Культура. Первые лица
№ 22(249) от 11.06.2008
Наталья Огнева способна заставить петь даже юриста
Полвека со дня рождения недавно отметила ведущий омский педагог по вокалу Наталья Огнева. Оставив сцену не по доброй воле четырнадцать лет назад, г-жа Огнева стала передавать накопленный опыт и знания молодым: сначала в музыкально-педагогическом колледже, а затем в музучилище им. Шебалина и на факультете культуры и искусств ОмГУ. В кулуарах про нее говорят, что она способна научить петь любого. Сегодня выпускники Огневой выступают на сценах Мариинского театра, Большого зала Московской консерватории, носят звания лауреатов многочисленных конкурсов.
Наталья Огнева |
- Наталья Ивановна, кого из своих учеников вы можете назвать самыми неожиданными?
- В моей жизни даже было так, что останавливалась машина, выходил мужчина и говорил: "Давайте мы вас сейчас увезем, чтобы вы пообщались с одним человеком". Я приезжаю, сидит большой человек (большой в смысле должности - прим. "БК") и говорит: "Не могу. Всю жизнь хотел петь, но не имел возможности. Сейчас эта возможность есть. Хочу, научите!" Я прослушала, и действительно, если бы человек в свое время стал заниматься, он мог бы стать профессиональным вокалистом. Но он пошел другой дорогой. Печально, но, взяв несколько уроков, этот человек прекратил попытки реанимировать свою мечту. Несколько раз меня к нему привозили, а потом, сославшись на занятость, он прекратил наши встречи. А бывает, что люди все же вовремя понимают: никуда им от пения не деться. Как, например, Сергей Гаркуша, ныне студент второго курса "шебалинки". Ему всего 24 года, но у него за плечами юрфак ОмГУ. Получив престижную специальность юриста, молодой человек все же решил связать свою судьбу с пением. Он пришел учиться в музыкальное училище на вокальное отделение.
- А правда, что вы в состоянии научить петь любого человека?
- Звезду из любого человека сделать нельзя в силу многих обстоятельств, но интонировать под музыку я могу научить любого желающего. Однако ученик должен быть терпелив. Залог успеха в процентном отношении 90 к 10. Девяносто процентов - от ученика и десять идет от меня. У меня были такие случаи, когда приходят с большим желанием петь, абсолютно при этом не интонируя. Вот девочка, например, закончила ОмГУ по специальности "кино-, фото-" и пришла ко мне. Сегодня она учится на вокальном отделении того же университета, где у нас есть теперь бакалавриат. И, кстати, из людей, которые могут верно интонировать, потом и получаются вокалисты.
- В чем суть вашей системы обучения?
- Моя работа на начальном этапе обучения - научить человека на мышечном ощущении запомнить, как звучит та или иная нота. Не только внешне на слух воспринимать, но и внутри понимать, что он делает. Работа эта очень тщательная и кропотливая и требует больших затрат и со стороны обучаемого, и со стороны педагога. Здесь торопиться нельзя, хотя иногда бывает, что родители моих студентов на меня давят: дескать, не даю их чадам развернуться. А что касается взрослых, то я никогда не говорю людям, что у них нет данных. Я просто обрисовываю круг проблем, с которыми может столкнуться человек, желающий прослыть вокалистом. Но чаще всего у таких взрослых людей не хватает терпения довести до ума свое желание.
- Кроме мышечной памяти на начальном этапе что еще входит в вашу систему обучения?
- Большое внимание я уделяю распеванию. Даже написала по этому поводу методическое пособие. Урок у меня начинается именно с таких упражнений-распевок - на это уходит где-то минут двадцать. Многие педагоги идут более коротким путем, я же, наоборот, сижу на упражнениях долго и тщательно. К самим произведениям мы с учениками обращаемся уже где-то в конце урока. Но вот такая тщательная работа по распеванию дает точный результат при постановке голоса. Это должно быть ежедневно. И я никогда не тороплюсь, в этом вопросе не стоит гнать лошадей.
- То есть, если человек хочет добиться максимального результата за минимальные сроки, не стоит к вам обращаться?
- Ну почему? Может быть, человек на- столько готов внутренне к этому результату, что достаточно какого-то толчка небольшого, и он раскроется. Такое бывает. Но чаще всего если студент-вокалист пришел получать профессию, то где-то года два уходит только на то, чтобы раскрыть его природные возможности. Ищутся методы, приемы, которые подойдут только этому конкретному человеку. То есть мы раскрываем голос и только после этого начинаем его в какие-то рамки вводить. Если образно: цветочек распустился, мы на него полюбовались, а далее за ним надо ухаживать. Холить и лелеять.
- Чем отличается ваша система преподавания от других систем омских педагогов?
- У нас сегодня очень сильная вокальная школа в Омске. И у каждого из нас есть общие каноны, по которым мы работаем. Требования могут быть одинаковыми, однако выражаются они подчас разными словами и приемами. А отсюда и у каждого свой результат.
- Своим результатом вы довольны?
- Не всегда. Иногда процесс затягивается. А подчас неожиданно идет вперед. Не всегда и все бывает гладко. Случаются и трения, доходим с учениками и до выяснения отношений. Бывают вопросы у студентов: почему свозила кого-то на конкурс, а его нет. Объясняешь человеку, дескать, подожди, твое время еще не наступило.
- Ваше время как педагога наступило?
- Да, я довольна тем, чем сейчас занимаюсь. По большому счету, приход в педагогику стал для меня настоящим спасением как для человека, покинувшего сцену в раннем возрасте по состоянию здоровья. У меня открылось второе дыхание, потому что я почувствовала интерес к удачам моих учеников.
- В моей жизни даже было так, что останавливалась машина, выходил мужчина и говорил: "Давайте мы вас сейчас увезем, чтобы вы пообщались с одним человеком". Я приезжаю, сидит большой человек (большой в смысле должности - прим. "БК") и говорит: "Не могу. Всю жизнь хотел петь, но не имел возможности. Сейчас эта возможность есть. Хочу, научите!" Я прослушала, и действительно, если бы человек в свое время стал заниматься, он мог бы стать профессиональным вокалистом. Но он пошел другой дорогой. Печально, но, взяв несколько уроков, этот человек прекратил попытки реанимировать свою мечту. Несколько раз меня к нему привозили, а потом, сославшись на занятость, он прекратил наши встречи. А бывает, что люди все же вовремя понимают: никуда им от пения не деться. Как, например, Сергей Гаркуша, ныне студент второго курса "шебалинки". Ему всего 24 года, но у него за плечами юрфак ОмГУ. Получив престижную специальность юриста, молодой человек все же решил связать свою судьбу с пением. Он пришел учиться в музыкальное училище на вокальное отделение.
- А правда, что вы в состоянии научить петь любого человека?
- Звезду из любого человека сделать нельзя в силу многих обстоятельств, но интонировать под музыку я могу научить любого желающего. Однако ученик должен быть терпелив. Залог успеха в процентном отношении 90 к 10. Девяносто процентов - от ученика и десять идет от меня. У меня были такие случаи, когда приходят с большим желанием петь, абсолютно при этом не интонируя. Вот девочка, например, закончила ОмГУ по специальности "кино-, фото-" и пришла ко мне. Сегодня она учится на вокальном отделении того же университета, где у нас есть теперь бакалавриат. И, кстати, из людей, которые могут верно интонировать, потом и получаются вокалисты.
- В чем суть вашей системы обучения?
- Моя работа на начальном этапе обучения - научить человека на мышечном ощущении запомнить, как звучит та или иная нота. Не только внешне на слух воспринимать, но и внутри понимать, что он делает. Работа эта очень тщательная и кропотливая и требует больших затрат и со стороны обучаемого, и со стороны педагога. Здесь торопиться нельзя, хотя иногда бывает, что родители моих студентов на меня давят: дескать, не даю их чадам развернуться. А что касается взрослых, то я никогда не говорю людям, что у них нет данных. Я просто обрисовываю круг проблем, с которыми может столкнуться человек, желающий прослыть вокалистом. Но чаще всего у таких взрослых людей не хватает терпения довести до ума свое желание.
- Кроме мышечной памяти на начальном этапе что еще входит в вашу систему обучения?
- Большое внимание я уделяю распеванию. Даже написала по этому поводу методическое пособие. Урок у меня начинается именно с таких упражнений-распевок - на это уходит где-то минут двадцать. Многие педагоги идут более коротким путем, я же, наоборот, сижу на упражнениях долго и тщательно. К самим произведениям мы с учениками обращаемся уже где-то в конце урока. Но вот такая тщательная работа по распеванию дает точный результат при постановке голоса. Это должно быть ежедневно. И я никогда не тороплюсь, в этом вопросе не стоит гнать лошадей.
- То есть, если человек хочет добиться максимального результата за минимальные сроки, не стоит к вам обращаться?
- Ну почему? Может быть, человек на- столько готов внутренне к этому результату, что достаточно какого-то толчка небольшого, и он раскроется. Такое бывает. Но чаще всего если студент-вокалист пришел получать профессию, то где-то года два уходит только на то, чтобы раскрыть его природные возможности. Ищутся методы, приемы, которые подойдут только этому конкретному человеку. То есть мы раскрываем голос и только после этого начинаем его в какие-то рамки вводить. Если образно: цветочек распустился, мы на него полюбовались, а далее за ним надо ухаживать. Холить и лелеять.
- Чем отличается ваша система преподавания от других систем омских педагогов?
- У нас сегодня очень сильная вокальная школа в Омске. И у каждого из нас есть общие каноны, по которым мы работаем. Требования могут быть одинаковыми, однако выражаются они подчас разными словами и приемами. А отсюда и у каждого свой результат.
- Своим результатом вы довольны?
- Не всегда. Иногда процесс затягивается. А подчас неожиданно идет вперед. Не всегда и все бывает гладко. Случаются и трения, доходим с учениками и до выяснения отношений. Бывают вопросы у студентов: почему свозила кого-то на конкурс, а его нет. Объясняешь человеку, дескать, подожди, твое время еще не наступило.
- Ваше время как педагога наступило?
- Да, я довольна тем, чем сейчас занимаюсь. По большому счету, приход в педагогику стал для меня настоящим спасением как для человека, покинувшего сцену в раннем возрасте по состоянию здоровья. У меня открылось второе дыхание, потому что я почувствовала интерес к удачам моих учеников.
Беседовал Василий Романов
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
- У звезды Омского музтеатра поинтересовались, когда она ведьма4225 декабря 2024
- Ксения Собчак показала, какой look она выбрала для встречи с Путиным98924 декабря 2024
- Возле бывшего ночного клуба "Атлантида" открывают новый ресторан124624 декабря 2024
- Звезда балета Полунин: "Мое время в России истекло"1187323 декабря 2024
- Дресс-код: глава федерального Минкульта продемонстрировала идеал офисного стиля230520 декабря 2024
- Омичи в этом году возжелали потрогать креативные елки: в "Искусстве Омска" «подЕЛЬники-6»230217 декабря 2024
- Омская художница участвует в выставке, где куратором выступил создатель масок для фильма Феллини257516 декабря 2024
Новости партнеров