Бизнес. Первые лица
№ 17(244) от 07.05.2008
Сергей Солдатенков: "Связь третьего поколения не даст нам новых абонентов"
Гендиректор "МегаФона" Сергей Солдатенков рассказал "БК", почему в состав учредителей сотового оператора может войти правительство Ирана и как его компания может стать лидером рынка связи.
Сергей Солдатенков |
Пресс-конференция, посвященная финансовым итогам работы компании за 2007 год, проходила в головном офисе компании "МегаФон". Солдатенков держался подчеркнуто открыто, что неудивительно - именно его журналисты называют тем редким примером, когда бывший военный, чекист даже, сумел вписаться в реалии нового века и попасть в число ключевых российских управленцев. Во главе с ним в прошлом году "МегаФон" сумел увеличить чистую прибыль на 70%, хотя так и не стал даже вторым по прибыли сотовым оператором России.
- Мы по-прежнему планируем стать лидером рынка сотовой связи России по экономическим показателям, - начал финансовый отчет г-н Солдатенков. - В мире есть всего три-четыре примера, когда сотовый оператор на сверхконкурентном рынке с третьего места перемещается на первое без слияний и поглощений, крупных покупок конкурентов. Мы хотим стать исключением из правила и добиться того же. Несколько лет назад мы заявляли, что скоро станем вторым сотовым оператором России по выручке. Мы свое обещание сдержали: МТС и Билайн - первые, мы - вторые. Это, конечно, шутка. Если серьезно - в 2007 году консолидированная выручка "МегаФона" составила $5,7 млрд., из них чистая прибыль - $1,4 млрд. Второй год "Мегафон" - лидер по выручке. Рентабельность по EBITDA по итогам 2007 года - 51%. Это очень высокий показатель, сотовые операторы Европы довольствуются рентабельностью по EBITDA в 35%. И если бы мы работали в Европе, наша выручка была бы в четыре раза выше.
- Сергей Владимирович, как вам удается увеличивать прибыль, если компания удерживает среднюю стоимость минуты на уровне 2006 года?
- Не секрет, что наши абоненты самые говорящие в России. В начале 2008 года сразу несколько наших клиентов были занесены в российскую книгу рекордов. В городе Королев Московской области проживает девушка, которая только на исходящие звонки за год потратила 130 тысяч минут своего времени (в среднем шесть часов в сутки - "БК"). Абонент именно нашей компании стал sms-рекордсменом, именно наш абонент дольше всех проговорил в роуминге. Мы не стремимся повышать цену услуг, мы наращиваем число абонентов и расширяем спектр услуг, стимулируем людей увеличивать трафик. У нас один из самых высоких в России ARPU - среднемесячный счет на одного абонента $14,1. Наши абоненты не боятся говорить много. И если развивать правильную корпоративную культуру, а мы считаем, что она у нас правильная, тогда можно расти быстрее рынка, поскольку сотрудники, разделяющие идеологию своей компании, готовы выкладываться, проявлять инициативу, искать и находить нестандартные решения.
(Потом в приватном общении с журналистами и.о. директора по связям с общественностью компании Марина Белашева в шутку добавит, что есть те, кто "не ищет новых путей, потому что им лень, а нам не лень". Также она расскажет, как несколько лет "МегаФон" "растил" себе абонентов, у которых сегодня самый большой ARPU. К примеру, "МегаФон" еще в 2003 году отменил плату за входящие звонки, устанавливал тарифы, когда каждая четная минута была платной, нечетная - бесплатной).
- Меня часто спрашивают, можно ли в России достичь европейского уровня общения, когда абоненты тратят ежемесячно по 350-400 минут на разговоры по мобильному телефону, - продолжает г-н Солдатенков. - Отвечаю: можно, но не во всех регионах. У нас и сейчас есть регионы, где абоненты в среднем говорят по мобильнику 500 минут в месяц, а есть - где MOU (удельный трафик на одного абонента) только 60 минут. Вообще, в 2007 году у "МегаФона" стало на шесть млн. абонентов больше. Сегодня наших абонентов более 36 млн. человек только по России, не считая Таджикистана. Доля рынка "МегаФона" сегодня - более 20,5%, доля "МегаФона" в совокупной выручке операторов большой тройки в России по итогам года составила 31%.
- МТС заявляли, что собираются выходить на рынок Индии. "МегаФон" интересуется Ираном. Какие планы у компании на выход в дальнее зарубежье? TeliaSonera - один из учредителей "МегаФона" - работает в Грузии, Казахстане, Азербайджане и Узбекистане. Значит ли это, что "МегаФону" выход в эти страны заказан?
- У нас нет жестких ограничений на развитие в странах СНГ. Каждый проект рассматривает и оценивает совет директоров, он же принимает окончательное решение. В тех странах, где TeliaSonera не ведет операции, мы можем рассматривать возможные приобретения. Если будут интересные предложения, мы готовы убеждать акционеров, что способны освоить эти рынки лучше, чем TeliaSonera. Что касается дальнего зарубежья - мы рассматриваем возможность выхода на эти рынки, но эта задача не является для нас первостепенной. Индия нам интересна. Огромная страна, ненасыщенный рынок. В Иране подобная ситуация - молодое население, число жителей постоянно растет, сегодня в Иране проживает около 70 млн. человек, есть два оператора с участием государства. Иранское правительство предлагает партнерство, они планируют войти в состав учредителей сотового оператора, который будет работать на их рынке. Пока непонятно, на каких условиях мы сможем выйти на рынок - будет ли это аукцион или конкурс среди сотовых операторов. Пока больше вопросов, чем ответов. Что касается рынка Европы, то мы не видим для себя смысла выходить, к примеру, в ту же Латвию - там повсюду рынок уже поделен.
- Сколько средств инвестирует "МегаФон" в 2008 году в связь третьего поколения?
- Мы планируем инвестировать в 2008 году до $1,7 млрд., из них $250 млн. пойдут на связь третьего поколения. В начале года мы организовали первый для России международный видеозвонок по мобильной связи третьего поколения между Красной поляной (Сочи, Россия) и Куршавелем (Франция). В Питере 3G уже есть. До конца года связь третьего поколения появится еще в нескольких регионах России, каких - не могу пока назвать. Не следует ожидать от сетей 3G кардинально новых возможностей. Уже сейчас в сети GSM "Мегафон" предоставляет практически полный спектр услуг, которые будут доступны в сети 3G, в том числе мобильное телевидение. Однако следует заметить, что качество этих услуг в сетях следующего поколения будет заметно лучше, кроме того, появится услуга, которую невозможно предоставлять в сетях второго поколения, - видеозвонок.
- Будет ли "МегаФон" проводить в этом году IPO и произойдет ли объединение региональных дочерних компаний сотового оператора в одну федеральную структуру?
- К IPO компания готова: у нас самый высокий кредитный рейтинг, который может быть у российской компании, вся финансовая отчетность давно соответствует всем требованиям, которые предъявляются к публичной компании. Нас также не может не радовать, что телекоммуникационный рынок достаточно высоко оценен на бирже и рядом с газовыми и нефтяными монстрами соседствуют МТС и "ВымпелКом". Это значит, что наша страна не только сырьевая. Нашему IPO по-прежнему мешает отсутствие однозначного мнения среди акционеров по этому поводу. Объединение наших 100% "дочек" в одну федеральную структуру также тормозится по этой же причине. (Напомним, осенью прошлого года завершился четырехлетний конфликт акционеров "МегаФона": фонд IPOC и "Альфа-групп", оспаривавшие права на 25,1% акций сотовой компании, отозвали все взаимные иски. А незадолго до этого у оператора появился новый совладелец - Алишер Усманов заплатил $410 млн. за 15% "Телекоминвеста" - второго по величине акционера "МегаФона" - "БК".)
В кулуарах после пресс-конференции, как обычно, обсуждалось самое интересное. Вывод из дискуссии между журналистами и топ-менеджерами компании корреспондент "БК" сделала следующий - удивительная все-таки вещь российский рынок. С одной стороны, по неофициальной информации, одного из сотовых операторов большой тройки, а именно "МегаФон", нарушая все законы о свободной конкуренции, лоббирует министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. С другой - нижегородские чиновники за то, чтобы разрешить "МегаФону" провести городской субботник с участием абонентов и работников компании, просят 10 тысяч рублей. Хотя это еще цветочки. Директор детского дома в Подмосковье за право оказать детям спонсорскую помощь потребовала от потенциального мецената 20 тысяч рублей.
- Мы по-прежнему планируем стать лидером рынка сотовой связи России по экономическим показателям, - начал финансовый отчет г-н Солдатенков. - В мире есть всего три-четыре примера, когда сотовый оператор на сверхконкурентном рынке с третьего места перемещается на первое без слияний и поглощений, крупных покупок конкурентов. Мы хотим стать исключением из правила и добиться того же. Несколько лет назад мы заявляли, что скоро станем вторым сотовым оператором России по выручке. Мы свое обещание сдержали: МТС и Билайн - первые, мы - вторые. Это, конечно, шутка. Если серьезно - в 2007 году консолидированная выручка "МегаФона" составила $5,7 млрд., из них чистая прибыль - $1,4 млрд. Второй год "Мегафон" - лидер по выручке. Рентабельность по EBITDA по итогам 2007 года - 51%. Это очень высокий показатель, сотовые операторы Европы довольствуются рентабельностью по EBITDA в 35%. И если бы мы работали в Европе, наша выручка была бы в четыре раза выше.
- Сергей Владимирович, как вам удается увеличивать прибыль, если компания удерживает среднюю стоимость минуты на уровне 2006 года?
- Не секрет, что наши абоненты самые говорящие в России. В начале 2008 года сразу несколько наших клиентов были занесены в российскую книгу рекордов. В городе Королев Московской области проживает девушка, которая только на исходящие звонки за год потратила 130 тысяч минут своего времени (в среднем шесть часов в сутки - "БК"). Абонент именно нашей компании стал sms-рекордсменом, именно наш абонент дольше всех проговорил в роуминге. Мы не стремимся повышать цену услуг, мы наращиваем число абонентов и расширяем спектр услуг, стимулируем людей увеличивать трафик. У нас один из самых высоких в России ARPU - среднемесячный счет на одного абонента $14,1. Наши абоненты не боятся говорить много. И если развивать правильную корпоративную культуру, а мы считаем, что она у нас правильная, тогда можно расти быстрее рынка, поскольку сотрудники, разделяющие идеологию своей компании, готовы выкладываться, проявлять инициативу, искать и находить нестандартные решения.
(Потом в приватном общении с журналистами и.о. директора по связям с общественностью компании Марина Белашева в шутку добавит, что есть те, кто "не ищет новых путей, потому что им лень, а нам не лень". Также она расскажет, как несколько лет "МегаФон" "растил" себе абонентов, у которых сегодня самый большой ARPU. К примеру, "МегаФон" еще в 2003 году отменил плату за входящие звонки, устанавливал тарифы, когда каждая четная минута была платной, нечетная - бесплатной).
- Меня часто спрашивают, можно ли в России достичь европейского уровня общения, когда абоненты тратят ежемесячно по 350-400 минут на разговоры по мобильному телефону, - продолжает г-н Солдатенков. - Отвечаю: можно, но не во всех регионах. У нас и сейчас есть регионы, где абоненты в среднем говорят по мобильнику 500 минут в месяц, а есть - где MOU (удельный трафик на одного абонента) только 60 минут. Вообще, в 2007 году у "МегаФона" стало на шесть млн. абонентов больше. Сегодня наших абонентов более 36 млн. человек только по России, не считая Таджикистана. Доля рынка "МегаФона" сегодня - более 20,5%, доля "МегаФона" в совокупной выручке операторов большой тройки в России по итогам года составила 31%.
- МТС заявляли, что собираются выходить на рынок Индии. "МегаФон" интересуется Ираном. Какие планы у компании на выход в дальнее зарубежье? TeliaSonera - один из учредителей "МегаФона" - работает в Грузии, Казахстане, Азербайджане и Узбекистане. Значит ли это, что "МегаФону" выход в эти страны заказан?
- У нас нет жестких ограничений на развитие в странах СНГ. Каждый проект рассматривает и оценивает совет директоров, он же принимает окончательное решение. В тех странах, где TeliaSonera не ведет операции, мы можем рассматривать возможные приобретения. Если будут интересные предложения, мы готовы убеждать акционеров, что способны освоить эти рынки лучше, чем TeliaSonera. Что касается дальнего зарубежья - мы рассматриваем возможность выхода на эти рынки, но эта задача не является для нас первостепенной. Индия нам интересна. Огромная страна, ненасыщенный рынок. В Иране подобная ситуация - молодое население, число жителей постоянно растет, сегодня в Иране проживает около 70 млн. человек, есть два оператора с участием государства. Иранское правительство предлагает партнерство, они планируют войти в состав учредителей сотового оператора, который будет работать на их рынке. Пока непонятно, на каких условиях мы сможем выйти на рынок - будет ли это аукцион или конкурс среди сотовых операторов. Пока больше вопросов, чем ответов. Что касается рынка Европы, то мы не видим для себя смысла выходить, к примеру, в ту же Латвию - там повсюду рынок уже поделен.
- Сколько средств инвестирует "МегаФон" в 2008 году в связь третьего поколения?
- Мы планируем инвестировать в 2008 году до $1,7 млрд., из них $250 млн. пойдут на связь третьего поколения. В начале года мы организовали первый для России международный видеозвонок по мобильной связи третьего поколения между Красной поляной (Сочи, Россия) и Куршавелем (Франция). В Питере 3G уже есть. До конца года связь третьего поколения появится еще в нескольких регионах России, каких - не могу пока назвать. Не следует ожидать от сетей 3G кардинально новых возможностей. Уже сейчас в сети GSM "Мегафон" предоставляет практически полный спектр услуг, которые будут доступны в сети 3G, в том числе мобильное телевидение. Однако следует заметить, что качество этих услуг в сетях следующего поколения будет заметно лучше, кроме того, появится услуга, которую невозможно предоставлять в сетях второго поколения, - видеозвонок.
- Будет ли "МегаФон" проводить в этом году IPO и произойдет ли объединение региональных дочерних компаний сотового оператора в одну федеральную структуру?
- К IPO компания готова: у нас самый высокий кредитный рейтинг, который может быть у российской компании, вся финансовая отчетность давно соответствует всем требованиям, которые предъявляются к публичной компании. Нас также не может не радовать, что телекоммуникационный рынок достаточно высоко оценен на бирже и рядом с газовыми и нефтяными монстрами соседствуют МТС и "ВымпелКом". Это значит, что наша страна не только сырьевая. Нашему IPO по-прежнему мешает отсутствие однозначного мнения среди акционеров по этому поводу. Объединение наших 100% "дочек" в одну федеральную структуру также тормозится по этой же причине. (Напомним, осенью прошлого года завершился четырехлетний конфликт акционеров "МегаФона": фонд IPOC и "Альфа-групп", оспаривавшие права на 25,1% акций сотовой компании, отозвали все взаимные иски. А незадолго до этого у оператора появился новый совладелец - Алишер Усманов заплатил $410 млн. за 15% "Телекоминвеста" - второго по величине акционера "МегаФона" - "БК".)
В кулуарах после пресс-конференции, как обычно, обсуждалось самое интересное. Вывод из дискуссии между журналистами и топ-менеджерами компании корреспондент "БК" сделала следующий - удивительная все-таки вещь российский рынок. С одной стороны, по неофициальной информации, одного из сотовых операторов большой тройки, а именно "МегаФон", нарушая все законы о свободной конкуренции, лоббирует министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. С другой - нижегородские чиновники за то, чтобы разрешить "МегаФону" провести городской субботник с участием абонентов и работников компании, просят 10 тысяч рублей. Хотя это еще цветочки. Директор детского дома в Подмосковье за право оказать детям спонсорскую помощь потребовала от потенциального мецената 20 тысяч рублей.
Алена Булавка
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
- У звезды Омского музтеатра поинтересовались, когда она ведьма4225 декабря 2024
- Ксения Собчак показала, какой look она выбрала для встречи с Путиным98924 декабря 2024
- Возле бывшего ночного клуба "Атлантида" открывают новый ресторан124624 декабря 2024
- Звезда балета Полунин: "Мое время в России истекло"1187323 декабря 2024
- Дресс-код: глава федерального Минкульта продемонстрировала идеал офисного стиля230520 декабря 2024
- Омичи в этом году возжелали потрогать креативные елки: в "Искусстве Омска" «подЕЛЬники-6»230217 декабря 2024
- Омская художница участвует в выставке, где куратором выступил создатель масок для фильма Феллини257516 декабря 2024
Новости партнеров