Новости. Омск

Рынки. Программное обеспечение
№ 43(270) от 05.11.2008

Содержание

Украсть дорогое или скачать "бесплатное"?

Рынок программного обеспечения Омска переживает не лучшие времена: последствия экономического кризиса участники уже ощутили. Продажи ПО прошли на спад - бизнесмены затянули пояса. Однако некоторые убеждены: кризис не для всех плох, возможно, он сместит предпочтения пользователей в сторону свободного программного обеспечения, даст ему реальный шанс.
По данным "БК-рейтинг", сегодня безусловный лидер на местном рынке ПО - компания Microsoft: доля операционных систем Windows составляет 90-95% среди всех используемых омичами ОС. Довольно продолжительное время позиции мирового гиганта IT-индустрии были незыблемы. На правах монополиста Microsoft получал баснословную прибыль (по некоторым оценкам, себестоимость одной лицензии составляет два доллара). Однако в последние пять-шесть лет во всем мире неуклонно растет интерес к свободному, или так называемому бесплатному ПО, с открытым кодом. Самый яркий пример - операционная система Linux. В странах Европы пользователи уже оценили преимущества бесплатного софта. В России процесс перехода на свободное ПО идет с трудом, пока лишь отдельные организации используют бесплатные программные продукты. Например, министерство экономического развития и министерство культуры РФ, Росфинмониторинг и Рособразование, Центральный банк РФ и др. Пробудившийся интерес к свободному ПО игроки объясняют желанием сэкономить (лицензионный продукт по цене не дешев - ОС Windows professional стоит в среднем 5000 рублей на одно рабочее место), а использование пиратской копии может привести к печальным последствиям: штрафу в размере до 200 000 рублей или аресту на срок от трех до шести месяцев (ст. 146 УК РФ об авторском праве). Тем более, что это не пустые угрозы. Уже несколько лет Microsoft ведет на территории России активную борьбу с пиратством, периодически освещая публичные процессы над нарушителями. Сейчас лицензионным ПО в Омске оснащены едва ли не все крупные игроки (банки, промышленные предприятия и т.п.), а вот в сегментах среднего и малого бизнеса процент внедрения лицензионных продуктов еще не столь высок - по разным оценкам, до 40-55%.
Кризис помешал
В последнее время число желающих платить за программный продукт как среди частных пользователей, так и среди корпоративных клиентов заметно не растет. Согласно опросу "БК-рейтинг", около 70% частных клиентов и 18% корпоративных не желают тратить деньги на лицензионный продукт. Среди населения распространение платного ПО ­вообще идет туго: "частники" не боятся проверок, а все ­угрозы воспринимают на уровне "собака лает, а караван идет". Согласно опросу, около 35% горожан в ближайшее время не собираются переходить на лицензионный продукт. Свое решение они объясняют просто - слишком дорого, а зачем переплачивать, когда на рынке появилась альтернатива, тем более сейчас, в условиях экономического кризиса, когда каждая копейка в буквальном смысле на счету. Причем этот вопрос более актуален для корпоративных клиентов. "Экономический кризис отразился на продажах ПО, - рассуждает Вадим Волков, заместитель директора по информационным технологиям компании "Бизнес Техника". - Предприятия стараются сократить издержки, в том числе и на программное обеспечение, и ищут пути экономии". С этим мнением согласны и другие игроки: "Омск сейчас в той стадии покупательской способности, когда люди позволяют себе приобретать на рынке прикладного программного оборудования самый минимум - не до хорошего". В этой ситуации ­сторонники использования бесплатного ПО полны оптимизма - для них самое время. Ведь можно неплохо сэкономить, перейдя на свободное программное обеспечение. Судите сами: чтобы лицензировать предприятие в 20 ПК и установить на них лицензионный ОС Windows + MS Office, придется потратить порядка 300 000 рублей. За аналогичное решение с ОС Linux и пакетом OpenOffice (аналог MS Office) необходимо будет заплатить около 80 000 рублей. В основном, на оплату работы инженеров. Выгода налицо. Сегодня в Омске на Linux перешли только "первые ласточки", но многие уже рассуждают о его плюсах и минусах. Останавливает их то, что Linux-системы пригодны для рабочих мест с заранее известным и ограниченным набором функций, а вот специализированные программы, например дизайнерские (Adobe Photoshop, CorelDRAW) или бухгалтерские (1C), под ним не работают. Тем не менее вполне возможно, что это только начало нового этапа развития местного рынка, который приведет к смещению предпочтений. Бесплатным продуктом уже заинтересовались местные структуры власти. Как пишет газета "Коммерсантъ", "Правительство Омской области и компания "ГНУ/Линуксцентр" (Москва) заключили соглашение о массовом продвижении в регионе свободного программного обеспечения Linux. Чиновники заинтересованы в установке СПО в госучреждениях, органах местного самоуправления и бюджетных организациях. Более того, в правительстве региона разрабатываются концепция и план продвижения СПО. В них будет прописано бесплатное распространение архивов СПО для жителей Прииртышья, обучение работе с GNU/Linux системных администраторов и пользователей". Подобные примеры опробования Linux встречаются и в других сибирских регионах (Томск, Красноярск): где-то на него образовательные учреждения переводят, где-то медицинские заведения. Пользователи пробуют на вкус относительно новый продукт.
Достанет ли государство кота из мешка?
Не все эксперты разделяют оптимизм по поводу преиму­щества свободных IT-решений перед коммерческими. Часть специалистов полагает, что позиции лицензионного продукта еще очень сильны, и в ближайшее время он вряд ли растеряет своих клиентов. В сложившейся ситуации возможно несколько сценариев развития событий, и все они во многом зависят от позиции и действий властей. При первом варианте, наиболее вероятном, в обозримом будущем Windows останется доминирующей клиентской ОС. Под ним останется работать большинство корпоративных клиентов и почти все "частники". Этот вариант сработает, если государство не повернется лицом к СПО и будет продолжать, в частности, всеобщее обучение школьников использованию программных продуктов Microsoft. Тогда психологические барьеры на пути распространения клиентского свободного ПО в России еще более укрепятся, а его шансы на успех будут невысоки - ПО с открытым кодом не выйдет из зачаточного состояния.
При другом раскладе, то есть если государство окажет необходимую поддержку продвижению и внедрению Linux, он оттянет у Microsoft ощутимую часть корпоративных клиентов (по некоторым оценкам - 40-50%), и они начнут конкурировать на равных. В частности, у образовательных, медицинских учреждений будет свободный выбор, под какой системой работать, специалистов по Linux станет в разы больше, а его обслуживание - дешевле. В то же время упадет в цене и лицензионный продукт - чтобы не проигрывать в битве за клиента. Монополия Microsoft будет сломлена.
  * По данным "БК-рейтинг". Опрос жителей Омска и представителей бизнеса. Метод опроса - телефонное интервью. Опрошено по 200 человек. Сентябрь 2008 г.
  * По данным "БК-рейтинг". Мониторинг цен на программное обеспечение в торговых точках Омска. Сентябрь 2008 г.

Марина Жучкова, Ольга Сергеева,"БК-рейтинг", в подготовке материала принимала участие Екатерина Шишикина

Просмотров: 402 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Марина Жучкова   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru