Новости культура
№ 36(263) от 17.09.2008
Неистовая "Академия" (Реплика первая)
"Придумывая этот театральный проект, мы руководствовались мыслью о том, что можем и должны взять на себя заботу о поддержании развития Театра в его высоком духовном понимании".(Леонид Полежаев, губернатор Омской области, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска")
Сергей ДЕНИСЕНКО, обозреватель |
Реплику в номер сдаю в пятницу, 12-го, из самой серединки бурлящего-кипящего в Омске и неистово яркого и эффектного I Международного театрального фестиваля «Академия», который многочисленные критики и журналисты отечественных регионов и зарубежных стран уже «на берегу» назвали важнейшим событием в культурной жизни России. Первые семь дней «Академии» более чем убедительно показали: именно Событие – уникальное, крупное, значимое. И самое искреннее браво-брависсимо за идею, организацию и «безболезненное» рождение фестиваля – Омскому академическому театру драмы и правительству Омской области! Восемь знаменитейших европейских театров среди участников, и все они в Омске – впервые!
Первые же «академические» постановки задали столь высокую планку фестивалю, что дальнейшие спектакли воспринимались «с оглядкой» на них: колоритнейший национальный фарс-комедия «Госпожа министерша» Белградского национального театра, «чёрная» психодрама-монолог «Арто и Гитлер в Романском кафе» немецкого театра «Берлинер ансамбль», клоунадно-импровизационная «Шинель» болгарского театра «Кредо». И в первых же показах – знакомство с двумя актёрами экстра-класса: неповторимые Мартин Вуттке из «Берлинер ансамбля» и Радмила Живкович из Сербии! Дорогого стоили слова сербского режиссера Яагоша Марковича: «Мы в восторге от энергетики самой сцены Омского театра драмы!» Точно так же, как дорогого стоило встреченное аплодисментами обращение «нашего» народного артиста России Валерия Алексеева к сербским актёрам: «Братья славяне…». Действительно, братья: по духу, по творчеству! Высококлассная русская психологическая школа актёрской игры, тончайшее балансирование между комедией и трагедией, фарсом и эпосом.
Очень органично вписалась в фестивальный «европейский контекст» наша омская «Фрекен Жюли» (впрочем, это уже давно произошло с самым гастрольно-фестивальным спектаклем Театра драмы). Социально-эпатажно прозвучал «гендерный» «Концерт по заявкам» немецкого театра «Шаубюне» (монодрама в исполнении актрисы Анн Тисмер), «разделивший» зрителей на две половинки (от страстного неприятия спектакля до такого же страстного восхищения). И своего рода театральная кульминация, «рубикон» фестиваля – поставленный Римасом Туминасом в Государственном Малом театре Вильнюса блистательный спектакль «Мадагаскар». Удивительно! Рождённый на сугубо «литовской почве», «Мадагаскар» тем не менее стал спектаклем-метафорой для всех «наций»: уморительно смешной, памфлетный, вобравший в себя элементы и сатиры, и пародии, и театральных парафраз, и вместе с тем остросовременный (более того – остросоциальный! причём, утверждаю, именно таковы все фестивальные спектакли), – он словно напомнил нам всем подзабытую истину: главный признак здоровья нации – умение поиронизировать, посмеяться над собой. О, «Мадагаскар», как не хочется с тобой расставаться!..
…И ещё о главном: явственно «проступил» истинный смысл названия фестиваля: академия – не обозначение статуса «академического театра», а прежде всего высочайший художественный уровень театрального искусства!
Первые же «академические» постановки задали столь высокую планку фестивалю, что дальнейшие спектакли воспринимались «с оглядкой» на них: колоритнейший национальный фарс-комедия «Госпожа министерша» Белградского национального театра, «чёрная» психодрама-монолог «Арто и Гитлер в Романском кафе» немецкого театра «Берлинер ансамбль», клоунадно-импровизационная «Шинель» болгарского театра «Кредо». И в первых же показах – знакомство с двумя актёрами экстра-класса: неповторимые Мартин Вуттке из «Берлинер ансамбля» и Радмила Живкович из Сербии! Дорогого стоили слова сербского режиссера Яагоша Марковича: «Мы в восторге от энергетики самой сцены Омского театра драмы!» Точно так же, как дорогого стоило встреченное аплодисментами обращение «нашего» народного артиста России Валерия Алексеева к сербским актёрам: «Братья славяне…». Действительно, братья: по духу, по творчеству! Высококлассная русская психологическая школа актёрской игры, тончайшее балансирование между комедией и трагедией, фарсом и эпосом.
Очень органично вписалась в фестивальный «европейский контекст» наша омская «Фрекен Жюли» (впрочем, это уже давно произошло с самым гастрольно-фестивальным спектаклем Театра драмы). Социально-эпатажно прозвучал «гендерный» «Концерт по заявкам» немецкого театра «Шаубюне» (монодрама в исполнении актрисы Анн Тисмер), «разделивший» зрителей на две половинки (от страстного неприятия спектакля до такого же страстного восхищения). И своего рода театральная кульминация, «рубикон» фестиваля – поставленный Римасом Туминасом в Государственном Малом театре Вильнюса блистательный спектакль «Мадагаскар». Удивительно! Рождённый на сугубо «литовской почве», «Мадагаскар» тем не менее стал спектаклем-метафорой для всех «наций»: уморительно смешной, памфлетный, вобравший в себя элементы и сатиры, и пародии, и театральных парафраз, и вместе с тем остросовременный (более того – остросоциальный! причём, утверждаю, именно таковы все фестивальные спектакли), – он словно напомнил нам всем подзабытую истину: главный признак здоровья нации – умение поиронизировать, посмеяться над собой. О, «Мадагаскар», как не хочется с тобой расставаться!..
…И ещё о главном: явственно «проступил» истинный смысл названия фестиваля: академия – не обозначение статуса «академического театра», а прежде всего высочайший художественный уровень театрального искусства!
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл844021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии669021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись655021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2722314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6965114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2204013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2560013 ноября 2024
Новости партнеров