Культура. Личность
№ 37(264) от 24.09.2008
Слава Полунин:
"Я никого не учу - я просто открываю башку: пусть учатся сами"
Сегодня лучший клоун мира, обладатель почти всех возможных театральных премий мира, главный Асисяй Советского Союза, легендарный основатель "Академии дураков", народный артист России Вячеслав Полунин живет на четыре столицы: в Нью-Йорке,
Париже, Лондоне и Москве. Но 17 сентября прямиком с Первого Всемирного конгресса дураков Полунин впервые заглянул в Омск, чтобы три дня подряд показывать свой потрясающий спектакль "сНежное шоу", вот уже 15 лет пользующийся фантастической популярностью во всех странах и на всех континентах.
А за день до выступления лучший клоун эпохи дал блестящий часовой моноспектакль, зрителем которого стал и корреспондент "БК".
Париже, Лондоне и Москве. Но 17 сентября прямиком с Первого Всемирного конгресса дураков Полунин впервые заглянул в Омск, чтобы три дня подряд показывать свой потрясающий спектакль "сНежное шоу", вот уже 15 лет пользующийся фантастической популярностью во всех странах и на всех континентах.
А за день до выступления лучший клоун эпохи дал блестящий часовой моноспектакль, зрителем которого стал и корреспондент "БК".
Слава Полунин |
С миру по актеру
– За свою карьеру я уже раза четыре собирал команду, превращал ее в фантастический театр, потом распускал и все начинал сначала. Последнюю собрал в 1991-м. У меня ВСЕ играют ВСЁ. И когда мы приходим в театр, никто не знает, что сегодня будет играть: я распределяю роли за пять минут до начала…
Я никого не учу – я просто открываю башку: пусть учатся сами. Смогут – значит, артисты, не смогут – значит, нехрен этим заниматься. Это такая профессия, где ты должен все сделать сам. Растирать краски и бегать за пивом – вот такая моя школа. Мои ученики проходят через все. Покажут талант, может быть, когда-нибудь получат роль. Когда у меня была школа, я запрещал им в первые годы выходить на сцену. Стоять на входе, красить, подметать – да что угодно, только не на сцену. Поэтому из них вырастали настоящие артисты.
Сейчас мы называемся «сНежное шоу».
В нем участвует человек 70, которые живут по всему миру. У меня удивительная система: мой директор живет в Ярославле, завлит –
в Москве, финансовый директор – в Лондоне, импресарио – в Рио-де-Жанейро, продюсер – в Австралии, а все актеры разбросаны по 50 странам мира. И когда у меня какие-то репетиции или гастроли, я звоню всем и назначаю встречу где-нибудь под Нью-Йорком. Мы снимаем в лесу фестивальную сцену, работаем и начинаем болтаться с этим спектаклем по всему свету. Это новый принцип работы. Если я приезжаю в какую-то страну, то привожу нового актера. Третья часть моей труппы – иностранцы. Причем языкового барьера не существует: актер-итальянец за три недели выучил русский, а я даже язык глухонемых знаю. Если актер интересный и с ним хочется поговорить, приходится учить язык.
Я никого не учу – я просто открываю башку: пусть учатся сами. Смогут – значит, артисты, не смогут – значит, нехрен этим заниматься. Это такая профессия, где ты должен все сделать сам. Растирать краски и бегать за пивом – вот такая моя школа. Мои ученики проходят через все. Покажут талант, может быть, когда-нибудь получат роль. Когда у меня была школа, я запрещал им в первые годы выходить на сцену. Стоять на входе, красить, подметать – да что угодно, только не на сцену. Поэтому из них вырастали настоящие артисты.
Сейчас мы называемся «сНежное шоу».
В нем участвует человек 70, которые живут по всему миру. У меня удивительная система: мой директор живет в Ярославле, завлит –
в Москве, финансовый директор – в Лондоне, импресарио – в Рио-де-Жанейро, продюсер – в Австралии, а все актеры разбросаны по 50 странам мира. И когда у меня какие-то репетиции или гастроли, я звоню всем и назначаю встречу где-нибудь под Нью-Йорком. Мы снимаем в лесу фестивальную сцену, работаем и начинаем болтаться с этим спектаклем по всему свету. Это новый принцип работы. Если я приезжаю в какую-то страну, то привожу нового актера. Третья часть моей труппы – иностранцы. Причем языкового барьера не существует: актер-итальянец за три недели выучил русский, а я даже язык глухонемых знаю. Если актер интересный и с ним хочется поговорить, приходится учить язык.
Театр
– Меня много раз сманивали в театр, но мне это неинтересно. Я существую в гротеске, фантасмагории. Я не могу выражаться через слово, оно мне неподвластно, я не могу им управлять. Что хочешь сделаю любым пальцем, ресницей, губами, а со словами я не дружу. Для меня было страшным мучением играть в фильме Рязанова «Привет, дуралеи!». Я все время учил слова, и это был ужас.
Мне неинтересно заниматься театром – мне интересна театрализация жизни. Мы должны научиться делать нашу жизнь по законам театральности, и я хочу, чтобы люди в любимой жизни были гениальными актерами.
Я ищу то, что висит на облаке. Еще до Конгресса дураков в Москве я полетел в пустыню Невада, где 60 тысяч сумасшедших – буддисты, черные ангелы, кришнаиты, хиппи и бог знает кто – каждый год встречаются на неделю. Эти люди живут по одному закону: сделай что-нибудь для другого сегодня. Ты не имеешь права быть обыденным. Здесь все делают чудо: будь то трехэтажный велосипед, машина с башмаками вместо колес или огнемет в виде не скажу чего. Каждый работает целый год, чтобы, приехав в пустыню, показать несколько минут невозможной, взрывной жизни. У них там есть музей под открытым небом, для которого все сочиняют арт-объекты. Потом ночью садятся на велосипеды, под звездами гоняют от огонька к огоньку и разглядывают чудеса. Все бесплатно. Денег нет. В любой палатке тебе дадут еду, соль, воду. Один парень подъехал на грузовике к нашей палатке и со словами «Теперь каждый день будешь есть суши» вручил мне огромного лосося. Он работал целый год, чтобы дарить людям рыбу. Вот это театр! Вот такой театр мне интересен – театр, который потерял свои границы и превратился в нашу жизнь!
Сейчас я занимаюсь тем, что коллекционирую такие места по всему свету. В следующем году я еду на фестиваль йогов. 100 тысяч человек соберутся на берегу Ганга и будут показывать фантастические трюки. И таких чудес на свете миллион, а мы все ездим на венецианский карнавал. Это вчерашний день, а бразильский карнавал давно умер.
Мне неинтересно заниматься театром – мне интересна театрализация жизни. Мы должны научиться делать нашу жизнь по законам театральности, и я хочу, чтобы люди в любимой жизни были гениальными актерами.
Я ищу то, что висит на облаке. Еще до Конгресса дураков в Москве я полетел в пустыню Невада, где 60 тысяч сумасшедших – буддисты, черные ангелы, кришнаиты, хиппи и бог знает кто – каждый год встречаются на неделю. Эти люди живут по одному закону: сделай что-нибудь для другого сегодня. Ты не имеешь права быть обыденным. Здесь все делают чудо: будь то трехэтажный велосипед, машина с башмаками вместо колес или огнемет в виде не скажу чего. Каждый работает целый год, чтобы, приехав в пустыню, показать несколько минут невозможной, взрывной жизни. У них там есть музей под открытым небом, для которого все сочиняют арт-объекты. Потом ночью садятся на велосипеды, под звездами гоняют от огонька к огоньку и разглядывают чудеса. Все бесплатно. Денег нет. В любой палатке тебе дадут еду, соль, воду. Один парень подъехал на грузовике к нашей палатке и со словами «Теперь каждый день будешь есть суши» вручил мне огромного лосося. Он работал целый год, чтобы дарить людям рыбу. Вот это театр! Вот такой театр мне интересен – театр, который потерял свои границы и превратился в нашу жизнь!
Сейчас я занимаюсь тем, что коллекционирую такие места по всему свету. В следующем году я еду на фестиваль йогов. 100 тысяч человек соберутся на берегу Ганга и будут показывать фантастические трюки. И таких чудес на свете миллион, а мы все ездим на венецианский карнавал. Это вчерашний день, а бразильский карнавал давно умер.
Белый карнавал
– Со временем я становлюсь гигантоманом: начал серию мировых фестивалей, у меня лежит штук 20 сценариев. Десять человек на сцене для меня – ничто, сто – туда-сюда, а вот тысяча – это нормально, это событие. В прошлом году я сделал Белый карнавал в Коломенском – фантастический спектакль, лучшее, что я придумал за всю жизнь. У него было несколько базовых принципов: во-первых, все в белом – публика, артисты и архитектура. Огромный шапито на тысячу мест в реальной зеленой среде и нереальные объекты: к берегу причаливает белый корабль, на котором живут все артисты, и над ним связка из белых шаров, уходящая в небо на сотни метров. Башенный кран со стрелой 60 метров, на которой висят белые барабанщики. На кончиках длиннющих штырей в небе парят белые клоуны, на высокой горе – огромные светящиеся кони, сказочный лабиринт в надувном городе… Все нереальное, что было на свете, мы стащили в этот спектакль. Он прошел всего пять раз, потому что за него заплатил какой-то банк, и сейчас я ищу разные способы показать Белый карнавал всей Москве.
Асисяй
– Я долго занимался эксцентрической пантомимой, любил Чаплина, немое кино, а потом ко мне подошел замечательный человек Славский – автор «Энциклопедии цирка» – и сказал: «Ты клоун! У тебя нет границы гротеска. В любом гротеске ты чувствуешь себя естественно». И я решил попробовать себя в клоунаде: ночью на кухне сделал грим, нацепил нос, послал жену Лену в Мухинское училище купить какую-нибудь штучку. Она принесла мне желтый костюм, и я стал придумывать клоунаду. В углу валялся телефон – у меня вообще много вещей раскидано по квартире, чтобы они мозолили глаза. По словам Эйзенштейна, в каждой вещи хранится смысл.
И я решил: если телефон – средство связи, значит, это символ одиночества. И придумал историю про одинокого человека, который звонит сам себе и делает вид, что у него все в порядке, что у него есть друг, с которым он ссорится и мирится и т.д. На следующий день я приехал на «Голубой огонек» и перед камерой сыграл импровизацию, которая мгновенно родила этот персонаж, этот стиль клоунады. Асисяй так удачно родился, что на следующий день я перестал платить за такси, и, куда бы ни приходил, мне все доставалось бесплатно…
Для меня Асисяй – это реальная личность, которая живет вместе со мной. Мне с ним удобно и уютно. Когда я приехал в Англию <и шесть лет работал в Лондоне, то вдруг увидел, что моего Асисяя не хотят принимать: он слишком теплый, добрый, нежный и светлый. А англичан страшно коробит, когда на публике говорят про свои чувства. И я сделал Асисяя этаким Квазимодой, внутри которого спрятан цыпленок. И тогда англичане дали мне все свои премии, включая Лоуренса Оливье… У меня уже есть звание «Король Петербургского карнавала». Недавно министр культуры Франции назвал меня «шевалье». Королева Дании наградила званием «Посол Андерсена в России». Мне вообще нравятся такие необычные штуки. А с зарплатами давно покончено, я много лет не интересуюсь деньгами, они приходят сами. Когда ты делаешь то, что ты любишь, и не спишь по ночам, и не отдыхаешь по воскресеньям, все приходит само. Недавно мне предлагали 400 тысяч долларов за рекламу сока. Я попробовал и сказал, что никогда не позволю связывать эту бурду с моим именем!
И я решил: если телефон – средство связи, значит, это символ одиночества. И придумал историю про одинокого человека, который звонит сам себе и делает вид, что у него все в порядке, что у него есть друг, с которым он ссорится и мирится и т.д. На следующий день я приехал на «Голубой огонек» и перед камерой сыграл импровизацию, которая мгновенно родила этот персонаж, этот стиль клоунады. Асисяй так удачно родился, что на следующий день я перестал платить за такси, и, куда бы ни приходил, мне все доставалось бесплатно…
Для меня Асисяй – это реальная личность, которая живет вместе со мной. Мне с ним удобно и уютно. Когда я приехал в Англию <и шесть лет работал в Лондоне, то вдруг увидел, что моего Асисяя не хотят принимать: он слишком теплый, добрый, нежный и светлый. А англичан страшно коробит, когда на публике говорят про свои чувства. И я сделал Асисяя этаким Квазимодой, внутри которого спрятан цыпленок. И тогда англичане дали мне все свои премии, включая Лоуренса Оливье… У меня уже есть звание «Король Петербургского карнавала». Недавно министр культуры Франции назвал меня «шевалье». Королева Дании наградила званием «Посол Андерсена в России». Мне вообще нравятся такие необычные штуки. А с зарплатами давно покончено, я много лет не интересуюсь деньгами, они приходят сами. Когда ты делаешь то, что ты любишь, и не спишь по ночам, и не отдыхаешь по воскресеньям, все приходит само. Недавно мне предлагали 400 тысяч долларов за рекламу сока. Я попробовал и сказал, что никогда не позволю связывать эту бурду с моим именем!
Пилигрим
– До 50 лет я жил цыганской жизнью. Если мы больше двух месяцев находились в одном городе, мои дети и друзья говорили: «Что-то мы засиделись». Последние 15-20 лет мы каждый месяц переезжали в новую страну. Если мы куда-то не ехали, нам становилось скучно.
После 50-ти я понял, что моя жена начинает уставать, и предложил ей семь городов мира на выбор: Нью-Йорк, Берлин, Париж, Лондон, Милан, Барселону и Амстердам – и по полгода прожил в каждом городе, чтобы понять, мое это место или не мое.
В результате мы выбрали четыре города, где теперь и живем. В Москве у меня театральный центр, в Париже – мастерская – мельница, где собираются все мои друзья, в Лондоне – официальная контора, а в Нью-Йорке…
В октябре опять туда еду. На Бродвее идет мой спектакль, который мне страшно надоел, но американцы хотят видеть его снова. Паспорт у меня русский, а что касается виз, то тут все просто: если ты нужен, тебе все сделают.
После 50-ти я понял, что моя жена начинает уставать, и предложил ей семь городов мира на выбор: Нью-Йорк, Берлин, Париж, Лондон, Милан, Барселону и Амстердам – и по полгода прожил в каждом городе, чтобы понять, мое это место или не мое.
В результате мы выбрали четыре города, где теперь и живем. В Москве у меня театральный центр, в Париже – мастерская – мельница, где собираются все мои друзья, в Лондоне – официальная контора, а в Нью-Йорке…
В октябре опять туда еду. На Бродвее идет мой спектакль, который мне страшно надоел, но американцы хотят видеть его снова. Паспорт у меня русский, а что касается виз, то тут все просто: если ты нужен, тебе все сделают.
Оксана Дубонос
Фото Дианы Огородниковой
Фото Дианы Огородниковой
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Путин пообещал Шахназарову разобраться с замедлением YouTube1433015 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета1103114 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку4967114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра1017013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах1400013 ноября 2024
- По соседству с "Где же кролик" его владелец откроет еще один ресторан в Омске5550023 октября 2024
- Тренер омского "Авангарда" стал моделью одного из местных ателье6206323 октября 2024
Новости партнеров