Бизнес. PR-компании
№ 14(241) от 16.04.2008
А омский бизнес PRотив!
"Поливание грязью компаний-конкурентов" - вот что подразумевают под PR-деятельностью 5% руководителей омских фирм. При этом, как показал опрос, проведенный агентством "БК-рейтинг", около 10% местных бизнесменов вообще не знают, что означают эти две "загадочные" буквы. А больше 50% омских предпринимателей уверены, что PR им абсолютно не нужен.
По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г. |
По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г. |
По данным агентства «БК-рейтинг». Информация предоставлена участниками рынка. Апрель 2008 г. |
Немногим более 30% местных фирм время от времени применяют в своей работе какие-либо PR-технологии. Остальные утверждают, что "в сомнительных приемах" не нуждаются: у них и без того есть постоянные клиенты. Исходя из такой формулировки, можно понять: большинство наслышано лишь о так называемом черном пиаре. Любопытно, что даже заинтересованные в PR-мероприятиях бизнесмены средства на них тратить не торопятся: 20% убеждены, что это слишком дорого, еще 15% полагают, что в Омске нет хороших специалистов. Во многом из-за несформированного спроса омский рынок pr-услуг сегодня не только отстает в развитии от соседних регионов (Новосибирска, Екатеринбурга, Томска), но и не имеет четкой структуры. По разным оценкам, в Омске PR-услуги оказывают около 30 компаний, для большинства это направление сопутствующее, на базе существующего рекламного или маркетингового бизнеса. Среди таких - рекламное агентство "Биг Виллидж", "Оникс-Омск", маркетинговая компания "Делфи" и другие. Профильными игроками по большому счету назвать себя могут три-четыре агентства: Центр развития связей с общественностью "PR-контакт", аудиторская фирма "Натали-Консалтинг", продюсерский центр "Плюс"... Время от времени силы в этой сфере пробуют новички, но чаще безуспешно. По данным участников рынка, только за последний год закрылись два специализированных PR-агентства. Причина фиаско в том, что ставку новички делают не на качество услуг и цены, а на невысокую конкуренцию и неразвитость рынка. Видимо, полагают, что стоит им только появиться, как клиенты выстроятся в очередь. На деле все не так: рынок пиара - один из немногих, где малочисленность игроков объясняется не монополией сильных участников или жесткой борьбой, а минимальным спросом на услугу. К тому же это одно из направлений, где репутация игрока и опыт едва ли не основные козыри.
Ноу нэйм - ноу мани!
Успешным PR-агентство, по мнению участников рынка, может стать только в двух случаях: если у его владельца наработанное имя, которое само по себе бренд (подразумевается, что в таком агентстве работают высококлассные специалисты), или есть контакты с другими городами и солидные инвестиции - от 3-5 миллионов рублей на рекламу и продвижение. Проще говоря, чтобы пиарить других, сначала придется пропиарить себя, а это удовольствие не из дешевых. Малоизвестным, непроверенным людям заказчик доверять не будет, в один голос заявляют игроки, в агентство "ноу нэйм" никто деньги не понесет. И без того в Омске не сильно доверяют пиарщикам. Основная масса заказов к немногочисленным участникам рынка идет через Москву: там эта индустрия более развита, да и средства тратить на пиар не скупятся. "На этом рынке чаще работают через субподрядчиков, - рассказывает Виталий Доля, генеральный директор компании "PR-контакт", - например, у московской организации есть человек в Омске, он налаживает контакт с каким-нибудь омским агентством. Сначала обращаются к нему, а он уже к нам". Иными словами, омский пиар - рынок больших цепочек: напрямую с заказчиком работают редко. Поэтому часто клиент существенно переплачивает, иногда до 10-15%. Но ни имя, ни даже высокий гонорар не гарантируют клиенту решение его проблем. Это связано с достаточно низким качеством оказываемых услуг, с нехваткой квалифицированных кадров.
"СапЕры" по совместительству
Еще одна из причин неразвитости индустрии - длительный срок окупаемости. Открыть PR-агентство не столь затратно (от 1-1,5 миллионов рублей, если не покупать, а арендовать офис) и несложно (достаточно небольшого офиса с оргтехникой, телефонами и трех- четырех специалистов). Основная часть расходов - собственное продвижение и поиск клиентов, на это могут уйти годы. Еще нюанс: с клиентами главное не ошибаться. Участники рынка шутят, что маркетолог и пиарщик как саперы: одна ошибка может стоить репутации и карьеры. Единственный способ выжить на начальном этапе - заниматься сопутствующим бизнесом: рекламой (клиентов в разы больше), маркетинговыми исследованиями, организацией праздников и пр. Пиар как таковой пока не хлебный бизнес для омичей. Видимо, поэтому четких расценок на услуги нет. Очевидно одно: аппетиты местных агентств весьма скромные - в четыре-пять раз ниже столичных. Например, если минимальная стоимость проекта крупного агентства в России стартует с нескольких миллионов рублей, в Омске с радостью возьмутся за заказ в сотни тысяч рублей, иногда даже в десятки тысяч. Фиксированная ставка агентских при разработке комплексной кампании - около 15% от стоимости всего заказа.
А ну скорей любите нас!
PR - это долгосрочное вложение: результат от мероприятия может обнаружиться через год-два, может и... завтра, точно просчитать очень сложно. Экономический эффект от рекламы (если он, конечно, достигнут) ощущается достаточно скоро - в течение одного-двух месяцев. В отличие от рекламных, PR-технологии действуют более тонко и ориентируются на более широкий спектр целей. В широком смысле цель PR-действий - формирование имиджа в обществе, хорошего отношения к марке, фирме, продукции, личности. Имидж не материальная ценность, но он определяет лояльность покупателей. Проще говоря, цель пиара - сделать потребителя "своим", создать положительный настрой по отношению к марке. Это важно, потому что, когда лояльность определяется душевной, а не материальной стороной, компания может не бояться потерять такого клиента.
..но PeRспективы есть!
Специалисты убеждены: PR-отрасль в Омске будет более активно развиваться только в том случае, если произойдут глобальные изменения в бизнесе. Пока предпосылок к этому нет. Например, 2006-2007 годы прошли довольно тихо для омского PR-сообщества. Для сравнения: в Новосибирске пиар развивается более стремительно, постоянно проходят мероприятия, семинары, конференции, мастер-классы. В Омске на порядок меньше инициативных людей, заинтересованных в продвижении PR-услуг. Кого-то раскачать очень непросто - это специфика города. Все же потенциал у индустрии довольно неплохой: рынок не насыщен предложениями, он полупустой и, по разным оценкам, в ближайшем будущем будет расти со скоростью не менее 20-30% в год (рекламный рынок увеличивается примерно на 27% в год). В Омске потенциал для этого есть. По данным опроса, в ближайшем будущем обратиться в PR-агентство планируют около 20% компаний. Еще 26% компаний собираются организовать собственный PR-отдел.
Мнение
Алексей Лепский, РГ "Оникс":
- В Омске больше востребованы комплексные рекламные кампании, да, в них могут входить какие-то PR-мероприятия, но в чистом виде PR-стратегий не разрабатывается, так как большинству региональных компаний они просто не нужны. PR-кампании небходимы крупным предприятиям, которые ориентированы на федеральный рынок и могут позволить себе услуги московских специалистов. Поэтому на омском рынке такие случаи единичны.
Виталий Доля, генеральный директор компании "PR-контакт":
- Рынок pr-услуг в Омске не сформировался, и вряд ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Причин тому несколько: во-первых, это закрытость города, во-вторых, неготовность принимать новые формы и методы работы, потому что во властных структурах, в бизнесе работают руководители еще советских времен, которые привыкли все делать по старинке. И если даже слышат что-то о PR на пресс-конференциях и семинарах, то все равно сводят его чаще всего к организации праздников и корпоративов. Люди хотят организовывать pr-мероприятия, но пока не знают до конца, что это такое.
Ольга Смирнова, Марина Ежелева, "БК-рейтинг"
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров