19 Ритейл
№ 51(277) от 07.01.2009
"РИТЕЙЛ будет отброшен ЛЕТ на ПЯТЬ назад"
Что ждет ритейл в условиях кризиса? Омские игроки не слишком оптимистичны в своих прогнозах, хотя и признают, что сложности дойдут до них в последнюю очередь. Но и выбираться из кризисной ямы ритейл будет дольше всех...
В последние годы супермаркеты с азартом боролись за клиентов, придумывая все новые способы привлечения избалованного большим выбором покупателя. Собственное производство готовых блюд и полуфабрикатов, пекарни, фреш-бары, доставка заказов на дом – все это позволяло пусть и не наращивать обороты, но быть вполне конкурентоспособными. В данный момент ритейлеры уже отмечают некоторое снижение продаж по этому списку, а в дальнейшем не исключают того, что от «экстры» придется отказаться совсем. «Ритейл будет отброшен лет на пять назад, – считает директор Торгового дома «Шкуренко» Виктор Шкуренко. – Сейчас мы наблюдаем сжатие рынка, и оно будет продолжаться и дальше. Не исключено, что вернутся мини-рынки, которые не так давно почти исчезли в городе. Владельцам помещений будет спокойнее заключать договоры не с одним большим арендатором, который может совершенно внезапно разориться, а с несколькими мелкими ЧП».
Далеко не для всех ритейлеров подобная ситуация будет помехой – малый бизнес, как более гибкий и быстро реагирующий на изменения спроса, получит некоторый шанс на развитие. Покупатель будет делать выбор прежде всего исходя из стоимости товара, поэтому вперед выдвинутся те, кто сможет им это обеспечить. Однако вернуться к «свободному предпринимательству», которое расцветало в девяностых, уже не получится.
«Челночный бизнес уже невозможен, – подтверждает директор сети магазинов «По карману» Владимир Агальцов. – Государство закрывает все таможни, и пробиться там сложно».
Безусловно, гораздо меньше пострадают магазины, изначально ориентированные на аудиторию с меньшими доходами. Но и им легко не будет – площади и штат придется существенно сократить. Кроме того, в городе остаются экспаты, которые совсем не собираются терять свои деньги. Федеральные и международные сети с развитым менеджментом, продуманной логистикой и мощными резервными средствами из города, конечно, не уйдут и по-прежнему будут составлять серьезную, а в условиях кризиса почти убийственную конкуренцию.
«Чем прежде всего будут привлекать покупателей МЕТRО и «Ашан»? – рассуждает владелец торговой марки «Азимут-М» Владимир Макшеев. – Конечно, ценой. И как раньше весь город ездил на продуктовую оптовку, сейчас поедет в эти магазины. На мой взгляд, малый бизнес получит не шанс на развитие, а небольшую передышку. «Неживые», слишком быстро развившиеся сети будут сворачиваться с бешеной скоростью, покупательская способность резко снизится. Все эти красивые магазины по центральным улицам просто сдует ветром».
Вместе с «красивыми» магазинами кризисный ветер сдует программы обучения персонала, возможность быстрого развития сетей, роскошь интерьеров и даже богатство ассортимента.
«Бытовая техника станет, как минимум, на 50% менее доступной, – уверен владелец магазинов «Электронный рай» Владимир Герчик. – Государство уменьшает количество терминалов, количество техники, поступающей в Россию, снижается. Конечно, никуда не денутся самые ходовые бренды и модели, но, например, купить Miele или Bosch в Омске будет проблематично. Ассортимент серьезно сузится. Вместо 20 моделей на полках будут стоять одна-две. Это происходит уже сейчас».
Пока ритейлеры затаились. Все же предновогоднее время даже в преддверии кризиса влечет за собой увеличение оборотов. Но уже сейчас почти во всех магазинах уменьшается штат, сокращается время работы, режутся площади. Неприбыльные и малоприбыльные проекты готовятся к выбросу. Ритейлеры настроились на пять лет кризиса.
Далеко не для всех ритейлеров подобная ситуация будет помехой – малый бизнес, как более гибкий и быстро реагирующий на изменения спроса, получит некоторый шанс на развитие. Покупатель будет делать выбор прежде всего исходя из стоимости товара, поэтому вперед выдвинутся те, кто сможет им это обеспечить. Однако вернуться к «свободному предпринимательству», которое расцветало в девяностых, уже не получится.
«Челночный бизнес уже невозможен, – подтверждает директор сети магазинов «По карману» Владимир Агальцов. – Государство закрывает все таможни, и пробиться там сложно».
Безусловно, гораздо меньше пострадают магазины, изначально ориентированные на аудиторию с меньшими доходами. Но и им легко не будет – площади и штат придется существенно сократить. Кроме того, в городе остаются экспаты, которые совсем не собираются терять свои деньги. Федеральные и международные сети с развитым менеджментом, продуманной логистикой и мощными резервными средствами из города, конечно, не уйдут и по-прежнему будут составлять серьезную, а в условиях кризиса почти убийственную конкуренцию.
«Чем прежде всего будут привлекать покупателей МЕТRО и «Ашан»? – рассуждает владелец торговой марки «Азимут-М» Владимир Макшеев. – Конечно, ценой. И как раньше весь город ездил на продуктовую оптовку, сейчас поедет в эти магазины. На мой взгляд, малый бизнес получит не шанс на развитие, а небольшую передышку. «Неживые», слишком быстро развившиеся сети будут сворачиваться с бешеной скоростью, покупательская способность резко снизится. Все эти красивые магазины по центральным улицам просто сдует ветром».
Вместе с «красивыми» магазинами кризисный ветер сдует программы обучения персонала, возможность быстрого развития сетей, роскошь интерьеров и даже богатство ассортимента.
«Бытовая техника станет, как минимум, на 50% менее доступной, – уверен владелец магазинов «Электронный рай» Владимир Герчик. – Государство уменьшает количество терминалов, количество техники, поступающей в Россию, снижается. Конечно, никуда не денутся самые ходовые бренды и модели, но, например, купить Miele или Bosch в Омске будет проблематично. Ассортимент серьезно сузится. Вместо 20 моделей на полках будут стоять одна-две. Это происходит уже сейчас».
Пока ритейлеры затаились. Все же предновогоднее время даже в преддверии кризиса влечет за собой увеличение оборотов. Но уже сейчас почти во всех магазинах уменьшается штат, сокращается время работы, режутся площади. Неприбыльные и малоприбыльные проекты готовятся к выбросу. Ритейлеры настроились на пять лет кризиса.
Юлия СТРЕЛЬСКАЯ
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов713025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1697021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1464021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1434021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3430314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7608114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2808013 ноября 2024
Новости партнеров