Новости. Омск

1 300 влиятельных омичей
№ 30(357) от 17.08.2010

Содержание

Кто здесь временные?

ВОмской области сохраняется иллюзия политической стабильности, однако очевидно: эпоха Полежаева подошла к концу. А это значит, что в списке 300 самых влиятельных омичей, многие из которых - в ближайшем окружении губернатора, кто-то скоро станет временным.

Леонид Полежаев остается самым влиятельным из омичей. Хотя, согласитесь, это уже далеко не тот Полежаев, которого мы знали пять, десять или даже три года назад. Что изменилось?
Безусловно, постарел, стал раздражительнее... Видимо, это непросто – в 70 лет находить аргументы для обоснования собственной исключительности. Пусть добровольно уходят в отставку другие, даже такие политические авторитеты как Минтимер Шаймиев. Для него, Леонида Константиновича, надо полагать, это не пример для подражания. Последние усилия, предпринятые губернатором для глобального укрепления чиновничьих СМИ, и некоторые другие действия наводят на мысль: «Полежаев собрался встречать с нами 300-летие Омска». Не улыбайтесь, это не анекдот, скорее драма – трагедия человека, не способного расстаться с властью вовремя. А ведь в 2007-м у Леонида Константиновича был шанс уйти красиво. Кстати, тогда же «БК» назвал губернатора «Человеком года»: «Дело, конечно же, не в том, что именно в 2007-м возведены и Успенский собор, и «Арена» – любимые детища губернатора. Тут важно другое.

 

Леонид Полежаев

«Хромая утка»

Такие архитектурно-стро-ительные шедевры, как Успенский собор или «Арена», претендующие вместе и по отдельности, как минимум, на главное событие десятилетия, являются всего лишь частью ЦЕЛОГО. До них уже были Пушкинская библиотека и музей Врубеля, «Северный» и «Арлекин», Органный зал, собрания сочинений Достоевского и Бунина...
И, конечно же, великолепная команда «Авангард», школы олимпийского резерва и отреставрированный театр Драмы. Согласитесь, никому другому, кроме Полежаева, все это не припишешь...» (БК №50, 2007 г.)
Последовательность шагов Леонида Полежаева начиная с гиблых девяностых говорит о наличии намерений и ЗАМЫСЛА, реализованных к 2007 году, то есть в канун истечения срока губернаторских полномочий. Тут бы и надо было ставить точку, но Леонид Полежаев умудрился сделать из нее многоточие. Переназначение на должность, полученное из рук президента Путина, превратило блестящий финишный рывок омского губернатора в начало старта еще одной губернаторской пятилетки. Это была ошибка. Вот уже несколько лет двухмиллионное население Омской области и в особенности ее элита живут в ожидании отставки губернатора, играющего для всех нас классическую и уже порядком поднадоевшую роль «хромой утки». Сегодня Полежаев слаб как никогда... Ему просто не на кого опереться: Абрамович – далеко, всесильное милицейское окружение – разгромлено, добавим сюда личный конфликт с генералом Камерцелем и появление нелояльного к губернатору начальника УФСБ по Омской области. Работать полежаевскому правительству приходится на фоне непрекраща­ющих­ся громких коррупционных скандалов. Отставка кажется неизбежной, но уйти с высоко поднятой головой у Полежаева, увы, уже не получится. За спиной – деградирующий ВПК, вырезанные стада коров в разграбленном в буквальном смысле слова и спивающемся от безделья селе. И отсутствие даже намека на наличие конкурентной среды как в политике, так и в экономике. Вместо этого – весьма специфический околополежаевский бизнес, по совместительству занимающийся политикой, или наоборот.
Так почему же Шаймиев смог уйти красиво, а наш – нет? Ответ надо искать в области этики. «Годы идут, а в моем случае – летят. Власть – это порочный и прочный круг...
Я знаю, что я подзадержался у власти, но чувство свободы начинает вселяться в душу». Так сформулировал свой нравственный выбор Президент Татарстана Шаймиев.
А в чем выбор губернатора Полежаева, строителя театров и храмов, так и не суме­вшего преодолеть «порочный и прочный» круг власти?

Преемник

Буквально на днях Андрей Бесштанько отметил полугодовой юбилей в должности первого зампреда областного правительства. Сейчас в рейтинге влиятельности он занимает место сразу после тройки омских «зубров», хотя в прошлые годы его фамилия ни разу не попадала даже в первый полтинник. Андрей Бесштанько начинал свою чиновничью карьеру в 2000 году с должности советника аппарата тогдашнего первого вице-губернатора Андрея Голушко. В 2002 году после ухода Голушко из областной администрации молодого юриста, а к тому же и коллегу по юрфаку ОмГУ взял к себе в управление государственного правового развития Александр Бутаков. Позже управление было преобразовано в министерство, а Бесштанько получил первую руководящую должность начальника департамента судебной защиты и правового контроля этого минрегионразвития области. Там будущий первый зампред занимался в том числе и адаптацией к омским реалиям 131 закона «Об общих принципах формирования местного самоуправления» в РФ и даже написал на эту тему небольшую книжку комментариев. Поскольку г-н Бутаков с независимой прессой особо не общался, но при этом понимал, что точку зрения министерства озвучивать по принципиальным вопросам необходимо, эту функцию порой брал на себя именно Бесштанько, в котором уже тогда был заметен некоторый огонек публичного политика. Однако, заигрывая с прессой, Андрей Владимирович очень четко понимал, на кого он работает. Лишний раз он это доказал в судах, отстаивая честь и достоинство Леонида Полежаева против изданий «Ваш Ореол» и «Новая газета». Молодой юрист с задачей справился блестяще – честь губернатора была защищена, за что, видимо,  Леонид Полежаев спустя некоторое время отплатил ему поистине по-царски. Минуя должность замминистра, Андрей Бесштанько был назначен сразу на должность министра труда и соцразвития области (фактически «расстрельный» пост, на котором до этого «погорело» несколько чиновников). Наблюдатели тогда говорили, что плата губернатора за собственную честь оказалась предельно щедрой, однако дальнейшего движения по карьерной Бесштанько никто не прочил, полагая, что молодой «выскочка» спустя пару лет сам собой бесславно канет в Лету. Сам Бесштанько в одном из интервью заметил: «В кресле министра уж точно себя не представлял. Предложение было полной неожиданностью. За доли секунды вся жизнь прошла перед глазами. Даже подумал, может, все это мне приснилось».
В минсоцразвития новый глава запомнился, пожалуй, попытками в мягком варианте монетизировать льготы на общественный транспорт. И хотя ограничение до 30 поездок в транспорте, безусловно, ухудшило положение льготников, жители области не отреагировали (кроме некоторых выступлений коммунистов в Заксобрании) на это решение массовыми протестами. А поскольку из г-на Бесштанько не пришлось делать козла отпущения, его двинули еще выше. Этому способствовала и общероссийская конъюнктура, мода на молодых да плюс еще и приезд Дмитрия Медведева в Омск. Получив зеленый свет в правительственных СМИ, новый зампред мгновенно стал перенимать управленческую стилистику губернатора, что тут же закрепило за ним ярлык официального преемника.

 

Виктор Камерцель

Звездочет при погонах

За то, чтобы остаться в передовом войске власти, борется сегодня генерал Камерцель. Устойчивое, буквально вросшее за много лет в землю кресло главного омского милиционера вдруг потеряло четкую точку опоры и превратилось в кресло-качалку. Разговоры о его отставке не менее часты, чем слухи об уходе Полежаева. Причем если раньше разговоры эти вели обыватели, то сейчас к ним присоединились и сильные мира сего. Говорят, губернатор охладел к своему недавнему соратнику после того, как тот стал тесно сотрудничать с мэром. А недавно, ходят слухи, Полежаев даже публично предложил Камерцелю уйти в отставку или застрелиться, как настоящему офицеру.
По одной из версий, «расстроила» дружбу грамотная операция ФСБ под условным названием «слей телефонные переговоры Камерцеля и Шрейдера Полежаеву». Говорят, запись беседы, где рассматривался вариант губернаторства Виктора Шрейдера, не оставила действующего главу области равнодушным. То, что генеральские позиции пошатнулись, отметили и эксперты. Хотя один из источников утверждает, что Камерцель не так давно обнадежил своих заместителей: мол, «все нормально, я все вопросы
решил».

 

Андрей Фалько

Агенты под прикрытием

В войске влиятельных-2010 практически треть – «свежая кровь». 29 процентов фамилий в рейтинге влиятельности – фамилии новые (не для омского уха, а для самого рейтинга). Наиболее влиятельным «новичком» эксперты назвали Игоря Бондарева: начальник омского Управления ФСБ занимает 14 место в рейтинге. Достаточно вспомнить, что успел сделать Бондарев со времени назначения на должность: о его влиятельности могли бы сказать пару слов экс-начальник омского УФМС Владимир Аллес, сидящий за решеткой, или лишившийся должности начальника областного УГИБДД Евгений Ортман. Или те же Виктор Шрейдер и Виктор Камерцель – см. выше.
Сам Бондарев предпочитает особо не «светиться». Закрытость персон – одна из главных проблем, с которой мы сталкиваемся при подготовке того или иного рейтинга. В этот раз мы постарались не обойти вниманием «темных лошадок»: методика рейтинга с прошлого года претерпела некоторые изменения – все в попытке свести субъективность к минимуму. В первоначальный список, предложенный журналистами «БК» на суд экспертам, последние внесли ряд фамилий людей крайне непубличных, но при этом действительно влиятельных. Так в рейтинге появились фамилии экс-прокурора Омска Андрея Фалько, начальника управления по налоговым преступлениям Рината Нургалиева, бизнесменов Петра Варнавского, Михаила Ольшанского, Дмитрия Павлова, Дмитрия Когана, Павла Щелконогова и других.
«Побочный эффект» – «за занавесом» осталась творческая интеллигенция. Мы не видим здесь фамилий актеров и научных деятелей, единственным влиятельным «человеком от науки» назван Виктор Шалай, ректор ОмГТУ. Из представителей второй древнейшей отмечен Андрей Грошев, директор ГТРК «Иртыш». Спортсменов, которыми так славится земля омская, тоже раз-два и обчелся: отодвинуты политиками, чиновниками и бизнесменами в конец первой сотни Яромир Ягр, в конец третьей – Евгения Канаева.

 

Игорь Зуга

Люди не без повода

Вполне закономерен подъем в рейтинге Игоря Зуги. Кто-кто, а он за год сделал все возможное, чтобы не сходить со страниц прессы (разве что выборы не выиграл). Показательно, что и в рейтинге персональной упоминаемости «Бизнес-курса» этот неординарный товарищ прочно занимает четвертое место после Полежаева, Шрейдера и Медведева.
Кстати, возможно, именно связь с Игорем Зугой сослужила в глазах экспертов хорошую службу Евгению Грефу. В одной из местных публикаций прошла информация о том, что он был одним из финансовых источников удовлетворения политических амбиций директора ­«Омскнефтехимпроекта». О целесообразности этих вложений можно спорить, но пока г-н Греф обгоняет многих своих бизнес-коллег.
Иные PR-ходы выбрал Иван Поляков. Визит Тони Блэра и Мадлен Олбрайт запомнился городу надолго. Сколько бы аналитики ни спорили о мотивах поляковского широкого жеста, уровень его влиятельности явно повысился: не каждый день по приглашению 31-летнего молодого человека в сибирскую глубинку приезжают политики с мировыми именами.

 

Валерий Кокорин

Разные разноуспешные

С кем только не воюет Валерий Кокорин в последнее время: с управлением земельных ресурсов, с арендаторами собственных торговых комплексов и жителями построенных его компанией домов. СМИ тоже не дают ему спуска: Валерий Кокорин по-прежнему постоянный ньюсмейкер, но большее количество этих новостей – со знаком «минус». И при этом он получает больше баллов в рейтинге, чем в прошлом году. Эксперты объяс­няют это долей субъективности, которая присутствует в каждом рейтинге: место в десятке Валерий Кокорин получает, судя по всему, по инерции за прошлые «заслуги перед отечеством». (К слову: иногда оценивают даже не за старые заслуги, а за чин. Не иначе как высоким чином можно объяснить не менее высокое место в рейтинге депутата Госдумы РФ от Омской области Сергея Попова, хотя вряд ли кто-то сможет с ходу перечислить его достижения.)
Зато снизился в глазах экспертов уровень влиятельности небезызвестного предпринимателя Александра Третьякова. И хоть тот не был в течение года замешан в громких скандалах, а свидетелем его по-прежнему товарищеских отношений с властью мог быть каждый зритель премьерного показа спектакля «Лисистрата» – Третьяков оценивал игру актеров Омской драмы в компании Леонида Полежаева, – тем не менее его свеже­испеченные нанопроекты не внушают пока особого доверия. И если в театр он ходит в компании губернатора, то бизнес, утверждают бизнес-источники, ведет в компании предпринимателя, бывшего отцом «говорящей» фирмы «Лабеан», Алексея Карпенко, которого несколько лет назад махинации привели прямиком в тюрьму.
Еще одна тенденция: топ-менеджеры, стоящие у руля компаний, укрепляют свои позиции, а собственники потихоньку «сползают» вниз. Так произошло в тандемах Калинин-Заболотский (ХК «Акция») и Стрелец-Николаев («Алкогольная сибирская группа»). Фамилия последнего впервые появилась в рейтинге влиятельности: г-н Николаев не только позволяет Андрею Стрельцу «заниматься тем, чем хочется» (цитата), но и не так давно приоткрыл завесу тайны, скрыва­вшую его собственную персону – первый раз г-н Николаев ответил на вопросы журналистов, которые до этого в принципе игнорировал.

 

Татьяна Вижевитова

«Правая ручка»

«Правая рука» мэра Татьяна Вижевитова помогла градоначальнику выиграть большую выборную войну и благодаря своим талантам стала единственной женщиной, попавшей в десятку рейтинга влиятельности. Она открывает список из двух десятков женщин, авторитет которых признали эксперты. Среди них – дамы «от власти» Рита Фомина, Ирина Прозорова, Татьяна Спиридонова, Инесса Артемова; депутаты Галина Горст и Галина Кириленко; сразу три банковских главы: Лариса Павлова,
Елена Холопова, Ирина Шадрина. Влиятельными омскими бизнесвумен названы Натела Полежаева, Наталья Дерновая, Татьяна Ушакова (хотя во всех этих случаях обособить бизнес от власти вряд ли получится), а также Марина Хариби и Елена Цалко. Можно отметить возросшее влияние Татьяны Хорошавиной – возможно, это связано с ее выходом из Союза предпринимателей и со вступлением в новую организацию – Ассоциацию развития малого и среднего предпринимательства.


Елена ЯРМИЗИНА, Джон ПЯТКИН, Станислав ЖОГЛИК

Просмотров: 471 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Станислав Жоглик    Джон Пяткин    Елена Ярмизина   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru