Новости. Омск

10 Рейтинг инноваторов
№ 49(426) от 04.01.2012

Содержание

Надо, и не только "нано"

На вопрос, есть ли инновации в Омске, существуют два прямо противоположных ответа: чиновничий "Сколько угодно, вот смотрите список!" и обывательский "Какие инновации в нашей дыре?!" Наш рейтинг омских инноваторов стал золотой серединой.

Слово «инновация» в наше время так часто и с таким придыханием произносится, как, наверное, после революции говорили «электрификация». Получится ли у нынешних властей дать слову реальную жизнь, как это когда-то удалось большевикам? При том, что ученые жалуются на развал науки, бизнесмены – на крах промышленной базы, основой российской экономики по-прежнему является продажа нефти, а все общество помешалось на борьбе с коррупцией.
Отвечая на вопрос, а не будет ли Сколково просто одним из способов распила бюджетных денег, председатель совета директоров «Омсктехуглерода» Валерий Каплунат сказал: «А какой выход? Совсем ничего не делать?» Те, кто имеет хоть какое-то отношение к инновациям, нынешнее движение власти в эту сторону приветствуют. Потому что все понимают: мы уже отстали и пусть лучше навязнут в зубах инновационные лозунги, чем через несколько лет мы лишимся последней надежды стать чем-то большим, нежели сырьевым придатком.
Но отделять зерна от плевел надо. Пару лет назад в одном из городских конкурсов, посвященных инновациям, победил проект, сутью которого была замена приемщицы заказов в швейном ателье... компьютерной программой. До сих пор инновациями могут называть, например, ремонт цеха или обычное производство с импортным оборудованием. Все это смазывает реальную картину и поэтому так сложно ответить на вопрос, а есть ли инновации в Омске? «БК-рейтинг» впервые обратился к теме инноваций и предлагает свой вариант ответа: «Есть, но хотелось бы больше».

Кирпичный список
На первом этапе составления списка омских инноваторов мы ознакомились с перечнем инновационных проектов, составленных региональным министерством промышленности. Увидев, что в нем 113 пунктов, обрадовались продвинутости нашего города. Но в процессе внимательного чтения радость стала таять. Ну как можно всерьез считать в качестве инновационного проекта техническое перевооружение завода? Или разработку программы, благодаря которой родители школьников будут получать информацию об их отметках на мобильный? В список инноваций министерскими чиновниками вписано даже «оборудование для зубопротезирования на два рабочих места»! А как всерьез относиться к заявленному проекту «Экспертиза качества образования как фактор становления личности в условиях сельской школы»?
– Вот, например, заявлен кирпичный завод, – рассуждал руководитель Омского отделения Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Дмитрий Федосов. – Это хорошее производство, вероятно, востребованное. Но при чем тут инновации? Инновация должна менять рынок, благодаря ей мир получает то, чего раньше не было. В конце концов, у инноватора должен быть патент на его изобретение.
После работы со списком и совещаний с экспертами из 113 пунктов осталось всего шесть проектов. Из них два отсеялись уже на этапе рейтингования – слишком неопределенной оказалась дата реализации. По этой же причине в нашу 20-ку инноваторов не вошли многие малые предприятия при вузах, несмотря на интересность их проектов. По словам омского резидента Сколково Сергея Сорокина, если из 100 идей «выстрелят» хотя бы три, это уже хороший результат. Поэтому на первом этапе сказать, пойдет ли дело, очень сложно. Тем более, если дальше идеи проект пока не продвинулся.
Не стали мы привлекать и тех, кто активно отказывался. Так, руководители компании «Микроникс», например, признались, что инновационной деятельностью занимаются. Но светиться в прессе не хотят. Сложно было работать и с некоторыми вузами – слишком нудную процедуру согласования нам предлагали.
Постарались мы также не брать неоригинальные проекты, которым слишком сложно будет найти инвесторов в силу своей банальности (например, в списке минпрома инновациями в области энергосбережения занимаются аж четыре компании, в стране же на этом желают заработать тысячи). Допускаем, что кого-то мы все же незаслуженно обделили вниманием. Заранее приносим инноваторам свои извинения и приглашаем их к сотрудничеству. Выходите из тени! Говорят, что уже можно.

 

Слова не было, а они были
Кажется невероятным, но даже когда об инновациях не говорили по телевизору, они все равно были. И что уж совсем удивительно, были и в Омске. А самое потрясающее, что они дожили до времени, когда инновации стали поддерживаться государством.
– В 99-м году, когда мы начинали, сидели без копейки, – вспоминает руководитель компании «Современные энергосистемы» Гамзат Худайбергенов. – Даже на газ не было – чуть ли не путем махинаций получили баллон из Новосибирска. Год ждали нужных деталей. Тайваньцы, с которыми мы общаемся, не верят, что мы занимаемся проектом 15 лет. У них через полгода после запуска завод уже приносит первую прибыль.
К сожалению, у нас в стране и сейчас торговать значительно легче, нежели производить (нет смысла приводить цитату кого-то из инноваторов, поскольку это общее мнение). При этом производить и продавать инновационный продукт в разы сложнее, чем, скажем, тот же кирпич.
Об этом немного позже, а пока хочется отметить хорошее: несмотря на все сложности,­ омские инноваторы чувствуют, что государство ими интересуется. Большинство наших респондентов получало субсидии от областной или городской администрации, участвовало в конкурсах, выигрывало гранты, выступало на организованных властью конференциях. О них писали в прессе и хотя бы на словах по­ощряли чиновники. Действительно ощутимой поддержкой стал омский областной бизнес-инкубатор, способствует развитию инновационной среды существование программ типа «Старт» или «У.М.Н.И.К.», есть интерес со стороны федеральных институтов вроде РОСНАНО или Сколково. По мнению Сергея Сорокина, сейчас самое время заниматься инновациями, и предложений по поддержке инноваторов пока немного больше, чем самих инноваторов.

 

Лыком может быть шита молекула, но не победитель рейтинга профессор Лихолобов

Ценный зверь

В нашем рейтинге участвовали не руководители компаний, занимающихся инновациями, а компании. Поскольку здесь, как нигде, важна именно команда. Например, в компании «Алекто-Электроникс» 11 собственников,­ и каждый из них, по словам директора Андрея Суркова, совершенно незаменим. Кстати, компания началась с того, что группа молодых инженеров омского завода им. К. Маркса и ОКБ «Иртыш» по предложению нынешнего руководителя «Мира» Александра Беляева занялась разработкой и выпуском измерительных преобразователей.
К слову, наиболее крепкие омские инноваторы – выходцы с ныне разрушенных заводов. Другие – воспитанники вузов. Необходимость сильной науки становится особенно очевидна, когда еще раз просматриваешь список инноваторов. Своими проектами они обязаны ОмГУПС, ОмГТУ, ОмГУ. Именно эти три вуза в числе лидеров в качестве альма-матер омских инноваторов. При этом многие бизнесмены не теряют связь с университетами и сейчас.
Средний возраст омских инноваторов – 40 лет или чуть младше. Однако сейчас благодаря государственной поддержке появляется довольно много молодых изобретателей, которые организуют свои предприятия. Так, директору «Тест-Лаб» Людмиле Бельской еще нет 30-ти, а предприятие уже не только является обладателем инновационной технологии определения заболеваний по слюне (чем не слоган – «Наплюй на анализы!»), но и в скором времени собирается открыть лабораторию.
А самым старшим участником нашего рейтинга можно назвать директора Всероссийского НИИ бруцеллеза и туберкулеза животных Российской академии сельскохозяйственных наук Владимира Ощепкова, которому в январе исполняется 70 лет. Большую часть жизни (40 лет!) он занимается своим проектом и надеется, что сейчас, когда самая сложная работа уже выполнена, найдутся продолжатели его дела.

 

Анатолий Чубайс в поиске омских инноваций

 Дорогу осилит идущий
Перечислите все сложности, с которыми сталкивается российский бизнесмен, умножьте их на три, прибавьте долгий срок окупаемости, повышенные риски, поскольку идея вполне может остаться всего лишь идеей, и получите примерный багаж проблем среднего инноватора. Ситу­ации бывают разные. Например, компания «Алекто-Электроникс», которая поставляет свою продукцию даже в Европу и аналогов которой пока нет, уже несколько лет никак не может решить конфликт с городским департаментом недвижимости по поводу своего купленного на аукционе здания.
Другой аспект работы инноватора – изначальное недоверие потенциальных клиентов. Это объяснимо – лучше хорошее проверенное, чем великолепное, но непонятное.
– Мы к этому были готовы, – рассказывает директор компании «Супер модификатор сплавов» Руслан Миниханов. – Мы предлагаем сталелитейщикам модификационный комплекс с наночастицами, добавление которого при плавке превращает обычную сталь в хладостойкую. При этом не нужно покупать дорогие никель, молибден, ванадий. Это удешевляет производство в три-четыре раза. Однако предприятия пока с недоверием относятся к нам – поэтому при внедрении мы готовы проводить испытания вместе с ними, помогаем при исследовании нашей продукции. Это очень долгий процесс, но он уже имеет свои плоды – мы поставляем нашу продукцию на три омских предприятия.
Сложно приходится инноваторам, чьим потенциальным клиентом является пусть большая, но одна компания. Вокруг таких монополий кормятся свои проверенные фирмочки, и инноваторам приходится не только убеждать в полезности своих изобретений вожделенного заказчика, но и оттеснять тех, кто свои заработки терять не хочет. Вот уже несколько лет омский изобретатель Валерий Шилер пытается заинтересовать РЖД своим гибким колесом. А компания «ОМИКС», автор оборудования для диагностики локомотивов, вынуждена работать с РЖД через фирму-посредника.
И ничего не приносит омским изобретателям-технарям столько сложностей, как плохая производственная база в стране.
– Пришла в голову идея – нужно сделать не так, а так, – рассказывает Гамзат Худайбергенов. – Было бы под боком производство, тут же бы ее и осуществил. Но приходится делать заказ в другой город, ждать несколько месяцев. А может, идея того и не стоила!
Директор «Свартехпрома» Александр Сотников мечтает о едином инновационном технопарке, директор научно-производственной компании «Индустриальные Геодезические Системы» Сергей Сорокин – о лаборатории, которую бы организовало в Омске Сколково. А директор межвузовского инновационного бизнес-инкубатора при ОмГУ Александр Гончаренко смотрит на проблему еще шире:
– У нас много хороших идей, но нет инновационных менеджеров. От идеи до ее коммерциализации – большой путь. Технопарк положения не спасет. Нужна целая инфраструктура. Инноватор – это ученый. В мире такие люди бизнесом не занимаются. Им нужны инвестор, менеджер, экономист, конструктор и, конечно, техническая база. Без этого проект не будет реализован. Поэтому у нас в городе около полусотни малых инновационных предприятий. Из них не больше 10% дошли до стадии реализации.

 

Новые лидеры
Победители в нашем рейтинге заняли свои места закономерно. Все разработки Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения академии наук (ИППУ СО РАН) востребованы и предприятие умеет их продавать. «Омсктех­углерод» является одним из самых богатых предприятий города и работает на конкурентном европейском рынке, куда без инноваций соваться бесполезно.
Однако маленькие инновационные компании не должны комплексовать из-за своего пока невеликого размера. Даже с их возможностями они уже дают толчок развитию, и никто не знает, кто из них спустя некоторое время сможет стать лидером. Но уже сейчас их польза очевидна. Так, ИП Вельц, разработавшая уникальные устройства для промышленной очистки ультразвуком, размещает заказы на производство деталей для своих установок на десяти омских предприятиях. И если компания увеличит свои обороты, от этого выиграют еще десять омских компаний. Такая сеть формируется вокруг каждого инновационного предприятия. И пусть омские инновации пока не изменили мир глобально, но благодаря им в омской бизнес-жизни есть хоть что-то, кроме скучного купи-продай.


Юлия СТРЕЛЬСКАЯ

Просмотров: 348 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Юлия Стрельская   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru