Бизнес. Первые лица
№ 21(248) от 04.06.2008
"Балтика": "Омск для нас - исторически тяжелый регион"
26 мая в Новосибирске пивоваренная компания "Балтика" запустила свой новый, одиннадцатый по счету завод по производству пива. Его проектная мощность составляет 4,5 млн. гектолитров пива в год, и это самый мощный за Уралом и один из самых крупных в Европе заводов в отрасли. За 1,5 года, пока строилось предприятие, руководство компании вдвое увеличило проектную мощность и объем инвестиций, которые составили 134 млн. евро. Лидер рынка начинает агрессивное наступление и на традиционно тяжелом для него омском рынке. "БК" беседует с вице-президентом "Балтики" по финансам Екатериной Азиминой.
Екатерина Азимина |
На открытии завода присутствовал губернатор Новосибирска Виктор Толоконский |
- Екатерина, изначально объем инвестиций и проектная мощность завода предполагались вдвое меньше, почему произошла такая кардинальная переоценка?
- В прошлом году рынок приятно удивил и аналитиков, и отчасти самих участников, что позволило нам исходя из успешной базы 2007 года принять такое решение. Если говорить о нашем долгосрочном прогнозе рынка, то сейчас мы его переоцениваем и обновляем. Ранее мы говорили о росте порядка 5%. А прошлый год показал рост на уровне 15%!
- Несколько лет назад основные пивные игроки говорили, что Сибирь будет основным рынком конкуренции. Насколько своевременен ваш выход в регион?
- Бессмысленно жалеть о том, что мы не вышли сюда пять лет назад. Но все же мы много лет здесь присутствуем, и вопрос только в том, что пиво мы вынуждены были возить на большие расстояния. Так что окупаемость данного проекта базируется на снижении логистических расходов. Безусловно, открытие здесь производства позволит нам более точно удовлетворять потребности рынка. Потому что времени на принятие решения, адаптации под меняющуюся среду станет меньше. Потенциал у региона, как и Восточной Сибири, и Дальнего Востока, существенно выше, чем у западной части страны, потребление пока ниже, хотя люди в общем-то такие же живут, как и в центральной России.
- На сколько процентов сократятся издержки с открытием нового завода?
- Сложно сказать. Если взять непосредственно транспортировку, то примерно на 25%.
- Рабочая сила местная?
- Безусловно. На данный момент на предприятии работают более 700 человек.
- Говорилось, что средняя зарплата на производстве будет вдвое выше средней по городу…
- Могу сказать только, что наша политика в целом по стране такова, что мы стараемся платить заработную плату ощутимо выше среднего уровня - для поддержания имиджа привлекательного работодателя.
- А не проще ли было купить действующее предприятие в Западной Сибири, как вы поступили, например, с "Пикрой", чем тратить годы на строительство собственного завода?
- Во-первых, существует антимонопольное законодательство: мы занимаем более 35% рынка, и это во многом усложняет такие покупки. А органический рост в этом смысле не ограничивается никакими законами. Кроме того, у нас здесь уже была территория - дистрибьюционный центр, поэтому структура во многом уже была готова.
- У вас в Новосибирске большие складские помещения. На какую территорию будет работать местная логистика?
- Ареал до Красноярска с одной стороны, с другой - до Омска.
- А как вы воспринимаете омский рынок?
- Для нас он исторически тяжелый, потому что наш основной многолетний конкурент Sun Interbrew (Sun InBev) благодаря давно случившейся покупке РОСАРа имеет очень сильные позиции в этом регионе. Поэтому нам тяжело, но с другой стороны это самый перспективный для нас регион, так как доля рынка у нас там ниже, чем по стране, - следовательно и потенциал роста выше. В целом же по Западной Сибири мы занимаем 20-25%.
- Как планируете работать на "трудном" рынке?
- Два направления: это увеличение продаж наших премиальных брендов, которые демонстрируют высокие темпы роста по стране в первом квартале, и второе - выпуск местного бренда, надеюсь, что наш "Сибирский бочонок" сибирякам понравится. При выборе названия мы старались, конечно, не противопоставлять себя "Сибирской короне". Хотя, безусловно, мы готовились к этому выпуску и проводили исследования среди сибиряков, насколько им нравится название.
- Расскажите о "Сибирском бочонке" - там будет какой-то новый вкус или только новое название?
- Безусловно, у нового пива должен быть новый вкус. Надеемся, что и упаковка, и продвижение продукта сибирякам понравятся, а ценовое позиционирование позволит сделать его по-настоящему массовым народным пивом.
- То есть пиво будет дешевым?
- Оно будет находиться в экономичном сегменте.
- Как конкурент "БагБиру"?
- Если говорить о ценовом сегментировании, то - да.
- Будут ли в ближайшее время разрабатываться новые продукты?
- Пока нет. Но мы только что выпустили Lite - это совсем другой продукт, из премиальной линейки "Балтики". Он легкий, хорошо пьется, у него высокая так называемая drink ability - питкость. Мне кажется, это то, что сейчас соответствует не только российским, но и мировым тенденциям. Хотя пока Россия по легкому пиву отстает от мира.
- Ваши мощности сейчас задействованы почти полностью, значит ли это, что будут открываться еще заводы?
- Рост может происходить и за счет увеличения мощностей действующих заводов. К тому же с открытием новосибирского завода мы покрываем территорию России вполне неплохо. Будем считать…
- Сейчас во всех отраслях экономики прибыльность несколько снижается за счет того, что рынок насыщается. У вас же задекларирована одна из целей - увеличение прибыльности компании. За счет каких инструментов это будет достигаться?
- Безусловно, давление на отрасль есть, но пока трудно говорить о его насыщенности, если в прошлом году динамика составила 15%! Тем не менее особенно сильно мы ощущаем давление сырьевых рынков - дефицит зерновых в мире ведет к повышению цен. И для этого у нас есть собственный агропроект, через который мы пытаемся снизить влияние конъюнктуры на маржу. Это, безусловно, премиализация портфеля. В прошлом году, например, была существенная доля изменения положительного микса. Это также разные программы операционного совершенствования.
- В вашей стратегии указано, что один из источников роста прибыли - развитие смежных направлений. Что имеется в виду?
- В первую очередь это агропроект, позволяющий развивать собственную сырьевую базу. Кроме того, мы осуществляем собственное производство ПЭТ-преформы, используем отходы от пивопроизводства с помощью специальных установок по сушке дробины. Некая вертикальная интеграция.
- Были какие-то ошибки у компании "Балтика"?
- Например, нам не удалось сделать в свое время существовавшее пиво "Парнас" по-настоящему национальным премиальным брендом, хотя мы этого хотели. Хотя, мне кажется, это не было ошибкой, а просто возможностью, которой не суждено было сбыться - потому что возможностей всегда должно быть больше.
- Несколько лет назад четыре пивзавода, принадлежащие "Балтике", объединились в одно юрлицо. Сейчас все ли трудности по синергии преодолены?
- Да, мне кажется, мы очень успешно и быстро прошли этот этап. Потому что фактически, анализируя историю, можно сказать, что мы единственные, кто, проводя такую существенную перестройку, не только не потерял долю, но и немного нарастил ее. Наши ближайшие конкуренты - Interbrew, проводя в конце 90-х подобное объединение, потеряли порядка 4-5 пунктов рыночной доли. И на завоевание своих прежних позиций у них потом ушло около 3-4 лет.
- Какие трудности были при объединении у вас?
- В основном это были проблемы по объединению культур. Потому что могли быть неожиданные последствия. Преодоление местечковости прошло хорошо. И нам удалось сохранить все ключевые кадры со всех четырех заводов, что очень сложно. Что касается сокращения административного персонала, то доля расходов на его содержание сократилась на 1,5%.
- Как считаете, сейчас возможно создать национальный бренд такого же уровня по стоимости, как "Балтика"?
- Сложно. Но не невозможно. Главную роль сыграют размер инвестиций - раз и удача - два. Если начинать сейчас, то при таком уровне инвестиций, которые для этого необходимы, сложно создать высокоприбыльное производство. Во всяком случае, на первом этапе.
- В прошлом году рынок приятно удивил и аналитиков, и отчасти самих участников, что позволило нам исходя из успешной базы 2007 года принять такое решение. Если говорить о нашем долгосрочном прогнозе рынка, то сейчас мы его переоцениваем и обновляем. Ранее мы говорили о росте порядка 5%. А прошлый год показал рост на уровне 15%!
- Несколько лет назад основные пивные игроки говорили, что Сибирь будет основным рынком конкуренции. Насколько своевременен ваш выход в регион?
- Бессмысленно жалеть о том, что мы не вышли сюда пять лет назад. Но все же мы много лет здесь присутствуем, и вопрос только в том, что пиво мы вынуждены были возить на большие расстояния. Так что окупаемость данного проекта базируется на снижении логистических расходов. Безусловно, открытие здесь производства позволит нам более точно удовлетворять потребности рынка. Потому что времени на принятие решения, адаптации под меняющуюся среду станет меньше. Потенциал у региона, как и Восточной Сибири, и Дальнего Востока, существенно выше, чем у западной части страны, потребление пока ниже, хотя люди в общем-то такие же живут, как и в центральной России.
- На сколько процентов сократятся издержки с открытием нового завода?
- Сложно сказать. Если взять непосредственно транспортировку, то примерно на 25%.
- Рабочая сила местная?
- Безусловно. На данный момент на предприятии работают более 700 человек.
- Говорилось, что средняя зарплата на производстве будет вдвое выше средней по городу…
- Могу сказать только, что наша политика в целом по стране такова, что мы стараемся платить заработную плату ощутимо выше среднего уровня - для поддержания имиджа привлекательного работодателя.
- А не проще ли было купить действующее предприятие в Западной Сибири, как вы поступили, например, с "Пикрой", чем тратить годы на строительство собственного завода?
- Во-первых, существует антимонопольное законодательство: мы занимаем более 35% рынка, и это во многом усложняет такие покупки. А органический рост в этом смысле не ограничивается никакими законами. Кроме того, у нас здесь уже была территория - дистрибьюционный центр, поэтому структура во многом уже была готова.
- У вас в Новосибирске большие складские помещения. На какую территорию будет работать местная логистика?
- Ареал до Красноярска с одной стороны, с другой - до Омска.
- А как вы воспринимаете омский рынок?
- Для нас он исторически тяжелый, потому что наш основной многолетний конкурент Sun Interbrew (Sun InBev) благодаря давно случившейся покупке РОСАРа имеет очень сильные позиции в этом регионе. Поэтому нам тяжело, но с другой стороны это самый перспективный для нас регион, так как доля рынка у нас там ниже, чем по стране, - следовательно и потенциал роста выше. В целом же по Западной Сибири мы занимаем 20-25%.
- Как планируете работать на "трудном" рынке?
- Два направления: это увеличение продаж наших премиальных брендов, которые демонстрируют высокие темпы роста по стране в первом квартале, и второе - выпуск местного бренда, надеюсь, что наш "Сибирский бочонок" сибирякам понравится. При выборе названия мы старались, конечно, не противопоставлять себя "Сибирской короне". Хотя, безусловно, мы готовились к этому выпуску и проводили исследования среди сибиряков, насколько им нравится название.
- Расскажите о "Сибирском бочонке" - там будет какой-то новый вкус или только новое название?
- Безусловно, у нового пива должен быть новый вкус. Надеемся, что и упаковка, и продвижение продукта сибирякам понравятся, а ценовое позиционирование позволит сделать его по-настоящему массовым народным пивом.
- То есть пиво будет дешевым?
- Оно будет находиться в экономичном сегменте.
- Как конкурент "БагБиру"?
- Если говорить о ценовом сегментировании, то - да.
- Будут ли в ближайшее время разрабатываться новые продукты?
- Пока нет. Но мы только что выпустили Lite - это совсем другой продукт, из премиальной линейки "Балтики". Он легкий, хорошо пьется, у него высокая так называемая drink ability - питкость. Мне кажется, это то, что сейчас соответствует не только российским, но и мировым тенденциям. Хотя пока Россия по легкому пиву отстает от мира.
- Ваши мощности сейчас задействованы почти полностью, значит ли это, что будут открываться еще заводы?
- Рост может происходить и за счет увеличения мощностей действующих заводов. К тому же с открытием новосибирского завода мы покрываем территорию России вполне неплохо. Будем считать…
- Сейчас во всех отраслях экономики прибыльность несколько снижается за счет того, что рынок насыщается. У вас же задекларирована одна из целей - увеличение прибыльности компании. За счет каких инструментов это будет достигаться?
- Безусловно, давление на отрасль есть, но пока трудно говорить о его насыщенности, если в прошлом году динамика составила 15%! Тем не менее особенно сильно мы ощущаем давление сырьевых рынков - дефицит зерновых в мире ведет к повышению цен. И для этого у нас есть собственный агропроект, через который мы пытаемся снизить влияние конъюнктуры на маржу. Это, безусловно, премиализация портфеля. В прошлом году, например, была существенная доля изменения положительного микса. Это также разные программы операционного совершенствования.
- В вашей стратегии указано, что один из источников роста прибыли - развитие смежных направлений. Что имеется в виду?
- В первую очередь это агропроект, позволяющий развивать собственную сырьевую базу. Кроме того, мы осуществляем собственное производство ПЭТ-преформы, используем отходы от пивопроизводства с помощью специальных установок по сушке дробины. Некая вертикальная интеграция.
- Были какие-то ошибки у компании "Балтика"?
- Например, нам не удалось сделать в свое время существовавшее пиво "Парнас" по-настоящему национальным премиальным брендом, хотя мы этого хотели. Хотя, мне кажется, это не было ошибкой, а просто возможностью, которой не суждено было сбыться - потому что возможностей всегда должно быть больше.
- Несколько лет назад четыре пивзавода, принадлежащие "Балтике", объединились в одно юрлицо. Сейчас все ли трудности по синергии преодолены?
- Да, мне кажется, мы очень успешно и быстро прошли этот этап. Потому что фактически, анализируя историю, можно сказать, что мы единственные, кто, проводя такую существенную перестройку, не только не потерял долю, но и немного нарастил ее. Наши ближайшие конкуренты - Interbrew, проводя в конце 90-х подобное объединение, потеряли порядка 4-5 пунктов рыночной доли. И на завоевание своих прежних позиций у них потом ушло около 3-4 лет.
- Какие трудности были при объединении у вас?
- В основном это были проблемы по объединению культур. Потому что могли быть неожиданные последствия. Преодоление местечковости прошло хорошо. И нам удалось сохранить все ключевые кадры со всех четырех заводов, что очень сложно. Что касается сокращения административного персонала, то доля расходов на его содержание сократилась на 1,5%.
- Как считаете, сейчас возможно создать национальный бренд такого же уровня по стоимости, как "Балтика"?
- Сложно. Но не невозможно. Главную роль сыграют размер инвестиций - раз и удача - два. Если начинать сейчас, то при таком уровне инвестиций, которые для этого необходимы, сложно создать высокоприбыльное производство. Во всяком случае, на первом этапе.
Справка
Пивоваренный завод "Балтика" был заложен в 1985 году. В 1990-м выпустил первую бутылку пива. В 1993 году основным акционером компании стал Baltic Beverages Holding, который в 2007 году довел свою долю до 100%. "Балтика" стал первым национальным брендом и до сих пор является лидером, занимая также второе место по объему продаж в Европе. Продукция компании продается в 47 странах мира, однако 95% производящегося на 11 заводах компании пива потребляется в России. С вводом новосибирского завода мощности компании выросли до 50 млн. гектолитров пива в год. В 2007 году компания реализовала 44,3 млн. гектолитров - на 19,3% больше, чем в 2006-м. "Балтика" занимает более 36% российского рынка. Оборот компании в 2007 г. превысил 2 млрд. евро.
Максим Богатырев, Новосибирск
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров