"Нас пугали и ФСБ, и геенной огненной..."
За последние двадцать лет село Окунево в Муромцевском районе приобрело устойчивый мистический ореол. Сюда потянулись в поисках особых энергий представители различных верований и просто «чудаки» не только из Омска, но и из других городов, даже стран. На эту популярность чутко среагировала экономика села. В соседнем Муромцеве двухкомнатный дом с земельным участком стоит 200-400 тысяч рублей. В Окуневе – окраина цивилизации, пять улиц, отсутствие мобильной связи и прочих благ – за такой дом просят уже от восьмисот тысяч до миллиона. В местной гостинице абсолютно городские цены: по-спартански обставленный номер летом обходится в 1500 рублей за сутки. С 2003 года «родноверы» (последователи славянского язычества) празднуют в Окуневе Купало – древний праздник любви и плодородия. Станислав Репин, местный житель, исповедующий нечто среднее между индуизмом и неоязычеством, подал идею превратить ежегодные празднества в полноценный фестиваль, и с 2010 года, когда прошло первое «Солнцестояние», количество участников ежегодно увеличивается в 2-2,5 раза. Что удивительнее всего, мероприятие это никому не подчиняется, никем не финансируется и организуется без всяких указов сверху и правительственной поддержки. Среди организаторов – пятьдесят человек, бюджет состоит из добровольных взносов, так сказал нам один из организаторов, Сергей Осинцев. Сам он занят продюсерской деятельностью, но утверждает, что «Солнцестояние» – это для души и к работе никакого отношения не имеет. Мы поговорили с ним о том, легко ли заставить цвести пышным цветом мероприятие без «удобрения» административной поддержкой.
– Сергей, большой ли бюджет у мероприятия?
– Довольно большой, цифры назвать не могу. А статей расходов много – гонорары и билеты артистам, доставка оборудования и вообще вся организация праздника. Бюджет на треть складывается из пожертвований неравнодушных людей, кое-что покрывает продажа «сувенирки» на ярмарке, остальное – из своего кармана. Но в этом году мы практически подошли к нулевому балансу. Концепция этого праздника изначально была такой: люди для людей.
– А со стороны он выглядит коммерчески крайне выгодным: 150 рублей за каждую палатку в сутки, 500 рублей – въезд машины, умножить на три тысячи народу…
– Эти деньги идут не нам, а базе отдыха «Окунево». Ее хозяин – местный предприниматель Сергей Роденко, он арендовал землю на яру, создал минимальную инфраструктуру – поставил туалеты, умывальники, привозит питьевую воду в бочках, вывозит мусор. Но не думаю, чтобы они получали сверхприбыли. Вот, к примеру, вода. Бочка питьевой воды стоит им четыре тысячи рублей. Ее везут за две деревни.
А на время фестиваля цену поднимают до 17 тысяч за бочку. В день таких бочек нужно хотя бы пять. И часть денег они вносят в фонд фестиваля.
– Сколько людей приехало на фестиваль?
– По разным подсчетам, от четырех до семи тысяч. В деревне с февраля (!) бронировали дома и комнаты. Перед фестивалем нам надо было поселить группу музыкантов – с трудом место нашли, все с зимы занято! В ашраме говорят, одних кришнаитов приехало 200 человек.
– Администрация района помогала? На их земле ведь праздник.
– А вы не знаете, что земли вокруг Окунева давно куплены Москвой? По крайней мере, так говорят. Но для нас это, может, и лучше: если бы эта земля принадлежала области, было бы очень сложно что-либо там организовать.
– Что вы имеете в виду?
– К примеру, на нас большое давление оказал минкульт. В начале года мы отправили им положение о фестивале и подали в правительство заявку на субсидию. Поначалу они даже выделили некоторые средства, но потом оперативно их забрали. Этому активно способствовали Людмила Чекалина, начальник отдела по делам религии и национальной политики, и Владимир Радул, на тот момент руководитель аппарата губернатора. Мы поняли, что с ними связываться бесполезно, и просто отозвали заявку.
– Продолжение у истории было?
– Насколько я понимаю, в нашем минкульте сильное лобби РПЦ. Мы заявили о мероприятии традиционной культуры: Купало – это древний славянский и даже индоевропейский праздник, который на нашей земле праздновали задолго до появления христианства. Но минкульт почему-то отправил программу фестиваля в Омско-Тарскую епархию, чтобы они дали какое-то свое заключение. Не понимаю: мы живем в светском государстве, почему мероприятия должны одобрять представители какой-то отдельной конфессии? Если найдете номер «Епархиального вестника» за июнь, увидите, сколько там грязи на нас вылили. Мы пошли в епархиальное управление, говорили с епископом Муромцевским отцом Петром и с целой толпой священников. Три часа нас клеймили и пугали всем, чем можно: и властью, и милицией, и ФСБ, и геенной огненной, требовали, чтобы мы отказались от самой идеи проведения фестиваля в Окуневе. Мы совершенно не смогли ни о чем договориться, нам выставили жесткий ультиматум: мы (церковь) будем с вами бороться. Чтобы противодействовать фестивалю, РПЦ устроила два крестных хода, привезла мощи Александра Невского и поп-звезду дьякона Кураева, нагнала в Окунево больше десятка священников и целый автобус детей.
– Как отреагировали вы?
– Мы отправили на имя митрополита письмо, а на фестивале совершенно бесплатно приютили батюшек и детишек.
Благо, батюшки оказались довольно адекватными, и мы нашли с ними общий язык, это во многом способствовало сглаживанию конфликта. Но на празднике все равно были представители комитета по противодействию экстремизму.
– В этот раз было заметно, что кое-кто приехал не на культурный праздник, а напиться на природе.
– Мы призываем людей воздерживаться от употребления алкоголя, в традиционной культуре напиться на празднике считалось неуважением к высшим силам. Мы отправляли письмо в администрацию Муромцевского района с просьбой ограничить продажу алкоголя в деревне на время проведения праздника. Вроде бы ограничение введено было, но алкоголь все равно продавали. Тех, кто приехал напиться, там процентов пять, просто в этом году было больше народу, и казалось, что их тоже больше. В конце фестиваля я прошел по лагерю лично: все, кто ставил палатки на яру, убрали мусор за собой полностью, чистота была как до начала фестиваля. И в кучах мусора практически не было бутылок.
– Как обстоят дела с экологией? Говорят, в километре от поляны бросили костер, и тлеющий лес тушили добровольцы четыре дня.
– Да, я знаю об этом случае от третьих лиц. Если бы эти ребята хотя бы сообщили организаторам… У нас дежурила машина МЧС, да мы бы и сами набрали народ, дали лопаты и пошли тушить. Со сцены мы призывали людей бережно относиться к природе, так как в славянской традиции природа – это прямое проявление бога Рода. Согласно Голубиной книге (памятник славянской духовной литературы) мир проявленный, «явь», сотворен из тела божия.
Р.S. Как один из организаторов Сергей считает, что праздник достиг своего предела – больше народу имеющаяся инфраструктура просто не потянет. Возможно, в следующем году количество участников придется сократить искусственно. Жаль, если такой туристический потенциал придется давить. О предпринимателе, который первым открыл «золотое дно» Окунева, и о том, поддержит ли аномально успешное село администрация района и области, читайте в одном из следующих номеров «БК».
Протоиерей Сергий, священник Омской епархии:
– Не нужно смешивать нас с участниками этого фестиваля. Владыка благословил нас съездить и представить позицию церкви по отношению к тому, что здесь происходит, но мы не участвуем в этом действе. Это то, от чего отказывались мученики и предпочитали мученическую смерть, но не поклонялись тому, чему поклоняются здесь. Мне приходилось видеть, как люди приходят к бабаджистскому жертвеннику, там обряды совершают, а при этом еще и крестятся. У человека есть в душе тяга к своей православной вере, но он не понимает, как пагубно это смешение. А ведет это, по большому счету, к погибели души. Мы ведем работу, общаемся с людьми, которые приходят сюда, в часовню Архангела Михаила, служим молебны, акафисты. 22 июня, в День памяти и скорби, поминали воинов погибших. Нужно различать твердость в вере и отношения между людьми. У нас нет неприязни или вражды, мы спокойно общаемся с организаторами. Но четко разграничиваем нашу веру и другую, они это понимают.
Комментарии (10) Написать комментарий
В ОкуневЕ ничего быть не может... а вот в Окунево, пожалуйста...
И еще, Александра... прекратите деревню называть селом... Прошу следующий раз всё же поинтересоваться объектом статьи, а потом о неё писать
Географические названия славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, не склоняются в сочетании с родовым словом: из района Люблино́, в сторону района Строгино́, к району Митино, в городе Иваново, из деревни Простоквашино, до края Косово. Если же родового слова нет, то нормативны оба варианта, склоняемый (старый) и несклоняемый (новый): в Люблине и в Люблино, в сторону Строгина и в сторону Строгино, в Иванове и в Иваново, из Простоквашина и из Простоквашино, до Косова и до Косово, к Митину и к Митино, 8-й микрорайон Митина и 8-й микрорайон Митино. При этом склоняемый вариант соответствует строгой литературной норме (и рекомендуется, например, для речи дикторов)
Успехов вам в изучении русского языка, Розенталь и "Русская грамматика" вам в помощь
Статья "Деревня". Синонимы - село, поселок, поселение, станица, местечко, урочище, хутор, весь.
mozzart555, над выяснением личности таинственного предпринимателя мы как раз работаем, самим интересно посмотреть на этого одаренного человека)
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл860021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии682021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись670021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2733314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6976114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2213013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2568013 ноября 2024