Культура. Личность
№ 42(269) от 29.10.2008
Кирилл Разлогов: "Путин обещал российскому кино 4 млрд. рублей"
Всероссийская научно-практическая конференция "Сохранение и развитие русской культуры: семья, язык, общество" стала поводом для визита в Омск известнейшего культуролога Кирилла Разлогова. Большинство любителей кино помнит его как директора программ Московского международного кинофестиваля и телеведущего. За 10 минут до начала пленарного заседания конференции Кирилл Эмильевич успел поведать "БК" о том, сколько выделит Владимир Путин на поддержку отечественного кино, куда все же движется Россия - на Восток или на Запад и чем был плох "Адмиралъ".
Кирилл Разлогов |
- Здравствуйте, Кирилл Эмильевич! Как часто вы сегодня бываете с визитами в провинции?
- В последнее время часто. У меня был период в советское время, когда я ездил почти только по стране, включая республики, которые сегодня союзные государства. Тогда были строгие ограничения по поводу выезда за рубеж - два-три раза в год. Потом ситуация кардинально изменилась: я стал ездить 10-15 раз за границу и 1-2 раза по России. А сейчас настало в этом вопросе равновесие. То есть я примерно 10-15 раз в год езжу по России и 10-15 поездок за рубеж совершаю. Что касается географии, то чаще всего я бываю в Петербурге: у нас там филиал (филиал Института культурологии, который возглавляет Кирилл Разлогов - примечание "БК"), в Омске у нас тоже есть филиал. Но бываю я и там, где нет наших отделений. Например, в Комсомольске-на-Амуре недавно был, в Благовещенске, во Владивостоке. Из ближних городов каждый год бываю в Саратове, в Ярославле и Саранске. Одним словом, там, где проходят конференции и конгрессы. Сегодня, смотря на карту России, подсчитываю, в каких крупных городах я еще не был.
- То есть можно смело говорить, что культурологической ситуацией в стране вы владеете. Какова она на данный момент: мы движемся к Азии или есть подвижки в сторону Европы?
- По моим наблюдениям мы сейчас больше направляемся в сторону исследования ситуации в разных регионах. В каких-то областях больше контактируют с восточными странами. Например, если брать Благовещенск, то там исторически огромные связи с Китаем. Если же брать Владивосток, то это скорее Южная Корея и Япония. Там даже проводят фестивали этих стран. Если же брать европейскую часть России, то тут ситуация наиболее сложная, потому что именно по этой территории проходит водораздел между православной, католической и протестантской религиями. В Европе мы находимся в эпицентре разного рода конфликтов. И здесь эта многоукладность очень важна для нас, хотя она в некотором роде носит искусственный характер. Потому что все-таки советская культура преобладает. Традиции очень сильные. И если раньше мы пытались от всего советского отмежеваться, то сейчас выясняется, что именно это нам и нужно.
- Приведите пример.
- Например, единственный раз, когда Путин поднял вопрос по культуре, имея в виду культуру как нравы, обычаи и традиции, это когда он стал говорить, что у нас с Грузией общая культура и общее советское прошлое. Когда ситуация обострилась до предела, выяснилось, что вот это культурное прошлое имеет для нас значение очень важное. Я считаю, что как российские имперские традиции, которые восстанавливаются искусственно, так и советские традиции, которые еще живы у старшего поколения, играют очень важную роль, особенно в провинции. Потому что в Москве ситуация немного другая, все-таки это метрополия. А культура метрополии организована по несколько иным законам.
- А что вы можете сказать об Омске?
- Омск, безусловно, крупный город, который пока не метрополия. У вас есть определенные традиции, достаточно сильные. Существует своеобразное соперничество Омска и Новосибирска. Есть некое соперничество и между Омском и Томском. Но я думаю, что сейчас Омск в связи с выходом фильма "Адмиралъ" получит более яркий резонанс. Фильм связан не только с историческими событиями, но и с романтическими, а общественное мнение всегда на это живо реагирует.
- Какое мнение как у кинокритика у вас сложилось от просмотра "Адмирала"?
- Фильму пошло во вред немного, что он планировался одновременно и как сериал, и как полнометражная картина. Время от времени действие напоминает такой сжатый сериал. Правда, режиссер Кравчук не согласился, когда я ему это сказал. Но многие вещи будут выигрышными именно в развернутом, телевизионном варианте. Поэтому я с нетерпением жду большого, восьмисерийного "Адмирала". Там многое будет изложено более последовательно. Здесь же, наоборот, есть нюансы, которые полнометражному фильму не нужны, но попали, потому что они были запланированы в сериале. А самая главная проблема, что зритель очень мало знает исторические события. Поэтому тут даже тех небольших объяснений, которые есть, в общем, недостаточно. Особенно для молодого поколения. В данном случае для зрителей значительно большее значение приобретает романтическая история - любовь и так далее, чем исторический контекст.
- А как вам Хабенский в роли Колчака?
- Хабенский мне не очень понравился. Но он сделал все, что мог.
- Российское кино, на ваш взгляд, в каком сейчас состоянии?
- Оно в кризисе. Экономическом. Фильмы в основном делаются в кредит, поэтому много сейчас проектов остановлено. Если еще два месяца назад я оценивал состояние российского кино как, безусловно, позитивное, то сейчас склонен оценивать его как очень рискованное и опасное. Именно в силу особого характера кинопроизводства, где финансирование имеет большое значение. Когда этот источник исчезает, картина просто не завершается. Я знаю, что Владимир Владимирович Путин обещал большие деньги в 2010 году. Которые тоже, я уверен, будут не очень рационально расходоваться.
- Это будет федеральная поддержка кино?
- Да. Он обещал 4 с лишним миллиарда рублей. Посмотрим, как будут развиваться события. Может быть, кризис, наоборот, оздоровит ситуацию. А возможно, он задушит и плодотворные начинания.
- Раз деньги дает государство, будет возрожден госзаказ?
- Кстати, из этих денег половина пойдет на эпические картины, которые будут снимать народные артисты, в смысле увешанные регалиями кинематографисты. И против этого уже идет волна протеста. В основном протестуют, конечно, молодые, потому что деньги дадут старшему и среднему поколениям режиссеров.
- Не приведет ли это к тому, что появятся очередные "Кубанские казаки" - лубочные картины о том, как хорошо у нас жить?
- "Кубанские казаки" и без этого родятся. Народ любит это смотреть. Я боюсь другого: что появятся такие тяжеловесные ленты в стиле 70-х годов прошлого века, типа любовь на производстве. Очень скучно и длинно. Безусловно, отстаивающие правильные идеи, но неинтересно поданные. Однако приключенческие ленты заказные уже сейчас: делаются на деньги различных фондов. Это не декларируется открыто, но делается. Например, "Код апокалипсиса". Фонды эти связаны с государством, просто вслух не говорится об этом. Пока тяжеловесные, назидательные ленты на госденьги не снимаются, но, видимо, будут.
- В последнее время часто. У меня был период в советское время, когда я ездил почти только по стране, включая республики, которые сегодня союзные государства. Тогда были строгие ограничения по поводу выезда за рубеж - два-три раза в год. Потом ситуация кардинально изменилась: я стал ездить 10-15 раз за границу и 1-2 раза по России. А сейчас настало в этом вопросе равновесие. То есть я примерно 10-15 раз в год езжу по России и 10-15 поездок за рубеж совершаю. Что касается географии, то чаще всего я бываю в Петербурге: у нас там филиал (филиал Института культурологии, который возглавляет Кирилл Разлогов - примечание "БК"), в Омске у нас тоже есть филиал. Но бываю я и там, где нет наших отделений. Например, в Комсомольске-на-Амуре недавно был, в Благовещенске, во Владивостоке. Из ближних городов каждый год бываю в Саратове, в Ярославле и Саранске. Одним словом, там, где проходят конференции и конгрессы. Сегодня, смотря на карту России, подсчитываю, в каких крупных городах я еще не был.
- То есть можно смело говорить, что культурологической ситуацией в стране вы владеете. Какова она на данный момент: мы движемся к Азии или есть подвижки в сторону Европы?
- По моим наблюдениям мы сейчас больше направляемся в сторону исследования ситуации в разных регионах. В каких-то областях больше контактируют с восточными странами. Например, если брать Благовещенск, то там исторически огромные связи с Китаем. Если же брать Владивосток, то это скорее Южная Корея и Япония. Там даже проводят фестивали этих стран. Если же брать европейскую часть России, то тут ситуация наиболее сложная, потому что именно по этой территории проходит водораздел между православной, католической и протестантской религиями. В Европе мы находимся в эпицентре разного рода конфликтов. И здесь эта многоукладность очень важна для нас, хотя она в некотором роде носит искусственный характер. Потому что все-таки советская культура преобладает. Традиции очень сильные. И если раньше мы пытались от всего советского отмежеваться, то сейчас выясняется, что именно это нам и нужно.
- Приведите пример.
- Например, единственный раз, когда Путин поднял вопрос по культуре, имея в виду культуру как нравы, обычаи и традиции, это когда он стал говорить, что у нас с Грузией общая культура и общее советское прошлое. Когда ситуация обострилась до предела, выяснилось, что вот это культурное прошлое имеет для нас значение очень важное. Я считаю, что как российские имперские традиции, которые восстанавливаются искусственно, так и советские традиции, которые еще живы у старшего поколения, играют очень важную роль, особенно в провинции. Потому что в Москве ситуация немного другая, все-таки это метрополия. А культура метрополии организована по несколько иным законам.
- А что вы можете сказать об Омске?
- Омск, безусловно, крупный город, который пока не метрополия. У вас есть определенные традиции, достаточно сильные. Существует своеобразное соперничество Омска и Новосибирска. Есть некое соперничество и между Омском и Томском. Но я думаю, что сейчас Омск в связи с выходом фильма "Адмиралъ" получит более яркий резонанс. Фильм связан не только с историческими событиями, но и с романтическими, а общественное мнение всегда на это живо реагирует.
- Какое мнение как у кинокритика у вас сложилось от просмотра "Адмирала"?
- Фильму пошло во вред немного, что он планировался одновременно и как сериал, и как полнометражная картина. Время от времени действие напоминает такой сжатый сериал. Правда, режиссер Кравчук не согласился, когда я ему это сказал. Но многие вещи будут выигрышными именно в развернутом, телевизионном варианте. Поэтому я с нетерпением жду большого, восьмисерийного "Адмирала". Там многое будет изложено более последовательно. Здесь же, наоборот, есть нюансы, которые полнометражному фильму не нужны, но попали, потому что они были запланированы в сериале. А самая главная проблема, что зритель очень мало знает исторические события. Поэтому тут даже тех небольших объяснений, которые есть, в общем, недостаточно. Особенно для молодого поколения. В данном случае для зрителей значительно большее значение приобретает романтическая история - любовь и так далее, чем исторический контекст.
- А как вам Хабенский в роли Колчака?
- Хабенский мне не очень понравился. Но он сделал все, что мог.
- Российское кино, на ваш взгляд, в каком сейчас состоянии?
- Оно в кризисе. Экономическом. Фильмы в основном делаются в кредит, поэтому много сейчас проектов остановлено. Если еще два месяца назад я оценивал состояние российского кино как, безусловно, позитивное, то сейчас склонен оценивать его как очень рискованное и опасное. Именно в силу особого характера кинопроизводства, где финансирование имеет большое значение. Когда этот источник исчезает, картина просто не завершается. Я знаю, что Владимир Владимирович Путин обещал большие деньги в 2010 году. Которые тоже, я уверен, будут не очень рационально расходоваться.
- Это будет федеральная поддержка кино?
- Да. Он обещал 4 с лишним миллиарда рублей. Посмотрим, как будут развиваться события. Может быть, кризис, наоборот, оздоровит ситуацию. А возможно, он задушит и плодотворные начинания.
- Раз деньги дает государство, будет возрожден госзаказ?
- Кстати, из этих денег половина пойдет на эпические картины, которые будут снимать народные артисты, в смысле увешанные регалиями кинематографисты. И против этого уже идет волна протеста. В основном протестуют, конечно, молодые, потому что деньги дадут старшему и среднему поколениям режиссеров.
- Не приведет ли это к тому, что появятся очередные "Кубанские казаки" - лубочные картины о том, как хорошо у нас жить?
- "Кубанские казаки" и без этого родятся. Народ любит это смотреть. Я боюсь другого: что появятся такие тяжеловесные ленты в стиле 70-х годов прошлого века, типа любовь на производстве. Очень скучно и длинно. Безусловно, отстаивающие правильные идеи, но неинтересно поданные. Однако приключенческие ленты заказные уже сейчас: делаются на деньги различных фондов. Это не декларируется открыто, но делается. Например, "Код апокалипсиса". Фонды эти связаны с государством, просто вслух не говорится об этом. Пока тяжеловесные, назидательные ленты на госденьги не снимаются, но, видимо, будут.
Справка
Кирилл Эмильевич Разлогов родился в Москве 6 мая 1946 г.
Окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Доктор искусствоведения (1985 г.), профессор (1988 г.). Директор Российского института культурологии с 1989 г. Директор программ Московского международного кинофестиваля в 1999-2005 гг. Заслуженный деятель искусств России (1996 г.), кавалер ордена Дружбы (2006 г.). Член Российской академии естественных наук, Российской академии интернета, Научного совета РАН по комплексной проблеме "История мировой культуры".
Член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук, Российской академии кинематографических искусств "Ника", член правления Союза кинематографистов России и президиума Конфедерации союзов кинематографистов. Автор книг и руководитель издательских проектов, кинокритик и публицист, опубликовавший около 700 работ по вопросам культуры и искусства в России и за рубежом. Автор и ведущий телевизионных циклов. Профессор киноведческого факультета Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК); читает курс истории кино на Высших курсах сценаристов и режиссеров, лекции по современному кинопроцессу и истории экранной культуры, в том числе в Институте европейских культур.
Окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Доктор искусствоведения (1985 г.), профессор (1988 г.). Директор Российского института культурологии с 1989 г. Директор программ Московского международного кинофестиваля в 1999-2005 гг. Заслуженный деятель искусств России (1996 г.), кавалер ордена Дружбы (2006 г.). Член Российской академии естественных наук, Российской академии интернета, Научного совета РАН по комплексной проблеме "История мировой культуры".
Член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук, Российской академии кинематографических искусств "Ника", член правления Союза кинематографистов России и президиума Конфедерации союзов кинематографистов. Автор книг и руководитель издательских проектов, кинокритик и публицист, опубликовавший около 700 работ по вопросам культуры и искусства в России и за рубежом. Автор и ведущий телевизионных циклов. Профессор киноведческого факультета Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК); читает курс истории кино на Высших курсах сценаристов и режиссеров, лекции по современному кинопроцессу и истории экранной культуры, в том числе в Институте европейских культур.
Беседовал Василий Романов
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов713025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1697021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1464021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1434021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3430314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7608114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2808013 ноября 2024
Новости партнеров