Новости. Омск

Бизнес. Зоопарк
№ 31(258) от 13.08.2008

Содержание

Как зоопарк в Новосибирске научился зарабатывать

Из 4000 зоопарков на планете окупаются только три - два в Сан-Диего и один в Сингапуре. "Если не строить и не развиваться, Новосибирский зоопарк тоже может быть рентабелен, - уверен его директор Ростислав Шило. - В 1972-м я отказался от дотаций, и до 1991 года зоопарк работал с положительной рентабельностью". "БК" решил разобраться, как убыточный МУП может перестать быть таковым и почему Новосибирский зоопарк сейчас к этому не стремится.

 Ростислав Шило

Государственных дотаций (43 млн. рублей в год) не хватает даже на уплату всех налогов. При этом каждый год зоопарк строит вольеры, привозит новых животных (например, за доставку семи лемуров из Англии заплатили 350 тысяч рублей), проводит научные исследования, а недавно завершил масштабную реконструкцию. Ростислав Шило, утверждая, что зоопарк и бизнес несовместимы, мог бы написать книгу, как убыточный МУП превратить в успешное предприятие. О некоторых секретах "БК" решил рассказать за него.
Около 70% прибыли зоопарку приносят входные билеты. При их себестоимости 178 руб. 68 коп. взрослые могут посмотреть на животных за 100 рублей, дети - за половину стоимости, льготники (треть от общего числа посетителей)  - бесплатно. "Хочется, чтобы люди ходили к нам, не надо их обижать", - поясняет г-н Шило.
По 10% приходится на продажу животных и помощь государства. Зоопарк участвует в 47 международных программах, поддерживает связь со 178 зоопарками в 68 странах (зачастую коллеги обмениваются животными и оплачивают только транспортировку).
Примерно по 5% обеспечивают зоопарку арендные платежи и спонсоры. Как-то, лет десять назад, приехал на экскурсию Александр Хлопонин (сейчас - губернатор Красноярского края), а после по просьбе директора подарил овцебыков. "Пришел "Сибирский берег". Я говорю: "Тебе не стыдно? Помоги зоопарку". Вот компания и оплатила стоимость транспортировки кенгуру",  - вспоминает Ростислав Шило. Сейчас у 37 (из 11 000) животных есть спонсоры. Понимая привлекательность зоопарка, пришел и другой бизнес. Но уже не помогать, а зарабатывать.
"Размещать аттракционы в зоопарке в четыре-пять раз выгоднее, чем на окраинах. У него очень высокая проходимость", - рассказали "БК" в компании "Оптосиб" (владелец около 20 аттракционов в разных местах города).
На каждом шагу - кафе. Организован прокат фотоаппаратов, роликов, продажа сувениров, есть тир. Однако обилие развлечений немного тяготит директора зоопарка: "У нас не ресторан и не парк. Кафе мы стараемся делать малозаметными, из дерева, просто, чтобы людям было где перекусить. А половину аттракционов нужно убирать".
Зоопарк проводит экскурсии, зоолотереи, читает тематические лекции, приглашает прокатиться на лошадях и пони, бросить символические рубли в благотворительную копилку, которая неожиданно человеческим голосом поблагодарит за "бананы для обезьян" или "мясо для львов".
Полтора года назад Рости­слав Шило приобрел колхоз-развалюху. Чтобы поднять его, вложил 30 млн. рублей. "Сейчас мучаюсь с этим колхозом. Зачем он мне нужен? Вот, думаю, продукты будут дороже с каждым годом. И что бы ни случилось, зоопарк теперь может прокормить себя полностью. Молоко у меня свое, зерно, сено - свои. Мясо тоже скоро свое будет", - рассказывает директор.
Экономит зоопарк не только на этом. Проектирует, строит г-н Шило сам. "Чтобы люди работали, надо идти и быть рядом с ними. Только тогда есть толк", - убежден руководитель. К слову, в зоопарке работают всего 200 человек.
Если бы зоопарк остановился в развитии, найденных источников дохода вполне бы хватило для положительной рентабельности. И новосибирский зоопарк, находясь в Сибири, где зимой минус 30, а летом - наоборот, вполне мог бы составить конкуренцию коллегам из теплых стран, даже несмотря на то, что последние не отягощены расходами на отопление, зимние вольеры и т.п.
Дебет и кредит
Статьи дохода Новосибирского зоопарка
• Входные билеты (взрослый - 100 рублей, детский  - 50 рублей. Себестоимость - 178 рублей 68 копеек. Проходимость за 2007 год - 1 млн. 135 тыс. человек, из них около 400 тыс. бесплатно. В среднем 55 млн. рублей)
• Государственные дотации (43 млн. рублей в год)
• Доходы от сдачи земли в аренду под торговые точки (3,5-4 млн. рублей в год)
• Продажа животных (цена зависит от уникальности)
• Доходы от подсобного и экспериментального хозяйств (продукты)
• Спонсорская помощь (3 млн. рублей)
• Организация экскурсий, прокат, лотереи (около 2 млн. рублей).
Итого очень в среднем 107-110 млн. рублей
Статьи расхода Новосибирского зоопарка
• Налоги на землю, имущество, etc. (около 40 млн. рублей)
• Содержание животных (корм, лечение и т.д.), отопление, электроэнергия, зарплата сотрудникам (72 млн. рублей)
• Покупка животных и транспортировка (конечная цена зависит от уникальности).
Итого очень в среднем 112-115 млн. рублей
*Периодически возникающие разрывы между доходами и расходами зоопарк покрывает за счет банковских кредитов. "Летом, когда прибыль выше из-за наплыва посетителей, погашаем. К нам большое доверие, так как мы всегда в срок все выплачиваем",  - комментирует Ростислав Шило.

Просмотров: 890 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru