Культура. Первые лица
№ 20(247) от 28.05.2008
Мультфильмы в Омске делают альтруисты
На завершившемся не так давно в Омске конкурсе "Любительское кино+ Profi" одной из победительниц стала директор студии "Твист" Елена Шиляева. Уникальность проекта г-жи Шиляевой в том, что она единственная, кто представил на суд жюри анимационную работу - пятиминутный мультфильм "Родительское собрание". Победительница рассказала "БК" о том, как анимация помогает в решении конфликта "отцов и детей" и почему следующий омский мультфильм появится нескоро.
Елена Шиляева |
- Елена, как создавалась эта лента?
- Сценарий я написала за два дня. От руки, с помарками и зарисовками. А потом забросила его, и он пролежал в столе года четыре. Своего часа сценарий дождался, когда к нам на практику пришла девушка-студентка. Узнав о существовании сценария, она попросила его прочесть, я ответила: "Да!". Практикантка так вдохновилась им, что воодушевила своими эмоциями и меня. "Это надо делать! Вы что! Как вы можете? Он у вас так еще 20 лет пролежит! А ведь это касается всех!" - восклицала девочка, и я сдалась. Тема нашего мульта действительно близка всем. Он об одиночестве детей в семье. Основой сюжета явились наблюдения за моим младшим ребенком. Причем изложено все не в манере нравоучения, хоть и называется мультфильм "Родительское собрание". Чтобы отойти от такой подачи, мне пришлось взглянуть на мир глазами своей тогда семилетней дочери. Понять, почему она везде опаздывает, отвлекается, во время объяснения материала в школе глядит в окно. Нельзя смотреть на ребенка с точки зрения взрослой логики: у нас свои понятия и нормативы, у маленьких свои. Если на дорогу от школы до дома мы тратим 15 минут, то это не значит, что ребенок уложится в это же время. Сразу же последует: "Где ты была? Почему так долго?" А ребенок просто отвлекся на бабочку или на какого-то муравья, увидел, что на небе не облака, а стадо бегемотов. Это для него очень важно. И если подгонять, то можно потерять зарождающееся творчество в ребенке. Просто убить его.
- А почему сценарий так долго дожидался своего воплощения?
- Я же не художник, я режиссер. А потому написала, а не нарисовала. И, видимо, накопившиеся на тот момент чувства реализовала в драматургическом произведении. Амбиций хватило тогда только на это.
- Кто же рисовал мультфильм?
- Я привлекла к работе художника, который сотрудничал с нашей студией. Он вне- штатник и выполнял коммерческие заказы. Но анимация - очень дорогой продукт, и я, не имея определенной суммы денег, не могла заставить работать его над этим проектом. Могла только заинтересовать. Я показала ему сценарий и начала взахлеб рассказывать о том, как это должно получиться. Слава богу, он оказался таким же альтруистом, как и мы. Сказал: "Ну что делать - будем рисовать!" Мы стали собираться в свободное от основной работы время. Это было три месяца деятельности, которую можно охарактеризовать двумя словами: "Лед и пламень".
- Все рождалось в муках?
- Творчество иногда было сложно остановить. Например, там есть такой фрагмент, когда девочка идет и голубь вспархивает. Наш художник настолько увлекся судьбою голубя, что придумал ему историю. У него была любимая, и они летали вместе в облаках. Что-то там не заладилось у него с голубкой, и он решил погибнуть. Художник уже забыл про девочку, которая сидит и смотрит на этого голубя и совсем уже опаздывает в школу. В общем, я его еле остановила. Тогда могло сложиться впечатление, что работа завершится года через три. Зато мой сценарий облекался не просто в "мясо", а становился многослойным.
- В итоге удалось закончить работу?
- Удалось. Тут очень важно соблюсти чувство меры, что надо ровно столько, чтобы насытиться, а не объесться. У нас получился интересный финал: не минорный и не мажорный - вопрос. Неделю я думала, как его назвать. У нас есть такая традиция: поскольку у создателей глаз замыливается, мы показываем все, что делаем, друзьям и знакомым. И вот, когда уже многие посмотрели, стали звонить. Водитель наш, например, сказал: "Лена, вы такое большое дело сделали. У меня растет двухлетний сын, и я понял, что два года общения с ним мною потеряны". Потом кто-то сказал: "Лена, я задергала свою дочь. Как здорово, что я посмотрела ваш мульт - наконец начала ее понимать!" Вот так пришло понимание, что это родительское собрание. Так и назвали.
- То есть самого родительского собрания в вашей картине нет?
- Даже намека на него нет. Родительское собрание - это как ответ взрослых на то, что они увидели. А весь мульт заключается в том, что девочка идет в школу. У нее постоянно меняется настроение, и в зависимости от этого меняется погода в ее душе. Гремит гром, светит солнце, капают слезы, а потом оказывается, что это не слезы, а звезды. А звезды потом превращаются в радугу.
- Собираетесь где-то еще демонстрировать ваш мульт- фильм?
- Хотелось бы его выставить на международный фестиваль, потому что мульт бессловесный, он будет понятен всем. Там много всемирно известной музыки, а ее воспринимают без перевода. Я показывала нашу работу знакомым американцам, и выяснилось, что проблема, поднятая в нашем мультфильме, интернациональная. Я бы с удовольствием отдала наше "Родительское собрание" для показа на каком-нибудь омском телеканале, но пока заинтересованности ни от одного из них не было. Зато член жюри омского фестиваля "Любительское кино+ Profi" Виктор Ставицкий собирается использовать нашу картину в качестве учебного пособия для своих воспитанников с факультета культуры и искусств ОмГУ.
- Появится ли еще один мультфильм от студии "Твист"?
- Это очень сложный продукт. Представьте, что за одну секунду надо сделать 15 рисунков. А за пять минут - посчитайте-ка? Наш Сергей Руф, художник "Родительского собрания", мог бы сделать новую картину, взять талантливых ребят на обучение. Но это сейчас невозможно: трагическая история - он попал в тюрьму. И надолго. Так что пока вопрос о нашем новом мульт-фильме в Омске повис.
- Сценарий я написала за два дня. От руки, с помарками и зарисовками. А потом забросила его, и он пролежал в столе года четыре. Своего часа сценарий дождался, когда к нам на практику пришла девушка-студентка. Узнав о существовании сценария, она попросила его прочесть, я ответила: "Да!". Практикантка так вдохновилась им, что воодушевила своими эмоциями и меня. "Это надо делать! Вы что! Как вы можете? Он у вас так еще 20 лет пролежит! А ведь это касается всех!" - восклицала девочка, и я сдалась. Тема нашего мульта действительно близка всем. Он об одиночестве детей в семье. Основой сюжета явились наблюдения за моим младшим ребенком. Причем изложено все не в манере нравоучения, хоть и называется мультфильм "Родительское собрание". Чтобы отойти от такой подачи, мне пришлось взглянуть на мир глазами своей тогда семилетней дочери. Понять, почему она везде опаздывает, отвлекается, во время объяснения материала в школе глядит в окно. Нельзя смотреть на ребенка с точки зрения взрослой логики: у нас свои понятия и нормативы, у маленьких свои. Если на дорогу от школы до дома мы тратим 15 минут, то это не значит, что ребенок уложится в это же время. Сразу же последует: "Где ты была? Почему так долго?" А ребенок просто отвлекся на бабочку или на какого-то муравья, увидел, что на небе не облака, а стадо бегемотов. Это для него очень важно. И если подгонять, то можно потерять зарождающееся творчество в ребенке. Просто убить его.
- А почему сценарий так долго дожидался своего воплощения?
- Я же не художник, я режиссер. А потому написала, а не нарисовала. И, видимо, накопившиеся на тот момент чувства реализовала в драматургическом произведении. Амбиций хватило тогда только на это.
- Кто же рисовал мультфильм?
- Я привлекла к работе художника, который сотрудничал с нашей студией. Он вне- штатник и выполнял коммерческие заказы. Но анимация - очень дорогой продукт, и я, не имея определенной суммы денег, не могла заставить работать его над этим проектом. Могла только заинтересовать. Я показала ему сценарий и начала взахлеб рассказывать о том, как это должно получиться. Слава богу, он оказался таким же альтруистом, как и мы. Сказал: "Ну что делать - будем рисовать!" Мы стали собираться в свободное от основной работы время. Это было три месяца деятельности, которую можно охарактеризовать двумя словами: "Лед и пламень".
- Все рождалось в муках?
- Творчество иногда было сложно остановить. Например, там есть такой фрагмент, когда девочка идет и голубь вспархивает. Наш художник настолько увлекся судьбою голубя, что придумал ему историю. У него была любимая, и они летали вместе в облаках. Что-то там не заладилось у него с голубкой, и он решил погибнуть. Художник уже забыл про девочку, которая сидит и смотрит на этого голубя и совсем уже опаздывает в школу. В общем, я его еле остановила. Тогда могло сложиться впечатление, что работа завершится года через три. Зато мой сценарий облекался не просто в "мясо", а становился многослойным.
- В итоге удалось закончить работу?
- Удалось. Тут очень важно соблюсти чувство меры, что надо ровно столько, чтобы насытиться, а не объесться. У нас получился интересный финал: не минорный и не мажорный - вопрос. Неделю я думала, как его назвать. У нас есть такая традиция: поскольку у создателей глаз замыливается, мы показываем все, что делаем, друзьям и знакомым. И вот, когда уже многие посмотрели, стали звонить. Водитель наш, например, сказал: "Лена, вы такое большое дело сделали. У меня растет двухлетний сын, и я понял, что два года общения с ним мною потеряны". Потом кто-то сказал: "Лена, я задергала свою дочь. Как здорово, что я посмотрела ваш мульт - наконец начала ее понимать!" Вот так пришло понимание, что это родительское собрание. Так и назвали.
- То есть самого родительского собрания в вашей картине нет?
- Даже намека на него нет. Родительское собрание - это как ответ взрослых на то, что они увидели. А весь мульт заключается в том, что девочка идет в школу. У нее постоянно меняется настроение, и в зависимости от этого меняется погода в ее душе. Гремит гром, светит солнце, капают слезы, а потом оказывается, что это не слезы, а звезды. А звезды потом превращаются в радугу.
- Собираетесь где-то еще демонстрировать ваш мульт- фильм?
- Хотелось бы его выставить на международный фестиваль, потому что мульт бессловесный, он будет понятен всем. Там много всемирно известной музыки, а ее воспринимают без перевода. Я показывала нашу работу знакомым американцам, и выяснилось, что проблема, поднятая в нашем мультфильме, интернациональная. Я бы с удовольствием отдала наше "Родительское собрание" для показа на каком-нибудь омском телеканале, но пока заинтересованности ни от одного из них не было. Зато член жюри омского фестиваля "Любительское кино+ Profi" Виктор Ставицкий собирается использовать нашу картину в качестве учебного пособия для своих воспитанников с факультета культуры и искусств ОмГУ.
- Появится ли еще один мультфильм от студии "Твист"?
- Это очень сложный продукт. Представьте, что за одну секунду надо сделать 15 рисунков. А за пять минут - посчитайте-ка? Наш Сергей Руф, художник "Родительского собрания", мог бы сделать новую картину, взять талантливых ребят на обучение. Но это сейчас невозможно: трагическая история - он попал в тюрьму. И надолго. Так что пока вопрос о нашем новом мульт-фильме в Омске повис.
Беседовал Василий Романов
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров