Авось, небось и с *** помощью
Памятник омскому авантюризму |
Если американского или европейского бизнесмена определением «авантюрист» можно смертельно обидеть, то русского только рассмешить. «А как по-другому?» – спросит каждый второй представитель российского бизнеса, прошедший в погоне за капиталом огонь конкуренции без правил, воду противоречивых законов и медные трубы сумасшедших налогов. Авантюризм – неотъемлемая часть русского бизнеса, как бы нам ни хотелось обратного.
Однако в этом авантюрном море встречаются рыбешки, которые явно таким положением дел не тяготятся, а наслаждаются. Иногда их заносит, и тогда крепкие рыбацкие руки ловят их в сети уголовных и административных дел, но иногда авантюра превращается в деловое приключение, приносящее деньги и славу. Но от того она не перестает быть авантюрой, то есть рискованным делом, предпринятым в надежде на случайный успех.
На что же надеются в большинстве своем омские авантюристы, затевая рискованные проекты? Как ни скучно это признавать, но в большинстве своем – на сильных мира сего. Редкие птички действуют в старых русских авантюрных традициях, выскакивая из окопа с флагом «Авось!». Большинство крепко держится за пиджак своего старшего брата и очень обижается, когда ткань – сама или по велению хозяина – выскальзывает из руки.
Соскользнувших сразу видно по отчаянным интервью в прессе и мелькающим в голубой дали пяткам. А вот счастливых пиджакодержальцев отличает солидное и раздраженное «Не дают дело доделать!». В нашем рейтинге понемногу и тех, и других, но первые места хорошо и плотно заняли те, кто в свое время держал (а возможно, держит и до сих пор), судя по размаху бизнеса, руку Самого Великого Кормчего Омской области. Или пожимал ее чаще других. Сложно представить, что можно самостоятельно проворачивать авантюры такого масштаба в нашем регионе, в котором даже зима и лето наступают исключительно по велению главы. В итоге наш рейтинг авантюристов, в котором главным критерием был выбран масштаб авантюры, можно рассматривать как некую лестницу, где верхняя ступенька находится ближе всего к Самому. Ну а он, как всегда, вне рейтингов и вне конкуренции. Всю глубину и смысл авантюры правления Леонида Константиновича предстоит постигать историкам.
1. ВЕЛИКИЙ КЛАСТЕРИЗАТОР
Михаил Сутягинский,
депутат Госдумы,
из интервью газете «Коммерческие вести» от 31.10.2007 г.
«В июле-августе 2008 года мы запустим первую очередь животноводческого комплекса. Уже к концу года будет запущен комбикормовый завод. Тогда же мы приступим к пусконаладке самого биоэтанольного комплекса и к весне 2009 года запустим его. (…) Наш проект дает возможность наращивать экспортный потенциал страны. Такой возможностью больше не обладает ни одна компания в России. Сумма налоговых отчислений от нашего будущего комплекса составит около 3,5-4 млрд. рублей в год. Нам удастся также увеличить объем валового регионального продукта на 3-3,5%. Это позволит реализовать заявленные партией «Единая Россия» социальные программы, финансово поддержать исполнение национальных проектов в регионе, чтобы в конечном итоге обеспечить новое качество жизни населения. (...) Мы даем возможность развиваться инфраструктуре, автомобильным перевозкам, увеличиваем объем производства животноводческой продукции, зерна и его переработки. Все это дает мультипликативный эффект. На нашем предприятии будет создано более 3 тысяч рабочих мест.»
Прошло три года, ничего из этого не построено. Михаил Сутягинский – самый большой мечтатель в омском бизнесе, в этом плане напоминает известных литературных персонажей. В России г-н Сутягинский не завершил еще ни одного крупного объекта, однако последние годы в омских медиа он, пожалуй, наиболее часто упоминаемый предприниматель.
До последнего времени его имя было связано с идеей выпуска биоэтанола, однако теперь эта тема ушла в тень. Ему не удалось пролоббировать снижение акцизов на этанол, а при действующих ставках он невыгоден. Вместо продажи биоэтанола на сторону Михаил Сутягинский решил сразу перерабатывать его в новую присадку для бензинов. Как сообщил «БК» бизнесмен, «мы сделали для себя вывод: применение биоэтанола в чистом виде в российском моторном топливе, по всей видимости, сегодня невозможно. Да и требуются колоссальные затраты на возможное техническое взаимодействие биоэтанола с продуктами нефтеперерабатывающих заводов. Велики будут и расходы на изменение сети АЗС в России».
Другой громкий проект из многочисленных идей предпринимателя – завод по производству полипропилена мощностью в 180 тысяч тонн. Он должен был заработать еще четыре года назад, последняя провозглашенная дата запуска – август 2011-го, но и этот график, судя по всему, выполнен не будет.
Но наиболее впечатляют отношения Сутягинского с энергетиками. Они говорят о многомиллионных долгах его империи перед ними, сам предприниматель считает, что они создают излишний ажиотаж, просто ревнуют к планам строительства собственной генерации.
Чем кончится эта кластерная авантюра, покажет время, пока же, как считают наблюдатели, ее главный двигатель – интерес губернатора. Сменится глава региона – и никто не сможет предсказать судьбу компании, чье название очень напоминает один большой и казавшийся непотопляемым корабль. Эксперты прикидывают, что общий долг «Титана» перед банками и энергетиками равен 25 миллиардам, причем некоторые кредиты были даны исключительно под областные гарантии. Активная помощь областной власти при возведении инфраструктуры, пиаре, кредитовании, а также недавняя громкая победа не имеющего сильного политического веса Сутягинского на праймериз заставляют многих думать, что у губернатора к данному проекту интерес не только моральный.
2 ОКОЛОЗЕМНАЯ "ОРБИТА"
Вадим Шнайдер,
из интервью «Бизнес-курсу», декабрь 2007 года
из интервью «Бизнес-курсу», декабрь 2007 года
«Нужно вытеснять из своего бюджета все чужое. С самого начала: технику своим биодизелем заправил – на топливных компаниях сэкономил. Дальше в свой автотранспорт погрузил – вытеснил из бюджета элеватор и железную дорогу. Продукцию на своем заводе переработал, в свою розничную сеть отдал. И нет в твоем бюджете ни переработчиков, ни посредников, ни розницы. Выглядит утопично? Возможно. Но весь цивилизованный мир сейчас по этому пути развивается. А нам кто мешает? Мы тоже к этому идем.»
Лучше всего у фермера Вадима Шнайдера получалось производить... впечатление – на журналистов, партнеров и чиновников. Обладая 120 гектарами земли, что даже по российским меркам просто невиданное богатство, г-н Шнайдер вел хозяйство на широкую ногу. В народе имел прозвище «барин», которое очень подходило его коренастой фигуре. О своих наполеоновских планах он рассказывал охотно, рассудительно и с большим энтузиазмом и очень скоро прославился в качестве передового хозяйственника на всю страну.
Загвоздка была в том, что каждый раз до исполнения заявленных планов, согласно рассказам, оставалось всего ничего. Вот-вот будет построен маслоперерабатывающий завод, подумаешь, 150 миллионов евро. Вслед за ним – комбикормовый завод, а там и огромный свинокомплекс, по немецким технологиям, лучший за Уралом. Партнеры от размаха хозяйства, вида современной американской техники на бескрайних рапсовых полях и обильного угощения верили бизнесмену на слово и ждали небывалой отдачи от совместных планов. Но когда доходило до дела, а именно до оплаты, обаятельный и крепко стоящий на ногах Шнайдер превращался в невидимку. Телефоны его не отвечали, а сам он, как сообщали на ферме, отсутствовал в стране.
Кончилась славная афера предсказуемо – в КФХ «Орбита» было введено внешнее управление, а позже, как ни пыталось предотвратить это областное министерство сельского хозяйства, и конкурсное управление. Общая сумма требований составила более одного миллиарда. Попутно стали вскрываться и другие истории, где г-н Шнайдер сумел реализовать свои авантюрные потенции. Стало очевидно, что так много земель у Шнайдера появилось не только благодаря его деловой хватке. Но фермер-авантюрист не унывает, хотя и скрывается. Рассказывают, что г-н Шнайдер находится в Германии, где, наверное, рассказывает о своих планах новым очарованным партнерам.
3 НЬЮ-ЧУКРЕЕВКА? НАКАРКАЛИ!
Михаил Птицин,
из интервью «Российской газете», октябрь 2007 года
«Важное значение для развития Левобережья имеет и повышение транспортной доступности. Со временем «Новая Чукреевка» из окраины превратится в часть нового центра города. Это полностью соответствует концепции развития Левобережья, отраженной в генплане Омска. Надеемся, что в 2007 году мы сможем начать финансирование строительства первого микрорайона. Проект рассчитан на девять лет, и спешка здесь не нужна. Главная цель – все, что будет построено, должно учитывать в первую очередь интересы людей, которые там будут жить.»
Очень, очень сложно рассказать о проекте «Новая Чукреевка» и избежать избитой аллегории с Нью-Васюками, но мы постараемся. Все-таки не о вселенской миссии нового микрорайона говорил г-н Птицин, а всего лишь о новом центре города. Хотя изрядная доля космополитизма в его планах присутствовала всегда. Чего стоит хотя бы идея сборки автобусов шведской марки Volvo на омской земле фирмой, чей офис находится в Северной Ирландии? Тот, кто не поймет этой вселенской логики, не сможет понять, зачем нужно брать двенадцатимиллионный кредит на приобретение комплектующих для автобусов в то время, как все помещения с оборудованием для сборки этих самых автобусов уже проданы, причем несколько раз.
Столкнувшись с непонятливостью публики, г-ну Птицину ничего не оставалось, как подать на наш журнал в суд, потребовав убрать из заголовка статьи, посвященной деятельности его компании, слово «скандал». Это у журналистов скандал, а у творческого бизнесмена рабочий процесс.
С недоверием пришлось столкнуться г-ну Птицину и при реализации проекта «Новая Чукреевка». Подписав самый крупный за всю новейшую омскую историю контракт на строительство жилых домов, гендиректор компании «РУСАНТОН» Михаил Птицин взял в аренду землю за 1,1 миллиарда рублей (эту сумму он должен был выплатить до 2010 года) и забрал подряд на строительство на этой территории на сумму более 190 миллионов. И заголосила пресса в унисон с чиновниками: не справится, не построит, не успеет. И накаркали, конечно. Пришлось бизнесмену создать прецедент: он, победитель тендера по продаже земли в «Новой Чукреевке», стал через суд добиваться признания недействительными результатов этого тендера. А потом и вовсе окружающие перестали понимать талантливого строителя. То вдруг заявили, что дорогу строил не он, а шведы, то «Эльдорадо» вспомнило о каких-то деньгах, то «Мостовик» свой коллектор отказывается убрать, так что работать невозможно, а потом и «Водоканал» палки в колеса ставит. И уголовные дела посыпались. Что теперь с проектом будет? Не понимают у нас талантов. Но ведь с точки зрения бизнеса разве не восхитителен сюжет, когда, даже не платя денег за аренду земли, Птицин, не ударив палец о палец, получает 73 млн. руб. с ОАО «МРСК Сибири» за расположенную на землях компании подстанцию «Восточная»? Не венец ли авантюризма?
4 ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА ВОЗДУШНЫХ ЗАМКОВ
Владимир Дрокин,
из интервью «Бизнес-курсу», август 2007 года
«Я отношусь к той категории людей, которые, как говорят, засовывают все пальцы в пирог одновременно, то есть занимаются всеми делами сразу. Да, иногда убытки минимизируют доходы от других проектов, но интерес все равно остается. Мой идеал – Дональд Трамп. Это единственный человек, которому верят в Америке. Под своим именем он разместил в интернете информацию, что на Канарских островах начинает строить высотку стоимостью $700 млн. Он еще даже не начал строить, но за 8 часов продал все квартиры стоимостью от $1 млн. до $8 млн. И это при кризисе ипотеки в Америке! Этому человеку можно поклониться.»
Обаятельный, интеллигентный и какой-то очень европейский бизнесмен Дрокин выгодно отличался от несдержанных и мрачных дольщиков «Золотых куполов». Даже когда пресса стала поливать строителя элитного комплекса грязью, он не утратил своего изящества. Он прятался не в какой-то
Хацапетовке, а в Испании, к его поимке хотели приобщить не местных участковых, а Интерпол, а интервью прессе он давал не из телефонной будки с угла Химиков и Менделеева, а по скайпу.
Вообще история бизнеса (даже слово «афера» в отношении этого обаятельного джентльмена употреблять как-то не комильфо) Владимира Дрокина приятно ложится на страницы газет. Не какие-то панельные скворечники по программе «Доступное жилье» он строил, а элитный комплекс со звенящим названием. И не его вина, что не хватило денег на позолоту куполов, тем более что от своих обязательств бизнесмен и не отказывался. Просто он стал решать проблему красиво – отправившись на заработки в солнечную Колумбию.
И почему противные дольщики не смогли слегка подождать окончания процесса? Взяли и написали на талантливого предпринимателя заявление. А потом равнодушные к прекрасному люди возбудили и еще одно уголовное дело – по факту двойной реализации квартир в комплексе.
Не зря г-н Дрокин, как он рассказывал в прессе, разочаровался в этом скучном строительстве. Его манили планы, делясь которыми, он, как бриллианты в оправу, вплавлял слова «энергетика», «нефтегазодобыча», «инновации», «патенты» и «зарубежные инвестиции». Уже не скучным трудягой-строителем видел себя бизнесмен, а связующим звеном между инвесторами, производственниками и учеными. Не помешали бы скучные люди – давно уже воссияли бы купола, проданные неблагодарным соотечественникам. Разве не имеет в таких условиях человек право на обиду? Ищите теперь ветра в поле.
6 ЗАБУКСОВАЛ В КОЛОНИИ
Сергей Саликов,
из интервью «Коммерческим вестям» от 14.04.2004 г.
«Нам удалось организовать производство тракторов благодаря улучшению экономической ситуации в области и поддержке министерства промполитики, транспорта и связи Омской области. Нас поддержали кредитами Cбербанк и Банк Москвы – огромное им за это спасибо. Период становления успешно завершен, есть возможность развивать свой бизнес дальше. Планируем наладить выпуск тракторов самых раскрученных российских брендов под своей маркой.»
Помыслы у г-на Саликова были самые чистые, хотя и совсем уж наполеоновские – хотел построить тракторный завод буквально в чистом поле, в Кормиловском районе. Sic transit gloria mundi. Может, масштаб его сгубил, а может – алчность.
Его предприятия по сборке сельхозтехники заработали восемь лет назад, речь шла о тракторах К-700. Омичи получили в минсельхозе РФ лицензию на реанимацию этих тракторов. Самое громкое его заявление было сделано по поводу строительства в Кормиловке нового предприятия, под него даже дали площадку, ВЭБ вроде даже выделял деньги, но на этом все и закончилось. А г-н Саликов заявлял: «В Кормиловке мы собираемся построить завод XXI века, все производственные нормативы будут соответствовать международным стандартам». Не успев начать стройку, он не смог вовремя выполнять уже полученные заказы, насоздавал подставных фирм... В итоге его приговорили к семи годам лагерей за мошенничество.
7 "НЕ ВИНОВАТАЯ Я, ОН САМ..."
Виктор Берг,
из интервью «Бизнес-курсу», апрель 2007 года
«Я даже и не представлял себе до знакомства с г-жой Воробьевой (у нее компания г-на Берга купила площадку со строящимся домом по улице Масленникова, 72 – прим. ред.), что люди из корыстных побуждений готовы манипулировать всем, даже памятью своего сына. Конечно, мы будем отстаивать свои права в рамках закона и уверены, что провокационные выпады г-жи Воробьевой никто не воспринимает всерьез, поскольку в Омске работаем всю жизнь. Среди коллег и партнеров мы заслужили хорошую репутацию.»
Есть аферисты с размахом, кохинором на пальце и датским догом в ошейнике из кожи игуаны, а есть Виктор Берг. К его истории больше всего подходит поговорка «Хочешь жить – умей вертеться». Одно давнее интервью Виктора Берга было озаглавлено так: «Вместо работы нам навязали скандал». Живой и очень деловой строитель Берг всем своим видом показывает, как он далек от того образа, что слепила ему пресса с подачи разных «защитников прав человеков». Одно перечисление домов, которые он строил, займет некоторое время, а уж сколько пришлось побегать, чтобы добыть все разрешения, договориться с подрядчиками и привлечь партнеров!
В этой круговерти дел думать о том, насколько рискованно вкладывать деньги дольщиков из города в строительство недвижимости в районе, просто некогда. Разве Берг виноват, что разразился кризис и строительная отрасль посыпалась? Разве его вина, что бюджет в Называевске и Тюкалинске выкупил не более половины квартир, оставив строителя с неликвидом? Можно ли винить Берга в том, что дольщики, не разобравшись в ситуации, раздули скандал, который стало слышно аж в Москве?
А каким образом Берг мог бы похитить деньги, внесенные в кассы его партнеров? И почему вдруг вызвала сомнение схема, по которой он расплачивался за материалы квартирами? Причем здесь вообще слово «афера», речь идет об обычном российском бизнесе, бессмысленном и беспощадном. А то, что некоторые намекают на высоких покровителей, так их нет только у глупых и ленивых, к которым Берг, безусловно, не относится.
Помилуйте, какое политическое убежище в Америке? Это стиль совсем другого героя, на Берга совсем не похожего. Жаль только, что от работы отстранили, но ведь зато и в тюрьму не упекли. Не это ли лучшее доказательство чистоты намерений строителя?
Еще нет комментариев Написать комментарий
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024