Новости. Омск

СМИ. Первые лица
№ 27(254) от 16.07.2008

Содержание

"Проблема свободы слова - это проблема очень трудно изживаемого у нас холопского сознания"

С деловым визитом Омск посетил заместитель генерального директора ВГТРК, руководитель регионального департамента этой медиаструктуры Владимир Шаронов. Опытный менеджер всего год в этой должности и, по его словам, сейчас знакомится с филиалами "России" в провинции. В интервью "БК" г-н Шаронов рассказал о том, как сделать эффективнее работу региональных подразделений ВГТРК, почему в России есть свобода слова, и раскрыл секрет эффективного общения с госчиновниками.

 Владимир Шаронов

- Владимир Иванович, по какому принципу построены взаимоотношения головного офиса телеканала "Россия" со своими филиалами на местах?
- Они обусловлены концепцией вещания, которая достаточно объемна и пре­дусматривает возможность выхода филиалов не только на телеканал "Россия", но на "Спорт", "Культуру", "Вести 24", радио "Россия", радио "Маяк", радио "Юность", радио FM, "Вести FM". Другое дело, что наши коллеги на местах какую-то часть этих ресурсов используют, а какую-то - нет в силу многих обстоятельств. Прежде всего это связано с недостаточным участием в финансировании проектов местных региональных властей.
- Поясните: вы же госструктура, разве вы не обязаны рассказывать бесплатно о деятельности властей?
- Разумеется, тема деятельности государственных органов была, есть и всегда будет в центре нашего внимания. Но кроме узкого понимания ее значения есть и широкое - реализация культурных, образовательных, спортивных программ и проектов. Есть регионы, где власти понимают значение этих сегментов, для чего учреждают соответствующие гранты. На эти деньги снимаются проекты, которые потом используются в качестве, например, визуального приложения к курсу истории родного края. Есть регионы более спортивные. И региональные министерства выделяют соответствующие гранты для освещения местной спортивной жизни на федеральном канале "Спорт". Все это происходит в том числе и за счет возможностей рекламных ресурсов самих филиалов, и при участии местных властей.
- Трудности у ваших коллег на местах специфически местные?
- Трудность в первую очередь в том, что большинство комплексов телекомпаний построено в шестидесятые, а то и конце пятидесятых годов прошлого века. Они возводились с учетом старой конфигурации громоздкого и энергоемкого оборудования. То есть, если бы мы сегодня с нуля создавали наши филиалы, мы задействовали бы значительно меньшие площади. Один пример: старое агрегатное охладительное оборудование располагалось в подвалах площадью 2000 квадратных метров и высотой 6 метров. А сейчас всю эту махину вполне заменяет несколько небольших кондиционеров. Агрегатное и прочее оборудование мы демонтировали давно, что потребовало значительных средств. Но собственник, то есть государство нам передало эти здания, и мы обязаны не просто тащить излишки, но и содержать и даже развивать: менять обветшавшие окна, крыши и т.д. В этом смысле мы, конечно, проигрываем местным коммерческим телекомпаниям, у которых нет такого обременения.
- Но ведь филиалы ВГТРК дотируют из бюджета?
- Да, иногда частники нам пеняют, что, дескать, вы получаете субсидии из госбюджета. Да, получаем, но доля этого финансирования за последние годы резко сократилась. У некоторых филиалов она доходит до 10% от общего бюджета. Сегодня у нас есть восемь компаний, которые в принципе ничего не получают от государства, а существуют только на свои средства. Поэтому, если мы посмотрим на ситуацию с учетом обременения, мы поймем, что ­госкомпании находятся в менее выгодном положении в конкурентной среде, чем частные. Потому что этих субсидий порой не хватает даже на то, чтобы содержать это обременение. Причем далеко не все из этих помещений можно сдать в аренду. А тариф содержания одного квадратного метра в разных регионах варьируется от 80 до 160 рублей. Вот я брожу по коридорам вашего радиодома, и у меня в голове с каждым шагом счетчик крутится: 140 рублей, 140, еще раз 140… А вот в творческом же плане мы сегодня чаще всего сильнее частных компаний своими традициями. Хотя там, где в регионах есть конкуренция, наши ребята работают лучше. Там же, где ее нет, люди иногда начинают "закисать".
- Какую госдотацию получает омская ГТРК "Иртыш"?
- На самом деле это не очень большая сумма. Я бы даже сказал, что она невелика в сравнении с тем, что они сейчас сами привлекают. Но у них очень большой потенциал, который они в ближайшее время реализуют. Тот дом, где мы с вами сидим, - это 3000 квадратных метров. Если взять ставку аренды за квадратный метр в том районе, где расположен радиодом, это минимум 400 рублей. 3000 квадратов я умножаю на 400 рублей и на 12 месяцев, и получается 14,5 миллиона рублей. И это вместо нагрузки весом в 4 миллиона. Ну а на принципиальное техническое переоснащение деятельности ГТРК "Иртыш" ВГТРК в следующем году деньги выделит.
- Участь омского радиодома предрешена: его сдадут в аренду?
- Это решение подсказывает логика бизнеса. Ведь на 3000 квадратов тут работают 30 человек: получается, что на каждого приходится по 100 квадратов.
- Ваш вояж по регионам начался с Сахалина. Как Омск выглядит на фоне других субъектов федерации?
- Для меня показатель - строительство жилья: в развитых регионах уже не строят дома без подземных парковок. Квартиры там просто никто не купит. Я не могу быть экспертом, могу лишь сказать о достаточно поверхностном ощущении. Город редкой красоты и узнаваемости. Со своим лицом. С точки зрения бизнеса бросается в глаза обилие наружной рекламы, что, казалось бы, внешне должно свидетельствовать о бизнес-активности. Но я поговорил с нашим партнером в Омске по рекламному бизнесу Максимом Немировичем (Максим Немирович-Данченко - гендиректор ЗАО "Видеоинтернешнл" в Омске - прим. "БК"), очень, кстати, надежным, с которым мы давно работаем. Так вот, Немирович считает, что активность у вас скорее внешняя, которой не надо обманываться, поскольку стоимость рекламы в Омске мала. Если это так, то это говорит о том, что не стоит превозносить подобную бизнес-активность сейчас. Омск, к сожалению, на данный момент нельзя сравнить ни с Екатеринбургом, ни с Новосибирском, ни с Красноярском, ни даже с Хабаровском, в котором население в два раза меньше. Вообще бизнес-активность видна даже по интонации новостей: у вас она такая провинциально размеренная. Успокоенно-устаканенная. А активность бизнеса - это столкновение интересов. Вот, со слов Немировича опять же, вы мечтаете о бОльшем притоке бизнеса, но это будет связано совсем с другим ритмом жизни. Это не однозначно радостный процесс. Оживление - это и толкотня, и борьба, и конфликты.
- Может ли региональное ТВ быть независимым от местных властей?
- Независимое не означает оппозиционное. Мы полагаем, что наши филиалы и областные администрации должны находиться в отношениях конструктивного партнерства.
Вообще проблема свободы слова - это проблема очень трудно изживаемого у нас холопского сознания с двух сторон: со стороны журналистского - самоцензура и со стороны чиновников, окружающих губернаторов. Я встречал ретивых пресс-секретарей губернаторов, которые не просто подсчитывали количество появлений главы региона на экране, но и даже сколько раз он появился в профиль или анфас, какую долю в сантиметрах в кадре он занимал, сколько раз была видна лысинка, а сколько - родинка. Проблема чаще не в самом губернаторе, а в его окружении. В людях, которые, не будучи особенно профессиональными, пытаются подменить это демонстрацией преданности. А в этом деле путь проторенный - выявление "врагов".
- Вы случайно не знаете секрет, как заставить госчиновников давать внятные комментарии?
- Часть вины за то, что чиновники отвечают односложными фразами, лежит на журналистах, задающих неправильные вопросы. Типа: "А что вы думаете по этому поводу?". Естественно, чиновник в ответ говорит банальщину вроде "Мы озаботились этой проблемой, разрабатываем план мероприятий, направленный на повышение, улучшение...". Такой ответ можно записать один раз и использовать вечно в любой теме. Надо спрашивать жестче, прямее. Кто и чем отвечает за проблему, возникшую у людей, когда конкретно ее решат? Вот на ГТРК "Иртыш" вышел сюжет о том, что глава региона пообещал многодетной семье, в которой восемь детей, новый дом и глава семьи за собственную, кстати, зарплату снес свою хибару, а новый дом так и не построили. Кто виноват? Легко стрелку перевести лично на губернатора. Но согласитесь, глава Омской области принял очень верное, по-человечески мудрое и симпатичное решение! А какой-то исполнитель, мягко говоря, не поторопился. Кто конкретно? Как его зовут? Как с него спросил губернатор, и чем чиновник ответит? А главное, когда дом будет построен?
Коллеги в регионах говорят, что чиновники иногда угрожают тем, что не будут общаться. Что ж, объясните им, что тактике информблокады легко противопоставить журналистский профессионализм и характер, настойчивость. Скажите им, что вы будете направлять официальные запросы, регулярно демонстрировать его фото и сообщать его имя как человека, не реагирующего на важные для жителей вопросы, их нужды и беды. Ну неделю он поотказывается от комментариев, другую, месяц. А дальше вступает в силу закон, обязывающий предоставлять информацию. И вообще, это скорее надуманные страхи. В конце концов, у нас не сплошь безумные и безразличные люди работают во властных структурах. Им тоже дорога репутация и дело, за которое они отвечают. Чаще всего при правильной профессиональной постановке вопроса они говорят: "Я готов рассказать, как все обстоит на самом деле!".

Беседовал Василий Романов

Просмотров: 301 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Василий Романов   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru