Культура. Визит
№ 41(268) от 22.10.2008
Песни американских индейцев похожи на русские народные
"У нас вообще в Сибири шибко руками-то не машут!" - заявили во время мастер-класса участникам знаменитого ансамбля Дмитрия Покровского омские фольклористы. Замечание москвичей не смутило, а только раззадорило. А потому полтора часа, отведенные им организаторами местной "Покровской ярмарки" на ознакомление омичей с последними тенденциями в области поддержания русской традиционной культуры, пролетели незаметно. После чего нынешний художественный руководитель коллектива Мария Нефедова любезно согласилась рассказать корреспонденту "БК" о том, кто сегодня поддерживает фольклор, какая национальная политика должна быть в многонациональном государстве и как правильно организовать свадьбу по-русски.
Мария Нефедова |
- Мария, изначально ваш ансамбль создавался Дмитрием Покровским как экспериментальный коллектив при союзе композиторов. То есть на деньги государства. Сегодня ситуация такая же? На русский фольклор готовы сегодня давать деньги из бюджета?
- Как развивалась наша страна, так развивалось и наше финансирование. Мы и "Росконцерту" принадлежали, потом, когда началась перестройка, были частью детского фонда, а другой своей частью представляли фонд культуры, а после трудных лет перестройки, когда коллектив, что зарабатывал на гастролях, на то и жил, нас приютил театр Юрия Петровича Любимова. Его и Покровского связывала давняя творческая дружба, и он дал нам место для репетиций. Сейчас мы существуем при театре. Так что на данный момент мы вновь государственный коллектив. В 1998 году узаконились наши отношения с Таганкой, и мы стали специальной творческой мастерской театра. Нас, как и труппу Юрия Любимова, поддерживает Московский комитет по культуре.
- Сколько стоит концерт ансамбля Покровского?
- Я не могу об этом говорить. Это дело нашего директора.
- Хорошо. Тогда объясните, какого фольклора ждет сегодня зритель: эстрадного шоу или исконно русского традиционного, каким знали его наши предки?
- Просто так из любой песни делать шоу не стоит. Мы за то, чтобы она была подана так, чтобы было легче ее воспринять слушателю, чтобы лучше проявить ее самые выигрышные стороны. Если интересен текст, то надо сделать акцент именно на нем, а если в песне сильна вокальная часть, то как раз наоборот - надо убрать все лишнее, чтобы публика слушала голосоведение. Если же это обряд, то необходимо сконцентрироваться на взаимодействии. Конечно, мы не претендуем на то, как поют исконно народные исполнители, но на сцене это и не нужно.
- Побывал недавно в одной среднеазиатской республике. Там власти пытаются сохранять только культуру основной нации в ущерб представителям всех остальных. В России по-другому: мы стремимся поддерживать имидж многонационального государства. От этого не страдает, по-вашему, традиционная русская культура?
- Нехороша и та, и другая крайность. Наша русская традиция вся соткана из взаимовлияний, потому что германские и славянские племена жили чересполосно начиная с III-IV века нашей эры. И поэтому у нас масса общего и в географических названиях, и в обрядах. Все на самом деле взаимосвязано. Когда мы пели в Великом Каньоне в Америке с местными индейцами, то подошел к нам один из их вождей и сказал, что вот эта песня, которую он только что услышал, похожа на какую-то их песню. Так что взаимопроникновение велико и право на существование имеет любая устойчивая культура.
- У нас в Омске сейчас в моде этнографические свадьбы, в том числе и в русском стиле. Поступают ли вам приглашения выступить на подобном мероприятии?
- Нет пока. Но если к нам все же обратятся люди зажиточные с предложением сделать свадебный обряд для их детей, то мы обязательно поставим условие, чтобы все это непременно было в соответствии с канонами обряда. Потому что в определенные моменты такого мероприятия не может быть еды и питья, если они не предусмотрены специально. Это не должно быть развлечение ради развлечения. В обряде изначально не было смотрящих, там все участники. Поэтому выносить его на сценическую площадку очень и очень сложно. А в жизни почему не попробовать.
- Как развивалась наша страна, так развивалось и наше финансирование. Мы и "Росконцерту" принадлежали, потом, когда началась перестройка, были частью детского фонда, а другой своей частью представляли фонд культуры, а после трудных лет перестройки, когда коллектив, что зарабатывал на гастролях, на то и жил, нас приютил театр Юрия Петровича Любимова. Его и Покровского связывала давняя творческая дружба, и он дал нам место для репетиций. Сейчас мы существуем при театре. Так что на данный момент мы вновь государственный коллектив. В 1998 году узаконились наши отношения с Таганкой, и мы стали специальной творческой мастерской театра. Нас, как и труппу Юрия Любимова, поддерживает Московский комитет по культуре.
- Сколько стоит концерт ансамбля Покровского?
- Я не могу об этом говорить. Это дело нашего директора.
- Хорошо. Тогда объясните, какого фольклора ждет сегодня зритель: эстрадного шоу или исконно русского традиционного, каким знали его наши предки?
- Просто так из любой песни делать шоу не стоит. Мы за то, чтобы она была подана так, чтобы было легче ее воспринять слушателю, чтобы лучше проявить ее самые выигрышные стороны. Если интересен текст, то надо сделать акцент именно на нем, а если в песне сильна вокальная часть, то как раз наоборот - надо убрать все лишнее, чтобы публика слушала голосоведение. Если же это обряд, то необходимо сконцентрироваться на взаимодействии. Конечно, мы не претендуем на то, как поют исконно народные исполнители, но на сцене это и не нужно.
- Побывал недавно в одной среднеазиатской республике. Там власти пытаются сохранять только культуру основной нации в ущерб представителям всех остальных. В России по-другому: мы стремимся поддерживать имидж многонационального государства. От этого не страдает, по-вашему, традиционная русская культура?
- Нехороша и та, и другая крайность. Наша русская традиция вся соткана из взаимовлияний, потому что германские и славянские племена жили чересполосно начиная с III-IV века нашей эры. И поэтому у нас масса общего и в географических названиях, и в обрядах. Все на самом деле взаимосвязано. Когда мы пели в Великом Каньоне в Америке с местными индейцами, то подошел к нам один из их вождей и сказал, что вот эта песня, которую он только что услышал, похожа на какую-то их песню. Так что взаимопроникновение велико и право на существование имеет любая устойчивая культура.
- У нас в Омске сейчас в моде этнографические свадьбы, в том числе и в русском стиле. Поступают ли вам приглашения выступить на подобном мероприятии?
- Нет пока. Но если к нам все же обратятся люди зажиточные с предложением сделать свадебный обряд для их детей, то мы обязательно поставим условие, чтобы все это непременно было в соответствии с канонами обряда. Потому что в определенные моменты такого мероприятия не может быть еды и питья, если они не предусмотрены специально. Это не должно быть развлечение ради развлечения. В обряде изначально не было смотрящих, там все участники. Поэтому выносить его на сценическую площадку очень и очень сложно. А в жизни почему не попробовать.
Справка
Ансамбль Дмитрия Покровского - уникальный певческий коллектив, созданный в 1973 г. в Москве при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР.
23 года руководил им Дмитрий Викторович Покровский (1944-1996 гг.), лауреат Государственной премии СССР, председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО. Первый, и пока единственный в России, он сумел по-настоящему объединить подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, традиции народной музыки - с современной музыкальной культурой. В репертуаре ансамбля Покровского более двух тысяч народных песен, наигрышей, танцев-обрядов; собрана ценная коллекция подлинных народных костюмов и музыкальных инструментов - более 160 единиц хранения; создан большой архив с аудио-, видео- и нотными записями выдающихся народных исполнителей. По образованию Дмитрий Покровский - балалаечник. Однажды он услышал, как бабушки в деревне поют народные песни. Его потрясло, что поют они совершенно иначе, звук извлекается по-другому. Он сделал физический анализ этого тембра и научил своих артистов так петь. Сейчас в ансамбле работает десять человек.
23 года руководил им Дмитрий Викторович Покровский (1944-1996 гг.), лауреат Государственной премии СССР, председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО. Первый, и пока единственный в России, он сумел по-настоящему объединить подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, традиции народной музыки - с современной музыкальной культурой. В репертуаре ансамбля Покровского более двух тысяч народных песен, наигрышей, танцев-обрядов; собрана ценная коллекция подлинных народных костюмов и музыкальных инструментов - более 160 единиц хранения; создан большой архив с аудио-, видео- и нотными записями выдающихся народных исполнителей. По образованию Дмитрий Покровский - балалаечник. Однажды он услышал, как бабушки в деревне поют народные песни. Его потрясло, что поют они совершенно иначе, звук извлекается по-другому. Он сделал физический анализ этого тембра и научил своих артистов так петь. Сейчас в ансамбле работает десять человек.
Беседовал Василий Романов
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров