Власть. Первые лица
№ 18(245) от 14.05.2008
Александр Горбунов: "Омские кабельщики должны действовать в соответствии с генпланом"
Местные сайты подвергнут цензуре, для омских кабельщиков введут новые правила игры, а область вслед за городом ввяжется в игру на рынке телекоммуникаций. Такие версии стали множиться в прессе после появления в феврале этого года информации о создании Главного управления информационных технологий и телекоммуникаций Омской области. Спустя два месяца начальник этого ведомства Александр Горбунов рассказывает о том, зачем действительно было создано Главное управление.
Александр Горбунов |
- Александр Владимирович, чем вас, человека, много лет проработавшего в мире бизнеса, заинтересовала эта должность?
- Курс экономики традиционно делится на две части: микро- и макроэкономика. Занимаясь бизнесом, больше интересуешься микроэкономикой. А находясь во власти, начинаешь думать, как поменять макроэкономические показатели. Как, например, увеличить долю информационных технологий в валовом региональном продукте.
К тому же должность, которую я сейчас занимаю, достаточно высока для того, чтобы реально быть полезным бизнесу и обществу в целом. Существует официальный рейтинг готовности регионов РФ к информационному обществу. На данный момент Омская область в нем занимает 33 место. Новосибирск, для сравнения, 18, Томск - 5. Я хочу, чтобы деятельность Главного управления и моя деятельность помогли Омской области оказаться в первой десятке. Можете считать это моей личной целью.
- Чем полезно для региона такое перемещение вверх по шкале?
- Рейтинг готовности к информационному обществу в качестве составной части входит в рейтинг инвестиционной привлекательности. Чем ниже у нас готовность к информационному сообществу, тем ниже наша привлекательность для инвесторов, следовательно, тем меньше денег оказывается в бюджете Омской области.
- Как создание вашего ведомства повышает наши шансы на привлечение новых инвестиций и развитие ИТ?
- Сфера информационных технологий в настоящее время приобретает значительное влияние на практически все области жизнедеятельности, поэтому потребовался координирующий, а в некоторых направлениях и управляющий орган власти, который бы отвечал за развитие этой сферы в регионе. К тому же одним из условий получения финансовых средств из федерального бюджета по программе "Электронная Россия" является наличие в регионе соответствующего органа исполнительной власти. До 2008 Омская область не могла участвовать в мероприятиях программы именно по причине его отсутствия.
Что касается инвестиций, то сейчас готовится ряд предложений для потенциальных инвесторов, и с некоторыми инвесторами уже ведутся переговоры. Но сейчас об этом говорить еще рано: не все документы готовы и не закончена юридическая проработка инициатив. Конечно, список предложений для инвесторов будет постоянно пополняться. Сфера? Информационные технологии.
- Одной из задач вашего ведомства, как записано в положении, является создание условий для развития конкурентоспособного сектора информационных технологий и телекоммуникаций Омской области. Что имеется в виду?
- Многие региональные компании рассуждают так: "У нас и так рынок маленький, да еще и засилье компаний из других регионов, особенно московских. Не успели конкурс объявить, как пришли москвичи и выиграли его, а за пределы области нас не выпускают". Я озвучивал это мнение в мининформсвязи РФ, рассуждая о том, что было бы неверно, если бы нашим управлением проводились конкурсы, которые выигрывали только московские компании, тогда как мы хотим привлечь деньги в регион, а не наоборот. На что мне в мининформсвязи парировали: "Посмотрите сами, сколько омских компаний участвует в федеральных тендерах. Вот вы раньше бизнесом занимались? Занимались. Как часто вы участвовали в федеральных тендерах? Практически не участвовали? А если так, то как вы хотите в них побеждать?" Вот, собственно, по вопросу о создании конкурентоспособного сектора. В числе наших ближайших мероприятий - проведение семинара для компаний, работающих в сфере информационных технологий, на котором будет рассказано о специфике работы с органами государственной власти. Да, это сложно. Но вполне реально.
- Реально? Предприниматели рассказывают, что иногда конкурсы оказываются если не "подставой" для них, то уж точно участие в них связано с большими сложностями.
- Мне, когда я работал в бизнесе, приходилось участвовать в конкурсах на заключение государственных контрактов. Некоторые конкурсы мы проигрывали, некоторые - выигрывали. Когда выигрывали, не всегда получали ту прибыль, которую мы запланировали, но это происходило не по вине заказчика: суммы, оговоренные в государственных контрактах, мы получали полностью. Другое дело, когда контракт предусматривает длительные сроки исполнения, могут измениться затраты исполнителя - цены повысились, что-то не предусмотрели. А контрактную цену уже не изменить. Но ведь условия контракта известны заранее. Получается, если исполнитель взялся выполнить определенный объем работ и заявил сроки и цену, кого ему винить за то, что при этих сроках и цене не удалось заработать, как планировал? Только себя - неправильно оценил затраты, трудоемкость, риски...
Что касается моей нынешней деятельности, то считаю, что нужно работать в рамках правового поля и четко контролировать все этапы подготовки и проведения конкурса.
- А как бы вы оценили потенциал омского рынка ИТ?
- Есть сильные компании и, что ценно, рынок очень динамичный. Здесь главное, чтобы на нем не оставалось пустых ниш, поскольку они тут же будут заняты более шустрыми и капиталоемкими компаниями из других регионов. Пока мы можем составить достойную конкуренцию тем же московским компаниям. Другой вопрос, что не всегда хотим. Я знаю много омских компаний, которые активно работают в других регионах, но не в Омской области.
- А кстати, почему это происходит? Может быть, мешают отношения с властью?
- Даже когда я еще не сидел в этом кабинете, мне эта гипотеза не очень нравилась. Я не видел, чтобы власть кому-то конкретно вставляла палки в колеса. Это противоречит тому же федеральному закону: у нас открытые государственные закупки, и мы не можем никого ограничивать. Условия вывешиваются в интернете, печатаются в газете. Любая заявка будет рассмотрена и не принята она может быть только по каким-то формальным признакам. Если это происходит, то об этом также есть информация, и любая компания - даже та, которая не участвовала в конкурсе, - может обратиться в соответствующие органы с жалобой. Были прецеденты, когда с такими жалобами выступали компании, не участвовавшие в конкурсе. И с этими жалобами разбираются, компанию приглашают на заседания комиссий и ее замечания принимают. Буквально месяц назад была такая ситуация. По-моему, это нормально.
- Ваше ведомство заявило на этот год программу, бюджет которой равен 54 млн. рублей. Не слишком мало?
- Я предлагаю в этих ситуациях поступать так - открывать программу и смотреть, куда и как эти деньги собираются тратить. Стоимость всех инициатив подсчитана, по каждой статье будут проводиться конкурсы для подрядчиков.
- Какая часть программы самая трудо- и ресурсозатратная?
- Развитие сети связи и сети электронного документооборота. Здесь предполагаются работы по прокладке сетей, покупке оборудования, проведению обучения. На третьем месте - создание интернет-представительств органов исполнительной власти Омской области. Бюджет разделен между министерствами, и каждое будет само определять сроки для поставщиков и подрядчиков.
- Бизнесмены часто жалуются, что власть, привлекая их к сотрудничеству, зачаcтую забывает о том, что они коммерсанты, а не альтруисты, и вынуждает их работать в убыток себе. Прокомментируете?
- Отношения между бизнесменами и властью регулируют законодательные и нормативные акты РФ, местные законы. Нигде в этих законах не прописано, что власть должна организовывать какие-то преференции. Один из главных моментов, которыми руководствуется власть, - социальная направленность. Мы не забываем о коммерческих интересах исполнителей, но и хотим, чтобы наши требования к результатам работ неукоснительно выполнялись.
- Пожалуйста, опровергните или подтвердите два мнения по поводу вашего ведомства - о цензуре и написании правил игры для кабельщиков.
- Мы не занимаемся вопросами контента в интернете. А насчет определения правил игры для кабельщиков: существует администрация Омска и закон о местном самоуправлении, согласно которому все действия на территории Омска - зона ответственности мэрии. Омские кабельщики должны действовать в соответствии с генеральным планом развития Омска. Но совместные действия будут проводиться, и некоторые предложения, возможно, мы внесем на рассмотрение городских властей.
- И напоследок: чем увлекаетесь, когда есть свободное время?
- Люблю рыбалку. Но караси, карпы - это скучно. Если ловить, то только хищников.
- Курс экономики традиционно делится на две части: микро- и макроэкономика. Занимаясь бизнесом, больше интересуешься микроэкономикой. А находясь во власти, начинаешь думать, как поменять макроэкономические показатели. Как, например, увеличить долю информационных технологий в валовом региональном продукте.
К тому же должность, которую я сейчас занимаю, достаточно высока для того, чтобы реально быть полезным бизнесу и обществу в целом. Существует официальный рейтинг готовности регионов РФ к информационному обществу. На данный момент Омская область в нем занимает 33 место. Новосибирск, для сравнения, 18, Томск - 5. Я хочу, чтобы деятельность Главного управления и моя деятельность помогли Омской области оказаться в первой десятке. Можете считать это моей личной целью.
- Чем полезно для региона такое перемещение вверх по шкале?
- Рейтинг готовности к информационному обществу в качестве составной части входит в рейтинг инвестиционной привлекательности. Чем ниже у нас готовность к информационному сообществу, тем ниже наша привлекательность для инвесторов, следовательно, тем меньше денег оказывается в бюджете Омской области.
- Как создание вашего ведомства повышает наши шансы на привлечение новых инвестиций и развитие ИТ?
- Сфера информационных технологий в настоящее время приобретает значительное влияние на практически все области жизнедеятельности, поэтому потребовался координирующий, а в некоторых направлениях и управляющий орган власти, который бы отвечал за развитие этой сферы в регионе. К тому же одним из условий получения финансовых средств из федерального бюджета по программе "Электронная Россия" является наличие в регионе соответствующего органа исполнительной власти. До 2008 Омская область не могла участвовать в мероприятиях программы именно по причине его отсутствия.
Что касается инвестиций, то сейчас готовится ряд предложений для потенциальных инвесторов, и с некоторыми инвесторами уже ведутся переговоры. Но сейчас об этом говорить еще рано: не все документы готовы и не закончена юридическая проработка инициатив. Конечно, список предложений для инвесторов будет постоянно пополняться. Сфера? Информационные технологии.
- Одной из задач вашего ведомства, как записано в положении, является создание условий для развития конкурентоспособного сектора информационных технологий и телекоммуникаций Омской области. Что имеется в виду?
- Многие региональные компании рассуждают так: "У нас и так рынок маленький, да еще и засилье компаний из других регионов, особенно московских. Не успели конкурс объявить, как пришли москвичи и выиграли его, а за пределы области нас не выпускают". Я озвучивал это мнение в мининформсвязи РФ, рассуждая о том, что было бы неверно, если бы нашим управлением проводились конкурсы, которые выигрывали только московские компании, тогда как мы хотим привлечь деньги в регион, а не наоборот. На что мне в мининформсвязи парировали: "Посмотрите сами, сколько омских компаний участвует в федеральных тендерах. Вот вы раньше бизнесом занимались? Занимались. Как часто вы участвовали в федеральных тендерах? Практически не участвовали? А если так, то как вы хотите в них побеждать?" Вот, собственно, по вопросу о создании конкурентоспособного сектора. В числе наших ближайших мероприятий - проведение семинара для компаний, работающих в сфере информационных технологий, на котором будет рассказано о специфике работы с органами государственной власти. Да, это сложно. Но вполне реально.
- Реально? Предприниматели рассказывают, что иногда конкурсы оказываются если не "подставой" для них, то уж точно участие в них связано с большими сложностями.
- Мне, когда я работал в бизнесе, приходилось участвовать в конкурсах на заключение государственных контрактов. Некоторые конкурсы мы проигрывали, некоторые - выигрывали. Когда выигрывали, не всегда получали ту прибыль, которую мы запланировали, но это происходило не по вине заказчика: суммы, оговоренные в государственных контрактах, мы получали полностью. Другое дело, когда контракт предусматривает длительные сроки исполнения, могут измениться затраты исполнителя - цены повысились, что-то не предусмотрели. А контрактную цену уже не изменить. Но ведь условия контракта известны заранее. Получается, если исполнитель взялся выполнить определенный объем работ и заявил сроки и цену, кого ему винить за то, что при этих сроках и цене не удалось заработать, как планировал? Только себя - неправильно оценил затраты, трудоемкость, риски...
Что касается моей нынешней деятельности, то считаю, что нужно работать в рамках правового поля и четко контролировать все этапы подготовки и проведения конкурса.
- А как бы вы оценили потенциал омского рынка ИТ?
- Есть сильные компании и, что ценно, рынок очень динамичный. Здесь главное, чтобы на нем не оставалось пустых ниш, поскольку они тут же будут заняты более шустрыми и капиталоемкими компаниями из других регионов. Пока мы можем составить достойную конкуренцию тем же московским компаниям. Другой вопрос, что не всегда хотим. Я знаю много омских компаний, которые активно работают в других регионах, но не в Омской области.
- А кстати, почему это происходит? Может быть, мешают отношения с властью?
- Даже когда я еще не сидел в этом кабинете, мне эта гипотеза не очень нравилась. Я не видел, чтобы власть кому-то конкретно вставляла палки в колеса. Это противоречит тому же федеральному закону: у нас открытые государственные закупки, и мы не можем никого ограничивать. Условия вывешиваются в интернете, печатаются в газете. Любая заявка будет рассмотрена и не принята она может быть только по каким-то формальным признакам. Если это происходит, то об этом также есть информация, и любая компания - даже та, которая не участвовала в конкурсе, - может обратиться в соответствующие органы с жалобой. Были прецеденты, когда с такими жалобами выступали компании, не участвовавшие в конкурсе. И с этими жалобами разбираются, компанию приглашают на заседания комиссий и ее замечания принимают. Буквально месяц назад была такая ситуация. По-моему, это нормально.
- Ваше ведомство заявило на этот год программу, бюджет которой равен 54 млн. рублей. Не слишком мало?
- Я предлагаю в этих ситуациях поступать так - открывать программу и смотреть, куда и как эти деньги собираются тратить. Стоимость всех инициатив подсчитана, по каждой статье будут проводиться конкурсы для подрядчиков.
- Какая часть программы самая трудо- и ресурсозатратная?
- Развитие сети связи и сети электронного документооборота. Здесь предполагаются работы по прокладке сетей, покупке оборудования, проведению обучения. На третьем месте - создание интернет-представительств органов исполнительной власти Омской области. Бюджет разделен между министерствами, и каждое будет само определять сроки для поставщиков и подрядчиков.
- Бизнесмены часто жалуются, что власть, привлекая их к сотрудничеству, зачаcтую забывает о том, что они коммерсанты, а не альтруисты, и вынуждает их работать в убыток себе. Прокомментируете?
- Отношения между бизнесменами и властью регулируют законодательные и нормативные акты РФ, местные законы. Нигде в этих законах не прописано, что власть должна организовывать какие-то преференции. Один из главных моментов, которыми руководствуется власть, - социальная направленность. Мы не забываем о коммерческих интересах исполнителей, но и хотим, чтобы наши требования к результатам работ неукоснительно выполнялись.
- Пожалуйста, опровергните или подтвердите два мнения по поводу вашего ведомства - о цензуре и написании правил игры для кабельщиков.
- Мы не занимаемся вопросами контента в интернете. А насчет определения правил игры для кабельщиков: существует администрация Омска и закон о местном самоуправлении, согласно которому все действия на территории Омска - зона ответственности мэрии. Омские кабельщики должны действовать в соответствии с генеральным планом развития Омска. Но совместные действия будут проводиться, и некоторые предложения, возможно, мы внесем на рассмотрение городских властей.
- И напоследок: чем увлекаетесь, когда есть свободное время?
- Люблю рыбалку. Но караси, карпы - это скучно. Если ловить, то только хищников.
Справка
Александр Горбунов родился в 1965 году. В 1987 году окончил Омский политехнический институт по специальности "Автоматизированные системы управления". Имеет также диплом в области бизнеса, полученный в Открытом университете Великобритании на базе Новосибирской открытой школы бизнеса, сейчас учится по программе МБА. Сделал карьеру в компании "Коммед" от инженера до технического директора. В 2001 году перешел в "АлСи-Телеком", также на должность технического директора. С февраля 2008 года - начальник только что созданного Главного управления информационных технологий и телекоммуникаций Омской области. Женат, воспитывает дочь и сына.
Юлия Стрельская
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
- Ксения Собчак показала, какой look она выбрала для встречи с Путиным95624 декабря 2024
- Возле бывшего ночного клуба "Атлантида" открывают новый ресторан121424 декабря 2024
- Звезда балета Полунин: "Мое время в России истекло"1160223 декабря 2024
- Дресс-код: глава федерального Минкульта продемонстрировала идеал офисного стиля229220 декабря 2024
- Омичи в этом году возжелали потрогать креативные елки: в "Искусстве Омска" «подЕЛЬники-6»228817 декабря 2024
- Омская художница участвует в выставке, где куратором выступил создатель масок для фильма Феллини256416 декабря 2024
- В Омске выставят работы семьи всемирно известного художника, скульптора и ювелира Намдакова308412 декабря 2024
Новости партнеров