Новости культура
№ 40(267) от 15.10.2008
"На любовь свое сердце настрою…"
"Но что со мной: блаженство или смерть?Какой восторг! какая чувств истома!.."(А.Н. Островский "Снегурочка")
Сергей ДЕНИСЕНКО,обозреватель |
15-й сезон в Лицейском драматическом театре открылся изумительным и завораживающим премьерным спектаклем! Причём завораживает даже его название (вслушайтесь, прошепчите): "Ладо моё…". Любовь моя… В названии этом - режиссёрская "установка" Руслана Шапорина, создавшего на сцене Лицейского пронзительно-лирическое, трепетное и высокоодухотворённое действо по мотивам "весенней сказки" Островского. Но - забудем про слово "сказка". И, надеюсь, меня не упрекнут в национализме, если я сформулирую жанр увиденного вот таким образом: славянская фантазия о любви (и "Снегурочка" для автора спектакля - действительно всего лишь мотив, повод, чтобы поговорить о главном, о том, "что движет солнце и светила").
Свои "пристрастия" Шапорин ярко обозначил ещё год назад, во второй своей постановке в Лицейском: спектакль "Вольные псы" - ритмичный, драматически-притчевый, музыкальный, пластичный и очень "молодёжный" по своей стилистике. То же, при всей "несравнительности" сюжетов обоих спектаклей, можно сказать и о театральной фантазии "Ладо моё…". Но добавьте к этому удивительно гармонично реализованную на сцене природную и мифологическую стихию наших временнЫх истоков (гей, славяне!), да причём с полным ощущением, что крохотная сцена Лицейского театра увеличилась до вселенских масштабов. Добавьте к этому правящую бал чувственность, сиянием которой словно пронизан весь спектакль. Добавьте, наконец, прекрасную идею - персонифицировать понятие "ладо" (кстати, ведь это, по сути, именно "по Островскому": в сценарном плане к "Девушке-Снегурочке" Берендей говорит: "Соединитесь все и просите бога Ладо, чтобы он нам показался"). В общем, вы уже поняли, почему помимо эпитета "завораживающий" я употребил и другой "изумительный". Как и то поняли, что для "Ладо моё…" не требуется "искушённый в Островском" зритель (а если я что-то "искушённо" глаголил, воспринимайте это как пассажи из цикла "образованность всё хочут показать").
Поймал себя на мысли, что впервые вижу "драматический спектакль", где Слово… не имеет, в принципе, значения. И это, мне думается, - замечательная и концептуальная "догадка"" режиссёра! Главные персонажи - в ПРЕДчувствии любви. Так же, как человек бывает в ПРЕДчувствии Слова. И вот любовь пробуждается. Неповторимое, колдовское состояние, когда любовь наивна и… "косноязычна". Слова - как полушёпот-бормотание, как попытка выразить зарождающиеся чувства, слова - как шум реки или треск костра в ночь на Ивана Купалу… И с каким блеском и мастерством(!) делают это молодые актёры Лицейского!.. Есть такая расхожая фраза: "Спектакль хранится в душе". Про "Ладо моё…" ещё бы и так сказал: "он как будто перед глазами стоит!..".
Помнится, кто-то из "островсковедов" говорил, что гармоничная, поэтичная "Снегурочка" полна художественных тайн, которые будет разгадывать не одно поколение режиссёров. Что ж, Лицейский прикоснулся к этим тайнам. Прикоснулся незаёмно, в высшей степени оригинально, современно, азартно и (с удовольствием повторюсь!) завораживающе. И есть великий смысл поступить очень даже по-славянски и добавить в афиши и программки: "185-летию А.Н. Островского и 135-летию пьесы "Снегурочка" посвящается…". Право же, "Ладо моё…" имеет на это полное художественное право!
Свои "пристрастия" Шапорин ярко обозначил ещё год назад, во второй своей постановке в Лицейском: спектакль "Вольные псы" - ритмичный, драматически-притчевый, музыкальный, пластичный и очень "молодёжный" по своей стилистике. То же, при всей "несравнительности" сюжетов обоих спектаклей, можно сказать и о театральной фантазии "Ладо моё…". Но добавьте к этому удивительно гармонично реализованную на сцене природную и мифологическую стихию наших временнЫх истоков (гей, славяне!), да причём с полным ощущением, что крохотная сцена Лицейского театра увеличилась до вселенских масштабов. Добавьте к этому правящую бал чувственность, сиянием которой словно пронизан весь спектакль. Добавьте, наконец, прекрасную идею - персонифицировать понятие "ладо" (кстати, ведь это, по сути, именно "по Островскому": в сценарном плане к "Девушке-Снегурочке" Берендей говорит: "Соединитесь все и просите бога Ладо, чтобы он нам показался"). В общем, вы уже поняли, почему помимо эпитета "завораживающий" я употребил и другой "изумительный". Как и то поняли, что для "Ладо моё…" не требуется "искушённый в Островском" зритель (а если я что-то "искушённо" глаголил, воспринимайте это как пассажи из цикла "образованность всё хочут показать").
Поймал себя на мысли, что впервые вижу "драматический спектакль", где Слово… не имеет, в принципе, значения. И это, мне думается, - замечательная и концептуальная "догадка"" режиссёра! Главные персонажи - в ПРЕДчувствии любви. Так же, как человек бывает в ПРЕДчувствии Слова. И вот любовь пробуждается. Неповторимое, колдовское состояние, когда любовь наивна и… "косноязычна". Слова - как полушёпот-бормотание, как попытка выразить зарождающиеся чувства, слова - как шум реки или треск костра в ночь на Ивана Купалу… И с каким блеском и мастерством(!) делают это молодые актёры Лицейского!.. Есть такая расхожая фраза: "Спектакль хранится в душе". Про "Ладо моё…" ещё бы и так сказал: "он как будто перед глазами стоит!..".
Помнится, кто-то из "островсковедов" говорил, что гармоничная, поэтичная "Снегурочка" полна художественных тайн, которые будет разгадывать не одно поколение режиссёров. Что ж, Лицейский прикоснулся к этим тайнам. Прикоснулся незаёмно, в высшей степени оригинально, современно, азартно и (с удовольствием повторюсь!) завораживающе. И есть великий смысл поступить очень даже по-славянски и добавить в афиши и программки: "185-летию А.Н. Островского и 135-летию пьесы "Снегурочка" посвящается…". Право же, "Ладо моё…" имеет на это полное художественное право!
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
- Ксения Собчак показала, какой look она выбрала для встречи с Путиным97424 декабря 2024
- Возле бывшего ночного клуба "Атлантида" открывают новый ресторан123124 декабря 2024
- Звезда балета Полунин: "Мое время в России истекло"1172223 декабря 2024
- Дресс-код: глава федерального Минкульта продемонстрировала идеал офисного стиля229820 декабря 2024
- Омичи в этом году возжелали потрогать креативные елки: в "Искусстве Омска" «подЕЛЬники-6»229617 декабря 2024
- Омская художница участвует в выставке, где куратором выступил создатель масок для фильма Феллини257016 декабря 2024
- В Омске выставят работы семьи всемирно известного художника, скульптора и ювелира Намдакова308912 декабря 2024
Новости партнеров