Новости. Омск

Инновации
№ 42(269) от 29.10.2008

Содержание

Омичи изобрели колесо-2

Ученый Омского университета путей сообщения заявляет, что разработал и запатентовал новую конструкцию железнодорожного колеса, которая в комплексе с другими инновациями может улучшить характеристики железнодорожного подвижного состава в несколько раз. Представители других организаций этого оптимизма не разделяют.

 Омское колесо состоит из двух дисков, вращающихся независимо друг от друга.

Омичи решили улучшить колесо не от хорошей жизни. Автор, кандидат технических наук Валерий Шилер, рассказывает, что техника у железнодорожников за последние 40 лет практически не изменилась, а используемая колесная пара в целом была придумана еще 200 лет назад для паровоза Черепановых. Средняя скорость поездов за полвека выросла лишь с 39 до 40 км/ч, нагрузка на одну ось - с 23 до 25 т, вес поезда - с 5000 до 7000 т. Максимальная скорость пассажирского движения не превышает 200 км/ч.
Кроме этого, за последние 15 лет при снижении вдвое объемов перевозок износ верхнего строения пути и колесных пар увеличился в 10 раз. С каждым годом повышаются эксплуатационные расходы. Вся система железнодорожных перево­зок достигла потолка своих возможностей, резюмирует г-н Шилер. Поэтому транспортные власти планируют расти за счет строи­тельства дополнительных путей, что он считает слишком дорогим удовольствием. То, что РЖД называет перспективной техникой, омич закавычивает.
Валерий Шилер уверяет, что перелома можно добиться "улучшением динамики взаимодействия колесной пары и рельсовой колеи". В этом необходимо ориентироваться на собственные силы. Привлечение зарубежного опыта, отмечает он, слишком дорого, да и неэффективно.
Он разработал проект "Высокоскоростная гибкая транспортная система", который опирается на многолетние разработки ученых ОмГУПСа, начатые еще в 1967 году.
Идея в том, что омское колесо состоит из двух дисков, вращающихся независимо друг от друга. Это позволяет, как рассказывают авторы изобретения, "всем контактирующим поверхностям колес колесной пары с рельсовыми нитями вращаться независимо друг от друга". Валерий Шилер говорит, что "предлагаемая конструкция колеса не имеет аналогов в мире".
На испытательном полигоне омского университета проверили новое колесо в сравнении с обычным. Омское каталось лучше. Поезда с таким колесами, инвариантной тележкой и кузовом вагона увеличат в 6-10 раз провозную способность железнодорожного транспорта без переделки конструкции пути.
"Такая колесная пара оказывает значительно меньшее динамическое воздействие на верхнее строение пути и по своим характеристикам близка к таким системам опирания, как магнитный подвес или воздушная подушка", - отмечает ученый.
Вместо сегодняшней осевой нагрузки в 23,5 тонны предлагается 35-40 тонн. Вес поезда с омскими колесами составит 40-100 тыс. тонн вместо нынешних 6 тыс. тонн.
Больше всего впечатляет рассказ об экспериментальных скоростях: вместо сегодняшних максимальных 250-300 км/ч Валерий Шилер на полном серьезе говорит о 450-600 км/ч: "Я вывел эту цифру, изучая конструкцию и достигнутую скорость французского поезда. Я беру результаты поездок французов (584 км/ч), сравниваю их конструкцию с нашей и вижу, что мы могли бы, к примеру, на таких ровных участках, как Омск-Новосибирск, достигать и 600 км/ч. Правда для такой скорости, конечно, надо уже менять путь".
Доктор технических наук из СибАДИ Сергей Мочалин, не разделяя энтузиазма коллеги, сообщает, что железнодорожные составы с гибким колесом используются в Германии - недавно один такой поезд потерпел крушение, были человеческие жертвы. Господин Шилер парирует: "В Германии не совсем такая конструкция. Похожая на нашу конструкция "мягкого колеса" используется у нас в трамвае, но трамваи ведь не опрокидываются".
Валерий Шилер сетует, что обращался в ОАО "РЖД", но "получил неквалифицированный ответ. Они не поняли, взяли обычные для стандартного колеса требования вроде дискового тормоза, наложили на это колесо и заявили, что применять нельзя. Но мы хотели провести такие испытания позже".
Авторы проекта "Высокоскоростная гибкая транспортная система" хотят использовать его для встраивания Омска в частности в контейнерные международные перевозки. Сейчас из перевозимых между Дальним Востоком и Европой контейнеров лишь 1% проходит по территории России.

Борис Куркин

Просмотров: 257 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Борис Куркин   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru