Новости. Омск

Главная тема
№ 44(271) от 12.11.2008

Содержание

Президент должен быть на год умнее парламента?

Первое Послание президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию стало самым длинным за всю историю этого жанра. Как юрист г-н Медведев основное внимание уделил "своей теме" - судам, юридическим проблемам, поправкам в законодательство. Экономика, как отмечают наблюдатели, напротив, стала слабой стороной выступления и фактически затерялась на фоне других законодательных инициатив г-на Медведева. "БК" вместе с экспертами анализирует наиболее значимые из них.

Помощь-то маленьким, а у нас - малюсенькие
Большинство предложений Дмитрия Медведева касалось внутрипартийного уклада. Однако к чему приведут эти новации? Либерализируют ли они партийный процесс или, напротив, сделают его еще более закрытым?
К числу выгодных "маленьким партиям" эксперты относят инициативу президента гарантировать тем, кто не преодолеет на следующих думских выборах 7-процентный барьер, но наберет более 5% голосов избирателей, 1 или даже 2 мандата. Впрочем, если вспомнить, что на прошлых парламентских выборах ни одна из "маленьких партий" не набрала даже 3% и ни у одной из них нет перспектив сделать это в 2011 году - появляются сомнения, что новацией удастся кому-нибудь воспользоваться. Также для этих партий предлагается сделать послабление - снизить количество подписей избирателей, необходимых для регистрации партийного списка. Напомним, в прошлую думскую кампанию списки трех партий были отстранены от участия в выборах именно из-за проблем с подписями.
Новую партию можно будет создать в будущем, по замыслу президента, даже не имея в арсенале необходимых сегодня 50 тысяч членов.
В то же время предложение отменить на выборах всех уровней избирательный залог иначе как ударом по оппозиции (которая использует залог как подстраховку на случай отказа избиркомом зарегистрировать список или кандидата по подписям) не назовешь.
Закон, принуждающий к ротации партийных руководителей, поставит крест на так называемых партиях "лидерского типа". В первую очередь это коснется, конечно, ЛДПР и ее бессменного лидера Владимира Жириновского, а также КПРФ (Геннадий Зюганов). Впрочем, как отмечают эксперты, оппозиция в борьбе с этим вполне может использовать модель, которую так удачно продемонстрировала "Единая Россия", усадив Владимира Путина в кресло председателя, а бывшего главу партии Бориса Грызлова отправив на вновь созданный пост председателя высшего совета партии.
Также Дмитрий Медведев предложил партиям, набравшим наибольшее число голосов на региональных выборах, предлагать президенту кандидатуру нового главы субъекта федерации. Любопытно, что тем самым губернаторы как бы выпадут из прямого влияния полпредов, подчиняющихся лично г-ну Медведеву, и попадут под юрисдикцию лидера "Единой России" Владимира Путина.
Не в цензе дело
Чуть более года назад принятая президентом Владимиром Путиным поправка, вводившая "ценз оседлости" для членов Совета Федерации, казалось, закрыла дискуссию о принципе формирования этого государственного органа. Да, регионам была сделана небольшая уступка - человек, желающий стать сенатором от конкретного региона, должен был не менее 10 лет прожить в этом субъекте. Но эта уступка свидетельствовала лишь от том, что основной принцип формирования Совфеда изменениям не подвергнется. Однако в своем выступлении г-н Медведев предложил совершенно новую систему формирования верхней палаты - сенаторами должны становиться депутаты региональных и муниципальных представительных органов, справедливо полагая, что если депутат работает, скажем, в Законодательном Собрании, значит, и живет в этом регионе и не обязан тем самым зависеть от "ценза оседлости", который предлагается отменить. Впрочем, как отмечают эксперты, такой вариант хоть и ограничивает возможность попадания в Совет Федерации "случайного" человека, тем не менее полностью не решает эту проблему. "Случайный" человек может попасть в представительный орган благодаря системе партийных списков, откуда уже на законном основании отправится в СФ.
Во избежание "четырехпалости"
В юбилейный для российской Конституции год Дмитрий Медведев предложил внести в нее существенные коррективы. Это будут первые конституционные изменения за весь 15-летний срок существования основного закона российского государства.
Самым резонансным стало предложение по увеличению сроков полномочий президента и депутатов Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Таким образом, г-н Медведев, по сути, узаконит то, против чего настойчиво выступал Владимир Путин - увеличение срока пребывания в президентском кресле для одного человека. И хотя г-н Путин говорил о недопустимости трех сроков подряд, а его последователь это не опровергает, на деле президент получит право на тот же трехсрочный период пребывания у власти - 12 лет. На этот счет уже высказались представители оппозиции.
Вице-спикер второго и четвертого созывов Госдумы Сергей Бабурин одобряет нововведение. "Президент должен быть на один год умнее парламента", - так он объяснил "БК" свое понимание шестилетнего президентского и пятилетнего депутатского сроков.
По мнению лидера омского отделения ЛДПР Яна Зелинского, наряду с увеличением сроков полномочий надо внести еще и поправку о том, что один и тот же человек не может избираться президентом более двух сроков, даже не подряд, а с перерывом.
Другое возможное конституционное изменение, касающееся закрепления за Госдумой контроля над исполнительной властью, более неопределенное. В своем выступлении Дмитрий Медведев никак не обозначил формат обязательного отчета кабинета министров перед депутатами.
Скептики утверждают, что эта процедура сохранит свою формальность, а реальных рычагов воздействия на правительство Госдума не получит. Другие эксперты уверены, что нововведение превратит законодательную власть в реальную силу в том случае, если по результатам отчета министров Дума сможет поставить вопрос о доверии/недоверии правительству.
Не экспертизой единой
К законотворческому процессу Дмитрий Медведев потребовал привлечь Общественную палату, внеся соответствующие изменения в регламенты Госдумы и Совета Федерации. Сейчас роль палаты на законодательной ниве ограничивается проведением общественной экспертизы законопроектов, но эта процедура необязательна. И объем работы, который Дума поручает общественникам, невелик. Например, в течение 2006-2007 годов экспертизу палаты прошло лишь чуть более 35 законов. Как отмечается на официальном сайте органа, "данная работа требует совершенствования и упорядочения". Палата даже планировала рекомендовать парламентариям, чтобы все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходили экспертизу в ОП.
Заманить нефтетрейдеров в рубли, а ­население  - на биржу
Продавать газ и нефть за рубли, размещать новые эмиссионные ценные бумаги в рублях и на российском рынке, усилить роль рубля в качестве одной из валют международных расчетов - так звучал экономический посыл президента. Помогут ли старые лозунги в новых условиях?
Еще летом прошлого года в период своего президентства Владимир Путин говорил о необходимости продавать газ и нефть за рубли. Тогда Путина поддержали "Газпром" и "ЛУКОЙЛ". Однако сам глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов сказал, что переход на расчеты в рублях зависит не только от нефтяных компаний, но и от контрагентов, которые работают на мировом рынке энергоносителей. Одним словом, покупатели газа и особенно нефти могут отказаться брать товар за рубли и переметнуться к странам ОПЕК. Дмитрий Медведев, видимо, считает, что можно попробовать рискнуть. Тем более, что эксперты признают - продажа газа за рубли позволит увеличить объемы оборота российского рубля на внешних торговых энергетических рынках, что станет дополнительным фактором укрепления рубля.
Еще один способ укрепить рубль - размещать новые эмиссионные ценные бумаги в рублях и на российском рынке. Сегодня, когда банки сокращают кредитные линии, отечественным компаниям пора понять, что дополнительные средства можно получить не только в банке, но и с помощью вексельных и облигационных займов, проведения IPO.
"Пойдут ли российские граждане на фондовый рынок - это вопрос доверия, - считает начальник отдела маркетинга и по связям с общественностью омского филиала "Брокеркредитсервис" Олег Шеков. - Российский бизнес непрозрачен - дочерние компании, непонятное ценообразование, неизвестный владелец - все это затрудняет принятие решения об инвестициях в российский бизнес. Между тем в США более половины всего населения имеют акции, в России количество людей, размещающих свои средства на фондовом рынке, едва ли превышает 5-7%".
Что можно отсудить у суда?
Вопрос о развитии судебной реформы в России был озвучен Дмитрием Медведевым уже в третий раз. Впервые о реформировании он заявил на прошлогоднем экономическом форуме в Красноярске. Тогда он сказал: "Мы должны искоренить практику неправосудных решений "по звонку" или "за деньги". Также, по его мнению, следует разработать систему мер, направленных на возмещение гражданам и организациям их потерь от неправосудных решений и волокиты в судах. Для компенсации г-н Медведев предложил создать специальный финансовый фонд. В выступлении перед Федеральным собранием он подтвердил этот тезис. Хотя остается вопрос о финансировании этого фонда, потому что процессуальные сроки в России в большинстве своем всегда нарушаются. Кроме этого, пока непонятен механизм компенсации. Например, по делу новосибирского предпринимателя Буркова суд разбирается до сих пор, а похищенное имущество никто не собирается возмещать.
Во второй раз судебное реформирование было озвучено Дмитрием Медведевым спустя 20 дней, как его избрали. Тогда г-н Медведев заявил о создании рабочей группы, которая займется судебной реформой. Но в последнем выступлении не было сказано о каких-либо результатах работы этой группы. Главной же проблемой российского правосудия президент считает неисполнение решений суда. По словам руководителя ИПП "Народный адвокат" Ильи Васильчука, многие решения Фемиды не исполняются, когда в споре с властью вы­игрывают обычные граждане. "Например, судебные приставы часто сталкиваются с проблемой ареста и реализации государственного и муниципального имущества", - отмечает г-н Васильчук.
Как известно, теперь россиянам доступен видеоблог г-на Медведева. Того же президент хочет от судов. В своем Послании он объявил, что в ближайшее время будет принят закон "Об обеспечении доступа к информации судов РФ". В нашем городе успешно работающий сайт есть только у арбитражного суда, и следить за текущими событиями в других судах крайне тяжело, считает представитель РФА в Омске Игорь Колесников.
Чем Москва поделится с регионами
Тезис о сокращении количества территориальных структур федеральных органов исполнительной власти омские эксперты оценивать пока не готовы. Хотя не исключают, что некоторые федеральные подразделения могут быть действительно сокращены и даже упразднены.
Говоря о сокращении территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, президент Медведев не уточнил, о каких структурах пойдет речь. Между тем только в Омской области сегодня действуют порядка 40 федеральных структур, среди которых УФАС, отделение Пенсионного фонда, главное управление Центробанка России, главное управление МЧС России, Омская таможня, миграционная и налоговая службы и пр. Однако среди этого перечня есть и более мелкие и малоизвестные из-за своей узкой специфики структуры, среди которых Омский филиал ФГУ "Центр оценки качества зерна" или "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области". По мнению большинства экспертов "БК", кардинальные изменения могут коснуться именно этих структур. "Вполне вероятно, что какие-то их функции будут переданы регионам", - говорят эксперты, предполагая, что крупных структур подобные сокращения коснутся в меньшей степени.
В целом эксперты говорят о том, что речь идет о инициативе президента, которая пока никакими документами и распоряжениями не поддержана.
"Пока я не видел документов, распоряжений о сокращении этих структур, говорить об этом рано", - прокомментировал "БК" министр здравоохранения Омской области, бывший руководитель Рос­потребнадзора Юрий Ерофеев. Однако, по его мнению, количество федеральных чиновников реально может быть сокращено. "Количество структур тоже может быть сокращено, но функции, которые они выполняют до сих пор, должны остаться", - пояснил г-н Ерофеев.
Замначальника УФАС по Омской области Вадим Кабаненко рассказал "БК", что речи о сокращении управления тоже пока не было. Напротив, по словам г-на Кабаненко, в июне полномочия УФАС расширились, и даже произошло увеличение штата.
ЦИТАТЫ
«Государственный аппарат у нас – это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ. Такая система абсолютно неэффективна и создает только одно – коррупцию».

«Речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но все же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов... Так что «реформаторский зуд» в отношении Основного закона абсолютно неуместен».

«Не собираюсь никому читать мораль и пускаться в абстрактные рассуждения. Президент России – это очень конкретная и практическая работа».

«Конструирование глобальной системы ПРО, окружение России военными базами, безудержное расширение НАТО и другие «подарки» России – складывается устойчивое впечатление, что нас просто испытывают на прочность».

«Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов в России и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами».
Мнение

Олег Смолин, депутат Госдумы:
- Мне представляются мелкими некоторые положения. Вместо того, чтобы выступить с предложением снизить избирательный барьер хотя бы до 5%, президент предлагает его сохранить, но при этом дать возможность партиям, набравшим от 5% до 7%, представить по 1-2 депутатам в парламент. Ясно, что это скорее всего связано с новым проектом преобразования трех бывших правых партий в одну под контролем Кремля. Но от того, что в Думе появится один депутат, к примеру, Леонид Гозман, мало что изменится.
Сергей Бабурин, ректор РГТЭУ, лидер партии "Народный Союз":
- Первое послание Дмитрия Медведева было принципиально иным по стилю, нежели предыдущие. Своеобразная заявка на новый курс, условно назовем его "консервативная революция". В этом контексте, я считаю, инициатива изменения принципа формирования верхней палаты парламента выглядела вполне оправданно. Более нелепого принципа, чем тот, который действует сейчас, сложно представить. При таком подходе Совет Федерации скоро бы превратился в "совет питерских".
Анатолий Адабир, вице-спикер омского Заксобрания:
- Пятилетний срок создан самой природой, он отработан на практике. Недаром у нас были "пятилетки"! Впрочем, шесть лет для президента - это тоже нормально. А четыре года - это какая-то четырехпалость, неполноценность. Президент первый год только избран, два года включается в дела и последний год вновь занят выборами - уже не до работы.
Анатолий Ремнев, член Общественной палаты Омской области:
- Общественная палата не обладает правом законодательной инициативы и вряд ли его получит. Члены палаты, как и раньше, будут проводить экспертизу законопроектов, но не более того.
Сергей Евсеенко, директор омского филиала Академии бюджета и казначейства минфина РФ:
- Если Медведеву удастся перевести продажу газа и нефти на рубли - он вой­дет в историю как выдающийся президент. Россия перестанет кредитовать другие страны и укреплять чужую экономику. Переход на рубли обяжет покупателей энергоносителей либо приобретать у нас национальную валюту, либо российские товары за рубли. Конкурентоспособность российской экономики повысится. Масса рублей в мире будет расти, страна сможет претендовать на роль одного из финансовых центров. Перспективу, однако, могут испортить страны ОПЕК, США, Евросоюз, Китай, Индия - мир стал многополярным, и все борются за пальму первенства. Россия не имеет монополии на нефть (в отличие от газа), поэтому на мировую конъюнктуру могут влиять страны ОПЕК - как продавцы нефти, и США - как основной покупатель.
Юрий Соловей, ректор Омского юридического института:
- Считаю, что это послание возымеет действие, чувствуется желание Медведева. Хотя это инициатива и одного человека, но все зависит от собственной воли президента. Информационная открытость судов позволяет исключить протекционизм, кумовство и другие возможности влияния на исход дела.
Александр Дмитренко, директор ООО "­Юридическая компания "Омэкс-Лекс":
- Это пока только инициатива президента, который, видимо, руководствовался желанием сократить чиновничий аппарат. Однако из личных наблюдений могу предположить, что сокращение федеральных структур может привести к расширению штата местных структур.

Cтанислав Жоглик, Наталья Коробова, Юлия Степина, Светлана Широковская, Алена Булавка, Юлия Стрельская, Аскер Абишов, Виталий Ганнащук, Константин Кунгуров

Просмотров: 225 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru