8 Финансовый кризис. Авторынок
№ 51(277) от 07.01.2009
"Каждый приходит с идеей - что можно сократить"
Омские автопродавцы в прошедшем 2008 году буквально наперегонки получали дилерские статусы и открывали новые салоны. Тенденция (правда, скорее уже по инерции) сохранилась в кризисные осенние месяцы и даже на начало зимы.
Последние два-три года легальный автомобильный рынок развивался в Омске гораздо быстрее, чем сам регион в целом. В 2008 году в городе открылось восемь новых автосалонов (часть из них, правда, пока на временном разрешении). Несмотря на это, Омск как город-миллионник пока все еще отстает по количеству автосалонов не только от столицы СФО Новосибирска, но и, например, даже от куда меньшего по размерам Томска. Местный рынок рос исключительно на местных же игроках. Уже «по традиции» те федеральные сети, что заявляли об экспансии за Урал, как правило, об Омске вспоминали в самую последнюю очередь. Теперь же, возможно, и не вспомнят вовсе, по крайней мере, в ближайшие годы.
Внезапно нагрянувший всемирный экономический кризис незамедлительно ударил по дилерским автокомпаниям. Как известно, в России более половины новых автомобилей покупалось в кредит. В Омске с помощью автокредита в «предкризисное» время автомобили приобрели примерно 36%. С началом же проблем российские банки пожертвовали данным финансовым инструментом так же быстро и безжалостно, как и ипотекой. Статистика продаж в кредит стремительно упала с уровня 50-60% до 10%, хотя в целом по сравнению с летом рынок в объемах в Омске пока практически не упал. Дилерам удалось сохранить объемы продаж за счет акций, явных и закамуфлированных скидок и подарков. По словам экспертов, терять в прибыли все равно было выгоднее, чем хранить на складах непроданные автомобили.
Дальнейшую динамику пока мало кто берется прогнозировать. Общее резюме владельцев автосалонов: кто выживет к 1 июля, тот будет жить дальше.
Внезапно нагрянувший всемирный экономический кризис незамедлительно ударил по дилерским автокомпаниям. Как известно, в России более половины новых автомобилей покупалось в кредит. В Омске с помощью автокредита в «предкризисное» время автомобили приобрели примерно 36%. С началом же проблем российские банки пожертвовали данным финансовым инструментом так же быстро и безжалостно, как и ипотекой. Статистика продаж в кредит стремительно упала с уровня 50-60% до 10%, хотя в целом по сравнению с летом рынок в объемах в Омске пока практически не упал. Дилерам удалось сохранить объемы продаж за счет акций, явных и закамуфлированных скидок и подарков. По словам экспертов, терять в прибыли все равно было выгоднее, чем хранить на складах непроданные автомобили.
Дальнейшую динамику пока мало кто берется прогнозировать. Общее резюме владельцев автосалонов: кто выживет к 1 июля, тот будет жить дальше.
СОБЫТИЯ
МАРТ
В Омске появился официальный дилер популярной японской марки Honda – автоцентр «Honda на Кордном». Базирование на Кордном временное. На Левом берегу ведется строительство постоянного дилерского центра в соответствии со всеми корпоративными нормами.
ИЮНЬ
Начал работу новый дилерский центр «Renault-Омск».
ИЮЛЬ
В нашем городе начал работу новый автосалон Audi компании «Феникс Авто». Пока центр работает в тестовом режиме: принимаются заказы на весь модельный ряд Audi, проводятся консультации и тест-драйвы.
АВГУСТ
20 августа в автотехцентре «Сибирь Моторс» состоялось торжественное открытие автосалона официального дилера марок Hummer и Cadillac.
СЕНТЯБРЬ
Автоцентр «Бегемот» начал официальные продажи автомобилей Hyundai российской сборки.
ОКТЯБРЬ
17 октября состоялось официальное открытие существующего в Омске уже год дилерского центра «Джинни Моторс».
Компания «Феникс-Авто» стала официальным дилером Suzuki в Омске. Открыт еще один временный автосалон рядом с Audi.
НОЯБРЬ
Автоцентр Styer отказался от дилерства Volvo.
В конце месяца состоялось официальное открытие автоцентра «Магистраль», в декабре он стал дилером АвтоВАЗа.
ДЕКАБРЬ
16 декабря состоялось официальное открытие автоцентра «Ford-Омск».
В Омске появился официальный дилер популярной японской марки Honda – автоцентр «Honda на Кордном». Базирование на Кордном временное. На Левом берегу ведется строительство постоянного дилерского центра в соответствии со всеми корпоративными нормами.
ИЮНЬ
Начал работу новый дилерский центр «Renault-Омск».
ИЮЛЬ
В нашем городе начал работу новый автосалон Audi компании «Феникс Авто». Пока центр работает в тестовом режиме: принимаются заказы на весь модельный ряд Audi, проводятся консультации и тест-драйвы.
АВГУСТ
20 августа в автотехцентре «Сибирь Моторс» состоялось торжественное открытие автосалона официального дилера марок Hummer и Cadillac.
СЕНТЯБРЬ
Автоцентр «Бегемот» начал официальные продажи автомобилей Hyundai российской сборки.
ОКТЯБРЬ
17 октября состоялось официальное открытие существующего в Омске уже год дилерского центра «Джинни Моторс».
Компания «Феникс-Авто» стала официальным дилером Suzuki в Омске. Открыт еще один временный автосалон рядом с Audi.
НОЯБРЬ
Автоцентр Styer отказался от дилерства Volvo.
В конце месяца состоялось официальное открытие автоцентра «Магистраль», в декабре он стал дилером АвтоВАЗа.
ДЕКАБРЬ
16 декабря состоялось официальное открытие автоцентра «Ford-Омск».
ОЦЕНКА УШЕДШЕГО ГОДА УЧАСТНИКАМИ РЫНКА
Дмитрий Потемкин |
Дмитрий Потемкин, гендиректор автоцентра Styer: "СЕРВИС - ЭТО САМОЕ ПРИБЫЛЬНОЕ ДЛЯ НАС СЕЙЧАС НАПРАВЛЕНИЕ"
– Для нашей компании год пошел очень сложно. Но были и положительные моменты. К примеру, рост продаж сервисных услуг. Сравните цифры. Раньше мы имели прирост в 30, максимум 40% в год. В 2008-м – 200%! Сервис – это самое прибыльное для нас сейчас направление. Отрицательные моменты связаны с рынком новых автомобилей. В этом году поставщики хорошо возили автомобили, но покупательский спрос начал падать. Причем еще до начала проявления кризиса.
Взять проект Volvo, за который мы так азартно сражались. В этом году запустили, первые два квартала очень хорошо отработали. Объемы продаж устраивали как нас, так и наших московских поставщиков. А летом «сели». Мы в себе искали причину – вкладывали и в рекламу, и в продвижение. К сожалению, продажи никак не шли. В сентябре посмотрели статистику продаж вообще по России, и выяснилось, что все бренды растут, а Volvo падает. Причины непонятны. Приняли решение, что раз этот бизнес не приносит прибыли, плохо стартует, то лучше, хотя бы на время, отказаться от дилерства данного бренда.
Кризис диктует другие правила ведения бизнеса. Надо снижать затраты. Максимально и быстро. Кто быстрее сократит затраты, тот и выиграет. Отказались от закупок новых Volvo, весь оставшийся склад распределили по другим городам, а себе оставили небольшое количество автомобилей и их распродаем.
Для того чтобы как-то снизить кризисное влияние, мы практически еженедельно находим какие-то возможности для снижения затрат. Постоянно проводим внутренние совещания. Каждый приходит со своей идеей – что можно сократить и от чего отказаться. Даже в мелочах. Штат сократили на 10%. В компании остаются сильнейшие. В каждом звене. Те, кто нацелен на работу, на достижение результата.
Взять проект Volvo, за который мы так азартно сражались. В этом году запустили, первые два квартала очень хорошо отработали. Объемы продаж устраивали как нас, так и наших московских поставщиков. А летом «сели». Мы в себе искали причину – вкладывали и в рекламу, и в продвижение. К сожалению, продажи никак не шли. В сентябре посмотрели статистику продаж вообще по России, и выяснилось, что все бренды растут, а Volvo падает. Причины непонятны. Приняли решение, что раз этот бизнес не приносит прибыли, плохо стартует, то лучше, хотя бы на время, отказаться от дилерства данного бренда.
Кризис диктует другие правила ведения бизнеса. Надо снижать затраты. Максимально и быстро. Кто быстрее сократит затраты, тот и выиграет. Отказались от закупок новых Volvo, весь оставшийся склад распределили по другим городам, а себе оставили небольшое количество автомобилей и их распродаем.
Для того чтобы как-то снизить кризисное влияние, мы практически еженедельно находим какие-то возможности для снижения затрат. Постоянно проводим внутренние совещания. Каждый приходит со своей идеей – что можно сократить и от чего отказаться. Даже в мелочах. Штат сократили на 10%. В компании остаются сильнейшие. В каждом звене. Те, кто нацелен на работу, на достижение результата.
Михаил Григорьев, руководитель отдела продаж BMW автоцентра
"Барс": "ЖИВЕМ ЗА СЧЕТ СТАРЫХ ЗАПАСОВ"
– Пока мы только начинаем ощущать кризис. Живем за счет старых запасов. Популярные модели продолжают пользоваться спросом, а вот выпуск новинок прекратили. Но и то на время. Сложными месяцами для продаж будут февраль, март. Январь вообще традиционно непродажный месяц. Выстраивая планы на будущее, мы будем учитывать разные факторы влияния на потребительский спрос, в том числе и спад кредитования. Легких денег больше не будет.
Владимир Красных, директор "Ford-Омск", "Рено-Омск": "ЦЕНЫ ПОВЫСЯТ ВСЕ - ЭТО НЕИЗБЕЖНО"
– Год прошел замечательно. По динамике это даже самый сильный год. Мы открыли новые салоны Рено, Форд. И если бы не события, произошедшие к концу года, то мы бы оценивали его однозначно успешным, даже более чем успешным. Плюс в конце ноября 2008 года мы отметили 10-летие нашей компании. Однако в кризисной ситуации все, что сейчас можно записать в актив, может обернуться в пассив.
Избежать отрицательных последствий кризиса невозможно. И меры для избежания кризиса должны предпринимать не мы, а правительство. К сожалению, те меры, которые оно предпринимает сейчас, ведут к удушению экономики (кроме сырьевых отраслей). Автомобильный рынок во всем мире поддерживается кредитным продуктом. Сейчас это «кредитное плечо», по сути, развалилось. Понятно, что это отразится на автомобильном рынке. Лавинообразных изменений, конечно, не будет. Ну чуть замедлятся темпы продаж новых автомобилей. Зато более важным и в структуре доходов, и в структуре взаимоотношений с клиентами станет сервисное обслуживание.
Мы не устраиваем и не будем устраивать «кризисных» распродаж. У нас и так действуют скидки, акции, колеса дарим зимние и другие подарки. Но это каждый год так происходит. А с 1 января мы повысили цены. Цены повысят все – это неизбежно, потому что никто не станет игнорировать введение такого количества пошлин. Кто-то раньше, кто-то позже. Кто-то поступится частью своей прибыли, кто-то нет. Но в целом все производители также поднимут цены на 4-5%. В планах на 2009 год – сохранить рабочий коллектив и позиционирование на рынке.
Избежать отрицательных последствий кризиса невозможно. И меры для избежания кризиса должны предпринимать не мы, а правительство. К сожалению, те меры, которые оно предпринимает сейчас, ведут к удушению экономики (кроме сырьевых отраслей). Автомобильный рынок во всем мире поддерживается кредитным продуктом. Сейчас это «кредитное плечо», по сути, развалилось. Понятно, что это отразится на автомобильном рынке. Лавинообразных изменений, конечно, не будет. Ну чуть замедлятся темпы продаж новых автомобилей. Зато более важным и в структуре доходов, и в структуре взаимоотношений с клиентами станет сервисное обслуживание.
Мы не устраиваем и не будем устраивать «кризисных» распродаж. У нас и так действуют скидки, акции, колеса дарим зимние и другие подарки. Но это каждый год так происходит. А с 1 января мы повысили цены. Цены повысят все – это неизбежно, потому что никто не станет игнорировать введение такого количества пошлин. Кто-то раньше, кто-то позже. Кто-то поступится частью своей прибыли, кто-то нет. Но в целом все производители также поднимут цены на 4-5%. В планах на 2009 год – сохранить рабочий коллектив и позиционирование на рынке.
Василий Залознов, директор автоцентра "Сот-Моторс": "МОСКОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СТАВИТ ПЕРЕД НАМИ ПЛАНЫ УВЕЛИЧИТЬ ПРОДАЖИ"
– Наш дилерский центр «Сот-Моторс» представляет на омском рынке два бренда: германский Mercedes-Benz и американский Chrysler. По Mercedes мы выполнили план. На счет американского производителя скажу откровенно: у нас не все гладко, как хотелось бы… Однако в общем год прошел для нас успешно.
В 2009-м мы ждем появления на свет нового поколения Mercedes E-klasse. Будут обновлены многие модели. Я считаю, что машины с трехлучевой звездой продавались и будут продаваться хорошо, так как эта марка давно заслужила себе авторитет в автомобильном мире. И московское представительство ставит перед нами планы, несмотря на мировой кризис, увеличить продажи на следующий год. Думаю, эта задача вполне выполнима, но не отрицаю: сделать это будет, прямо скажем, нелегко.
Будут ли у нас распродажи автомобилей 2008 года? Да, конечно, будут. Это нормальная процедура для всех дилеров вне зависимости от кризиса. Но ниже себестоимости мы автомобили продавать не будем, это ведь не одежда. Будут существенные скидки.
Что касается вопроса об увеличении ставок по кредитам... Многие лизинговые программы вообще свернуты. Однако нас выручает Mercedes-Benz Bank Rus – дочерний банк немецкого концерна. У него, несмотря на кризис, очень выгодные и привлекательные схемы кредитования клиентов.
В 2009-м мы ждем появления на свет нового поколения Mercedes E-klasse. Будут обновлены многие модели. Я считаю, что машины с трехлучевой звездой продавались и будут продаваться хорошо, так как эта марка давно заслужила себе авторитет в автомобильном мире. И московское представительство ставит перед нами планы, несмотря на мировой кризис, увеличить продажи на следующий год. Думаю, эта задача вполне выполнима, но не отрицаю: сделать это будет, прямо скажем, нелегко.
Будут ли у нас распродажи автомобилей 2008 года? Да, конечно, будут. Это нормальная процедура для всех дилеров вне зависимости от кризиса. Но ниже себестоимости мы автомобили продавать не будем, это ведь не одежда. Будут существенные скидки.
Что касается вопроса об увеличении ставок по кредитам... Многие лизинговые программы вообще свернуты. Однако нас выручает Mercedes-Benz Bank Rus – дочерний банк немецкого концерна. У него, несмотря на кризис, очень выгодные и привлекательные схемы кредитования клиентов.
Никита Банников, руководитель отдела продаж Suzuki ("Феникс-Авто"): "МНОГИЕ ДИЛЕРЫ ЭКОНОМЯТ СРЕДСТВА НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ, А ЭТО ОШИБКА"
– Наш автосалон свою официальную работу начал в сентябре, однако первые машины для клиентов пришли в октябре. В настоящее время у нас представлено четыре модели – это Suzuki Grand Vitara, Swift, SX-4 и Jimny. В следующем году мы надеемся представить на омском рынке еще две-три новых модели. Нельзя сказать, что кризис нас совсем не затронул, но, благо, продажи идут хорошо. Если бы у потенциальных клиентов была возможность покупать машины в кредит на тех условиях, которые были до недавнего времени, то продажи были бы еще больше. Замечу: еще БОЛЬШЕ, но мы и сейчас работаем не себе в убыток. Касаемо каких-либо вопросов по скидкам… Я против таких мер потому, что если товар качественный, то причем здесь скидки? И вообще, главный упор мы делаем на персонал и соответственно на квалифицированное обслуживание. Если менеджер по продажам не является профессионалом, то ни какие супер-скидки и бонусы ему не помогут. Даже если авто будет престижной марки. В общем, скидка проблемы не решает. Главное – профессиональный персонал. Многие дилеры экономят средства на человеческом факторе, а это ошибка. Как будет развиваться кризис и когда все более-менее стабилизируется, ответить сложно: я не финансовый аналитик. В январе точно не будет стабильности у дилеров, однако это традиционно упадочный месяц вне зависимости от кризиса: люди отмечают Новый год.
Наталья РОНДО
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
- У звезды Омского музтеатра поинтересовались, когда она ведьма10125 декабря 2024
- Ксения Собчак показала, какой look она выбрала для встречи с Путиным101324 декабря 2024
- Возле бывшего ночного клуба "Атлантида" открывают новый ресторан128124 декабря 2024
- Звезда балета Полунин: "Мое время в России истекло"1203223 декабря 2024
- Дресс-код: глава федерального Минкульта продемонстрировала идеал офисного стиля231520 декабря 2024
- Омичи в этом году возжелали потрогать креативные елки: в "Искусстве Омска" «подЕЛЬники-6»231317 декабря 2024
- Омская художница участвует в выставке, где куратором выступил создатель масок для фильма Феллини258716 декабря 2024
Новости партнеров