Мельпомена уступила журналистике
Первое место опытнейшей Лидии Трубициной, возглавляющей «Омск театральный», скорее свидетельство ее неувядаемого профмастерства, чутья и такта. А эти качества, согласитесь, будут востребованы и в издании с другой тематикой. Борис Ротберг, ставший в прошлом году седьмым за «Панораму музыкальных театров», год 2010-й закончил вторым, причем за одну постановку – «Мертвые души». Любопытно, что премьера эта, по мнению наших экспертов, перевесила сразу несколько ярких спектаклей, показанных в рамках «Панорамы». Омская драма, несмотря на проведение второй по счету «Академии», в итоговой «КУЛЬтноМИНАЦИИ» поднялась не так высоко. Респонденты отметили лишь знаменитого Туминаса и его «Дядю Ваню», который вызвал противоречивые эмоции, но был признан главным событием феста. Татьяну Филоненко и Николая Михалевского отметили за их спектакль о творчестве художника Георгия Кичигина, созданный «академиками» в их «Театре живописи». Кстати, от союза художников в итоговом топе культперсон, как и в прошлом году, двое: ювелиры Ольга и Владимир Крышковец отметились безусловным шедевром – серебряной копией Успенского собора. Из гастролеров опять отличились представители классической музыки – Башмета в топе сменил Спиваков. В качестве новичка итоговой «КУЛЬтноМИНАЦИИ» можно отметить переводчика Евгения Фельдмана за премию Бунина.
Лидия Трубицина, главный редактор журнала «Омск театральный» |
Золотое перо
В этой номинации отметились двое – журналист, театральный критик, главред журнала «Омск театральный» Лидия Трубицина и переводчик, литератор Евгений Фельдман. Оба человека пишущих попали в топ благодаря тому, что их наградили. СМИ, возглавляемое г-жой Трубициной, стало в год своего 25-летия лауреатом IX Межрегионального конкурса журналистского мастерства «Сибирь – территория надежд», а Евгений Фельдман получил премию Ивана Бунина за книги, вышедшие в Харькове. «Омск театральный» отметили в начале июня в номинации «Журналы», где столь специфическое СМИ сумело занять третье место. Наш культвестник о деятелях Мельпомены и их деяниях уступил коллегам из Томска и Кемерова. Хотя само по себе наличие подобного издания и без высокой награды уже большой плюс омским властям от культуры. Наш город давно считается театральным, и такой журнал, конечно, необходим. Заметим, что не все материалы, выходящие в «Омске театральном», носят комплиментарный характер, да и в городе давно известно, что г-жа Трубицина имеет собственное взвешенное и аргументированное мнение по тем премьерам, которые она видит в омских театрах.
Произведения Бернса, Киплинга и Китса в транскрипции Фельдмана принесли ему престижнейшую премию Бунина в номинации «Поэтический перевод». В родном городе обладателя высокой награды не издавали уже 10 лет.
Евгений Фельдман, переводчик, литератор |
Сцена из спектакля «Мертвые души» |
Почти год спустя после назначения на пост главного режиссера Омского академического театра драмы Георгий Цхвирава смог показать местным театралам свою первую работу в новом ранге. «Три девушки в голубом» по пьесе Людмилы Петрушевской, едва появившись, сразу заставили говорить о себе. Причем впечатления от спектакля полярные, а что еще нужно для того, чтобы город заметил нового главрежа? Впрочем, «Премьерой-2010» «Девушки...» Петрушевской, к сожалению, не стали. Отличная драматургия в итоге нашим экспертам показалась все же несколько неактуальной, несмотря на замечание самого Цхвиравы, что пьеса о любви, а это тема вечная. «Премьерой года» стали «Мертвые души» от Омского музыкального. Постановка москвички Ольги Ивановой по идее Бориса Ротберга стала второй гоголевской после презентованного в прошлом году балета «Шинель». На этот раз в Омском музыкальном пошли дальше и заказали известному композитору Журбину и популярному сочинителю сценических и телевизионных текстов Плотову оригинальное произведение на основе поэмы Гоголя «Мертвые души». «Отличная идея. Важный шаг на пути становления продюсерского театра в Омске и в России – стране в основном театра режиссерского», – столь высоко оценил начинание Бориса Ротберга и его труппы один из наших экспертов. Яркая шлягерная музыка короля мюзиклов Журбина, лаконичные емкие стихи Плотова, зрелищные костюмы и хореография сделали премьеру «Мертвых душ» событием в омском театральном мире.
Наталья Василиади, народная артистка России |
Звезда года
Эксперты «КУЛЬтноМИНАЦИИ» оказались патриотами, выделив среди звезд омичку Наталью Василиади. «Хорошая артистка, которой в последнее время не хватает умного режиссера», – таково мнение об актрисе академической драмы близкого к театру эксперта «КУЛЬтноМИНАЦИИ». Нужного режиссера, может, и не было, зато была одна из главных региональных наград в профессиональном театре – премия правительства Омской области имени народной артистки России Любови Полищук за лучшую женскую роль. Нынешняя обладательница ее получила на церемонии награждения лауреатов XVI Омского областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа» по итогам 2009 года. И тут сложилась любопытная ситуация: премию Полищук вручили Василиади, а игравшей в том же спектакле «Дядюшкин сон» Екатерине Потаповой досталась другая премия за лучшую женскую роль, которая при наличии кандидаток вручается ежегодно. Переложение сочинения Достоевского, сделанное Юрием Лоттиным и поставленное Олегом Рыбкиным, принесло немало талантливых актерских работ. Хотя не стало в итоге «Лучшим омским спектаклем сезона». Любопытно, что в номинации «Звезда года» не отметился никто из участников звездного фестиваля «Академия». Хотя вполне мог это сделать харизматичный Мартин Вуттке, исполнитель кинороли Адольфа Гитлера, приехавший к нам со своим спектаклем. Но специфическое зрелище «Гретхенский Фауст» в постановке кинозвезды, увы, наших экспертов за струны души не затронуло. Сергей Маковецкий, блистательно исполнивший сложнейшую роль «Дяди Вани» в спектакле Римаса Туминаса, также не поднялся высоко, – респонденты оценили самого постановщика, но не главного героя. Хотя хороши в постановке были все: и Вдовиченков, и Максакова, и Дубровская, и Симонов.
Елена Калинина, предприниматель |
Меценат года
Супруга депутата Законодательного собрания региона Сергея Калинина, ныне сама предприниматель Елена Калинина в году ушедшем прославила себя даром музею имени Врубеля. Она презентовала главному нашему хранилищу искусств серию графических работ известного омского художника Дамира Муратова «ОкеАйн, или Следы в океане». Серия из 12 графических работ, созданных в смешанной технике, – самая крупная коллекция произведений этого автора, когда-либо попадавшая в музей Врубеля. Стоимость дара, как говорят, 100 000 рублей.
Концерт года
«Концертом года» эксперты признали выступление Владимира Спивакова. Его можно было увидеть и услышать в Музыкальном театре. Выступление Спивакова стало самым светским концертным мероприятием года, даже несмотря на то, что его проигнорировало первое лицо региона. Впрочем, губернатор встретился с маэстро до начала концерта. Диалог их носил творчески-деловой характер и был посвящен грядущему в 2011 году конкурсу Янкелевича.
Те, кто говорил о дороговизне билетов на Спивакова (лучшие места обошлись любителям классики в 3 тысячи рублей), забыли, что несостоявшийся концерт Дмитрия Хворостовского обошелся бы им еще дороже. Выступление звезды мировой оперной сцены могло стать самым дорогим по стоимости билетов за всю историю гастрольной деятельности
в нашем городе. Но артист в июне, увы, не приехал. Причина, как удалось узнать из неофициальных источников, – отмена тура. В филармонии, где должно было 28 июня пройти выступление артиста, сослались на то, что, несмотря на популярность певца, билеты расходились неважно. Хотя торговать ими начали загодя – еще в апреле. Стоимость билетов на Хворостовского в Омске доходила до 10 тысяч рублей.
Увы, не стал событием, по мнению экспертов, и концерт звезды отечественной поп-музыки Филиппа Киркорова. Тогда еще не запятнавший себя дракой с женщиной король шоу-бизнеса выступил с аншлагом в цирке. Отработал три часа, даже почти всегда «живым звуком», но «живье» в неприспособленном для этого цирке – это скорее «осетрина второй свежести».
Владимир Головнев, кинорежиссер |
Кино года
В последний раз в «КУЛЬтноМИНАЦИИ» уже сложившийся, несмотря на возраст, кинорежиссер-документалист Владимир Головнев засветился в ноябре 2009-го, когда его фильм «Занавес», рассказывающий об актерах глубоко провинциального Ирбитского театра из Свердловской области, удостоился сразу двух наград на престижных кинофорумах. В этот раз картина Головнева «Игра» получила 1 место на Московском международном кинофестивале спортивного кино. Лента о болельщиках хоккейного «Авангарда» победила в номинации «Спорт и общество». Заметим, что Владимир хоть и выигрывает гранты, на которые создает свои ленты, как правило, от дружественных ему московской или екатеринбургской киностудий, но активно продвигает родной город в качестве кинематографического. И в том, что наши молодые кинематографисты в этом году активизировались – весной в «Галактике»
состоялась премьера художественной короткометражки режиссера Максима Дьячука «Три дня войны», а в августе со своим фантастическим триллером «Фантазм: реинкарнация» в «Вавилоне» засветился другой омский фильммейкер Денис Павленко, – есть и заслуга г-на Головнева. Заметим, что Головнев обошел в нашем топе культперсон самого Никиту Михалкова. Много вопросов возникло у кинокритиков по поводу изображения в фильме Никиты Сергеевича Великой Отечественной войны. Тема, для многих россиян священная, получила у мэтра весьма голливудское воплощение, причем голливудское не в самом лучшем смысле слова: то есть экшн есть, а вот смысла немного, превалируют ощущения. К тому же, как уверяют столичные специалисты, в прокате новая лента оскароносного режиссера провалилась, собрав пока значительно меньше, чем на нее было затрачено.
Рейтинг культурных деятелей, 2010 год
Место | Персоны | Причины | Баллы* (max 13) |
1 | Борис Ротберг, директор Омского музыкального театра | за идею создания нового музыкального произведения по заказу театра | 9,4 |
2 | Лидия Трубицина, главный редактор журнала «Омск театральный» | за то, что в год своего 25-летия возглавляемый ею журнал стал лауреатом конкурса «Сибирь – территория надежд» | 9,27 |
3 | Евгений Фельдман, член Союза российских писателей, переводчик | за присуждение ему престижной премии Бунина за цикл переводов | 8,45 |
4 | Елена Калинина, супруга депутата ЗС Сергея Калинина | за меценатство | 8,4 |
5 | Владимир Спиваков, художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России | за концерт, ставший не только культурным, но и светским событием | 8 |
6-7 | Наталья Василиади, народная артистка России, актриса Омского академического театра драмы | за получение губернаторской премии имени Любови Полищук |
7,5 |
6-7 | Владимир Головнев, кинорежиссер | за то что, его фильм победил на Московском международном кинофестивале спортивного кино | 7,5 |
8 | Татьяна Филоненко, актриса Омского академического театра драмы | за спектакль «Песня в мастерской живописца», посвященный творчеству Георгия Кичигина | 7,1 |
9 | Николай Михалевский, режиссер «Театра живописи» | за спектакль «Песня в мастерской живописца», посвященный творчеству Георгия Кичигина | 6,82 |
10 | Ольга и Владимир Крышковец, известные омские ювелиры | за создание серебряной копии Успенского собора | 6,45 |
11 | Римас Туминас, художественный руководитель Театра имени Вахтангова | за то, что его спектакль «Дядя Ваня» стал кульминацией фестиваля «Академия» | 5,56 |
12 | Сергей Фамильцев, директор «Кино-досугового объединения г. Омска» | за проведение фестиваля «Любительское кино + Profi » | 5,3 |
13 | Юрий Кузнецов, заслуженный артист России | за то, что стал самой яркой минувшего фестиваля «Киносозвездие» |
4,78 |
По данным агентства «БК-рейтинг», опрос экспертов. Декабрь 2010 г. *Эксперты ранжировали культурных деятелей – победителей «КУЛьтноМИНАЦИИ» по итогам 11 месяцев 2010 года, после чего места переводились в баллы, где 1 место оценивалось в 13 баллов, 13 место – в 1 балл. Итоговый балл равен среднему значению баллов. Рейтинг провалов строился на основе полученных персонами за год отрицательных оценок. |
Эксперты:
Николай Герасименко, директор выставочного салона «Перспектива»; Альберт Каримов, архитектор; Борис Коников, директор музея им. М. Врубеля; Виктор Лапухин, директор Академического театра драмы; Дина Литвина, заведующая литературно–драматической частью Лицейского театра; Владимир Миллер, председатель правления Омского отделения СТД, заслуженный артист России; Александр Милованов, директор фирмы «Марка»; Лариса Тимкова, директор музея «Искусство Омска»; Анастасия Толмачева, заведующая литературной частью театра «Арлекин»; Евгений Шестаков, симфонический дирижер, заслуженный деятель культуры РФ.
Еще нет комментариев Написать комментарий
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024