Внимание привлекли военные берцы на одном и бейсбольная бита в руках другого. Отозвав их в сторонку, я показал удостоверение и попросил помочь мне найти кого-нибудь из нацистов. Чутье не подвело - парень с битой оказался истым сторонником скинхедов. "Вообще-то нам про себя нельзя никому рассказывать, но журналисту немного расскажу. Только имя мое не называйте!" - согласился на диалог Ганс (назовем его так). Ганс предложил встретиться вечером на улице Чокана Валиханова, где была запланирована тусовка неформалов, в том числе и скинов. "Я вас представлю как своего старого знакомого. А на вопросы сам отвечу", - предупредил новый знакомый. Уверенности ради я попросил коллег из редакции "подстраховать" меня и погулять где-нибудь неподалеку. К моему приезду на ЧВ (так ул. Чокана Валиханова называют в народе) уже бродило человек 40-50 молодежи. Было заметно, что Ганс в народе нарасхват - со всеми успевал поздороваться и, что стало для меня неожиданностью, уверенно координировал (!) передвижения толпы.
Как мы и договаривались, поздоровались при всех, как старые добрые друзья. Ганс рассказал, что на тусовке присутствуют не только скинхеды - здесь были эмо, панки, готы и иже с ними. "Существует заблуждение, что скины враждуют со всеми группировками. На самом деле у нас враг один - антифа (антифашисты - ред.), а с остальными вполне мирно сосуществуем. И даже гуляем вместе, как видите", - объяснил Ганс.
"Я в движении уже более пяти лет - идеям нацизма не изменяю до сих пор. Как в будущем сложится - сказать сложно, но стремления обычные - профессия, семья, работа, - начал Ганс и, подумав, добавил: а вообще, к скинам от нечего делать не приходят. Должна быть какая-то причина: с кем-то поругались, кого-то убили"... Слово "убили" было сказано обыденно, словно речь шла о повседневных домашних заботах.
На вопрос об идеологии Ганс озвучил знакомые призывы - идея чистоты расы, нации и далее в том же духе. "Мы бьем и убиваем только тех, у кого не белый цвет кожи, иной разрез глаз и другие явные признаки, - рассказывает Ганс, - правда, иногда и русским достается, когда видим, что они общаются с людьми других национальностей".
Спустя полчаса после нашего разговора к тусовке подошли представители милиции. "Да они нам не помеха! В крайнем случае просто перемещаемся в другое место, - комментирует Ганс, - когда видим ментов, кричим "АЦэАБэ!" - аббревиатура итальянского выражения "Внимание, опасность!", все прячут пиво, биты, ножи". По словам Ганса, милиция останавливает скинхедов исключительно по внешним признакам: "Они пытаются найти у нас наркотики, а ведь скины наркотиков не употребляют, и мы везде об этом говорим".
За время беседы я понял, что Ганс был не из совсем рядовых скинов и у толпы пользовался авторитетом. Естественно, я спросил, кто же самый главный. Как выяснилось, у омских скинов нет конкретного лидера, но подобие иерархии все-таки существует. Низшей ступенью считаются "патриоты", или, как их еще называют, "покемоны". Следующий уровень - это "старшие" над патриотами, у каждого из которых в подчинении находится от 20 до 80 человек. Самые же главные в движении - "старшаки" - около двадцати человек, образующие так называемый Совет. Раз в месяц они собираются (места встреч Ганс категорически отказался назвать) и обсуждают будущее, планируют рейды, акции. Планируют убийства... На вопрос, кто привлекает к участию в акциях и сколько за это платят, Ганс ответил, что у движения всегда есть деньги, а про поддержку коротко заметил: "Кое-кто из власти".
По подсчетам Ганса, в Омске насчитывается около тысячи активных членов нацистского движения.
"Мы систематически устраиваем рейды - это когда большая группа скинов идет по улицам и бьет подряд всех нерусских. Иногда с такими рейдами выезжаем в другие города, последний пример - выезд в Новосибирск", - продолжил Ганс. Кроме "чистых" скинхедов в Омске также есть представители blue skins - скинхедов нетрадиционной ориентации.
Поговорив про друзей и соратников наци, я решил снова повернуть разговор к врагам движения. "Я уже говорил, наши основные враги - антифашисты. Внешне отличить от других неформалов можно по прямой красной шнуровке обуви. Есть такие антифа, которые одеваются, как обычные люди, но так делают и скинхеды - приходится быть осторожными, - продолжал делиться Ганс. - Существует еще такое движение, как "шарпы" - они против и скинхедов, и антифашистов. В Омске "шарпов" немного - около десяти человек. А на улице их можно узнать по нашивкам с изображением шлема римского легионера".
Под конец беседы я задал вопрос про громкие убийства в городе на почве расовой неприязни. "Конечно, я слышал про эти убийства! А Лома, Психа и Хлама знаю очень хорошо, - оживился собеседник, - и вообще, дело про убийство украинца - только верхушка айсберга! Многие из нас участвовали в убийствах и не жалеют об этом". То ли случайно проговорившись, то ли не увидев в своих словах секрета, Ганс обмолвился: "Из правоохранительных органов нам давали информацию о свидетелях..." На вопрос, убивал ли сам, Ганс ответил: "И не один раз".
Было ли это правдой или просто подростковой бравадой - не знаю. Больше я не стал рисковать, попрощался со всеми, с кем меня познакомили, и ушел от нацизма...
Справка
Впервые Skin-Head`s появились в Великобритании в середине 60-х годов. Скинхедами была рабочая молодежь с окраин городов, именовавшая себя "working class kids" ("рабочая молодежь"). К началу 90-х годов "бритые" появились во всех европейских странах, в том числе и в России.
В это время в Москве насчитывалось не более нескольких десятков поклонников скин-культуры и идеологии. В 1993-94 годах численность московских бритоголовых достигла 150-200 человек.
Начиная с середины 90-х годов, количество скинов превышает 1000 человек, их субкультура и идеология становятся заметным явлением в мире современного российского политэкстремизма правого толка.
Западные неофашистские и ультранацистские политические партии и движения начинают искать контакты с лидерами российских скинхедов. В Москве стал выходить журнал "Под ноль" - первый в России печатный орган скинхед-движения (хотя одно время - в 1995-96 годах подобием скин-литературы выступал музыкальный журнал "Железный марш"). Примерно в то же время возникают и первые скин-банды - музыкальные группы, играющие стиль "ОЙ" (музыкальный стиль скинхедов, типологически близкий к "постпанку"). Сегодня в отличие от других неформальных молодежных течений и групп, существующих на настоящий момент, движение скинхедов - самое жесткое и агрессивное среди прочих групп неформалов.
В это время в Москве насчитывалось не более нескольких десятков поклонников скин-культуры и идеологии. В 1993-94 годах численность московских бритоголовых достигла 150-200 человек.
Начиная с середины 90-х годов, количество скинов превышает 1000 человек, их субкультура и идеология становятся заметным явлением в мире современного российского политэкстремизма правого толка.
Западные неофашистские и ультранацистские политические партии и движения начинают искать контакты с лидерами российских скинхедов. В Москве стал выходить журнал "Под ноль" - первый в России печатный орган скинхед-движения (хотя одно время - в 1995-96 годах подобием скин-литературы выступал музыкальный журнал "Железный марш"). Примерно в то же время возникают и первые скин-банды - музыкальные группы, играющие стиль "ОЙ" (музыкальный стиль скинхедов, типологически близкий к "постпанку"). Сегодня в отличие от других неформальных молодежных течений и групп, существующих на настоящий момент, движение скинхедов - самое жесткое и агрессивное среди прочих групп неформалов.
артем вырезков
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов713025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1697021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1464021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1434021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3430314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7608114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2808013 ноября 2024
Новости партнеров