Новости. Омск

Культура. Первые лица
№ 22(249) от 11.06.2008

Содержание

Наталья Огнева способна заставить петь даже юриста

Полвека со дня рождения недавно отметила ведущий омский педагог по вокалу Наталья Огнева. Оставив сцену не по доброй воле четырнадцать лет назад, г-жа Огнева стала передавать накопленный опыт и знания молодым: сначала в музыкально-педагогическом колледже, а затем в музучилище им. Шебалина и на факультете культуры и искусств ОмГУ. В кулуарах про нее говорят, что она способна научить петь любого. Сегодня выпускники Огневой выступают на сценах Мариинского театра, Большого зала Московской консерватории, носят звания лауреатов многочисленных конкурсов.

 Наталья Огнева

- Наталья Ивановна, кого из своих учеников вы можете назвать самыми неожиданными?
- В моей жизни даже было так, что останавливалась машина, выходил мужчина и говорил: "Давайте мы вас сейчас увезем, чтобы вы пообщались с одним человеком". Я приезжаю, сидит большой человек (большой в смысле должности - прим. "БК") и говорит: "Не могу. Всю жизнь хотел петь, но не имел возможности. Сейчас эта возможность есть. Хочу, научите!" Я прослушала, и действительно, если бы человек в свое время стал заниматься, он мог бы стать профессиональным вокалистом. Но он пошел другой дорогой. Печально, но, взяв несколько уроков, этот человек прекратил попытки реанимировать свою мечту. Несколько раз меня к нему привозили, а потом, сославшись на занятость, он прекратил наши встречи. А бывает, что люди все же вовремя понимают: никуда им от пения не деться. Как, например, Сергей Гаркуша, ныне студент второго курса "шебалинки". Ему всего 24 года, но у него за плечами юрфак ОмГУ. Получив престижную специальность юриста, молодой человек все же решил связать свою судьбу с пением. Он пришел учиться в музыкальное училище на вокальное отделение.
- А правда, что вы в состоянии научить петь любого человека?
- Звезду из любого человека сделать нельзя в силу многих обстоятельств, но интонировать под музыку я могу научить любого желающего. Однако ученик должен быть терпелив. Залог успеха в процентном отношении 90 к 10. Девяносто процентов - от ученика и десять идет от меня. У меня были такие случаи, когда приходят с большим желанием петь, абсолютно при этом не интонируя. Вот девочка, например, закончила ОмГУ по специальности "кино-, фото-" и пришла ко мне. Сегодня она учится на вокальном отделении того же университета, где у нас есть теперь бакалавриат. И, кстати, из людей, которые могут верно интонировать, потом и получаются вокалисты.
- В чем суть вашей системы обу­чения?
- Моя работа на начальном этапе обучения - научить человека на мышечном ощущении запомнить, как звучит та или иная нота. Не только внешне на слух воспринимать, но и внутри понимать, что он делает. Работа эта очень тщательная и кропотливая и требует больших затрат и со стороны обучаемого, и со стороны педагога. Здесь торопиться нельзя, хотя иногда бывает, что родители моих студентов на меня давят: дескать, не даю их чадам развернуться. А что касается взрослых, то я никогда не говорю людям, что у них нет данных. Я просто обрисовываю круг проблем, с которыми может столкнуться человек, желающий прослыть вокалистом. Но чаще всего у таких взрослых людей не хватает терпения довести до ума свое желание.
- Кроме мышечной памяти на начальном этапе что еще входит в вашу систему обучения?
- Большое внимание я уделяю распеванию. Даже написала по этому поводу методическое пособие. Урок у меня начинается именно с таких упражнений-распевок - на это уходит где-то минут двадцать. Многие педагоги идут более коротким путем, я же, наоборот, сижу на упражнениях долго и тщательно. К самим произведениям мы с учениками обращаемся уже где-то в конце урока. Но вот такая тщательная работа по распеванию дает точный результат при постановке голоса. Это должно быть ежедневно. И я никогда не тороплюсь, в этом вопросе не стоит гнать лошадей.
- То есть, если человек хочет добиться максимального результата за минимальные сроки, не стоит к вам обращаться?
- Ну почему? Может быть, человек на- столько готов внутренне к этому результату, что достаточно какого-то толчка небольшого, и он раскроется. Такое бывает. Но чаще всего если студент-вокалист пришел получать профессию, то где-то года два уходит только на то, чтобы раскрыть его природные возможности. Ищутся методы, приемы, которые подойдут только этому конкретному человеку. То есть мы раскрываем голос и только после этого начинаем его в какие-то рамки вводить. Если образно: цветочек распустился, мы на него полюбовались, а далее за ним надо ухаживать. Холить и лелеять.
- Чем отличается ваша система преподавания от других систем омских педагогов?
- У нас сегодня очень сильная вокальная школа в Омске. И у каждого из нас есть общие каноны, по которым мы работаем. Требования могут быть одинаковыми, однако выражаются они подчас разными словами и приемами. А отсюда и у каждого свой результат.
- Своим результатом вы довольны?
- Не всегда. Иногда процесс затягивается. А подчас неожиданно идет вперед. Не всегда и все бывает гладко. Случаются и трения, доходим с учениками и до выяснения отношений. Бывают вопросы у студентов: почему свозила кого-то на конкурс, а его нет. Объясняешь человеку, дескать, подожди, твое время еще не наступило.
- Ваше время как педагога насту­пило?
- Да, я довольна тем, чем сейчас занимаюсь. По большому счету, приход в педагогику стал для меня настоящим спасением как для человека, покинувшего сцену в раннем возрасте по состоянию здоровья. У меня открылось второе дыхание, потому что я почувствовала интерес к удачам моих учеников.

Беседовал Василий Романов

Просмотров: 875 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Василий Романов   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru